Истерический невроз у детей – причины, симптомы и лечение

Осложнения

На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид. По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера. Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.

Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:

Симптомы неврозов у детей

Специфические симптомы невротических расстройств обнаруживаются в выраженных приступах различных страхов, которые зачастую начинаются вечером перед отходом ко сну. Длительность их может составлять до 30 минут. Реже в тяжелых случаях таким приступам сопутствуют галлюцинации.

Невроз у ребенка 3 лет может проявляться в боязни темноты и чудовищ, которые в ней скрываются. Появление таких страхов должно служить для родителей серьезной причиной для беспокойства и поводом для обращения к квалифицированным специалистам. Также нередко у дошкольников наблюдается невротическое заикание, которое может спровоцировать внезапный приступ сильного страха.

У школьников невротические состояния обнаруживаются в ступоре, в который они впадают, сопровождающийся слезливостью, ухудшением аппетита, изменением мимики и заторможенностью. У них также могут наблюдаться депрессивные состояния, вследствие перегруженности связанной с учебой. Школьницы женского пола характеризуются озабоченностью собственным здоровьем и опасаются различных заболеваний.

Если родители начали замечать, что любимое чадо стало более раздражительным, чрезмерно плаксивым, отмечается расстройства сна, то необходимо обязательно показать его специалистам, так как подобное состояние свидетельствует о наличии серьезных проблем со здоровьем малыша.

Для того чтобы перечислить все возможные симптомы, следует выделить главные виды неврозов у детей.

Неврозы навязчивых движений, которые содержат в себе различной направленности фобии и заключаются в обсессивных движениях, нервном тике. Тики при неврозах бывают различными, начиная от мигания и заканчивая подергиванием плечами.

Истерическому неврозу сопутствуют рыдания, падения на пол, сопровождающиеся криками и даже воплями.

Множество вариаций имеют неврозы страха – от боязни темноты и до страхов умереть.

Для подростков характерен депрессивный невроз, проявляющийся в подавленном состоянии и желании одиночества.

Нередко детская неврастения сопровождается вегето-сосудистой дистонией и проявляется в непереносимости даже незначительного психического напряжения. Дети с таким синдромом имеют невротические нарушения сна.

Для пожилых людей более типична ипохондрия, однако подростки также нередко подвержены ей. Она проявляется в виде нездорового страха за собственное здоровье.

Если рассматривать упрощенную типологию неврозов, можно выделить 3 наиболее серьезные виды неврозов у детей, связанные с неврологическими проявлениями: навязчивое состояние, астенический и истерический неврозы.

Как проявляется невроз у детей? Самыми распространенными формами неврозов у детей являются истерические неврозы.

Истерическому неврозу у ребенка зачастую сопутствуют нарушения вегетативных и сенсорных процессов, двигательных функций. Кроха, подверженная данным проявлениям во время приступов не в состоянии полностью осуществить контроль над собственным телом и производит самопроизвольные телодвижения. Подобные движения истерического характера создают существенный психический дискомфорт.

Нередко истерика у ребенка сопровождается систематической головной болью, которая нередко локализуется в височной области. К другим симптомам следует отнести тремор, то есть дрожание конечностей или их подергивание, частичное понижение чувствительности различных участков тела. Большинство врачей полагает, что данный недуг непосредственно связан с последующим появлением таких заболеваний как энурез, заикание или анорексия. Также следует отметить, что признаки невроза истерического характера у ребенка зачастую проявляются в следующих систематических действиях: кривляние губами, постоянные кивания головой, растирание своей кожи и подергивания волос.

Астенический невроз или неврастения проявляется повышенной утомляемостью, неспособностью концентрироваться, апатичностью и безразличностью. Одновременно с этим наблюдается слабая физическая подвижность, чрезмерные и кратковременные эмоциональные всплески. Малыши, страдающие неврастенией, характеризуются вспыльчивостью, находясь в повышенном напряжении. Бурную реакцию эмоционального характера у них могут вызвать малозаметные внешние раздражители. Другими типичными признаками неврастении считается расстройство сна, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, головные боли, сбои в работе сердечно-сосудистой системы.

Обсессивный невроз также имеет название навязчивое нервозное состояние и проявляется неконтролируемым желанием крохи постоянно выполнять повторяющиеся действия. Подобные повторяющиеся действия объясняются во многом возникновением необъяснимого страха вследствие схожих жизненных ситуаций. Ребенок нередко осознает анормальность или нелогичность собственных поступков, что впоследствии может существенно повлиять на критическое отношение его к собственной личности и переживание им чувства отчуждения.

Признаки невроза у индивида, испытывающего состояния навязчивого характера, могут быть различны. Так, например, у некоторых малышей проявляется в неконтролируемой привычке считать ступеньки.

Множество вариаций имеют неврозы страха – от боязни темноты и до страхов умереть.

Симптомы истерик у детей

Симптомы и лечение истерического невроза у детей определяются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента.

Если личность характеризуется повышенной внушаемостью, то у такого ребенка приступы возникают чаще.

В первый год жизни истерический невроз проявляется в виде следующих симптомов:

  • тело напрягается;
  • глаза закрываются, но отсутствуют слезы;
  • кулаки сжимаются;
  • дети стучат, кусаются, царапаются.

После завершения приступа состояние пациента нормализуется.

В три года клиническая картина истерии носит более выраженный характер. Во время приступа дети падают на пол, изгибая спину в дугу, бьются головой об окружающие предметы. У ребенка возникает истерический смех, который исчезает после нормализации состояния. Также отмечаются кратковременная остановка дыхания, нарушение координации и судороги.

По окончании приступа истерии у детей симптомы расстройства проявляются в виде головокружения и тошноты.

В старшем возрасте характер и выраженность клинической картины меняется. Истерика у подростка проявляется в виде:

  • повышенной ранимости, эмоциональности;
  • жалоб на несуществующие патологии;
  • лжи;
  • фантазерства.

Такое поведение объясняется стремлением подростка привлечь к себе внимание. В остальном истерический невроз протекает по аналогичной схеме, что и у взрослых.


В три года клиническая картина истерии носит более выраженный характер. Во время приступа дети падают на пол, изгибая спину в дугу, бьются головой об окружающие предметы. У ребенка возникает истерический смех, который исчезает после нормализации состояния. Также отмечаются кратковременная остановка дыхания, нарушение координации и судороги.

Сенсорные нарушения

Симптомы изменения чувственного восприятия при истерическом неврозе представлены тактильными, температурными и болевыми анестезиями, гипостезиями и гиперстезиями. Пациент может указывать, что он не ощущает или, наоборот, чрезмерно реагирует на воздействие прикосновений или температур. У большинства больных уменьшена или отсутствует чувствительность в дистальных отделах конечностей. Тактильная анестезия может возникать в области грудной клетки или в поясничном отделе.

Болевой синдром при истерическом неврозе носит выраженный психогенный характер. У детей и взрослых возникают нестойкие, не имеющие четкой локализации болевые ощущения. Очень часто в структуре истерического невроза присутствуют сложные психопатологические образования. Определяется появление телесных фантазий – сенсорно структурированных телесных образов с определенными характеристиками. При этом такие феномены подвергаются старательной интеллектуальной переработке посредством включения воображения, что определяет необычный, странный, причудливый характер жалоб больного. Женщина или мужчина может указывать на то, что в животе «надувается шар», в горле «застрял кусок пищи», в голову «забивают гвозди».

Очень часто при истерическом неврозе определяются расстройства зрительной функции в виде амавроза – частичной или полной слепоты. Больной указывает на сужение области зрения. Фиксируется извращенное восприятие цветовой гаммы. У некоторых детей и взрослых возникают аномальное восприятие вкуса. Может наблюдаться снижение остроты слуха.

Болевой синдром при истерическом неврозе носит выраженный психогенный характер. У детей и взрослых возникают нестойкие, не имеющие четкой локализации болевые ощущения. Очень часто в структуре истерического невроза присутствуют сложные психопатологические образования. Определяется появление телесных фантазий – сенсорно структурированных телесных образов с определенными характеристиками. При этом такие феномены подвергаются старательной интеллектуальной переработке посредством включения воображения, что определяет необычный, странный, причудливый характер жалоб больного. Женщина или мужчина может указывать на то, что в животе «надувается шар», в горле «застрял кусок пищи», в голову «забивают гвозди».

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ. полезно прочитать.

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

1. Невроз страха.
Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)
У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.
Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.
Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.
При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Читайте также:  Гипертонус передней стенки матки при беременности

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

8.Невротические тики.
Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

1. Невроз страха.
Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)
У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

Невроз у детей: 13 главных симптомов

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

Виды истерического невроза у детей и его лечение

Лечение у детей истерического невроза достаточно простое, но в то же время очень действенное. Как найти общий язык с ребенком и не допустить истерик? Что следует сделать, чтобы быстрее найти контакт?

Причиной неврастении могут стать разные требования со стороны взрослых. Например, бабушка потакает всем капризам, а отец, наоборот, принимает обратную сторону. Мать находится на перепутье и не знает, чью из сторон будет логичнее выбрать. Таким образом психика не выдерживает подобных противоречий и дает бурную реакцию — истерический невроз, который может возникать при избытке и недостатке внимания со стороны родных.

Неврозы у детей

Начать, наверное, стоит с того, что вообще считается неврозом. Все виды неврозов относят к функциональным нарушениям работы нервной системы. Что это значит? Это значит, что при неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование.

Существует несколько факторов, которые влияют на возникновение невроза:

Биологический. Что сюда входит? Наследственность, тяжелое протекание беременности, тяжелые роды, раннее перенесенные соматические заболевания, осложнения.Социальные. Это окружение ребенка. Сюда входят отношения с родителями и значимыми взрослыми, стиль воспитания, садики, кружки, школы.Психологические. Особенности личности ребенка. Его темперамент, характер, стресс, психологическая травма.В основе своей невроз содержит внутренний конфликт. И здесь важно понимать, что не все дети одинаково реагируют на внутренний конфликт или стресс или травму.
И, к сожалению, неврозы могут часто оставаться незамеченными или истолкованными как-то не верно. Поэтому я считаю важным говорить об этом.

Например, ребенок может подергивать плечами. И это может быть воспринято как какое-то баловство или неправильное поведение. Он может услышать: перестань, прекрати так делать. А он на самом деле не всегда даже замечает, не может контролировать это и после этих слов начинает испытывать вину за то, что он так делает. Что, конечно, же не помогает справиться ему с этим, а только лишь увеличивает напряжение.

Симптомы или те, проявления, по которым мы можем понять, что у ребенка невроз. Симптомы условно делят на два вида: биологические и психологические. Но деление это условное, ведь мы понимаем, что психика и тело сосуществуют вместе.

К биологическим относят:

нарушение сна (прерывистый сон, бессонница, кошмары)нарушение пищевого поведения (снижение аппетита, рвотные позывы, у подростков может развиваться анорексия или булимия).головные боли, головокружениявялость, усталость, быстрая утомляемостьэнурезы и энкопрезыпотливостьнарушения двигательных функций ( спазмы, судороги, тики, мигания, моргания, покашливания и тд)К психологическим симптомам можно отнести:

плаксивость, повышенная эмоциональная ранимостьбурные эмоционально-двигательные реакции (истерики, вспышки агрессии)раздражительность, резкая смена настроениястрахи и фобиисниженный фон настроения, угнетенное состояниеКонечно, я хочу вас предостеречь от того, чтобы сейчас срочно у всех детей вокруг диагностировать невроз. Очень важно понимать причины, развитие, течение, уклад жизни и тд. то есть полную картину жизни ребенка.
При этом важно быть внимательными к детям и вовремя увидеть какие-то изменения в поведении или в состоянии ребенка, не стоит списывать все на плохое поведение, на неумение ребенка, на его капризы, отмахиваться от его страхов и тд. Ведь как известно, не бывает НЕповедения ребенка. Любой акт с его стороны — это способ что-то сообщить этому миру.

Как я уже говорила, дети реагируют по-разному, это нормально, мы все разные, это зависит от наших особенностей.

Некоторые неврозы проходят сами собой с возрастом, как только нервная система станет более крепкой.

Вообще я решила рассказать об этой теме, когда слушала очередную лекцию Людмилы Петрановской. Так вот если коротко, она рассказывала там о теории привязанности и о том, как соблюдать границы в отношениях с детьми. Если посмотреть на нашу историю, то мы видим, что отношение к детям у нас изменилось сравнительно недавно по историческим меркам. Раньше детей рожали много, смертность была высокой, «сидеть» с детьми не было принято, и вообще ребенок не очень то ценился. Взрослый человек — это уже готовая рабочая сила, а с ребенком не ясно, выживет он, нет, и что с ним дальше будет. И конечно же, это наложило свои отпечатки. Но сейчас маятник качнулся в противоположенную сторону, как и положено по законам физики, и теперь отношение к детям совсем противоположенное. Сейчас родители посвящают себя детям, живут для детей, развивашки — монтесори- музеи — театры — няни — все лучшее детям, все внимание детям. Сейчас масса литературы на тему воспитания и психологического здоровья детей, взрослые периодически боятся травмировать своего ребенка. И находятся по сути в постоянной сверке: а достаточно ли я хороший родитель? А что происходит с детьми? С одной стороны, они рады — весь мир к их ногам. Но с другой стороны, дети устают. Для них это слишком тяжело. И вот он — конфликт.
Нельзя сказать, что из этого лучше, что хуже, это два полюса, и конечно, здоровее будет — нащупать золотую середину, где и взрослый, и ребенок будут одинаково ценны. Поэтому также очень важно взрослым следить и за своим психологическим благополучием. Помним, как в самолете, сначала маску себе — потом ребенку. Потому что если родитель уставший, измотанный, имеющий свои собственные сложности, травмы, ребенку точно не будет лучше, даже если с ним при этом выполнять все упражнения, возить регулярно на все занятия и покупать ему самые лучшие игрушки. Так что границы в отношениях это важно, и здоровый, счастливый взрослый рядом с ребенком тоже.

Теперь немного расскажу о видах неврозов. В разных источниках выделяют разное количество видов. Я выделила 5.

  1. Неврастения. Дети с этим видом невроза обычно вялые, быстро утомляются, им сложно сконцентрироваться на чем-то, у них низкая работоспособность, они упрямы, они моментально заводятся на какие-то ситуации, могут устраивать истерики, могут возникать вспышки агрессии. Для них характерен внутренний конфликт «хочу, но не могу». Например, желание примирить родителей при разводе. С одной стороны, ребенок хочет, чтобы родители были вместе, с другой — он не может их примирить. Сюда же относятся завышенные ожидания взрослых (родителей, бабушек-дедушек, учителей в школе) и реальные возможности ребенка. Он был бы и рад учится на все пятерки, как этого от него ждут, но не может.
  2. Истерический невроз. При истерии ребенок стремится привлечь к себе внимание окружающих любым путем. Истерический невроз связан с фиксацией внимания окружающих на своем состоянии. Ребенок, привлекающий к себе внимание истериками и демонстративным поведением, никогда не причинит себе вреда, а единственное, что он хочет получить на самом деле, — компенсация недостающей ласки, внимания и любви.
    Самые заметные проявления такого невроза — энурез и энкопрез — часто возникают в период потери привилегированного положения в семье. Собственно, потеря интереса к себе и является основной причиной. Например, когда появляется младший ребенок или, или другое важное событие в семье внезапно отвлекает значимых взрослых. Ребенок с таким неврозом может, действительно, испытывать боли, но клиническая картина при этом будет показывать, что он здоров.
  3. Невроз навязчивых состояний. Неврозы навязчивых состояний выражаются в потребности совершать одни и те же действия, ритуалы. Это может проявляться в неконтролируемом желании сосать палец, грызть ногти, ручки, волосы, выдергивать ресницы, перешагивать через трещины в асфальте и тд.
    При запрете родителей повышается тревожность, усиливаются явления невротизации, так как именно таким образом психика ребенка пытается защитить его от возможных негативных последствий или переживаний. В основе своей этот вид невроза несет как бы конфликт между разумом и эмоциями и как следствие отсутствие безопасности. «Вот так нельзя, но так хочется». Ну например, я знаю, что хорошие девочки не злятся. Но мне сейчас так хочется стукнуть этого мальчишку, потому что он отобрал мою куклу. Но хорошие девочки не злятся. Я хорошая девочка, поэтому я лучше буду грызть ногти каждый раз, когда злюсь.
  4. Невроз страхов. Дети с неврозом страха боятся всего и без конкретного содержания, они тревожны, избегают новой для себя деятельности и очень неуверенны, боятся ошибиться, поэтому предпочитают не начинать какое-то новое дело. Они обычно очень зажатые, стремятся к контролю. Они послушные и легко управляемы.
    Внутренние переживания таких детей связаны со строгими, навязываемыми им социальными нормами – о том, как надо делать и каким надо быть. Например, «Если сейчас же не перестанешь, я уйду, останешься тут один в магазине плакать»
    И вот, ребенок уже сформировал себе реальность, несущую угрозу.

Депрессивная форма невроза. О ней обычно говорят в связке с подростковым возрастом. Выражается данная форма невроза в подавленном настроении, замкнутости, пониженной скорости реакции, сонливости или наоборот отсутствием сна, субъективном переживании одиночества и тд. Вообще подростковый возраст сам по себе довольно конфликтный в том плане, что я уже не ребенок, но я еще не взрослый. И очень часто складывается такая ситуация, когда требования к подростку предъявляют как ко взрослому, при этом степень свободы у него явно не как у взрослого. И это такой хрупкий возраст в том смысле, что помимо учебной деятельности подросток должен решать еще массу жизненно важных задач. Ему нужно ответить на вопрос: кто я? ему нужно учиться строить отношения, у него появляется новый вид потребности в конце-то концов — сексуальный, ему нужно перейти из детства во взрослую жизнь.

Собственно говоря: невроз, как и любой психосоматический симптом, это творческое приспособление. И единственно возможный вариант сохранить целостность психики в данное время в данных условиях. И наша задача помочь ребенку найти другой способ разрешения конфликта и удовлетворения своих потребностей.
Любой родитель может задать вопрос: как это влияет на нашу жизнь? Например, у родителей сложности в сексуальной сфере, и у ребенка вдруг начинаются кошмары или он вдруг стал писаться, а когда мама берет к себе в кроватку — он перестает и успокаивается.
Или мама не очень любит свою работу, и ребенок часто болеет, а маме, разумеется, приходиться с ним сидеть дома.

Ну и наконец, что же делать и чего Не делать?

Во-первых, как я уже говорила ранее — уделяем достаточное внимание себе, и своим отношениям с супругом. Здоровые и счастливые родители в ресурсном состоянии — уже можно сказать большая доля успеха!
Во-вторых, обращаться за помощью. Это и значительно снизит уровень тревоги, и продвинет в понимании и решении проблем. Обращаемся к детскому или семейному психологу. Также специалист может направить к неврологу или психиатру, этого не стоит бояться или смущаться. Скорее всего, врач просто порекомендует поддерживающие препараты.Наша задача работать с причиной, а не с симптоматикой.
Родителю важно быть внимательным к своему ребенку. Возможно, вы сможете заметить закономерности в проявлении тех или иных симптомов.
Не стоит требовать прекратить те или иные действия, это только добавит напряжения. Ведь ребенок не может их контролировать и не всегда даже осознает.
Не наказывать, не ругать, не стыдить.
Смеяться и подшучивать тоже не нужно, это ранит и без того уязвимого человека.Невроз, как и любой симптом, не должен ассоциироваться с чем-то желаемым, с чем-то радостным. Сцепка происходит довольно быстро и подкрепление только усугубляет симптом. Например, если я могу весь день смотреть мультики и кушать вкусное варенье банками только когда болею, то я тогда, пожалуй, буду болеть почаще.
Одна из самых главных, на мой взгляд, рекомендаций — это режим! Режим это и про границы, и про предсказуемость, а значит, и про безопасность — это все то, в чем дети особенно нуждаются.
Важно заботиться о физическом здоровье — это достаточная активность, прогулки на свежем воздухе, побегать, покричать, пошуметь, поиграть — все это очень важно. Сезонные витамины, сбалансированное питание. Ближе к вечеру переходим на более спокойные виды деятельности. Чтение сказок, разговоры, ванны и тд.
Можно завести определенные ритуалы, включить их в режим дня. Например, разговоры перед сном о прошедшем дне. О том, что в нем запомнилось, что встревожило, что было самым интересным — во-первых, это только ваше время наедине, во-вторых, это возможность ребенку высказаться и быть услышанным, получить поддержку и помощь.

Я желаю вам здоровья, сил и хорошего настроения! Берегите себя!

плаксивость, повышенная эмоциональная ранимостьбурные эмоционально-двигательные реакции (истерики, вспышки агрессии)раздражительность, резкая смена настроениястрахи и фобиисниженный фон настроения, угнетенное состояниеКонечно, я хочу вас предостеречь от того, чтобы сейчас срочно у всех детей вокруг диагностировать невроз. Очень важно понимать причины, развитие, течение, уклад жизни и тд. то есть полную картину жизни ребенка.
При этом важно быть внимательными к детям и вовремя увидеть какие-то изменения в поведении или в состоянии ребенка, не стоит списывать все на плохое поведение, на неумение ребенка, на его капризы, отмахиваться от его страхов и тд. Ведь как известно, не бывает НЕповедения ребенка. Любой акт с его стороны — это способ что-то сообщить этому миру.

Истерический невроз у детей

Такой вид невроза возникает чаще у детей дошкольного возраста из-за наказания или отказа в желаемом.

Симптомы и проявления истерического невроза:

  • черезмерные капризы
  • истерики
  • мнимое удушье
  • падение на пол с воплями
  • демонстративное поведение

А причина чаще всего лежит на поверхности. Родители до определенного момента потакали все возрастающим требованиям чада. А в какой-то момент им это надоело и они ввели ограничения. Они поступили неполследовательно, а дети не понимают такую резкую смену логики родителей. Отсюда истерики. Еще пример: родители говорят одно, а бабушки с дедушками другое. Опять встречаем нелогичность и непоследовательность. Ребенок это не воспринимает и отвечает на такое неадекватно.

Другая причина обратная – отсутсвие внимания к ребенку. Родители устали после работы, “откупились” игрушкой, но не проявили должного участия. Ребенок чтановится невостребованным. Дефицит эмоционального внимания накапливается и со временем выливается в истерический невроз, который проявляется в виде демонстрации. А за это ребенка еще и ругают.


Другая причина обратная – отсутсвие внимания к ребенку. Родители устали после работы, “откупились” игрушкой, но не проявили должного участия. Ребенок чтановится невостребованным. Дефицит эмоционального внимания накапливается и со временем выливается в истерический невроз, который проявляется в виде демонстрации. А за это ребенка еще и ругают.

Диагностический подход

Как определить, страдает ли близкий человек от истерического невроза? Следует рассмотреть жизнь человека в трех проекциях: специфика его личности, общая картина, и роль пациента в конфликтной ситуации.

Не существует единых критериев, позволяющих определить, действительно ли истерический невроз имеет место быть.

Из-за сложности при диагностировании, психологи чаще всего сводят симптоматику расстройства к болезненным физиологическим проявлениям.

По мнению психологов, с помощью истерии можно отслеживать все текущие изменения в социуме.

Поскольку чаще всего невроз наблюдается у представительниц прекрасного пола, по клинической картине можно отследить, как положение дам изменилось в социуме на текущий момент времени.


Как определить, страдает ли близкий человек от истерического невроза? Следует рассмотреть жизнь человека в трех проекциях: специфика его личности, общая картина, и роль пациента в конфликтной ситуации.

Как проявляется и лечится истерический невроз у детей

Заболевание психики, спровоцированное травмой психологического характера, называется истерическим неврозом. Истерия или истерический невроз всегда проявляется психическими, неврологическими или соматическими расстройствами, оказывающими мощное негативное воздействие на нервную систему организма человека, особенно маленького ребенка, что в конечном итоге приводит к полной асоциализации больного.

Поведение пациента резко меняется, становясь достаточно демонстративным – больной начинает манипулировать окружающими, стремясь привлечь как можно больше внимания к собственной персоне. Кроме того, все пациенты с истерическим неврозом страдают излишней внушаемостью.

Заболевание психики, спровоцированное травмой психологического характера, называется истерическим неврозом. Истерия или истерический невроз всегда проявляется психическими, неврологическими или соматическими расстройствами, оказывающими мощное негативное воздействие на нервную систему организма человека, особенно маленького ребенка, что в конечном итоге приводит к полной асоциализации больного.

Неврозы у детей

Начать, наверное, стоит с того, что вообще считается неврозом. Все виды неврозов относят к функциональным нарушениям работы нервной системы. Что это значит? Это значит, что при неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование.

Существует несколько факторов, которые влияют на возникновение невроза:

Биологический. Что сюда входит? Наследственность, тяжелое протекание беременности, тяжелые роды, раннее перенесенные соматические заболевания, осложнения.Социальные. Это окружение ребенка. Сюда входят отношения с родителями и значимыми взрослыми, стиль воспитания, садики, кружки, школы.Психологические. Особенности личности ребенка. Его темперамент, характер, стресс, психологическая травма.В основе своей невроз содержит внутренний конфликт. И здесь важно понимать, что не все дети одинаково реагируют на внутренний конфликт или стресс или травму.
И, к сожалению, неврозы могут часто оставаться незамеченными или истолкованными как-то не верно. Поэтому я считаю важным говорить об этом.

Например, ребенок может подергивать плечами. И это может быть воспринято как какое-то баловство или неправильное поведение. Он может услышать: перестань, прекрати так делать. А он на самом деле не всегда даже замечает, не может контролировать это и после этих слов начинает испытывать вину за то, что он так делает. Что, конечно, же не помогает справиться ему с этим, а только лишь увеличивает напряжение.

Симптомы или те, проявления, по которым мы можем понять, что у ребенка невроз. Симптомы условно делят на два вида: биологические и психологические. Но деление это условное, ведь мы понимаем, что психика и тело сосуществуют вместе.

К биологическим относят:

нарушение сна (прерывистый сон, бессонница, кошмары)нарушение пищевого поведения (снижение аппетита, рвотные позывы, у подростков может развиваться анорексия или булимия).головные боли, головокружениявялость, усталость, быстрая утомляемостьэнурезы и энкопрезыпотливостьнарушения двигательных функций ( спазмы, судороги, тики, мигания, моргания, покашливания и тд)К психологическим симптомам можно отнести:

плаксивость, повышенная эмоциональная ранимостьбурные эмоционально-двигательные реакции (истерики, вспышки агрессии)раздражительность, резкая смена настроениястрахи и фобиисниженный фон настроения, угнетенное состояниеКонечно, я хочу вас предостеречь от того, чтобы сейчас срочно у всех детей вокруг диагностировать невроз. Очень важно понимать причины, развитие, течение, уклад жизни и тд. то есть полную картину жизни ребенка.
При этом важно быть внимательными к детям и вовремя увидеть какие-то изменения в поведении или в состоянии ребенка, не стоит списывать все на плохое поведение, на неумение ребенка, на его капризы, отмахиваться от его страхов и тд. Ведь как известно, не бывает НЕповедения ребенка. Любой акт с его стороны — это способ что-то сообщить этому миру.

Как я уже говорила, дети реагируют по-разному, это нормально, мы все разные, это зависит от наших особенностей.

Некоторые неврозы проходят сами собой с возрастом, как только нервная система станет более крепкой.

Вообще я решила рассказать об этой теме, когда слушала очередную лекцию Людмилы Петрановской. Так вот если коротко, она рассказывала там о теории привязанности и о том, как соблюдать границы в отношениях с детьми. Если посмотреть на нашу историю, то мы видим, что отношение к детям у нас изменилось сравнительно недавно по историческим меркам. Раньше детей рожали много, смертность была высокой, «сидеть» с детьми не было принято, и вообще ребенок не очень то ценился. Взрослый человек — это уже готовая рабочая сила, а с ребенком не ясно, выживет он, нет, и что с ним дальше будет. И конечно же, это наложило свои отпечатки. Но сейчас маятник качнулся в противоположенную сторону, как и положено по законам физики, и теперь отношение к детям совсем противоположенное. Сейчас родители посвящают себя детям, живут для детей, развивашки — монтесори- музеи — театры — няни — все лучшее детям, все внимание детям. Сейчас масса литературы на тему воспитания и психологического здоровья детей, взрослые периодически боятся травмировать своего ребенка. И находятся по сути в постоянной сверке: а достаточно ли я хороший родитель? А что происходит с детьми? С одной стороны, они рады — весь мир к их ногам. Но с другой стороны, дети устают. Для них это слишком тяжело. И вот он — конфликт.
Нельзя сказать, что из этого лучше, что хуже, это два полюса, и конечно, здоровее будет — нащупать золотую середину, где и взрослый, и ребенок будут одинаково ценны. Поэтому также очень важно взрослым следить и за своим психологическим благополучием. Помним, как в самолете, сначала маску себе — потом ребенку. Потому что если родитель уставший, измотанный, имеющий свои собственные сложности, травмы, ребенку точно не будет лучше, даже если с ним при этом выполнять все упражнения, возить регулярно на все занятия и покупать ему самые лучшие игрушки. Так что границы в отношениях это важно, и здоровый, счастливый взрослый рядом с ребенком тоже.

Теперь немного расскажу о видах неврозов. В разных источниках выделяют разное количество видов. Я выделила 5.

  1. Неврастения. Дети с этим видом невроза обычно вялые, быстро утомляются, им сложно сконцентрироваться на чем-то, у них низкая работоспособность, они упрямы, они моментально заводятся на какие-то ситуации, могут устраивать истерики, могут возникать вспышки агрессии. Для них характерен внутренний конфликт «хочу, но не могу». Например, желание примирить родителей при разводе. С одной стороны, ребенок хочет, чтобы родители были вместе, с другой — он не может их примирить. Сюда же относятся завышенные ожидания взрослых (родителей, бабушек-дедушек, учителей в школе) и реальные возможности ребенка. Он был бы и рад учится на все пятерки, как этого от него ждут, но не может.
  2. Истерический невроз. При истерии ребенок стремится привлечь к себе внимание окружающих любым путем. Истерический невроз связан с фиксацией внимания окружающих на своем состоянии. Ребенок, привлекающий к себе внимание истериками и демонстративным поведением, никогда не причинит себе вреда, а единственное, что он хочет получить на самом деле, — компенсация недостающей ласки, внимания и любви.
    Самые заметные проявления такого невроза — энурез и энкопрез — часто возникают в период потери привилегированного положения в семье. Собственно, потеря интереса к себе и является основной причиной. Например, когда появляется младший ребенок или, или другое важное событие в семье внезапно отвлекает значимых взрослых. Ребенок с таким неврозом может, действительно, испытывать боли, но клиническая картина при этом будет показывать, что он здоров.
  3. Невроз навязчивых состояний. Неврозы навязчивых состояний выражаются в потребности совершать одни и те же действия, ритуалы. Это может проявляться в неконтролируемом желании сосать палец, грызть ногти, ручки, волосы, выдергивать ресницы, перешагивать через трещины в асфальте и тд.
    При запрете родителей повышается тревожность, усиливаются явления невротизации, так как именно таким образом психика ребенка пытается защитить его от возможных негативных последствий или переживаний. В основе своей этот вид невроза несет как бы конфликт между разумом и эмоциями и как следствие отсутствие безопасности. «Вот так нельзя, но так хочется». Ну например, я знаю, что хорошие девочки не злятся. Но мне сейчас так хочется стукнуть этого мальчишку, потому что он отобрал мою куклу. Но хорошие девочки не злятся. Я хорошая девочка, поэтому я лучше буду грызть ногти каждый раз, когда злюсь.
  4. Невроз страхов. Дети с неврозом страха боятся всего и без конкретного содержания, они тревожны, избегают новой для себя деятельности и очень неуверенны, боятся ошибиться, поэтому предпочитают не начинать какое-то новое дело. Они обычно очень зажатые, стремятся к контролю. Они послушные и легко управляемы.
    Внутренние переживания таких детей связаны со строгими, навязываемыми им социальными нормами – о том, как надо делать и каким надо быть. Например, «Если сейчас же не перестанешь, я уйду, останешься тут один в магазине плакать»
    И вот, ребенок уже сформировал себе реальность, несущую угрозу.

Депрессивная форма невроза. О ней обычно говорят в связке с подростковым возрастом. Выражается данная форма невроза в подавленном настроении, замкнутости, пониженной скорости реакции, сонливости или наоборот отсутствием сна, субъективном переживании одиночества и тд. Вообще подростковый возраст сам по себе довольно конфликтный в том плане, что я уже не ребенок, но я еще не взрослый. И очень часто складывается такая ситуация, когда требования к подростку предъявляют как ко взрослому, при этом степень свободы у него явно не как у взрослого. И это такой хрупкий возраст в том смысле, что помимо учебной деятельности подросток должен решать еще массу жизненно важных задач. Ему нужно ответить на вопрос: кто я? ему нужно учиться строить отношения, у него появляется новый вид потребности в конце-то концов — сексуальный, ему нужно перейти из детства во взрослую жизнь.

Собственно говоря: невроз, как и любой психосоматический симптом, это творческое приспособление. И единственно возможный вариант сохранить целостность психики в данное время в данных условиях. И наша задача помочь ребенку найти другой способ разрешения конфликта и удовлетворения своих потребностей.
Любой родитель может задать вопрос: как это влияет на нашу жизнь? Например, у родителей сложности в сексуальной сфере, и у ребенка вдруг начинаются кошмары или он вдруг стал писаться, а когда мама берет к себе в кроватку — он перестает и успокаивается.
Или мама не очень любит свою работу, и ребенок часто болеет, а маме, разумеется, приходиться с ним сидеть дома.

Ну и наконец, что же делать и чего Не делать?

Во-первых, как я уже говорила ранее — уделяем достаточное внимание себе, и своим отношениям с супругом. Здоровые и счастливые родители в ресурсном состоянии — уже можно сказать большая доля успеха!
Во-вторых, обращаться за помощью. Это и значительно снизит уровень тревоги, и продвинет в понимании и решении проблем. Обращаемся к детскому или семейному психологу. Также специалист может направить к неврологу или психиатру, этого не стоит бояться или смущаться. Скорее всего, врач просто порекомендует поддерживающие препараты.Наша задача работать с причиной, а не с симптоматикой.
Родителю важно быть внимательным к своему ребенку. Возможно, вы сможете заметить закономерности в проявлении тех или иных симптомов.
Не стоит требовать прекратить те или иные действия, это только добавит напряжения. Ведь ребенок не может их контролировать и не всегда даже осознает.
Не наказывать, не ругать, не стыдить.
Смеяться и подшучивать тоже не нужно, это ранит и без того уязвимого человека.Невроз, как и любой симптом, не должен ассоциироваться с чем-то желаемым, с чем-то радостным. Сцепка происходит довольно быстро и подкрепление только усугубляет симптом. Например, если я могу весь день смотреть мультики и кушать вкусное варенье банками только когда болею, то я тогда, пожалуй, буду болеть почаще.
Одна из самых главных, на мой взгляд, рекомендаций — это режим! Режим это и про границы, и про предсказуемость, а значит, и про безопасность — это все то, в чем дети особенно нуждаются.
Важно заботиться о физическом здоровье — это достаточная активность, прогулки на свежем воздухе, побегать, покричать, пошуметь, поиграть — все это очень важно. Сезонные витамины, сбалансированное питание. Ближе к вечеру переходим на более спокойные виды деятельности. Чтение сказок, разговоры, ванны и тд.
Можно завести определенные ритуалы, включить их в режим дня. Например, разговоры перед сном о прошедшем дне. О том, что в нем запомнилось, что встревожило, что было самым интересным — во-первых, это только ваше время наедине, во-вторых, это возможность ребенку высказаться и быть услышанным, получить поддержку и помощь.

Я желаю вам здоровья, сил и хорошего настроения! Берегите себя!

Начать, наверное, стоит с того, что вообще считается неврозом. Все виды неврозов относят к функциональным нарушениям работы нервной системы. Что это значит? Это значит, что при неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование.

Классификация

Специалисты объединяют неврозы детского возраста в следующие группы:

  • страхи;
  • невроз навязчивых состояний;
  • депрессивный психоз;
  • истерический невроз;
  • неврастения;
  • ипохондрия;
  • невротическое заикание;
  • невротические тики;
  • нарушения сна;
  • энурез и энкопрез (чаще дебютируют у детей в 2, 3 или 4 года);
  • патологические привычные действия.



Для лечения детских неврозов часто используется психотерапия, особенно такие виды, как игровая и арт-терапия. Поскольку в основе заболевания могут лежать общесемейные проблемы, во многих случаях показана семейная психотерапия с участием взрослых, с которыми проживает ребенок. В качестве вспомогательных методов могут назначаться мягкие лекарственные препараты, направленные на снижение возбудимости, успокаивающие ванны, физиотерапия.

Симптомы невроза у детей

Распознать заболевание помогает выявление причины неврозов у детей и отнесение их к определенной группе риска. Сюда входят дети:

Истерический невроз у ребенка

Диагноз истерический синдром у ребенка часто становится неожиданностью для его родителей. Даже если симптомы налицо, взрослые могут продолжать думать, что частые истерики, фобии, демонстративное обсуждение ребенком собственного психического состояния – просто реакция на переходный возраст и со временем пройдет.

Врачи не рекомендуют замалчивать проблему и стараться принять меры сразу, как только заметили первые проявления этого типа невроза. Дети обычно высказывают жалобы на плохой сон, нарушения аппетита, тошноту при приеме пищи, беспричинные страхи и т.д.

Меняется их поведение в общественных местах. Например, прямо посреди магазина можно наблюдать такую картину: ребенок в истерике катается по полу, крича о том, чтобы мама купила ему игрушку, а смущенная мама изо всех сил пытается его поднять и увести.

Если истерический невроз у ребенка впервые проявится в подростковом возрасте, вы можете столкнуться с запросом на повышенное внимание. Ребенку в этот период может начать нравиться обсуждать свое «необычное» состояние. Они охотно расписывают свои фобии, иногда жалуются на провалы в памяти. Чаще всего эти проблемы надуманные, но воображение подростков очень живое, поэтому психиатры рассказывают о массовых случаях детской агрессии, попыток суицида и т.д.

Заболевание может менять признаки, поведение детей становится несколько другим, и родителям кажется, что вот оно, долгожданное выздоровление. Но это не так. Поэтому лучше сразу, не дожидаясь формирования устойчивого истерического поведения, ступайте вместе с малышом к врачу и совместными усилиями ищите эффективное лечение.

Меняется их поведение в общественных местах. Например, прямо посреди магазина можно наблюдать такую картину: ребенок в истерике катается по полу, крича о том, чтобы мама купила ему игрушку, а смущенная мама изо всех сил пытается его поднять и увести.

Читайте также:  Как и чем лечить кашель при беременности в 1,2,3 триместре
Добавить комментарий