Дети и гаджеты: в чем таится опасность? Что делать родителям?

«Малыши и гаджеты: польза или вред?» Консультация для родителей

Эльвира Тактинова
«Малыши и гаджеты: польза или вред?» Консультация для родителей

Консультация для родителей “Малыши и гаджеты: польза или вред?”

Все родители знают, насколько притягательны для детей телевизионные пульты, телефоны, клавиатуры и прочие «девайсы». Малыши гораздо активнее тянутся к ним, чем к погремушкам и сугубо детским забавам. В этом выражается не детский интерес к технике как таковой, а желание подражать взрослым, овладеть их умениями. Некоторые родители начинают этим пользоваться, чтобы отвлечь и занять ребенка. Тут кроется первая опасность: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».

До трех лет ребенка важно научить взаимодействовать с окружающим миром и людьми: доверять, устанавливать контакт, выражать свои чувства, верить в собственные силы. Для этого необходимо вовлекать детей в жизнь семьи, разговаривать сними, играть, общаться, гулять. Отвлечь малыша смартфоном или мультфильмом на планшете очень легко, но стоит ли? Цена лишних минут свободного времени слишком велика.

Можно наблюдать такую ситуацию: в детском кафе сидят ребятишки, уткнувшиеся каждый в свой планшет, а родители их кормят. Мамы и папы сетуют, что без планшета дети ведут себя неспокойно, убегают, балуются, отказываются есть. Но разве при использовании гаджетов ситуация лучше? Ребенок открывает рот машинально, не чувствуя вкуса еды и не контролирует насыщение. Это прямой путь к пищевым расстройствам: отказам от еды или перееданию.

3 правила для того, чтобы превратить гаджет в союзника:

1. Чем младше ребенок, тем меньше времени он должен проводить с электронными устройствами. Человеческое общение и познание реального мира – первично.

2. Недопустимо использовать гаджеты и телевизор во время еды.

3. «Отвоеванное» у гаджета время ребенок должен проводить в кругу близких людей, посвящать непосредственному живому общению, играм, прогулкам, книгам.

Так, справляясь с сиюминутной задачей, родители, сами того не осознавая, создают проблемы в будущем в виде нервных истощений, плохой саморегуляции, перевозбуждения, невозможности быть в реальности и смещения интереса от познания окружающего мира к миру виртуальному.

При этом полностью отказывать от достижений технической жизни и отрицать их пользу глупо. Гаджеты приходят на помощь в длительных автомобильных поездках, авиаперелетах, очередях и других ситуациях ожидания, когда двигательная невозможна и хочется пощадить нервы окружающих. Сенсорные панели развивают мелкую моторику, «умные» игры – логику, внимание, обучают элементарным знаниям в увлекательной форме.

Дошкольники: как избежать зависимости

Больше всего родители боятся развития компьютерной зависимости, когда ребенка кроме гаджетов ничего не интересует. Чтобы этого не произошло, нельзя отмахиваться от детей гаджетами: «Возьми планшет, я занята». Учтите их занимать себя другими способами – предлагайте собрать пазлы, порисовать, разукрасить картину, поиграть с конструктором. Самостоятельно находить себе занятие – очень важное умение, которое нужно сознательно развивать.

Случается, что отвлечь ребенка не получается: никакие занятия не идут в сравнение с электронными устройствами. Причина в том, что компьютерная игра – рафинированное удовольствие. В ней задействованы многие инстинкты, процесс действительно интересен, игрок имеет право на ошибку, может исправиться, подняться на другой уровень, почувствовать себя победителем. При этом как бы много ни было игры, ее всегда «мало». Важно научить ребенка самому себе сказать «стоп». Это касается любого удовольствия: конфет, телевизора, прогулок. Иногда помогает составление реального письменного договора с обязательствами сторон.

В целом у мальчиков потребность к победе выше, чем у девочек, поэтому они более склонны погружаться в игры. «Стрелялки», «гонки» – тоже преимущественно мужские занятия. В любом случае, чем ярче и значительней по сравнению с остальной жизнью впечатления ребенка от компьютерных игр, тем сильнее будет развиваться зависимость. Если в придуманной реальности он чувствует себя успешным, умным, ловким, авторитетным, а в обыденной жизни – нет, то уход от реальности станет чрезвычайно притягательным. Крайне важно, чтобы у детей было много других занятий и увлечений, где они смогут себя проявить: спорт, книги, прогулки, общение с друзьями, искусство и т. д.

Советы родителям дошкольника:

Не «покупать» свободное время, подсовывая ребенку гаджеты.

Учить ребенка контролировать удовольствия и говорить «стоп».

Не использовать гаджеты, когда есть возможность реального общения.

Искать вместе с детьми то, что их увлечет: спорт, творчество и т. д.

Контролировать время, проведенное дошкольником к компьютера, заключая с ним договор.

Интересоваться содержанием игр, в которые играет ребенок.

Показывать личный пример разумного использования гаджетов.

Исследовательская работа «Жевательная резинка. Вред или польза» Исследовательская работа «ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА: ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА?» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ» Оглавление Введение 1. История возникновения.

Исследовательская работа ученицы 7 класса «Газированные напитки: польза или вред» МОУ «Лажъяльская средняя общеобразовательная школа» Газированные напитки: польза или вред Исследовательская работа Выполнила: Веткина.

Исследовательский проект «Газированная вода: вред или польза» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Лужок» с. Ждановка Краснокутского района Саратовской области Исследовательский.

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Вред и польза» МКДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида» Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Вред и польза» Выполнила : Грачёва.

Детская исследовательская работа «Мороженое: польза или вред?» Здравствуйте! Меня зовут Кончаков Макар. Я хожу в старшую группу детского сада №24. Мой научный руководитель Горовенко Наталья Владимировна.

Презентация «Пластиковая бутылка-польза или вред?» в подготовительной группе Научно-исследовательский проект «Пластиковая бутылка – польза или вред?» Выполнен воспитанниками группы № 8 МАДОУ «Детский сад № 114» Воспитатели:.

Проект «Чипсы — вред или польза» для учащихся 3–4 классов Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лаганская средняя общеобразовательная школа №1 им. Люлякина И. М.» Районный конкурс.

Индивидуальный проект для 4 класса «Шоколад — вред или польза» Работу выполнила Автушкина Арина, 4 “б” класс. Гимназия №1. р. п. Линево. Содержание Введение 1. Анкетирование 2. История шоколада 3. Полезные.

Консультация для родителей «Раннее обучение чтению — польза или вред?» Раннее обучение чтению – польза или вред? С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в речевом, познавательном и физическом.

Реклама к исследовательскому проекту «Газированная вода — вред или польза» Видео Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Лужок» с. Ждановка Краснокутского района Саратовской области Исследовательский.

2. Недопустимо использовать гаджеты и телевизор во время еды.

Со смартфоном по жизни

Исследования современных педагогов на тему «Дети и гаджеты», просто поражают воображение. Как выяснили студенты Тульского педагогического университета, 78% учащихся выпускных классов практически не выпускают смартфон из рук на протяжении всего дня.

Принимавшие участие в этом опросе преподаватели признали, что увлечение гаджетами негативно влияет на успехи в учебе.

У старшеклассников были отмечены:

  • дефицит слухового аспекта (проблемы с восприятием информации на слух);
  • дефицит концентрации и внимания;
  • снижение фантазии.

В отечественных школах, в отличие от некоторых зарубежных учебных заведений, отсутствует категорический запрет на гаджеты. Обычно, ими запрещают пользоваться на уроках, но ученики все равно это делают, маскируя их на парте или пряча на коленях.

В результате подросток только физически присутствует на уроке. При этом сам настолько погружен в свой девайс, что не воспринимает информацию, которую пытаются до него донести.

Все это негативно сказывается на качестве учебы, плохо влияет на психический фон подростков и их настроение.

Оставаясь без смартфонов, школьники испытывают растерянность, начинают тосковать, не понимая, чем себя занять.


Гаджеты для детей начинают играть такую большую роль, что многие родители сравнивают увлечение ими с настоящей зависимостью.

Дети и гаджеты: в чем таится опасность? Что делать родителям?

Вред гаджетов для детей – реальность
Гаджеты прочно вошли в жизнь детей и взрослых. Они используются в работе и учебе, на отдыхе. Все больше времени человек проводит, уткнувшись в телефон или планшет. Они заменили прогулки, подвижные игры и бумажные книги.

Вред гаджетов для детей – реальность

Гаджеты прочно вошли в жизнь детей и взрослых. Они используются в работе и учебе, на отдыхе. Все больше времени человек проводит, уткнувшись в телефон или планшет. Они заменили прогулки, подвижные игры и бумажные книги.

Продолжительное пребывание в гаджетах с раннего возраста необратимо истончает кору мозга и замедляет умственное развитие. Это подтверждают исследования американских, канадских, российских и корейских ученых. В итоге ухудшается память, сон и зрение. Дети хуже учатся и становятся раздражительнее.
Давайте рассмотрим подробнее, в чем заключается негативное влияние гаджетов на развитие ребенка:
1.Смешение реальностей. Дети перестают отличать виртуальный мир от реального. Это вызывает страхи, проблемы с учебой и мотивацией, отсутствие коммуникативных навыков;
2. Зависимость от гаджетов приводит к тому, что у детей пропадает интерес к жизни, обучению и хобби. Падает успеваемость в школе. Подростки ничем не хотят заниматься и развиваться;
3. Задержка в развитии моторных навыков. В итоге дети не умеют вырезать из бумаги, собирать пазлы и кубики, делать аппликации, лепить из пластилина и даже завязывать шнурки;
4. Многие дети прячутся в виртуальном мире из-за отсутствия заботы, внимания и любви со стороны родителей. Они становятся замкнутыми, остаются наедине со своими проблемами.
5. Появляется агрессия и жестокость, раздражительность и повышенная возбудимость. Нередко развиваются нервные и психические расстройства, синдром гиперактивности и дефицита внимания;
6. Смартфон или планшет негативно влияет на зрение ребенка. Яркие мерцающие экраны вредны для здоровья глаз. Они ухудшают остроту зрения, особенно если держать экран близко к себе. Глаза быстро устают, краснеют, появляется дискомфорт и слезоточивость;
7. Отстающая речь. Дети учатся разговаривать путем общения с родителями, родственниками и другими детьми. Без регулярного и активного общения с реальными детьми наблюдается задержка в развитии речи. Дети, зависимые от гаджетов, начинают говорить гораздо позднее сверстников;
8. Телефоны и компьютеры негативно влияют на формирование характера. Ребенок учится манипулировать взрослыми, становится более капризным.
9. Ухудшение сна. По мнению ученых, синий свет, который излучают телефоны, угнетает выработку гормона сна – мелатонина. Дети дольше засыпают, хуже и меньше спят. Исследовательская работа доказала, что час перед электронным экраном сокращает сон на 15,6 минут. А ведь здоровый и полноценный сон крайне важен для развития детей;
10. Снижает физическую активность. Дети, сидя с планшетом, телефоном или компьютером, перестают гулять и играть в подвижные игры, практически не двигаются и не дышат свежим воздухом. В результате падает иммунитет, и дети чаще болеют, ухудшается осанка. Они слабеют, набирают лишний вес. Нарушается вещественный обмен, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом и разными внутренними органами;
11. Излучение радиации. Конечно, мобильные телефоны и компьютеры дают не такое сильное излучение, как рентген или ультрафиолет. Но при продолжительном воздействии техника оказывает негативное влияние на ребенка. Растущий организм воспринимает излучение острее, чем взрослый. Надо каждому ребенку и взрослым знать об опасности гаджетов. И начинать такую информационную кампанию в школе, приучать разумно, пользоваться электронными устройствами в рамках школьной программы. Происходить это должно так же, как сейчас распространяется информация о вреде табака, алкоголя, идет пропаганда активного, здорового образа жизни. В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 14 августа 2019г. утверждены МР 2.4.0150–19/01-230/13-01 «Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях».
Целью Методических рекомендаций является определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных организациях Российской Федерации, с целью профилактики нарушений здоровья обучающихся.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным организациям рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательных организациях обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья, а также педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной связи;
– проводить информационную и разъяснительную работу о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройства мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном процессе.
Так стоит ли давать ребенку планшет или смартфон? Решать, конечно же, родителям. Несомненны и плюсы таких устройств. Они могут помогать в обучении, развивать определенные навыки, обогащать знания ребенка. Но взрослым нужно пользоваться такими помощниками очень осторожно. Потому что очень быстро из доброго друга планшет может стать их злейшим врагом.
Н.В. МОРОЗОВА, специалист-эксперт Территориального отдела
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ.

Вред гаджетов для детей – реальность

Польза гаджетов для детей

Но ведь влияние гаджетов на детей не всегда отрицательное. И их можно использовать не только, как развлечение, но и с пользой для развития детей. Для этого в сети существует много приложений и сайтов, интерактивных игр, развивающих логику, полезных электронных книг и даже видео уроков по занятию спортом. И, когда родители заняты, ребёнку вполне можно использовать эти инструменты для самостоятельного изучения. Не стоит только забывать, что всё это должно занимать лишь небольшую часть свободного времени. Нельзя заменить тренировку на свежем воздухе, приседаниями в квартире под видео на YouTube. И никакая, самая сказочная электронная книга не заменит сказку, рассказанную мамой или папой. Но давайте всё же подробнее рассмотрим все плюсы детских гаджетов.

  • Доступ к огромному объему информации в любое время. Если ребенку нужно написать доклад, подготовиться к урокам или найти ответ на свой вопрос, больше не нужно идти в библиотеку, изучать тонну книг или спрашивать у родителей. Всё на расстоянии вытянутой руки.
  • Приобщение к музыке. Её можно слушать в наушниках, помогая маме по дому, например. Но не стоит злоупотреблять использованием наушников, это может привести к проблемам со слухом.
  • Просмотр кино или мультфильмов без посещения кинотеатра.
  • Огромная библиотека. Не всегда есть возможность найти или купить понравившуюся книгу в бумажном варианте. И тут на помощь приходит интернет и электронная книга.
  • Обучающие программы для разных возрастов детей, которые развивают логику, внимание и быстроту реакции. Но для совсем маленьких детей важно задействовать все каналы восприятия, не надо заменять гаджетами развитие. Ребёнок никогда не поймет, что кошка пушистая и теплая, если будет видеть её только на экране планшета.
  • Безопасность. Родители всегда могут проконтролировать, где находится ребенок, а у ребёнка всегда есть возможность позвонить маме или папе в любой непонятной ситуации.
Читайте также:  Диета после удаления матки: инструкция по питанию, примерное меню

(Посмотрите видео: всего 15 минут)



Как рассказать детям о вреде гаджетов? Поговорить с ними на равных, как мы разговариваем со своими друзьями. Запретами и криками вряд ли получится добиться чего-то адекватного. Мы не можем вернуться в прошлое, где самым ужасным гаджетом был домашний телефон, но мы можем научиться жить в новой реальности. Современные дети и гаджеты должны сосуществовать мирно. Пусть гаджеты будут, пусть они каждый год появляются новые. А мы, как родители, должны направлять детей и объяснять. Не всегда цена оправдана, не всегда есть смысл в покупке очередной технической новинки. Всему свое время и своя мера.

Родители против гаджетов: Как не потерять детей в виртуальном мире. Хорошая статья. советую.

Гаджетомания среди подрастающего поколения серьезно беспокоит и педагогов, и врачей, и родителей. Явление это новое, и пока точно не известно, какими станут те, кто вырос в обнимку с планшетами. Но прогнозы тревожные. Каких ужасов только не пророчат: от нарушений зрения, до эмоциональных расстройств, асоциального поведения, мышечной дистрофии и ожирения. Надеюсь, что все обойдется, потому что оградить детей от гаджетов теперь уже вряд ли удастся.
Единственное, что мы пока еще можем — предложить для вариант здорового соотношения между жизнью реальной и виртуальной и постараться, чтобы первая, все-таки, преобладала. В наших силах научить детей находить интерес и радость в окружающем мире, и мы просто обязаны это сделать.

Лучше не начинать
Самый полезный, но чаще всего запоздалый совет, не давать детям в руки планшет, смартфон и тому подобное, как можно дольше, тогда и отнимать не придется. На Тайване несколько лет назад законодательно запретили давать компьютерные гаджеты детям до двух лет. Психологи говорят, что лучше воздержаться от использования гаджетов лет до четырех.

Но потом вопрос все равно встанет. Не вы, так кто-то другой научит «плохому».

Все хорошо в меру
Гаджеты, как алкоголь, способны вызывать сильную зависимость. Как и многое другое в этой жизни, время, проведенное с электронными устройствами, должно быть регламентировано.

Каждой семье полезно выработать свою политику, на счет того где, когда и сколько времени детям можно проводить у компьютера, планшета или телевизора. Кто-то разрешает играть по часу в день, а кто-то — только в выходные, чтобы легче было выдерживать напряженный учебный ритм.

Хорошо бы, конечно, чтобы кибер-режим этот всех в семье устраивал: мама не сходила бы с ума от того, что ребенка пожирает виртуальная вселенная, а ребенок не чувствовал бы себя несчастным, потому что «злодеи-родители» лишили его главной радости жизни.

Правила жизни
Конечно, любой опыт субъективен. Тем не менее, здесь собраны несколько правил из жизни разных семей, которые показались мне полезными и разумными.

  • За час до сна все, включая взрослых, откладывают свои мобильные устройства. Можно даже специальное место для ночевки гаджетов организовать, например, корзину.
  • Гаджеты не берут за обеденный стол не при каких условиях.
  • Планшеты и другие электронные девайсы не остаются в детской комнате на ночь.
  • Не берите гаджеты на встречи с друзьями, в семейные путешествия, на экскурсии, на дачу, то есть всюду, куда вы отправляетесь специально ради развлечения.
  • Пусть дети проводят с гаджетами строго оговоренное время. Для пущей объективности заведите таймер.
  • Родители не проводят с гаджетами все свободное время.
  • Никто не утыкается в свой гаджет, как только переступит порог дома. Сначала — домашние дела (разобрать сумки, помыть обувь, приготовить еду) и семейное общение.
  • Не давайте планшет расстроенному или возбужденному ребенку, чтобы тот успокоился. Ребенок должен научиться контролировать эмоции самостоятельно.
  • Пусть вся семья регулярно садится на кибер-диету. Один-два дня в неделю объявите свободными от компьютеров, планшетов и телевизора.

Что делать?
На одних запретах и ограничениях, однако, далеко не уедешь. Нужна программа действий. Дети проводят с гаджетами то время, которое могли бы потратить на взаимодействие с миром в самых разных его проявлениях. Задача родителей — восполнить этот пробел и разнообразить детский опыт.

Это потребует массы усилий и внимания. Тут и кроется главная сложность. Проще дать ребенку планшет и уткнуться в свой, чем придумать совместное занятие, а потом еще и принимать в нем активное участие. Зато дети (речь идет не о подростках, с ними все гораздо сложнее) обычно с большим энтузиазмом воспринимают любое дело, которым можно заняться со старшими, особенно с родителем.

Ручной труд
У многих современных детей плохо развита мелкая моторика. Это отмечают и воспитатели с большим стажем, и учителя, и бабушки. Любой первоклассник легко найдет игру на незнакомом смартфоне и разберется с правилами, но далеко не каждый способен завязать шнурки, отрезать кусок хлеба и вдеть нитку в иголку. Руки неловкие, пальцы слабые, не удивительно, что ребенок не горит желанием заниматься прикладным творчеством. Разумеется, он рад посмотреть, как хорошо все выходит у мамы, но сделать что-то самому его не заставишь.

Если у вас именно такой «кадр», лучше не замахиваться на сложные проекты, и даже не покупать наборы для рукоделия по возрасту, а снова и снова начинать с самого простого: с аппликаций, с ярких абстракций и т.д. Главное — регулярные тренировки. Есть надежда, что, воодушевившись своими успехами, ребенок захочет двигаться дальше.

Можно даже завести семейную традицию и на каждые выходные придумывать новый, не слишком трудоемкий хэнд-мейд проект. Тем, кому не хватает идей — https://www.pinterest.com/ в помощь.

Учите простым вещам
Может оказаться, что ребенок не может справиться с множеством насущных задач, с которыми у вас в его возрасте не возникало никаких трудностей — к примеру, с рукоделием. Зато перед вами откроется необъятное поле для совместной деятельности оффлайн.

Например, мало кто из младших школьников умеет пользоваться стиральной машиной. Если он складывает грязное белье в нужное место, это уже считается успехом. Так почему бы не научить ребенка сортировать белье по цвету, выбирать нужную программу, насыпать порошок в нужном количестве, развешивать белье — все это не так очевидно для новичка. Сначала пройдите весь процесс вместе шаг за шагом, а в другой раз доверьте ребенку полностью постирать свое белье. Увидеть сто раз и сделать самому от начала до конца не одно и то же.

Не будет лишним познакомить человека и с приемами ручной стирки. Навык, конечно, вымирающий, но в жизни всякое случается.

Могут ли ваши дети постелить постельное белье, пропылесосить, пришить пуговицу, пересадить цветы, помыть посуду или пол? Вся прелесть в том, что дома найдется посильная задача для любого возраста. Не сомневайтесь, они с удовольствием согласятся. То, что для нас, взрослых, надоевшая рутина, для ребенка — увлекательный квест.

Готовьте вместе
Печенье, пиццу, пельмени уже делали? Переходите на следующий уровень. Пусть ребенок под вашим присмотром приготовит омлет, (и яйца, конечно, разобьет сам), помоет (почистит, порежет и пожарит) картошку или сварит макароны. Выполнять отдельные поручения по кухне приучены многие дети, а вот сделать что-то от начала до конца без посторонней помощи может оказаться очень не просто.

Словом, привлекайте детей к готовке при любой возможности. Просите у них помощи, они любят быть полезными.

Устраивайте по выходным семейные обеды, чтобы участие принимали все домочадцы. Причем во всех этапах — от придумывания меню и закупок до сервировки и уборки после. Такие обеды станут замечательной семейной традицией.

Больше природы
Спасаться от кибер-зависимости проще и полезнее всего на природе. Долгие прогулки по лесам, по долам и на речку способны вернуть нам не только детей, но и нас самих.

Еще больше, чем мелкая моторика, у городских детей хромает практическое природоведение. Обычный первоклассник, прекрасно подкованный теоретически, и десяти растений по листьям не опознает, плохо представляет, что, из чего и как растет, саранчу испугается и ящерицу ни за что не поймает.

Даже если вы сто лет ничего не сажали на дачном участке, подрастающий человек — повод начать это делать, хотя бы в образовательных целях. Пусть у него будет персональная грядка, собственноручно вскопанная и засаженная картошкой, морковкой, зеленью и горошком. Ну а ящерицы, так и быть, пусть живут себе спокойно.

Создавайте миры
О том, как обойти компьютерную зависимость, очень точно написала известный детский психолог Катерина Мурашова: «У подрастающего ребенка обязательно должны быть полноценные миры, кроме школы. Мир кружка, студии, дворовый мир, мир походов с родителями на байдарках, мир общения с животными, мир семейных досугов с настольными играми и так далее. У компьютерной вселенной должны быть конкуренты».

Дайте ребенку поскучать
Впрочем, есть и другая крайность. Дети теперь сильно перегружены. Кругом — бесконечное развитие и анимация. Ребенок растет в мире, где все вокруг его или развлекает или дает задания, то есть, требует ответа и реакции.

Пространства для собственных мыслей, идей для полета фантазии совершенно не остается. А если вдруг информационный поток прекращается, не привыкший к этому состоянию человек чувствует себя растерянным и опустошенным. Современные дети с трудом изобретают собственные игры и развлекают себя сами. Ведь, чтобы придумать что-то свое, всем нам нужен информационный вакуум и немного пустоты.

ПОДЕЛИТЕСЬ В КОММЕНТАРИЯХ…
Как в ваших семьях обстоят дела с гаджетами?

Больше природы
Спасаться от кибер-зависимости проще и полезнее всего на природе. Долгие прогулки по лесам, по долам и на речку способны вернуть нам не только детей, но и нас самих.

Что делать: запущенный случай

Стоит говорить о зависимости ребенка от гаджетов, когда он только через них может удовлетворить свои потребности. Детские истерики — важный маркер. Кстати, сами родители часто подогревают зависимость манипуляциями: «Если ты не сделаешь уроки, то не получишь планшет». Идет искусственное подогревание интереса. Лучше этого не делать.

Если вашего ребенка не оторвать от компьютера, то добро пожаловать к детским или семейным психологам. Без них выбраться можно, но трудно: придется следовать режиму и заранее подумать, чем занять ребенка в свободное время. А когда мы резко обрываем зависимость, «зуд» остается, отчего ребенок сможет легко уйти в истерику или агрессию.

Я за то, чтобы родители были проводниками для своих детей в мир Интернета.

Опасный смарт. Учёные выяснили, что гаджеты грозят детям слабоумием

И в этот момент родители теряются и, не зная, что ответить, вручают ребёнку гаджет, словно наркотик страдающему от ломки наркоману. Спрос рождает предложение, и теперь во всех школах Москвы и Подмосковья уже внедрили электронные новинки — дневники, доски, планшеты.

Что может быть проблемой

№1. Неподвижность

Согласно последним исследованиям ВОЗ, дети до года должны заниматься физической активностью несколько раз в день, это включает в себя и лежание на животе в течение 30 минут, как минимум. Кроме этого, дети в этом возрасте должны спать не менее 15 часов в сутки.

Дети в возрасте до 5 лет должны заниматься разными видами физической активности в течение трех часов в день и спать не менее 14 часов. Просмотр телевизора или иных гаджетов не должен превышать часа в день.

Чем чревата неподвижная поза перед телевизором или планшетом? Ожирением. Согласно исследованию американских ученых, детсадовцы, которые проводят перед экраном больше часа в день, больше склонны к полноте, чем их сверстники, проводящие перед экраном менее часа.

№2. Отсутствие сенсорных стимулов

Играя с игрушками и исследуя окружающую среду, ребенок каждый раз пробует на ощупь разные поверхности. Он разбирает по винтикам машину, заглядывает внутрь головы куклы, пытается всунуть треугольник вместо квадрата в сортере.

Все это благотворно влияет не только на развитие его мелкой моторики, но и на развитие речи и мышления. Малыш, который делает все то же самое, но на экране планшета, развивается медленней своих сверстников.

№3. Творческое бездействие

Просмотр мультфильмов и различные игры не способствуют развитию творческих навыков у ребенка. Немецкий ученый Райнер Пацлав полагает, что нашпигованные готовыми образами мультфильмы мешают малышам создавать свои собственные. Вместо синезубого чешуйчатого рукокрыла ребенок в сотый раз рисует вам Машу, медведя и Лунтика. Ребенку не хочется творить. Спасибо, он уже насытился чужим творчеством.

№4. Сомнительные эстетические образцы

Детская видеопродукция делается с таким расчетом, чтобы быть понятной, плоской и не в меру яркой, это замечал любой человек, который искал ребенку приложения в планшете. Поэтому у ребенка, который без меры проводит время у экрана телевизора или планшета, зачастую формируется не совсем верный эстетический вкус.

№ 5. Изменения в работе мозга

Педиатр из Канады Крис Роуэн в своей книге «Виртуальный ребенок» пишет, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трех лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни.

Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить. Постоянный поток быстрой информации приводит к изменениям головного мозга, а после к деменции — снижению познавательной деятельности с утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

В первую очередь, не паниковать и не обвинять себя, что вы плохие родители. Это сложно, но это нужно сделать. А дальше приучить себя и своего ребенка к следующим правилам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Современные дети и гаджеты: вред или польза?2.74 МБ
Современные дети и гаджеты: вред или польза?36.11 КБ

5.С помощью видеоролика «Как компьютерные игры берут контроль над человеком» показать родителям, какие психологические проблемы могут возникнуть у детей.

Гаджеты и дети: «тупеем» или «умнеем»?

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1Кор.6:12 ).

Развитие научно-технического прогресса повлияло на характер общения людей, изменило стиль и способы коммуникации, выдвинув на первое место использование электронных устройств. Человечество оказалось пленником гаджетов, позволяющих мгновенно получать необходимую информацию, быть на связи с родными, друзьями, коллегами, находясь при этом в любой точке земного шара. Как же влияет информационно-компьютерная экспансия на наших детей? Возможно, сюжеты из футуристических сценариев не за горами, и виртуальная реальность станет неизбежной действительностью их будущего, а посему есть ли смысл родителям бороться с гаджетами?

Крис Роуэн из Канады, детский терапевт, биолог, автор книги «Виртуальный ребенок», пишет в статье, опубликованной в Huffington Post: «Я призываю родителей, учителей и правительство запретить пользование всеми портативными электронными приборами детям до 12 лет». Не слишком ли радикально? Крис Роуэн выдвигает следующим доводы в пользу запрета:

1. Неверное стимулирование мозга

Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, Интернетом или телевидением, как показывают исследования, связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.

2. Задержка в развитии

Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития.

Телевидение и компьютерные игры — пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые балуются портативными устройствами, ожирение встречается на 30% чаще.

Сухие цифры по США говорят, что 60% родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а три четверти семей разрешают детям таскать за собой электронику в кровать. Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию.

5. Психические заболевания

Ряд зарубежных исследований проводят чёткие параллели между видеоиграми, Интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодёжи. Так, игромания становится причиной неудовлетворённости жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и развитию фобий.

6. Жесткость на ТВ и в компьютерных играх находит своё отражение в реальной жизни. Ребёнок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности. И самое важное, множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект — агрессия может проявиться далеко не сразу.

7. Цифровая деменция

Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трёх лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить. Постоянный поток быстрой информации приводит к изменениям головного мозга, а после к деменции — снижению познавательной деятельности с утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

Чем больше родители проверяют почту, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями. Каждый одиннадцатый ребёнок в возрасте от 8 до 18 лет — «цифровой наркоман».

9. Вредное излучение

В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B «возможно канцерогенных для человека» факторов.

Если не знать меру, гаджеты могут отрицательно влиять и на здоровье детей. От них можно получить разные проблемы:

  • Раздражительность.
  • Ухудшение зрения и осанки.
  • Нарушение режима.
  • Снижение качества учёбы.

Отечественные авторы на столь категоричны в отношении гаджетов, предлагают находить мирный путь сосуществования с ними. Так, А.В. Ковалева, к.с.н., доцент кафедры социальной работы и психологии Тихоокеанского государственного университета пишет:

«В настоящее время мировое сообщество обеспокоенно распространением гаджетов и особое беспокойство вызывает их использование в кругу детского сообщества. Родители констатируют: «Раньше, когда мы собирались компанией — наши дети играли между собой, а теперь мы наблюдаем, как они с упоением поглощены своими гаджетами, и обычные ролевые игры им уже не интересны. Им интересней кнопки понажимать». И действительно, сейчас мы можем наблюдать типичную картину в сообществе детей, увлеченных своими техническими устройствами.

Известно, что гаджеты это общечеловеческая проблема, свойственная всем странам, где гаджеты довольно распространены и не являются новинкой, это уже не требует доказательств. Сталкиваясь с житейской проблематикой, возникает естественное желание искоренить ее. Однако известно также, что никто еще не придумал как от этой проблемы уйти. Очевидно, что если мы не можем с ней справится, то необходимо, хотя бы научиться с ней жить. Это не значит смириться, это значит найти компромисс, что вызывает необходимость взглянуть на сущность проблемы. Чтобы найти альтернативы нужно понять, чем нас беспокоит проблема, что нас тревожит в чрезмерной любви ребенка к гаджету. Обращаясь к глубинным противоречиям между признанием необходимости технического прогресса и его негативных влияний в сфере детского использования можно обнаружить два утверждающих фактора.

Первое утверждение. Отдавая предпочтение гаджету, дети не имеют возможности получать житейского (жизненного) опыта, что дают им обычные детские ролевые игры: дочки — матери, больница, школа, магазин, «казаки — разбойники» и многое другое.

Отсутствие чего-либо нужного порождает необходимость подумать, чем это компенсировать. И здесь есть возможность использования альтернатив. Первоосновой в данном вопросе является развитие способностей к межличностному взаимодействию, коммуникационных навыков, формирование способностей к поиску оптимальных действий в конкретных ситуациях и т.п. Для данного комплекса лучшим способом усвоения являются ролевые игры. Однако, если детское мировоззрение не получает информацию из игр, значит необходимо эту информацию предоставить в другом виде.

Существенный вклад в данное должны делать, прежде всего, родители. Как альтернатива, это тривиальные разговоры с ребенком, диалоги в горизонтали «вопрос — ответ». Важно, чтобы разговор не сводился к монологу, а формировался именно в рамках диалога, поскольку он предполагает инициирование мыслительной деятельности ребенка. Постановка вопросов в виде житейских ролевых ситуаций, позволяет ребенку, в силу своих способностей, концентрировать свою мысль на поиске верного решения. Ребенок должен самостоятельно находить ответ на предложенные ситуации. В ходе разговора, в случае затруднительных для ребенка ситуаций, родитель помогает справиться с предложенными задачами готовыми решениями с обоснованием последних. И здесь важно не превращать такие беседы в «уроки». Они должны быть непосредственны по своему характеру и вместе с тем часты по времени использования. Необходимо заполнять разговорами с ребенком любое свободное семейное время.

В данном контексте проблемы очень важно с ребенком разговаривать как с взрослым, не нужно его лишать взрослых проблем. В ходе общения ситуация интерпретируется на уровне детского мировоззрения, подбирается тот сленг, который ребенок поймет, переводя взрослые обстоятельства на детские примеры. Рассмотрим пример. «На работе проблемы с начальником, родитель переживает». Стоит ли об этом разговаривать с ребенком? Казалось бы, зачем ему об этом знать? Однако это тоже ролевая ситуация, с подобными в жизни сталкиваются люди. И об этом ребенок должен знать, ему должно быть известно, что люди могут испытывать препятствия, с которыми человек способен справиться при помощи необходимых решений. Таким образом, в разговоре с ребенком ситуация должна быть представлена как она есть, по взрослому с детской интерпретацией: «У меня на работе появилась трудная ситуация с коллегой, из-за которой у меня плохое настроение (далее на помощь приходит аналогия), это как будто ты обидела Машу (уважаемая подруга в глазах ребенка) и она больше не хочет с тобой общаться». Таким образом, ребенок проецирует ситуацию на себя и проникается ею, что дает активность мыслительному процессу с бОльшим эффектом.

Таким образом, роль разговоров родителей с ребенком, осмысленных диалогов между ними оставляет за собой важную роль в снятии напряженности использования детьми гаджетов. Впрочем немалую важность подобные разговоры несут за собой и в других областях воспитания. В данном контексте они выступают носителями компенсаторных акций в познании мира.

Второе утверждение. У ребенка происходит потеря всех приоритетов перед гаджетом. Интерес к нему захватывает ребенка так, что ничего другого он делать не хочет.

Согласимся, что гаджетами грешат не только дети, но и взрослые люди, только в этом вопросе мы отличаемся от детей. Отличаемся присутствием и мерой ответственности. Предположим, что если взрослому человеку необходимо исполнить работу на производстве или в доме по хозяйству, то он откладывает гаджет в сторону и осуществляет сначала то, что ему необходимо выполнить первоочередно. По мере увеличения мотивации личности растет и чувство ответственности. Если я не сделаю свою работу — лишусь рабочего места, не приготовлю ужин и не накормлю свою семью — будет стыдно перед самим собой и т.д. Ответственность появляется тогда, когда понимаешь зачем тебе это нужно. Откладывая воспитание ответственности в ребенке, он все больше не справляется с ее исполнением, следствием чего развлечения становятся центральными в его поведенческой деятельности.

Это ставит перед нами задачу научить ребенка ответственности. И это проблема проблем. В современном обществе в различных областях отмечаются тенденции снижения личной ответственности. Это отражается как в семейных отношениях (распространение «гражданских» браков, оставление детей на плечи государства или супруга, утрачивание связи с пожилыми родителями и т.д.), так и на внесемейных уровнях (производственная сфера, учебная деятельность студентов и т.д.).

Ответственности вообще сложно научить, это весьма важная и трудная задача. Педагоги говорят, что ребенка приучают к ответственности с малого. В первую очередь для привития навыков ответственности в доме у ребенка непременно должно быть (скорее не очень приятное) обязательство, такое дело которое кроме него никто больше не сделает. В разных семьях избирают разные обязательства (мытье полов, вынос мусора, уборка за животными и мн. др.), но оно должно быть. Причем это дело, должно быть полезным не столько для него самого, сколько на благо всей семьи. Найти мотивацию для ребенка удел самого родителя, но точно не за материальные ценности и тем более не за деньги, здесь важен моральный норматив.

Формирование ценностных ориентиров также является весьма важным направлением, поскольку ценности являются базисным основанием проявления ответственности. Необходимые ценности в паре с ответственностью будут выдерживать партнерские отношения между ребенком и гаджетом.

Разрешив задачу по усвоению ребенком ответственности, мы приобретем массу положительных моментов. Она, как известно, важна в жизни и не только во взаимодействии с гаджетом. Усвоив навыки ответственности, ребенку не сложно будет, расставив приоритеты, отвлечься от любимой игрушки. А если ребенок сможет в нужный момент отложить свое устройство, то нет ничего страшного в его использовании. В конце концов, ученые в использовании гаджетов усматривают и полезные навыки.

В условиях современности уже нет возможности отречься от технических устройств. Да и есть ли в этом необходимость? Они несут в себе удобство, комфорт, а в некоторых случаях даже необходимость. Однако в распространении гаджетов становится главной задачей уберечь детей от осознания приоритетности технических устройств. Главная роль в урегулировании проблемы использования детьми гаджетов ложится, главным образом, на плечи родителей. Здесь отражают себя различные методы и ресурсы воспитания. Все они известны родителям в современном обществе, однако, не осознавая степень их важности, используются родителями не в полную силу, что дает возможность техническому прогрессу брать верх над социальными навыками» 1

С одной стороны, с помощью Интернета и гаджетов находить информацию стало легко и просто. Не прикладывая усилий, ребенок получает знание о чем-либо. С другой стороны, информации стало слишком много, и в процессе поиска нужной, ребенок может потеряться и застрять в ненужной, а также получить какое-то лишнее знание от переизбытка информации. В свою очередь пресыщенность информацией существенно снижает эффект новизны и соответствующую мотивацию учения-познания, затрудняет осознание и понимание содержания. Т.А. Хагуров 2 пишет о том, что эти способности стремительно исчезают у детей компьютерного века: «вместо понимания формируются простейшие интеллектуальные навыки распознавания и комбинаторики, блокирующие самостоятельность мышления».

Проблема понимания также связана с переизбытком информации, который засоряет сознание и подавляет самостоятельное мышление. Поэтому среди выпускников школ, ставших нашими студентами, немало весьма эрудированных, но всё меньше тех, кто может «держать мысль» (М.К. Мамардашвили) и способен к системному мышлению, основанному на соединении воображения и интуиции с обоснованием и доказательностью.

Наличие безграничного доступа к информации ведет к тому, что у детей формируются поверхностные знания, совмещенные к тому же с «клиповым» сознанием. То есть они знают немного обо всем, прыгают «по верхам», перескакивают с одной темы на другую, ни одну из них глубоко не анализируя.

Стоит ли говорить, что из-за гаджетов многие дети перестали читать, а малыши даже недослушивают читаемые им вслух сказки, а просят включить мультик.

Пашков А.Г., д.п.н., профессор Курского государственного университета:

«Наибольшее внимание посетителей социальных сетей привлекают сообщения с картинками, а также специальные ресурсы, на которых только изображения. Старая добрая наглядность, назначение которой в обучении — дать толчок самостоятельной мысли ученика (Я.А. Коменский), вытеснена яркой и завершённой зрелищностью, а учитель (преподаватель) всё чаще выступает в роли презентатора.

Но тысячелетиями сознание и мышление детей формировались в условиях получения информации со слуха, когда в процессе развития ребёнок овладевал словом, состоящим из акустических образов — звуков речи, устанавливал связи между слова

Речь и вербальное мышление «гаджетных детей» недостаточно развиты, поэтому они функционально слегка глухие, немые, ограниченные, хотя и считаются талантливыми. Речь перестаёт быть важной составляющей детской жизни, так как многие дети, поглощённые яркой и многообразной виртуальной средой, не умеют слушать и слышать, не умеют выражать свои мысли и чувства. Разносторонние, многомерные понятия нередко понимаются примитивно, а глубокие чувства, не имеющие зрительного образа, сводятся к «смайлам» и «лайкам». Даже самые навороченные гаджеты не могут донести до детей, что такое грех, совесть, честь, долг, отвага, стыд, сострадание, самопожертвование. Однако именно эти понятия делают человека Человеком, выступают культурными и нравственными регуляторами его жизни» 3

Есть ли все же польза от гаджетов?

Разработчики приложений прикладывают много усилий, чтобы гаджеты приносили реальную помощь в развитии ребенка. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Школьники могут пользоваться такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.

Игры также могут быть не только развлекательными, но и обучающими. Вряд ли ребенок поумнеет, играя целый день в планшет. Тут важно понять, во что именно он играет. Например, «стрелялки» наряду с внимательностью могут развить агрессию. Стратегии или квесты представляют меньшую опасность, но сильно «затягивают».

Предпочтительнее начинать знакомство ребенка с просветительских игр, энциклопедий. Например, компьютерная игра ««Святой равноапостольный князь Владимир и духовные потомки великого крестителя Земли Русской» позволяет в интерактивной форме приступить к изучению младшими школьниками ряда вопросов по истории христианства и православия, истории Отечества через познание образов Святых земли русской, выдающихся воинов и деятелей просвещения, прославивших нашу Родину: святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Ярослава Мудрого, святого благоверного князя Александра Невского, святого Преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Дмитрия Донского, праведного воина Федора Ушакова.

Уже выросло поколение родителей, которые знакомы с компьютером с детства, играли в разные игры, но не стали зависимыми.

Однако не всем так везет, и некоторым детям изначально категорически нежелательно погружаться в виртуальность. Если у ребенка после игр в планшет появляется агрессивность, либо постоянное ненасытное желание быть в сети, о гаджетах не может быть и речи. В подобных вопросах следует непременно руководствоваться советом духовника (если таковой имеется), своими наблюдениями и опытом.

Примечания

1 ГАДЖЕТЫ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ: МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ. А.В. Ковалева, 2014 – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г. 2014 г., г. Уфа). — Уфа: Аэтерна, с.92

2 Сноска на статью

3 ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: КУДА ВЕДУТ ЧЕЛОВЕКА ЭЛЕКТРОННЫЕ «ГАДЖЕТЫ»?- Пашков А.Г. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2016, Том 22

Проблема понимания также связана с переизбытком информации, который засоряет сознание и подавляет самостоятельное мышление. Поэтому среди выпускников школ, ставших нашими студентами, немало весьма эрудированных, но всё меньше тех, кто может «держать мысль» (М.К. Мамардашвили) и способен к системному мышлению, основанному на соединении воображения и интуиции с обоснованием и доказательностью.

журналист

Исследований на тему влияния компьютеров и телевидения на детей пока что не очень много, зато есть масса мнений, колеблющихся между двумя полюсами: “Пусть торчит в компьютере. Все так делают и ничего!” и другое: “Гаджеты грозят страшными опасностями и разрушают мозг”. Имеет смысл рассмотреть возможные опасности и выяснить, стоит ли волноваться.

4. Волевая недостаточность и творческое бездействие

Плюсы и минусы гаджетов

Естественно, у гаджетов есть достоинства и недостатки.

Вот основные плюсы:
• получение необходимой информации. Если нужно подготовить реферат или доклад, не надо идти в библиотеку;
• развитие — различные приложения и компьютерные игры помогают изучать иностранный язык, учат читать, развивать логическое мышление и память;
• телефон или планшет помогают занять ребенка — если приходится долго чего-то ждать, например, длинная очередь в поликлинике.

Но минусы тоже есть, и их довольно много:
• ухудшение здоровья — при длительном пользовании компьютером или телефоном, острота зрения постепенно снижается. Кроме того, дети часто сутулятся, сидя за компьютером;
• снижение творческой активности — в виртуальном пространстве нельзя творить, ведь там можно действовать лишь в рамках определенной программы;
• одностороннее развитие— ребенок лишь видит картинку и получает информацию, но он не развивает мелкую моторику, не манипулирует предметами;
• уход в виртуальное пространство — интересы школьника сосредоточены лишь на виртуальном мире, в результате страдает общение, учеба.

Важно, чтобы гаджеты использовались лишь по назначению, и у ребенка не возникало зависимости.

У ребенка должна быть не только виртуальная, но и реальная жизнь. Гаджеты притупляют умение думать и решать какие-то проблемы самостоятельно. Ничего не нужно держать в голове, кроме информации, как пользоваться гаджетом. Единственное, что отлично вырабатывается, — это быстрота реакции. Зачастую современные дети не умеют решать самые мелкие проблемы. Проверить правописание можно в планшете, найти ответ на вопрос – тоже, даже банальные бытовые вещи они гуглят. Просчитывать и продумывать ситуации современные дети зачастую не умеют.

Как игры на планшете снижают иммунитет и нарушают развитие мозга

Мы еще только начали изучать, как гаджеты влияют на детей, но даже первые результаты вызывают беспокойство. Согласно одному исследованию, в котором участвовали около 2500 детей, достаточно смотреть телевизор всего лишь час в день, чтобы риск развития проблем с концентрацией внимания увеличился почти на 10%.

Самая большая опасность заключается в том, что некоторые типы компьютерных игр могут стимулировать выброс адреналина. Обычно это происходит, когда человек испытывает страх, стресс или чем-то сильно захвачен: слышит громкий звук, видит вспышку света, болеет за любимую футбольную команду или играет в компьютерную игру, где его персонаж может умереть. Выброс адреналина связан с восприятием угрозы — она не обязательно должна быть реальной. Получается, что волнение, которое ваш ребенок испытывает во время онлайн-игры, скорее всего, вызовет выброс адреналина.

Адреналин дает нам дополнительную энергию, чтобы справиться со стрессовой ситуацией. Одна из главных функций надпочечников, производящих этот гормон, — мгновенно переводить тело в режим “бей или беги”. Сердцебиение учащается, чувства обостряются, и высвобождается энергия для мгновенного реагирования, поэтому мы можем убежать от опасности или атаковать врага.

Проблема в том, что всякий раз, когда выбрасывается адреналин, тело высвобождает кортизол, также известный как “гормон стресса”: он повышает кровяное давление и сахар в крови, а также ослабляет иммунную систему. Ежедневный стресс, который может быть вызван играми на компьютере или планшете, ведет к выработке большого количества кортизола. Со временем высокий уровень кортизола может разрушить мышцы или кости, нарушить пищеварение и остановить выработку жизненно важных гормонов.

Кортизол также влияет на настроение, повышая уровень тревожности. Проводя слишком много времени перед светящимся экраном, наши дети находятся под угрозой химической атаки собственного тела. Примерно так же стресс влияет на людей, “сгорающих” на работе.

Кортизол особенно вреден для маленьких детей, потому что они пока не могут справляться с эффектами, вызванными этим гормоном. Мозг ребенка в этот период все еще развивается, он пластичен, и при формировании нейронных связей для приобретения новых навыков переизбыток кортизола и длительный стресс особенно вредны. Кроме того, постоянный высокий уровень кортизола повышает давление, грозит развитием диабета и нарушением гормонального баланса.

Если от игры на планшете у ребенка учащается сердцебиение, поднимается температура, он сильно потеет, ерзает, кричит и тяжело дышит, играя на компьютере, — все это признаки сильного эмоционального возбуждения и повышенного выделения адреналина. Вам стоит ограничить доступ к таким играм. Подобная реакция вряд ли возникнет при просмотре телевизора или канала на YouTube (разве что во время спортивных соревнований). Но она вполне может появиться во время игры, в которой персонажи дерутся и теряют жизни.

Он легко расстраивается, часто плачет и кажется подавленным.

Игрушка родителей — зависимость детей

Давайте задумаемся об истоках увлечения гаджетами. Сегодняшние подростки, дети 12-13 лет, родились, когда мобильные телефоны и компьютеры уже не были редкостью, ими обладали все. И практически каждый родитель, чтобы улучить свободную минутку, давал ребенку свой мобильный или разрешал поиграть в телефоне или на компьютере.

Сегодняшние дети и подростки воспринимают гаджеты как обычные предметы обихода. Это для нас, взрослых, смартфоны вошли в обиход уже в сознательном возрасте, поэтому восприятие и отношение к ним у нас и наших детей разное. Для большинства родителей гаджеты – своего рода бонус, который ребенку можно дать или не дать. Для детей же это не более чем интересное устройство, игрушка, с которой много времени проводят папа и мама, и именно поэтому гаджеты для них обладают особой привлекательностью.

Фото: Ирина Сухарева / http://irinasukhareva.com

Чуть больше года назад у нас появился еще один член семьи. Пока он был совсем малыш, ничто не угрожало моему ритуалу. Но время летит быстро, и теперь полуторагодовалому ребенку не получается объяснить, что это «мамино время». Я стала ставить ему две-три серии «Лунтика», чтобы не потерять свои драгоценные минуты. Недавно заметила, что после завтрака малыш сам просится вылезти из детского стульчика и бежит к компьютеру смотреть мультики. Привычка у детей формируется невероятно быстро!

Дети и гаджеты

Представляете ли вы сейчас свою жизнь без компьютера? А телефона.

Я помню мы росли, и постепенно погружались в цифровой мир, я например, помню свое детство, в котором мультики по телевизору были только в определенное время. Может быть я одна такая древняя?

А наши дети. Они уже родились в цифровом мире, где гаджеты (телевизоры, телефон, планшет, компьютер, игровые приставки и шлемы виртуальной реальности) его неотъемлемая часть. Сегодня, цифровое детство – это естественно. Дети, еще не умея ходить, уже умеют обращаться со смартфонами, ноутбуками и планшетами. При правильном подходе со стороны родителей гаджеты помогают ребенку развиваться, учиться считать и писать, изучать новые понятия.

Но мы как родители часто обеспокоены такими вопросами:

  • Когда знакомить ребенка с телевизором (планшетом, телефоном)?
  • Сколько времени в день безопасно для ребенка проводить с гаджетами?
  • Как отвлечь ребенка от планшета, если он этого требует?
  • Как понять, когда стоит бить тревогу, и говорить о зависимости от гаджетов?

Мне близка эта тема, и я была обеспокоена этими вопросами с дочерью, ей было 11 лет, когда мы переехали в Петербург, и у нее поменялось все: окружение, школа, друзья, кружки и секции. Я была в работе, пытаясь скорее обеспечить возможность финансовой адаптации в новом городе. И я помню, как первые 3 месяца, дочка только сидела дома, и постоянно играла в планшет, это был такой уход от реальности, которую она очень не хотела принимать.

Для меня было важно помочь ей найти себя в новом для нее городе, и в новом окружении интерес, дать помочь понять, что реальность общения гораздо интереснее, чем планшет. Что я делала:

  1. Искала любую возможность, когда я дома – провести время с ней, пообщаться, поговорить, рассказать о себе. Сделать общение со мной интересным.
  2. Совместные настольные игры с семьей. Все вместе мы играли в различные настольные игры, в которых есть и элемент общения, и игры – как аналог замены цифровых игр. Это до сих пор остается, один из любимых времяпрепровождения нашей семьи.
  3. Предлагала и поддерживала любую возможность совместного выхода ее одноклассников на прогулку, или приглашала к нам домой.
  4. Я показывала интерес к книгам, читая сама, и рассказывая о том, как интересно там написано. Искала книги, которые могли бы заменить планшет и вызвать интерес у дочери.

Это дало определенный эффект, на 4 месяц адаптации в новой школе, у Насти (дочери) стали появляться друзья, с которыми она стала больше проводить время, нежели с планшетом. Сейчас ей 14 лет – и, конечно, социальные сети и мессенджеры, это ее неотъемлемая часть общения. Однако я стала замечать периодичность увлечения: то планшетом (сейчас это фильмы, сериалы), то книгами (читает с увлечением, до полночи). У нас нет ограничений ни на планшет, ни на компьютер, она сама регулирует свое время и несет ответственность за учебу и успеваемость – это теперь ее ответственность. Это было не быстро, и, порой, очень сложно, но постоянное обсуждение, объяснение и интерес в реальном мире – перевесил. Сейчас, у дочери даже нет сомнения, что выбрать: друзей или сериал, она выберет друзей. Но это и моя готовность, ее отпускать, доверять гулять с друзьями, а не опекать, потому что «мир вокруг опасен».

Конечно, с маленькими детьми с одной стороны сложнее, а с другой стороны легче. Сложнее: что маленьким детям (конечно, в зависимости от возраста) не всегда можно объяснить и договориться об использовании гаджета. Легче: в том, что нам, как родителям, необходимо выработать определенную родительскую позицию к использованию гаджета нашим ребенком, и всем членам семьи следовать ей.

Итак, как сформировать здоровое использование гаджета ребенком:

  1. Не запрещать использование планшета, телефона ребенком – а выработать здоровое отношение к данным устройствам. В случае запрещения – это становится вожделенным объектом, а все мы помним, что «запретный плод – сладок».
  2. В случае, если уже есть высокое желание постоянно смотреть мультики/ играть, то обсудить (если позволяет возраст), и/ или сразу ограничить время использования до 3 часов в день (не разово, а по 30-40 минут за один раз). ВАЖНО! Взрослым, быть готовыми отвлекать и понемногу заинтересовывать ребенка другими играми/ общением/ играми со сверстниками в период отсутствия постоянного «заменителя» реальности (гаджета) у ребенка. Если период проведения за гаджетом в день выше чем 3 часа, то снижать период проведения постепенно, уменьшая по 30-40 минут, доводя максимально до 3 часов в день.
  3. Изменить качество использование гаджета – с игр, на развивающие головоломки, или увлекательные викторины, с фильмов – на поиск информации. С одинокого использования планшетом ребенка – на совместное времяпрепровождение родителя и ребенка, рассказ о том, что происходит, анализ и затем обсуждение того, что было. Использовать гаджет как помощник при необходимости длительного ожидания в очереди, перелете, а не как ежедневное “выключение” ребенка.
  4. Самим меньше использовать телефоны/ телевизор! Да-да – личный пример, это ключевой фактор успеха. А если вы сами постоянно у телевизора, или в телефоне, то ждать, что ребенок будет сидеть рядом и читать книги, или складывать кубики – глупо.

Наконец, самый главный подход в «борьбе» с гаджетами:

С любовью показать ребенку, что реальность гораздо интереснее, чем иллюзорный мир гаджета.

  1. Не запрещать использование планшета, телефона ребенком – а выработать здоровое отношение к данным устройствам. В случае запрещения – это становится вожделенным объектом, а все мы помним, что «запретный плод – сладок».
  2. В случае, если уже есть высокое желание постоянно смотреть мультики/ играть, то обсудить (если позволяет возраст), и/ или сразу ограничить время использования до 3 часов в день (не разово, а по 30-40 минут за один раз). ВАЖНО! Взрослым, быть готовыми отвлекать и понемногу заинтересовывать ребенка другими играми/ общением/ играми со сверстниками в период отсутствия постоянного «заменителя» реальности (гаджета) у ребенка. Если период проведения за гаджетом в день выше чем 3 часа, то снижать период проведения постепенно, уменьшая по 30-40 минут, доводя максимально до 3 часов в день.
  3. Изменить качество использование гаджета – с игр, на развивающие головоломки, или увлекательные викторины, с фильмов – на поиск информации. С одинокого использования планшетом ребенка – на совместное времяпрепровождение родителя и ребенка, рассказ о том, что происходит, анализ и затем обсуждение того, что было. Использовать гаджет как помощник при необходимости длительного ожидания в очереди, перелете, а не как ежедневное “выключение” ребенка.
  4. Самим меньше использовать телефоны/ телевизор! Да-да – личный пример, это ключевой фактор успеха. А если вы сами постоянно у телевизора, или в телефоне, то ждать, что ребенок будет сидеть рядом и читать книги, или складывать кубики – глупо.
Читайте также:  Вакуум при родах: последствия для ребенка, особенности вакуумных родов, что это такое
Добавить комментарий