В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад? Мнение детского психолога

Почему не стоит водить в садик раньше?

Отрыв от мамы, переход в группу, где множество малышей разного темперамента, необходимость по часам кушать, играть и спать для многих детей, особенно совсем маленьких – тяжелейший стресс.

На фоне невроза у малыша:

  • могут обостриться заболевания;
  • резко пропасть аппетит;
  • ухудшится качество сна;
  • могут появиться страхи, которые приведут к психологическим проблемам.

Готовность к саду должна быть в первую очередь психологической. Кушать ложкой, самостоятельно обувать ботиночки и ходить на горшок ребенка научат в яслях – причем очень быстро, особенно если в группе есть дети постарше, которые уже умеют это делать.

Маму же не заменит никакая, даже самая чудесная воспитательница – если малыш к этой временной замене не готов категорически.

Маму же не заменит никакая, даже самая чудесная воспитательница – если малыш к этой временной замене не готов категорически.

Режим и привычки

Изменения в этой сфере нужно проводить постепенно, естественно. Например, отучать от кормления грудью стоит не позднее, чем за 2 месяца до посещения детского сада.

Во многих странах эта практика имеет широкое распространение. В Израиле, к примеру, отпуск по уходу за ребенком составляет всего 26 недель, подразумевается, что в дальнейшем ребенок будет развиваться в дошкольных учреждениях.

«Безумный движ» на «Дарынке»: школьная ярмарка и открытие роллердрома

“Твой Малыш” – уникальный украинский журнал для современных родителей.
На его страницах найдете наиболее полную качественную информацию о беременности и родах,
уходе за новорожденным и маленькими детками.

В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад?

Нужен ли ребенку детский сад? Если да, то, в каком возрасте пора отдавать кроху в садик? Как свести к минимуму возможные проблемы и как подготовить малыша к предстоящим переменам? Эти и многие другие аналогичные вопросы волнуют практически всех родителей, которые задумываются о необходимости отдавать ребенка в детский садик. Но, попытавшись решить возникшие проблемы с помощью друзей, знакомых и родственников, молодые родители еще больше запутываются. Подруги с опытом говорят, что чем раньше ребенок пойдет в детский сад, тем лучше. Бабушки и дедушки, наоборот, категорически протестуют и советуют вообще не отдавать малыша в садик, чтобы избежать дурного влияния. Кого слушать в этой непростой ситуации? Конечно же, специалистов.
Большинство детских психологов сходятся во мнении, что детский сад ребенку так же необходим, как школа. Но вот на вопрос, когда же пора отдавать ребенка в садик, однозначного ответа не существует. Одни дети в два года легко вливаются в садовский коллектив, не плачут при расставании с мамой и скучают по детскому садику в праздники и выходные. Другие, наоборот, каждое утро заливаются слезами, и их приходится в буквальном смысле слова отрывать от мамы. Все зависит от характера и темперамента ребенка. Определить, в каком возрасте ребенку пора идти в детский сад, можно только внимательно понаблюдав за ним. Детские психологи выделяют два типа готовности к детскому саду: готовность по темпераменту и готовность по характеру. И совместив эти две готовности, родители могут определить приблизительный возраст, в котором их ребенок “дозреет” до детского сада и наиболее безболезненно переживет адаптацию.

Готовность N1. Внимание на темперамент
Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом, который практически невозможно изменить. Врожденный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения и т. д. Темперамент обусловлен скоростью и силой реакции нервной системы на различного рода раздражители: на интонацию матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке, собственные желания и т. п. Впоследствии одним из таких раздражителей выступает детский коллектив, поэтому потребность в детском коллективе определяется, прежде всего, темпераментом ребенка. Как известно, существует четыре наиболее распространенных типа темперамента: меланхолик, флегматик, холерик и сангвиник. Рассмотрим каждый из этих типов.

Ребенок-меланхолик
Ребенок-меланхолик замкнутый, нерешительный и очень мнительный. Он редко выражает приятные эмоции. Этот ребенок прирожденный пессимист и постоянно чем-то недоволен. Часто ноет, хнычет или кричит во весь голос. Он постоянно требует внимания к своей персоне и проявляет недовольство, если родители просят его поиграть самостоятельно. Ребенок-меланхолик не любит никаких нововведений. Изменение распорядка дня, появление в его окружении новых лиц и даже новую еду, он воспринимает настороженно. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к переменам и принять их как должное. Он с трудом усваивает новую информацию и быстро устает.
Время пришло. Меланхолику детский коллектив не нужен. Он вполне комфортно чувствует себя дома в окружении взрослых, которые готовы удовлетворять все его капризы. Поэтому чем позже такой ребенок пойдет в садик, тем лучше. Если есть возможность желательно отдавать такого ребенка в садик не раньше 5–6 лет. Но вообще избегать детского сада и до школы сидеть дома не стоит. Желательно, чтобы ребенок-меланхолик до школы получил опыт общения со сверстниками и воспитателями (не рассчитывая на маму, которая всегда рядом).
Возможные проблемы. По утрам он будет устраивать вам настоящие концерты. Протестовать против похода в детский сад меланхолик обычно начинает еще с вечера. А когда вы наконец сможете вырваться из его цепких объятий, он может “мстить” воспитателям и другим детям за то, что мама все-таки настояла на своем и ушла на работу. Меланхолик будет отказываться засыпать и мешать другим детишкам в тихий час.
Тактика поведения. Меланхолику нельзя приказывать и силой вести его в садик. Любые категоричные обращения и отрицательные оценки провоцируют и без того вялые действия с его стороны. С таким малышом надо обсуждать предстоящие события, акцентируя внимание на положительных сторонах. Ваша задача – заинтересовать ребенка предстоящими переменами. Рассказывайте ребенку, как интересно ходить с садик. В крайнем случае, можно заключить с меланхоликом мирный договор: “Ты не плачешь утром и идешь в садик, а в выходные мы пойдем кататься на карусели” (возможны любые варианты в зависимости от предпочтений малыша).

Ребенок-флегматик
С таким ребенком родители обычно не знают проблем. Он много спит, умеет играть один, редко закатывает родителям истерики и практически не требует к себе внимания. Ребенок-флегматик всегда сдержанный и рассудительный. Он редко проявляет любопытство и инициативу. Создается впечатление, что он как бы плывет по течению. Флегматик любит спокойные игры и старается всегда держаться в тени. Он долго адаптируется к детскому саду, но открыто не выражает своих эмоций.

Время пришло. Флегматику все равно где находиться – в садике или дома, но адаптация к детскому саду для него наиболее безболезненно проходит в 2–3 года. В этом возрасте детский коллектив еще не сформировался и флегматику будет проще вписаться в новый круг общения.

Возможные проблемы. Адаптируясь к детскому саду, ребенок-флегматик погружается в себя. Он избегает общения со сверстниками, и не идет на контакт с воспитателем. Он может целый день просидеть один в уголке или около окна. Он редко плачет по утрам, когда мама уходит и не проявляет особой радости, когда его забирают домой. Но при этом садик долгое время остается для него чужим местом, а не “вторым домом”. Ребенок-флегматик может целый день терпеть в туалет или “ходить” в штаны. Хотя уже давно умеет пользоваться горшком и туалетом. Таким образом, он демонстрирует, что садик для него – чужая территория.

Тактика поведения. Воспитатели редко жалуются на таких детей. Флегматик не плачет и не капризничает. Но он не меньше, чем другие детишки, нуждается во внимании. Ему необходимо присутствие рядом чего-то родного и знакомого. Принесите в садик частичку дома. Если возможно, купите для садика такой же горшок или сиденье на унитаз, как дома, красивое постельное белье и пижаму. Тогда флегматику будет проще привыкнуть к новой обстановке.

Ребенок-холерик
Спокойным этого ребенка никак не назовешь. Он легко возбуждается и долго не может успокоиться. Холерик предпочитает шумные игры, баловство и постоянно нуждается в зрителях. С раннего детства он умеет работать на публику. Холерик часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями. Он легко привыкает к новым лицам и новой обстановке. Но все непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. Он быстро схватывает новую информацию и так же быстро ее забывает.

Время пришло. Потребность в детском коллективе у холерика появляется в 3–4 года. Кстати, для него это оптимальный возраст для привыкания к детскому саду. В этом возрасте ребенок уже знаком с определенными нормами поведения и у него появляется сдерживающий фактор. В 3–4 года холерику будет легче всего научиться отвечать за свои поступки и гармонично вписаться в детский коллектив.

Возможные проблемы. Адаптируясь к детскому саду, холерик будет проявлять еще большую активность и задиристость – таким образом он пытается снять нервное возбуждение и привыкнуть к разлуке с мамой. Поэтому основные проблемы будут возникать у воспитателей и других детей. Он будет утомлять воспитателей, и выступать инициатором всех детских шалостей.

Тактика поведения. Не ругайте ребенка за задиристость и драчливость. Он и сам понимает, что ведет себя неправильно, но ничего не может с собой поделать. Задача родителей и воспитателей – направить его бьющую через край энергию в мирное русло.

Читайте также:  Могут ли болеть легкие при дыхании и о чем говорит боль при вдохе или выдохе?

Ребенок-сангвиник
Это самый “подходящий” для детского сада темперамент. Он невероятно любопытен и постоянно нуждается в новых впечатлениях. Ребенок-сангвиник проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает. Он прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте и мгновенно усваивает новую информацию. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Ребенок-сангвиник не злопамятный – он быстро прощает и забывает обиду. Сангвиники – прирожденные лидеры и заводилы. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия.

Время пришло. Как только ребенок-сангвиник замечает, что вокруг есть дети – он сразу нуждается в общении с ними. Сангвиники обладают врожденной готовностью к детскому саду. Поэтому, чем раньше вы отдадите такого ребенка в коллектив, тем лучше для всех.

Возможные проблемы. Первое время сангвиник будет с радостью идти в детский сад. Но он быстро устает от однообразия. И если в саду дети предоставлены сами себе, то сангвиник быстро насытится и потребует новых впечатлений. И как только ему станет скучно ходить в садик, он обязательно продемонстрирует вам свое недовольство.

Тактика поведения. Выбирайте детский садик, где дети максимально загружены разнообразными занятиями. Лепка, рисование, музыка, танцы, физкультура, развивающие игры вашему малышу пойдут на пользу. Ребенок-сангвиник будет с удовольствием ходить в детский сад только в том случае, если ему там будет интересно.

Готовность N2. Характер имеет значение
Как известно, каждый ребенок рождается со своим характером. В зависимости от того, как ребенок получает новые знания и усваивает информацию, выделяют четыре типа характера: зритель, слушатель, оратор и деятель. У каждого из приведенных ниже типов готовность к детскому саду наступает в разное время. Кроме того, в зависимости от того, какой тип восприятия у ребенка преобладает, могут появиться специфические проблемы адаптации к детскому саду.

Ребенок-зритель
Его основной канал восприятия – зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки, картинки, любит смотреть телевизор. От внимания зрителя не ускользнет ни одна мелочь. В то же время он быстро устает от однообразия. Ему требуется постоянная смена кадров и новые визуальные впечатления. Во время гуляния он может обойти несколько детских площадок, и на каждой поиграть всего несколько минут. Ребенок-зритель часто “не слышит” обращенных к нему вопросов, если они не подкреплены визуальными впечатлениями. Зритель не боится новых лиц, но при этом не идет на контакт с незнакомыми людьми. Он может внимательно разглядывать чужую тетю. А как только она его заметит и задаст простой вопрос, спрячется за маму, засмущается или что-то тихо пробубнит себе под нос.

Время пришло. Интерес к детскому коллективу у зрителя появляется в 3–4 года. Но адаптация к саду у него наиболее гладко проходит в 2 года. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему будет побороть смущение, вписываясь в новый коллектив.

Возможные проблемы. Зритель пугается, когда внимание окружающих приковано к нему. Он будет с любопытством заглядывать в группу. Но при этом боится широко открыть дверь и зайти туда. Дети этого типа часто просят маму подольше не уходить и посидеть вместе с ним.

Тактика поведения. Попросите воспитательницу, чтобы она не смущала ребенка своими вопросами и не привлекала к нему внимание других детей. Ему нужно время привыкнуть к новым лицам и внимательно рассмотреть все вокруг. Приводите ребенка первым, чтобы у него было время до прихода других детей осмотреться вокруг. Если есть возможность, первое время уходите из группы, когда все детишки уже в сборе. В присутствии мамы ребенку будет проще привыкнуть к новым лицам и побороть смущение.

Ребенок-слушатель
Он усваивает информацию посредством слушания. В раннем детстве слушатель отдает предпочтение музыкальным игрушкам, любит слушать сказки и песенки. Дети того типа несколько позже сверстников начинают говорить. Слушатель как губка впитывает новую информацию и молчит, а потом удивляет взрослых правильной речью. Он обладает обширным словарным запасом и хорошей памятью на имена и факты. Задавая вопросы, этот ребенок всегда выслушивает ответ до конца. При этом его не удовлетворяют краткие ответы, типа “Да-Нет”.

Время пришло. Слушателя желательно отдавать в детский сад в 5–6 лет. В этом возрасте ему уже интересно слушать не только взрослых, но и сверстников. В более раннем возрасте слушатель не нуждается в детском коллективе и ему будет наиболее трудно пережить разлуку с родителями.

Возможные проблемы. Ребенку слушателю необходимо, чтобы с ним постоянно разговаривали и объясняли ему все происходящее вокруг. При этом он стесняется приставать к незнакомым людям (воспитательнице, нянечке) с вопросами и тихо ждет, пока его заметят. В результате он может целый день провести в ожидании.

Тактика поведения. Научите малыша слушать не только взрослых, но и детей. Для этого по вечерам спрашивайте у него, что говорили другие детишки. Обычно первое время дети игнорируют друг друга и прислушиваются только к словам взрослых. Но поняв, что сверстники гораздо более интересные рассказчики, чем взрослые, слушатель будет с удовольствием ходить в садик.

Ребенок-оратор
Оратор познает мир через общение. Этот ребенок постоянно что-то говорит. Родителям иногда кажется, что он вообще ни на секунду не замолкает. При этом малыш не станет что-то бубнить себе под нос. Как истинному оратору ему нужны слушатели, которых он обязательно найдет. Он легко идет на контакт со всеми вокруг. Оратор редко смущается, отвечая на вопросы взрослых. У этого ребенка по любому поводу есть своя точка зрения, которую он обязательно сообщит всем вокруг.

Время пришло. У оратора потребность в детском коллективе появляется приблизительно в 3–4 года. Именно в этом возрасте дети начинают общаться друг с другом. И оратор легко привлекает к себе внимание сверстников.

Возможные проблемы. Оратору тяжело молчать, а в садике ему первое время не с кем поговорить. У воспитательницы нет времени слушать его рассказы, а другие детишки целиком поглощены своими эмоциями.

Тактика поведения. Каждый вечер спрашивайте у оратора, чем он занимался в садике. Не перебивайте его. Если ребенок целый день молчал, ему необходимо выплеснуть накопившийся словесный поток. Ребенок должен чувствовать, что родителям действительно интересно услышать подробный рассказ о событиях прошедшего дня. Если ребенок будет знать, что вечером найдет благодарных слушателей в лице мамы и папы, то ему будет проще пережить разлуку. И попросите воспитательницу, чтобы она активно привлекала оратора к подготовке и участию во всевозможных праздниках.

Ребенок-деятель
Он все время занят делом. Ребенок деятель не может спокойно сидеть и наблюдать за чем-то. Ему надо быть активным участником происходящего. Дети этого типа много двигаются, а во время разговора активно жестикулируют. Деятели часто перегоняют сверстников по физическому развитию. Но при этом отстают в тех областях, где требуется усидчивость и терпение.

Время пришло. Деятель с самого рождения нуждается в коллективе единомышленников. В 1,5–2 года такому ребенку уже пора посещать детский сад.

Возможные проблемы. Ребенок-деятель обычно с удовольствием идет в детский сад, но спустя некоторое время его азарт может исчезнуть. И когда другие детишки уже адаптируются и перестают плакать по утрам, деятель категорически отказывается идти в садик и закатывает истерики. Скорей всего, дело в том, что ему становится скучно. Он не знает, чем еще заняться в детском садике: во все игрушки он уже переиграл.

Тактика поведения. Дети этого типа адаптируются к новым условиям преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Деятелям требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите воспитательницу, чтобы она регулярно давала ребенку “ответственные” поручения. Пусть малыш поможет ей расставить игрушки, заправить кроватки или убрать со стола.

Ребенок-меланхолик
Ребенок-меланхолик замкнутый, нерешительный и очень мнительный. Он редко выражает приятные эмоции. Этот ребенок прирожденный пессимист и постоянно чем-то недоволен. Часто ноет, хнычет или кричит во весь голос. Он постоянно требует внимания к своей персоне и проявляет недовольство, если родители просят его поиграть самостоятельно. Ребенок-меланхолик не любит никаких нововведений. Изменение распорядка дня, появление в его окружении новых лиц и даже новую еду, он воспринимает настороженно. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к переменам и принять их как должное. Он с трудом усваивает новую информацию и быстро устает.
Время пришло. Меланхолику детский коллектив не нужен. Он вполне комфортно чувствует себя дома в окружении взрослых, которые готовы удовлетворять все его капризы. Поэтому чем позже такой ребенок пойдет в садик, тем лучше. Если есть возможность желательно отдавать такого ребенка в садик не раньше 5–6 лет. Но вообще избегать детского сада и до школы сидеть дома не стоит. Желательно, чтобы ребенок-меланхолик до школы получил опыт общения со сверстниками и воспитателями (не рассчитывая на маму, которая всегда рядом).
Возможные проблемы. По утрам он будет устраивать вам настоящие концерты. Протестовать против похода в детский сад меланхолик обычно начинает еще с вечера. А когда вы наконец сможете вырваться из его цепких объятий, он может “мстить” воспитателям и другим детям за то, что мама все-таки настояла на своем и ушла на работу. Меланхолик будет отказываться засыпать и мешать другим детишкам в тихий час.
Тактика поведения. Меланхолику нельзя приказывать и силой вести его в садик. Любые категоричные обращения и отрицательные оценки провоцируют и без того вялые действия с его стороны. С таким малышом надо обсуждать предстоящие события, акцентируя внимание на положительных сторонах. Ваша задача – заинтересовать ребенка предстоящими переменами. Рассказывайте ребенку, как интересно ходить с садик. В крайнем случае, можно заключить с меланхоликом мирный договор: “Ты не плачешь утром и идешь в садик, а в выходные мы пойдем кататься на карусели” (возможны любые варианты в зависимости от предпочтений малыша).

Читайте также:  Витрум Вижн - аналоги и заменители витаминного комплекса

Какие дети относятся к группе риска по вирусному гепатиту?

К группе риска относятся детишки, имеющие высокую возможность заразиться вирусом гепатита B. К такой категории принадлежат малыши, у которых:

  • У матери выявлено вирусное инфекционное заболевание гепатит B.
  • Произошло инфицирование матери в период с 24-й по 36-ю неделю беременности. В это время внутриутробное заражение случается достаточно редко.
  • Один из родителей или оба используют наркотики в инъекциях.
  • Близкие родственники признаны носителями вируса или больны этой формой гепатита.

Как часто делают прививку от гепатита B в таких ситуациях? Детишки, входящие в эту группу риска, вакцинируются по быстрой схеме (0–1–2–12). Причем процедура является обязательной. По графику вторая – через месяц, третья – через два, а четвертая, спустя год. Такие детки состоят на особом учете и ревакцинацию им делают по мере необходимости.

  • Новорожденным малышам до года прививка делается в наружную мышцу бедра.
  • После года – в дельтовидную мышцу плеча.

Сколько раз ставят вакцину?

В случае начала вакцинации в детском возрасте пациент получает как минимум четыре порции препарата, что позволяет сформировать устойчивый иммунитет к вирусу гепатита В.

Современные исследования позволили определить, что в случае начала вакцинации в детском возрасте и, если график вакцинации был соблюден, устойчивая иммунная реакция на возбудитель гепатита сохраняется в течение двадцати пяти лет.

Если вакцинация начата во взрослом возрасте, вакцинирование выполняют раз в семь лет. Однако в данном случае существуют некоторые исключения. Работникам медицины, образования, лабораторий и пунктов переливания крови для поддержания необходимого уровня иммунной защиты необходимо вакцинироваться раз в пять лет.


Хотя прививаться можно в любом возрасте, существует связь между сроком вакцинации и способностью вакцины способствовать формированию адекватной иммунной защиты. Чем раньше начата вакцинация, тем она эффективнее. Следовательно, имеет смысл начинать вакцинироваться с детского возраста.

Техника вакцинации против гепатита Б

Проведение прививок всегда связано с большим стрессом у новорожденных и детей другого возраста. В связи с этим, родителей очень часто волнует вопрос: куда делают прививку от гепатита и какая техника введения правильная? Вводить вакцину необходимо внутримышечно, в связи с чем имеется два пути введения:

  1. Если ребенку менее одного года, то прививка ставится в мышцы по наружной поверхности бедра;
  2. Если же возраст превышает один год, то тогда прививку ставят в мышцы плеча.

Очень важно ввести вакцину именно в мышцы, так как введение в жировую клетчатку не эффективно в связи с плохим всасыванием препарата и снижением иммунного ответа.


Прививочная реакция – это преходящее состояние, связанное с реакцией организма на компоненты прививки и не приводящее к тяжелому ухудшению состояния ребенка. Как правило, подобные реакции проходят самостоятельно или же требуют незначительной поддержки.

Проведение прививки от гепатита В – схемы по возрастам

Итак, мы продолжаем обсуждение вопросов, касающихся вакцинации против гепатита В и особенностей ее проведения, нюансов и деталей, а также схем введения и пропусков уколов. Как же стоит начать вакцинацию, если ребенок не привит? Если схема не начата с новорожденности по каким-либо причинам, тогда время первой инъекции выбирается относительно произвольно, но после первой инъекции стоит соблюдать уже затем выбранную схему вакцинации – традиционную или ускоренную. Если вторая инъекция вакцины была пропущена, и прошел срок более пяти месяцев с момента первого укола, тогда схему нужно начинать заново. Если не была вовремя введена третья инъекция препарата, тогда проводится схема «ноль-два», ставится одна инъекция препарата, а спустя два месяца ставится вторая – после этого курс будет считаться законченным.

В том случае, когда ребенку несколько раз начинали проводить иммунизацию, и вводилось по две дозы вакцины, в итоге, если у ребенка в целом проведено три инъекции препарата, курс будет считаться полным и никаких дополнительных инъекций ставить будет больше не нужно. Важно также запомнить, что после одного укола вакцины против гепатита В иммунитет против него будет формироваться только на очень ограниченный промежуток, после чего он будет достаточно быстро затухать. А для того, чтобы сформировать долговременную невосприимчивость к гепатиту В и полноценный иммунитет, необходимо провести серию из всех трех уколов препарата. Сроки введения вакцины стоит соблюдать по возможности строго, но на крайний случай можно провести удлинение интервала между введением инъекций по показаниям, но нельзя укорачивать сроки введения вакцины, так как это будет приводить к формированию совсем неполноценного иммунитета, особенно если это маленькие дети.

Вопрос о второй инъекции препарата

Зачастую дети или взрослые, которые начинают вакцинацию от гепатита В, поставив один укол, в силу разных причин не делают второй прививки против гепатита, но если через определенное время этот вопрос снова поднимается и тогда нужно решать, каким образом дальше проводить вакцинацию, то по стандартам, которые сегодня приняты в нашей стране, если с момента введения первой дозы вакцины прошло более пяти месяцев для взрослого человека, и более трех месяцев для детей возрасте до девятнадцати лет – рекомендовано начинать всю схему вакцинации заново по схеме «ноль-один-шесть». Таким образом, выбирается время введения вакцины, когда ребенок или взрослый абсолютно здоров, и с этого момента начинается проведение вакцинации заново, с чистого листа. Но далеко не все специалисты и международные стандарты с этим согласны, и предполагается просто продолжение цикла прививок, и стоит просто поставить вторую дозу вакцины в то время, как это будет возможно, не начиная всей схемы заново. В этом случае третью порцию вакцины нужно будет поставить не ранее, чем через один месяц после того, как введена вторая доза.

Прививка беременным или кормящим

Естественно, что самым правильным подходом к вакцинации в этих случаях будет планирование беременности, и перед тем как приступать к зачатию малыша нужно провести все необходимые прививки, в том числе и полную вакцинацию от гепатита В, и пролечить все, имеющие место, заболевания. По данным многих экспериментальных исследований в отношении вакцины от гепатита В, не было выяснено никакого негативного влияния введенного препарата на плод. Но естественно, что все эти эксперименты проводились не на беременных женщинах, а на животных. Поэтому врачами и специалистами в области вирусологии рекомендовано не проводить вакцинации в период вынашивания ребенка, так как существует, хотя и теоретическая, вероятность того, что может быть какое-то влияние на плод. Риски не стоят того. Данные процедуры допустимы лишь в особых и крайних случаях, например, при высоком риске заражения гепатитом при нахождении в особо эпидемическом районе. Хотя Минздравом нашей страны не внесено беременности как таковой в список противопоказаний по вакцинации от гепатита В, но ее не проводят. А вот в период грудного вскармливания вполне можно проводить вакцинацию против гепатита. Никакого вреда ни самой кормящей матери, ни ее ребенку прививка не нанесет. Более того, часть синтезирующихся антител с грудным молоком передастся ребенку, что будет частично создавать пассивный иммунитет против гепатита и у самого малыша. Стоит помнить о том, что с грудным молоком ребенок получает все мамины антитела к разного рода инфекциям.

Проведение вакцинации новорожденным

Обычно вакцинацию новорожденным проводят еще в роддоме, в первые же двенадцать часов жизни ребенка, и проводится эта вакцинация по особым схемам. Есть схема для детей из группы высокого риска заражения и для детей, которые родились в обычных условиях и подобных рисков не имеют. Высокие риски заражения возникают при наличии следующих особых обстоятельств – если мама малыша имеет сам вирус в своей крови, если мама ребенка страдает от гепатита или имелось заражение им в сроки от 24-ой до 36-ой недели беременности, если мама не была обследована вообще от гепатита В. Также группу высокого риска составляют дети, чьи родители – мама или папа, употребляют наркотики, либо в семье имеются носители или болеющие острым гепатитом. Такая группа новорожденных детей прививается по следующей схеме вакцинации – первый укол в первые двенадцать часов с рождения, второй укол в месячном возрасте, третий укол в возрасте двух месяцев и затем четвертый в годик.

Все остальные малыши могут быть привиты по классической схеме вакцинации всего с тремя уколами вакцины, которые ставятся в сроки первых часов жизни, затем в возрасте месяца и затем – в полгода. Многие из молодых мамочек не хотят ставить прививку ребенку сразу после рождения, так как у ребенка может быть желтуха новорожденных или какие-либо еще из перинатальных состояний, которые женщины считают препятствиями для прививки и противопоказаниями. Но это совершенно не так, потому что желтуха у новорожденных возникает не по причине поражения печени, а по причине усиленного распада в его крови больших количеств фетального гемоглобина. При распаде гемоглобина, цветного пигмента крови, происходит образование билирубина, особого пигмента желтого цвета, который будет придавать желтую типичную окрасу кожным покровам и тканям. Вакцинацию против гепатита В не причисляют к дополнительным факторам нагрузки на печень младенца, и она никак не влияет на длительность желтухи.

Читайте также:  Всё о пользе применения прополиса с молоком – особенности лечения взрослых и детей, рецепты от кашля, гастрита и других[Народные рецепты]

Противопоказания и особые случаи

Есть ситуации и категории состояний, при которых прививки будут противопоказаны или временно отложены на какое-то время в силу сложившихся особых обстоятельств. Прежде всего, противопоказано будет проведение вакцинации тем малышам, чьи матери имеют сильно выраженные аллергические реакции на дрожжи, на пиво, квас или хлебобулочную дрожжевую продукцию. Также не проводят вакцинацию при очень маленьком весе плода, менее 2000 г и при признаках развития первичного иммунодефицита. При всем этом ни состояние так называемых тяжелых родов, ни проведение вакуум-экстракции плода, ни применение акушерских щипцов или острая родовая асфиксия, гипоксия в родах к противопоказаниям для проведения вакцинации от гепатита В не относятся. Зачастую, ссылаясь на эти состояния или какие-либо другие, молодые мамы не хотят проводить вакцинацию, считая, что прививка будет дополнительной нагрузкой малышу. Но травмы в родах, и прививка, которая имеет целью активизацию иммунитета, относятся к совершенно разным механизмам, и наличие или отсутствие прививки ни коим образом не поможет или не воспрепятствует быстрейшему восстановлению после родов.

Прививки детям в дальнейшем

Если ребенок не получал вакцинации в родильном доме по каким-либо причинам, тогда начать его вакцинацию можно в любом возрасте, начиная с момента выписки из роддома и первого посещения поликлиники в месячном возрасте. Ее можно вполне совместить с другими прививками, что зачастую и делают в комбинированных препаратах. Если ребенок относится к часто болеющим, это не относится к числу противопоказаний к вакцинации и не повод для отказа от нее, но стоит помнить, что иммунизация проводится только здоровым детям и только спустя как минимум две недели с момента полного выздоровления после простуды. Желательно, чтобы на момент прививки не оставалось вообще никаких остаточных проявлений простуды, чтобы исключить риски побочных реакций и осложнений, только полностью здоровым детям. Если врач вам говорит, что на фоне остаточного кашля или насморка можно вакцинироваться, вы вправе пока отложить прививку до полного выздоровления, не стоит лишний раз рисковать.

Вакцинация проводится по тем же двум схемам, что и для новорожденных, высокому риску – четыре инъекции по схеме «ноль-один-два-двенадцать», низкому риску – по схеме «ноль-один-шесть». Если ребенок в роддоме получил прививку от гепатита, а вторую вы ему по каким-то причинам не сделали и прошло больше, чем три месяца, к сожалению, ребенка будут считать не привитым и все его прививки от гепатита нужно будет проводить заново, тогда отсчет ведется от нового, первого укола.

Все остальные малыши могут быть привиты по классической схеме вакцинации всего с тремя уколами вакцины, которые ставятся в сроки первых часов жизни, затем в возрасте месяца и затем – в полгода. Многие из молодых мамочек не хотят ставить прививку ребенку сразу после рождения, так как у ребенка может быть желтуха новорожденных или какие-либо еще из перинатальных состояний, которые женщины считают препятствиями для прививки и противопоказаниями. Но это совершенно не так, потому что желтуха у новорожденных возникает не по причине поражения печени, а по причине усиленного распада в его крови больших количеств фетального гемоглобина. При распаде гемоглобина, цветного пигмента крови, происходит образование билирубина, особого пигмента желтого цвета, который будет придавать желтую типичную окрасу кожным покровам и тканям. Вакцинацию против гепатита В не причисляют к дополнительным факторам нагрузки на печень младенца, и она никак не влияет на длительность желтухи.

Вместе с вакциной от полиомиелита

Часто комбинированная прививка АКДС-гепатит дополняется вакциной от полиомиелита. В одной вакцине может содержаться сразу несколько возбудителей. Некоторые родители отказываются выполнять совмещенные прививки, чтобы снизить нагрузку на организм ребенка, но возможно и совмещение нескольких прививок за один раз.


Рекомендуем посмотреть полезное видео по теме статьи:

Безопасна ли вакцина

За время использования вакцины было привито более 500 млн. человек. При этом не было зафиксировано никаких серьезных побочных эффектов или негативного влияния на здоровье ни взрослых, ни детей.

Противники вакцинации, как правило, ссылаются на небезопасность консервирующих ингредиентов в составе препарата. В случае с прививкой от гепатита таким консервантом является ртутьсодержащее вещество — мертиолят. В некоторых странах, например в США, вакцины с мертиолятом запрещены.

В любом случае сегодня имеется возможность сделать прививку взрослому препаратом без консерванта. Вакцины Комбиотех, Энджерикс В и НВ-ВАКС II выпускаются без мертиолята либо с его остаточным количеством не более 0,000002 г на одну инъекцию.


Так как у взрослых людей приобретенный в детстве иммунитет ко многим инфекциям успевает угаснуть, целесообразно проводить ревакцинацию от гепатита В по рассмотренной выше схеме с помощью поливакцин.

Фармакологическая группа

Новорожденных детей вакцинируют трехкратно по схеме: 0–1–6 мес. Первое введение вакцины — в день рождения ребенка. Для новорожденных, матери которых являются носителями вируса гепатита B, рекомендуется схема вакцинации в 0–1–2–12 мес. Одновременно с первой прививкой может быть введен в/м в другое бедро иммуноглобулин против гепатита B.

Состав прививки

Рассмотрим, каков состав вакцины против гепатита В. В одну дозу (5 мл) препарата, используемого для детей до 19 лет, входят:

  • Фрагменты оболочки вируса гепатита В, которые называются антигеном (HBsAg) – 10 мкг. Организм воспринимает эти молекулы как чужеродные и вырабатывает к ним антитела, то есть формирует иммунный ответ.
  • Гидроксид алюминия в качестве адьюванта – вещества, способного усилить выработку антител.
  • Консервант – тиомерсал.

В РФ применяют несколько видов вакцин – есть импортные и отечественные. Все они взаимозаменяемы – если одна прививка сделана препаратом Энджерикс В (Бельгия), то следующая может быть выполнена АКДС Геп В (Россия) или Шанвак В (Индия).

Отечественная вакцина выпускается в стеклянных флаконах или ампулах по 5-10 мл. В картонной упаковке 50 ампул или 10, 25, 50 флаконов.

Импортная вакцина Энджерикс В


Не все знают, что существует прививка от гепатита А. Детям она ставится только в тех случаях, когда высок риск заражения. Однако схема применения этой вакцины отличается от гепатита В, и эта иммунизация не обязательна.

В 1 месяц

Иммунитет к недугу после первой инъекции формируется лишь на непродолжительный срок. Чтобы его продлить и закрепить, следует сделать вторую инъекцию.

Месячному ребёнку прививку ставят в поликлинике. Родители по графику приходят с малышом на осмотр, врач выписывает направление на проведение вакцинации. Необходимо чтобы между прививками прошло минимум 30 дней. Если этот срок превысил 5 месяцев, то вакцинация начинается по новой схеме.


Вакцину от гепатита В необходимо вводить внутримышечно. Грудничкам, а также малышам до 3-х лет вводят в бедро, а детям постарше укол делают в плечо. Препарат запрещено вводить под лопатку или в ягодицу.

Состав прививки от гепатита и пути ее введения

На данный момент существует множество иммунологических препаратов. Различаются они, в основном, страной производителя и некоторыми компонентами в составе, которые, например, легче или сложнее переносятся пациентами. Однако, в каждый состав прививки от гепатита.

B входят следующие элементы:

  1. Белковый слой вирусного микроорганизма в очищенной форме. В случае с детьми, в одной ампуле с суспензией вмещается 10 мкг. данного антигена, а во взрослой дозе – 20 мкг.
  2. Алюминиевая гидроокись.
  3. Мертиолят (в качестве консерванта).
  4. Небольшое количество белковых дрожжей и водно-солевого раствора.

В зависимости от используемого средства (отечественного или импортного) могут различаться этапы подготовки и срок действия прививки от гепатита.

Способ введения препарата – внутримышечный. Он не меняется в зависимости от возраста или других факторов. Однако, место введения имеет отличия: детям до 16 лет инъекцию, как правило, делают в переднюю, наружную область бедра, а старшему поколению – в мышечные ткани плеча. График прививки от гепатита детям и взрослым остается одинаковым, независимо от ситуации.


B входят следующие элементы:

График и схема вакцинации детей

В соответствии с национальным календарем прививок, вакцинации проводят:

  1. В первый день после появления ребёнка на свет;
  2. Ровно через месяц, после первой прививки;
  3. Через 6 месяцев после рождения;
  4. Как только ребенку исполняется 12 месяцев.

Такой график утвержден Всемирной Организацией Здравоохранения и действует по всему миру. С каждой последующей прививкой иммунитет крепнет и становится более сильным, чем раньше. Если родители откажутся делать прививку от гепатита В после первой или второй вакцинации – иммунная система, которая должна защитить, не сформируется полностью.

Если ребенок находится в зоне повышенного риска к заражению, например, проживая с больным родителем, используется вторая схема прививок. Третью вакцинацию делают в два месяца после рождения и ровно через год после последней прививки.

Повторная вакцинация проводится уже взрослым людям. Для того, чтобы произвести ревакцинацию, человек должен находиться в группе риска. В такие группы попадают те, кто в ходе своей работы контактирует с возможными носителями или живет с ними на одной территории.

Добавить комментарий