Аудиограмма не всегда определяет проблемы со слухом

Аудиометрия – отзыв

Как выявилась моя тугоухость и изменилась жизнь после аудиограммы

Замечать, что у меня ослабевает слух, я начала лет в 28. Мне всегда казалось, что это возрастная проблема, и что слух может повреждаться в результате каких-то серьезных проблем типа постоянных отитов или типа того. Но ко мне беда пришла сама по себе (я так думаю), точнее – без явных видимых на то причин, причем одновременно с ухудшением зрения.

Некоторые уже наверняка представили меня в очках и со слуховым аппаратом, некоторые особо эмпатичные успели проникнуться ко мне сочувствием, но всё не так плохо, как кажется. Во всяком случае пока что.

“Звоночком”, свидетельствующими о проблемах со слухом, стало то, что я перестала слышать, как пищит электронный градусник (даже если он у меня возле уха) и стиральная машинка (рядом с ней слышу, а в другой комнате уже нет). Тогда решила пойти сделать аудиограмму, чтобы понять, что со мной.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ

Аудиометрия (от лат. audio слышу и греч. metron мера), акуметрия (от греч. akúo — слышу) – измерение остроты слуха, определение слуховой чувствительности к звуковым волнам различной частоты. Исследование проводит врач-сурдолог. Точное исследование проводят с помощью аудиометра, но иногда может проводиться проверка с применением камертонов. Аудиометрия позволяет исследовать как костную, так и воздушную проводимость. Результатом тестов является аудиограмма, по которой отоларинголог может диагностировать потерю слуха и различные болезни уха. Регулярное исследование позволяет выявить начало потери слуха.

КАК ПРОВОДИТСЯ

Возможно, в разных клиниках есть различия, расскажу, как это происходило со мной.

Я делала аудиограмму в платном центре по акции (была скидка – собственно, почему и пошла). В последний раз делала несколько лет назад, хотя знаю, что контролировать слух в моей ситуации нужно каждый год, да что-то всё ноги не дойдут.

1-й этап. Специалист проводит опрос с целью сбора данных. Помимо обычных ФИО и т.д. есть вопросы о перенесенных заболеваниях, осложнениях, условиях работы и т.д.

2-й этап. Специалист проверяет слух старым добрым методом “закрываешь одно ухо и пытаешься расслышать, что говорит врач”. Так специалист устанавливает, равномерность потери слуха.

3-й этап. Специалист отводит тебя в небольшую изолированную комнату с окошком (что-то вроде радиостудии). Ты садишься лицом к окошку, а по ту сторону его снаружи садится специалист. У него под рукой прибор, похожий на пульт управления. У тебя – наушники и такая специальная кнопка, на которую нужно жать всякий раз, когда начинаешь слышать какой-то звук в наушниках.

Далее поочередно включаются звуки разной частоты (могу ошибиться с определением), сначала низкие, потом все выше и выше.

4-й этап. По окончании исследования Аудиометр выдает данные по вашему слуху. В моей ситуации выяснилось, что я не слышу высоких звуков. На графике это выглядит так.

ЧТО ДАЕТ АУДИОГРАММА

В моем случае я узнала, что одно ухо у меня слышит немного лучше другого, и что я, собственно, не слышу высоких звуков. При проведении исследования это выглядело следующим образом: специалист включала поочередно звуки, а когда дело дошло до высоких – я перестала нажимать кнопку. Она увеличивала громкость, а я все равно не слышала. После она перешла к жестикуляции, мол “как так-то?”, на что с моей стороны последовал ответный жест “Ну, как-то так”.

Еще мне выставили диагноз – тугоухость легкой степени.

Чем больше степень тугоухости, тем меньший диапазон способен услышать человек, а при глухоте эта способность теряется полностью. Пациенты с диагнозом «тугоухость» обычно слышат звуки определенных частот, на большой громкости. Она может быть одно- или двусторонней, при этом степень поражения слуха на каждом ухе бывает разной.

ЧТО? ОТКУДА? ПОЧЕМУ?

По-хорошему, с аудиограммой мне нужно было бы обратиться к врачу, но тогда ситуация еще не была критична, поэтому я задала свои вопросы специалисту, проводившему исследования и в последствии никуда не обращалась. Отчасти – потому, что советы специалиста дали мне понять, что специфического лечения этой проблемы нет, что есть некий набор мер предосторожности, которые не должны допустить развития тугоухости. Но мне еще хотелось узнать причины сего явления.

В детстве я не была болезненным ребенком, а первый в моей жизни отит случился два года назад, когда мне было 34 года. При этом у меня с детства есть проблемы с позвоночником, а в последние годы ко мне приобщился остеохондроз. Причем приступами, мешающими работать – когда от сидячего положения начинает болеть голова, боль не снимается спазмолитиками и ибуфеном (в последний раз мне немного помогла Аркоксиа), начинает подташнивать, а легкое ослабление дает сон. Но еще тогда на аудиометрии специалист предположил, что одновременное ухудшение зрения и слуха может быть вызвано пережиманием сосудов из-за остеохондроза и всех моих лардозов и кефозов. Сейчас в моих планах есть МРТ – там и станет видно.

В числе данных мне рекомендаций были:

здоровый образ жизни

избегание громких звуков (концертов, дискотек и т.д.)

профилактика ОРВИ и особенно отитов

прием витаминов курсами

Сейчас я заметила, что у меня с ушами стало хуже. Во-первых, еще немного “просел” сам слух. Я плохо разбираю человеческую речь, когда есть посторонние источники шума, и если разговор происходит в больших помещениях. В связи с этим у меня один раз даже случился казус

Пришла я в независимую лабораторию сдавать анализы. Холл у нее большой, а места для посетителей находились поодаль от ресепшена. Мне предложили присесть, а потом девушка с ресепшена стала что-то спрашивать. Ее голос я слышала с таким характерным гулом и переспросила, что она хочет узнать. Второй ее вопрос я также не расслышала, поднялась со стула, подошла к стойке и сказала “Извините, но я вас не слышу, у меня тугоухость мягкой степени”. Она сказала – ок, расспросила обо всем, а потом, очевидно, сказала медсестре, которая производила забор крови, что я плохо слышу. И она такая на весь коридор – “девушка, пройдемте!”. В кабинете она также стала разговаривать со мной, повысив голос. Я ответила, что я еще не до конца глухая и не могу расслышать только в больших гулких помещениях, а ее я слышу хорошо и не надрывайтесь так

С появлением ребенка я стала чаще болеть простудными – практически всегда следом за дочкой. Собственно, в один из таких моментов дело закончилось отитом. Почти сразу после начала болезни мне закладывает уши, они периодически чешутся где-то внутри. В моих планах – снова сделать аудиограмму и найти хорошего ЛОР-специалиста, который дал бы более расширенные рекомендации о том, как не потерять слух совсем.

Аудиометрию рекомендую, стоит процедура недорого, проводится безболезненно, очереди на нее, как правило нет, т.к. это не обязательное исследование. Но, думаю, в поликлиниках такой тест вряд ли проводят – во всяком случае я не слышала о наличии аудиометра в государственных поликлиниках. Но со своей стороны скажу, что наличие аудиограммы будет ценным дополнением к анализам при обращении к ЛОРу.

МОЙ ЛАЙФХАК БОРЬБЫ С ПРИСТУПАМИ ОСТЕОХОНДРОЗА

Раз уж я затронула в отзыве тему остеохондроза, то считаю нужным рассказать о кинезиотерапии, которая лично мне всегда помогает в борьбе с этой напастью. Правда, занятия требуют времени, денег, постоянства и временного отказа от работы.

Аудиограмма не всегда определяет проблемы со слухом

Аудиометрия считается одним из наиболее информативных методов проверки слуха у людей всех возрастов. Определить тугоухость и ее степень можно только после обследования. Аудиометрия безболезненна и безопасна для здоровья. Ее проводят в специальном кабинете под руководством врача-сурдолога.

Аудиометрическое исследование часто используется для проверки слуха даже у новорожденных детей, так как определить у маленького ребенка слуховые нарушения другим способом невозможно.

Что такое аудиометрия и когда она назначается?

Аудиометрия позволяет измерить остроту слуха

Аудиометрия – это наиболее распространенный способ измерения остроты слуха. Это обследование позволяет не только выявить различные степени тугоухости, но и диагностировать заболевания уха на различных стадиях.

Специалисты рекомендуют проходить аудиометрию регулярно в качестве профилактики. Часто человек хорошо себя чувствует и считает свой слух нормальным, но после обследования выясняется, что часть звуков он воспринимает искаженно. Чтобы вовремя предотвратить потерю слуха, нужно проходить аудиометрию 1-2 раза в год.

На некоторых предприятиях аудиометрия слуха входит в список процедур, обязательных для ежегодного медосмотра. Например, на заводах, где всегда повышенный уровень шума, много пыли.

Аудиометрия назначается в следующих случаях:

  • Отит. Воспаление среднего уха в острой форме, как правило, проходит без последствий. Лечение проводится с помощью противовоспалительных капель и антибиотиков, если инфекция имеет бактериальную природу. Одним из осложнений отита может быть снижение слуховой функции. В этом случае необходимо пройти аудиометрию. При своевременном лечении тугоухость может быть обратимой.
  • Травма. К снижению слуха может привести травма как уха, так и головы. Причиной тугоухости бывают ушибы головы, повреждения барабанной перепонки при неправильной гигиене уха, попадание инородного тела в ухо и т.д.
  • Снижение слуха. Любое снижение слуха требует обследования. Нельзя игнорировать начинающуюся тугоухость. Если человек замечает, что ему сложнее различать человеческую речь, он плохо слышит на расстоянии, одно ухо слышит хуже другого, необходимо немедленно показаться врачу.
  • Отосклероз. При отосклерозе костная ткань внутреннего уха разрастается. Подвижность ушных косточек нарушается, от чего страдает слух. Консервативное лечение отосклероза не всегда приводит к положительным результатам, поэтому назначается оперативное вмешательство.
  • Проверка эффективности лечения. После постановки диагноза назначается лечение. Чтобы определить, насколько оно эффективно, назначается аудиометрия. При отсутствии положительной динамики лечение меняют.

Аудиометрия позволяет проверить уровень восприятия звуков, а также правильно подобрать слуховой аппарат, если он требуется.

Виды и методы аудиометрии

Исследование проводит врач-сурдолог

Аудиометрия проводится в специальном кабинете. Иногда используется одновременно несколько видов исследования. Сначала врач задаст пациенту несколько вопросов, были ли травмы или заболевания, соберет анамнез, уточнит жалобы, осмотрит больного.

Выделяют 3 основные разновидности аудиометрии:

  1. Речевая. Это самый простой и старый способ проверки слуха. Врач проверяет, насколько хорошо пациент слышит речь, шепот. Однако у этого способа есть несколько недостатков. Восприятие чужой речи зависит не только от слуха, но и от развития. Как правило, с помощью речевой аудиометрии можно определить первичные нарушения слуха. Врач самостоятельно варьирует громкость голоса, проверяя, насколько пациент воспринял его речь. Подобная техника проводится «на глаз», то есть точных показателей получить не получится. В последнее время стали появляться различные сервисы, где можно пройти речевую проверку онлайн.
  2. Тональная. В данном случае определяется, какую звуковую частоту способно воспринимать ухо. Процедура проводится в специальном кабинете с помощью наушников. Поочередно то в один, то в другой наушник подается звук определенной частоты. Если пациент его слышит, он нажимает на кнопку. Это служит сигналом для врача. Недостатком такого метода является тот факт, что он рассчитан на честность пациента. Также шум в ухе можно ошибочно принять за звук. После обследования составляется аудиограмма.
  3. Компьютерная. Это наиболее информативный и объективный вид аудиометрии. Только компьютерное обследование используется для проверки слуха новорожденных детей, которые еще не могут самостоятельно оценить эту функцию. Компьютерная аудиометрия лишена всех недостатков речевой и тональной разновидности, которые приводят к неточностям в результате. К голове пациента прикрепляют электроды. Ему не нужно отвечать на вопросы или контролировать слух. Аппарат сам улавливает восприятие звука. Достоверность такого метода обследования очень высока.

Аудиометрия является абсолютно безопасной для слуха и не имеет никаких противопоказаний. Ее можно проводить новорожденным детям, беременным женщинам и т.д. Проходить обследование можно так часто, как это требуется.

Расшифровка и норма аудиограммы

Аудиограмма – это график, которые отображает состояние слуха человека

Расшифровка аудиограммы доступна только специалистам. Этот процесс имеет множество тонкостей. Чтобы правильно поставить диагноз, необходимо обратиться к врачу.

Аудиограмма выглядит как график, который может быть нескольких видов:

  • Восходящий. Такой график говорит о том, что слуховые нарушения вызваны проводимостью слуховых косточек и барабанной перепонки. В данном случае тугоухость может быть обратимой.
  • Нисходящий. Нисходящий график возникает при отклонениях слуха, вызванных нарушениями нервной проводимости. В данном случае повреждена улитка и ее клетки.
  • Горизонтальный. Как правило, горизонтальный, «плоский» график встречается у здоровых людей, не имеющих каких-либо отклонений.
  • Иной. График меняется в зависимости от патологии, которая вызвала то или иное отклонение. Нарушение функции слуха в данном случае может быть вызвано профессиональной травмой, другими повреждениями, инфекционными заболеваниями и т.д.

Если график показывает диапазон от 0 до 25 дБ, то это считается нормой. У пациента нет проблем со слухом или каких-либо отклонений. График, который уходит за эти показатели, говорит о том, что присутствуют нарушения. Как правило, причиной является тугоухость определенной степени.

Для человека значимыми являются 4 частоты: 500, 1000, 2000 и 4000 Гц, именно на этих частотах и проверяется слух.

Если график приближается к 25, уже говорят о легком снижении слуха. Тяжелое снижение слуха – до 70 дБ. В этом случае человек может слышать только громкую речь и недалеко от уха. Для детей показатели те же, однако в детском возрасте тугоухость сильно сказывается на развитии ребенка, так как он плохо воспринимает речь, соответственно речь самого ребенка также формируется плохо.

Если после обследования возникают вопросы, можно провести другие анализы. Аудиометрия не единственный способ проверить слух. На основании данных, полученных при аудиометрии, врач может определить не только степень тугоухости, но и ее причины. Однако для их уточнения необходимо пройти дальнейшую диагностику. Только после этого назначается лечение или подбирается слуховой аппарат.

Причины и опасность отклонения показателей

По результатам обследования врач назначает дальнейшее лечение

К отклонениям в аудиограмме в первую очередь приводит тугоухость. Различают 4 степени тугоухости:

  • 1 степень. Это диапазон от 25 до 40 дБ. Человек хорошо различает громкие звуки, речь, шепот с близкого расстояния. Трудности возникают только в восприятии речи в шумной обстановке.
  • 2 степень. При второй степени тугоухости диапазон от 40 до 55 дБ. Человек хорошо различает громкие звуки, воспринимает речь, но у него возникают проблемы с различением шепота, тихих звуков или речи в шумной обстановке, когда есть отвлекающие факторы.
  • 3 степень. При третьей степени отклонение до 70 дБ. Человек с третьей степенью тугоухости испытывает серьезные проблемы с различением речи. Он может понимать громкую и четкую речь, но при шуме разобрать ее не сможет. Шепот также остается вне диапазона.
  • 4 степень. В данном случае график находится в диапазоне от 70 до 90 дБ. Очень громкие звуки человек различить может, но общение с людьми возможно только на языке глухонемых или при использовании мощного слухового аппарата.
Читайте также:  Финалгель — инструкция по применению

Если график находится за пределами 90 дБ, говорят о полной глухоте, когда человек вообще не различает звуки и общается только жестами.

Тугоухость может быть врожденной и приобретенной, первичной или вторичной.

То есть в некоторых случаях необходимо найти первопричину, приведшую к тугоухости. Это может быть травма, заболевание, инфекция и т.д. С помощью аудиометрии можно определить не только степень, но и разновидность тугоухости.

Больше информации о аудиометрии можно узнать из видео:

Выделяют кондуктивную, нейросенсорную и смешанную тугоухость.

  • Кондуктивная тугоухость связана с нарушением попадания звуков к внутреннему уху.
  • При нейросенсорной чаще причиной является поражение слухового центра головного мозга. Причинами могут служить возраст, инфекционные заболевания типа свинки или менингита, краснуха во время беременности.
  • Смешанная тугоухость объединяет эти две разновидности.

Опасность подобных отклонений заключается в том, что изменения слуха могут быть необратимыми и приводить к абсолютной глухоте. У ребенка подобные отклонения приводят к отставанию в развитии, как речевом, так и умственном.

Портал о слухе

Пишем о проблемах слуха и их лечении

04 августа 2015 , Надежда Поминова

Как расшифровать аудиограмму — подробное руководство от врача

Сегодня мы разбираемся, как расшифровать аудиограмму. В этом нам помогает Светлана Леонидовна Коваленко — врач высшей квалификационной категории, главный детский сурдолог-оториноларинголог Краснодара, кандидат медицинских наук.

Краткое изложение

Статья получилось большой и подробной — чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, надо сначала познакомиться с основными терминами аудиометрии и разобрать примеры. Если у вас нет времени долго читать и разбираться в деталях, в карточке ниже — краткое изложение статьи.

Аудиограмма — график слуховых ощущений пациента. Она помогает диагностировать нарушения слуха. На аудиограмме две оси: горизонтальная — частота (количество звуковых колебаний в секунду, выражается в герцах) и вертикальная — интенсивность звука (относительная величина, выражается в децибелах). На аудиограмме отмечается костная проводимость (звук, который в виде вибраций доходит до внутреннего уха через кости черепа) и воздушная проводимость (звук, который достигает внутреннего уха обычным путём — через наружное и среднее ухо).

При аудиометрии пациенту подают сигнал разной частоты и интенсивности и отмечают точками величину минимального звука, который слышат пациент. Каждая точка показывает минимальную интенсивность звука, при которой пациент слышит на конкретной частоте. Соединив точки, получаем график, а точнее, два — один для костного звукопроведения, другой — для воздушного.

Норма слуха — когда графики лежат в диапазоне от 0 до 25 дБ. Разница между графиком костного и воздушного звукопроведения называется костно-воздушным интервалом. Если график костного звукопроведения в норме, а график воздушного лежит ниже нормы (присутстувет костно-воздушный интервал), это показатель кондуктивной тугоухости. Если график костного звукопроведения повторяет график воздушного, и оба лежат ниже нормального диапазона, это говорит о сенсоневральной тугоухости. Если чётко определяется костно-воздушный интервал, и при этом оба графика показывают нарушения, значит, тугоухость смешанная.

Основные понятия аудиометрии

Чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, сначала остановимся на некоторых терминах и самой методике аудиометрии.

У звука две основные физические характеристики: интенсивность и частота.

Интенсивность звука определяется силой звукового давления, которое у человека весьма вариабельно. Поэтому для удобства принято пользоваться относительными величинами, такими как децибелы (дБ) — это десятичная шкала логарифмов.

Частоту тона оценивают количеством звуковых колебаний в секунду и выражают в герцах (Гц). Условно диапазон звуковых частот делят на низкие — ниже 500Гц, средние (речевые) 500−4000Гц и высокие — 4000Гц и выше.

Аудиометрия — это измерение остроты слуха. Эта методика субъективна и требует обратной связи с пациентом. Исследующий (тот, кто проводит исследование) при помощи аудиометра подаёт сигнал, а исследуемый (слух которого исследуют) даёт знать, слышит он этот звук или нет. Чаще всего для этого он нажимает на кнопку, реже — поднимает руку или кивает, а дети складывают игрушки в корзину.

Существуют различные виды аудиометрии: тональная пороговая, надпороговая и речевая. На практике наиболее часто применяется тональная пороговая аудиометрия, которая определяет минимальный порог слуха (самый тихий звук, который слышит человек, измеряемый в децибелах (дБ)) на различных частотах (как правило, в диапазоне 125Гц — 8000 Гц, реже до 12 500 и даже до 20 000 Гц). Эти данные отмечаются на специальном бланке.

Аудиограмма — график слуховых ощущений пациента. Эти ощущения могут зависеть как от самого человека, его общего состояния, артериального и внутричерепного давления, настроения , так и от внешних факторов — атмосферных явлений, шума в помещении, отвлекающих моментов

Как строится график аудиограммы

Для каждого уха раздельно измеряют воздушную проводимость (через наушники) и костную проводимость (через костный вибратор, который располагают позади уха).

Воздушная проводимость — это непосредственно слух пациента, а костная проводимость — слух человека, исключая звукопроводящую систему (наружное и среднее ухо), её ещё называют запасом улитки (внутреннего уха).

Костная проводимость обусловлена тем, что кости черепа улавливают звуковые вибрации, которые поступают ко внутреннему уху. Таким образом, если имеется препятствие в наружном и среднем ухе (любые патологические состояния), то звуковая волна достигает улитки благодаря костной проводимости.

Бланк аудиограммы

На бланке аудиограммы чаще всего правое и левое ухо изображены раздельно и подписаны (чаще всего правое ухо слева, а левое ухо справа), как на рисунках 2 и 3. Иногда оба уха отмечаются на одном бланке, их различают либо цветом (правое ухо всегда красным, а левое — синим), либо символами (правое кругом или квадратом (0—0—0), а левое — крестом (х—х—х)). Воздушную проводимость всегда отмечают сплошной линией, а костную — прерывистой.

По вертикали отмечают уровень слуха (интенсивность стимула) в децибелах (дБ) с шагом в 5 или 10 дБ, сверху вниз, начиная от −5 или −10, а заканчивая 100 дБ, реже 110 дБ, 120 дБ. По горизонтали отмечаются частоты, слева направо, начиная от 125 Гц, далее 250 Гц, 500Гц, 1000Гц (1кГц), 2000Гц (2кГц), 4000Гц (4кГц), 6000Гц (6кГц), 8000Гц (8кГц) , могут быть некоторые вариации. На каждой частоте отмечается уровень слуха в децибелах, потом точки соединяют, получается график. Чем выше график, тем лучше слух.

Как расшифровать аудиограмму

При обследовании больного в первую очередь необходимо определить топику (уровень) поражения и степень слуховых нарушений. Правильно выполненная аудиометрия даёт ответ на оба этих вопроса.

Патология слуха может быть на уровне проведения звуковой волны (за этот механизм отвечает наружное и среднее ухо), такую тугоухость называют проводниковой или кондуктивной; на уровне внутреннего уха (рецепторный аппарат улитки), данная тугоухость является сенсоневральной (нейросенсорной), иногда бывает сочетанное поражение, такую тугоухость называют смешанной. Крайне редко встречаются нарушения на уровне слуховых проводящих путей и коры головного мозга, тогда говорят о ретрокохлеарной тугоухости.

Аудиограммы (графики) могут быть восходящими (чаще всего при кондуктивной тугоухости), нисходящими (чаще при сенсоневральной тугоухости), горизонтальными (плоскими), а также иной конфигурации. Пространство между графиком костной проводимости и графиком воздушной — это костно-воздушный интервал. По нему определяют, с каким видом тугоухости мы имеем дело: нейросенсорной, кондуктивной или смешанной.

Если график аудиограммы лежит в диапазоне от 0 до 25 дБ по всем исследуемым частотам, то считается, что у человека нормальный слух. Если график аудиограммы спускается ниже, то это патология. Тяжесть патологии определяется степенью тугоухости. Существуют различные расчёты степени тугоухости. Однако наиболее широкое распространение получила международная классификация тугоухости, по которой рассчитывается среднеарифметическая потеря слуха на 4 основных частотах (наиболее важных для восприятия речи): 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц и 4000 Гц.

1 степень тугоухости — нарушение в пределах 26−40 дБ,
2 степень — нарушение в диапазоне 41−55 дБ,
3 степень — нарушение 56−70 дБ,
4 степень — 71−90 дБ и свыше 91 дБ — зона глухоты.

1 степень определяется как лёгкая, 2 — среднетяжёлая, 3 и 4 — тяжёлая, а глухота — крайне тяжёлая.

Если костное звукопроведение в норме (0−25дБ), а воздушное проведение нарушено, это показатель кондуктивной тугоухости . В случаях, когда нарушено и костное, и воздушное звукопроведение, но есть костно-воздушный интервал, у пациента смешанный тип тугоухости (нарушения и в среднем и во внутреннем ухе). Если костное звукопроведение повторяет воздушное, то это сенсоневральная тугоухость . Однако при определении костной звукопроводимости необходимо помнить, что низкие частоты (125Гц, 250Гц) дают эффект вибрации и исследуемый может принимать это ощущение за слуховое. Поэтому нужно критически относиться к костно-воздушному интервалу на данных частотах, особенно при тяжёлых степенях тугоухости (3−4 степени и глухоте).

Кондуктивная тугоухость редко бывает тяжелой степени, чаще 1−2 степень тугоухости. Исключения составляют хронические воспалительные заболевания среднего уха, после хирургических вмешательствах на среднем ухе , врожденные аномалии развития наружного и среднего уха (микроотии, атрезии наружных слуховых проходов ), а также при отосклерозе.

Рисунок 1 — пример нормальной аудиограммы: воздушная и костная проводимость в пределах 25 дБ во всём диапазоне исследуемых частот с обеих сторон.

На рисунках 2 и 3 представлены типичные примеры кондуктивной тугоухости: костное звукопроведение в пределах нормы (0−25дБ), а воздушное нарушено, имеется костно-воздушный интервал.

Рис. 2. Аудиограмма пациента с двусторонней кондуктивной тугоухостью.

Чтобы рассчитать степень тугоухости, складываем 4 величины — интенсивность звука на 500, 1000, 2000 и 4000 Гц и делим на 4, чтобы получить среднее арифметическое. Получаем справа: на 500Гц — 40дБ, 1000Гц — 40 дБ, 2000Гц — 40 дБ, 4000Гц — 45дБ, в сумме — 165 дБ. Делим на 4, равно 41,25 дБ. Согласно международной классификации, это 2 степень тугоухости. Определяем тугоухость слева: 500Гц — 40дБ, 1000Гц —— 40 дБ, 2000Гц — 40 дБ, 4000Гц — 30дБ = 150, разделив на 4, получаем 37,5 дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. По данной аудиограмме можно сделать следующее заключение: двусторонняя кондуктивная тугоухость справа 2 степени, слева 1 степени.

Рис. 3. Аудиограмма пациента с двусторонней кондуктивной тугоухостью.

Аналогичную операцию выполняем для рисунка 3. Степень тугоухости справа: 40+40+30+20=130; 130_4=32,5, 1 степень тугоухости. Слева соответственно: 45+45+40+20=150; 150_4=37,5, что также является 1 степенью. Таким образом, можно сделать следующее заключение: двусторонняя кондуктивная тугоухость 1 степени.

Примерами сенсоневральной тугоухости являются рисунки 4 и 5. На них видно, что костная проводимость повторяет воздушную. При этом на рисунке 4 слух на правом ухе в норме (в пределах 25 дБ), а слева имеется сенсоневральная тугоухость, с преимущественным поражением высоких частот.

Рис. 4. Аудиограмма пациента с сенсоневральной тугоухостью слева, правое ухо в норме.

Степень тугоухости рассчитываем для левого уха: 20+30+40+55=145; 145_4=36,25, что соответствует 1 степени тугоухости. Заключение: левосторонняя сенсоневральная тугоухость 1 степени.

Рис. 5. Аудиограмма пациента с двусторонней сенсоневральной тугоухостью.

Для данной аудиограммы показательным является отсутствие костного проведения слева. Это объясняется ограниченностью приборов (максимальная интенсивность костного вибратора 45−70 дБ). Рассчитываем степень тугоухости: справа: 20+25+40+50=135; 135_4=33,75, что соответствует 1 степени тугоухости; слева — 90+90+95+100=375; 375_4=93,75, что соответствует глухоте. Заключение: двусторонняя сенсоневральная тугоухость справа 1 степени, слева глухота.

Аудиограмма при смешанной тугоухости отображена на рисунке 6.

Рисунок 6. Имеются нарушения как воздушного, так и костного звукопроведения. Чётко определяется костно-воздушный интервал.

Степень тугоухости рассчитываем согласно международной классификации, которая составляет для правого уха среднеарифметическое значение 31,25дБ, а для левого — 36,25дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. Заключение: двусторонняя тугоухость 1 степени по смешанному типу.

Сделали аудиограмму. Что потом?

В заключении следует отметить, что аудиометрия не является единственным методом исследования слуха. Как правило, для установления окончательного диагноза необходимо комплексное аудиологическое исследование, которое помимо аудиометрии включает акустическую импедансометрию, отоакустическую эмиссию, слуховые вызванные потенциалы, исследование слуха при помощи шёпотной и разговорной речи. Также в ряде случаев аудиологическое обследование необходимо дополнять другими методами исследования, а также привлечением специалистов смежных специальностей.

После диагностики слуховых нарушений необходимо решать вопросы лечения, профилактики и реабилитации больных с тугоухостью.

Наиболее перспективно лечение при кондуктивной тугоухости. Выбор направления лечения: медикаментозного, физиотерапевтического или хирургического определяется лечащим врачом. В случае сенсоневральной тугоухости улучшение или восстановление слуха возможно только при острой её форме (при продолжительности тугоухости не более 1 месяца).

В случаях стойкой необратимой потери слуха врач определяет методы реабилитации: слухопротезирование или кохлеарную имплантацию. Такие пациенты должны не реже 2 раз в год наблюдаться у сурдолога, а с целью профилактики дальнейшего прогрессирования тугоухости получать курсы медикаментозного лечения.

Аудиограмма не всегда определяет проблемы со слухом

В некоторых случаях целесообразно определить, какой именно механизм вызвал снижение слуха, и какие конкретно методы диагностики будут полезны в данной ситуации. Чаще всего снижение слуха вызвано скоплением жидкости в среднем ухе. Диагностика выполняется при помощи осмотра барабанной перепонки и пневматической отоскопии.

В большинстве случаев (но не всегда) тимпанограмма имеет уплощенный вид. Но даже у пациентов с нормальной отоскопической картиной и нормальным графиком тимпанограммы после парацентеза барабанной перепонки обнаруживается скопление жидкости в среднем ухе. Наконец, определить наличие жидкости в барабанной полости и сосцевидном отростке можно на КТ, особенно в случае хронического мастоидита.

Для диагностики кондуктивной тугоухости проводится исследование камертонами и аудиограмма. Обнаруживаются характерные результаты тестов Ринне и Вебера (латерализация звука в больное ухо). В больном ухе проведение звука по воздуху может быть меньше, чем по кости. В здоровом ухе звук лучше проводится по воздуху, чем по кости. На аудиограмме обычно отмечается костно-воздушный интервал.

Читайте также:  Дефект межжелудочковой перегородки сердца

В то же время, данные исследования костной проводимости оказываются не всегда достоверными, особенно при двустороннем снижении слуха, а также при невозможности замаскировать одно ухо. В очень редких случаях состояние, которое сурдолог определил как нейросенсорную тугоухость, на самом деле оказывается кондуктивной тугоухостью. Исследования слуха, которые могут выполняться самими больными, крайне недостоверны, поэтому применять их не следует.

Помочь в определении причины кондуктивной тугоухости может КТ височных костей тонкими срезам и усиление контрастирования контуров. На КТ могут определяться признаки скопления мягких тканей в барабанной полости, эрозии слуховых косточек, отосклероза, фиксации молоточка, расширения водопровода улитки, дегисценции верхнего полукружного канала.

Нейросенсорную тугоухость нужно подозревать у любого пациента, который жалуется на шум в ушах непульсирующего характера, вне зависимости от того, отмечает сам пациент снижение слуха или нет. При проведении тестов Ринне и Вебера определяется асимметричное снижение слуха: воздушная проводимость больше костной с обеих сторон, но Вебер латерализуется в здоровое ухо. Эти тесты могут дать информацию о механизме нарушения слуха, но не о его уровне.

Для подтверждения диагноза нейросенсорной тугоухости требуется результат аудиограммы, выполненной сурдологом. Если результаты распознавания речи хуже, чем результаты тональной аудиометрии, вероятнее всего, что нейросенсорная тугоухость имеет центральный генез или вызвана нарушением функции слухового нерва. Наличие рекруитмента при камертональном исследовании является признаком кохлеарных нарушений.

Нормальный результат исследования отоакустической эмиссии, которая отражает состояние наружных волосковых клеток, характерен для ретрокохлеарных форм тугоухости. При асимметричной нейросенсорной тугоухости для исключения опухолей мостомозжечкового угла и внутреннего слухового прохода необходимо выполнение МРТ с гадолинием.

При наличии кондуктивной тугоухости у взрослого, который ранее никогда не страдал заболеваниями уха, нужно заподозрить наличие «третьего окна». При определении вестибулярных миогенных вызванных потенциалов (ВМВП) определяется снижение порогов на пораженном ухе. КТ позволяет определить локализацию дефекта.

Ключевые моменты:
• Основными факторами, обеспечивающими усиление входящих звуковых волн, являются отношение площади барабанной перепонки к площади подножной пластинки стремени, а также рычажный механизм цепи слуховых косточек.
• Нейроэпителий, расположенный вблизи овального окна (основной завиток улитки) отвечает за восприятие звуков высокой частоты, в то время как нейроэпителий, расположенный возле геликотремы — звуков низкой частоты.
• Генерация потенциалов действия нейроэпителием улитки зависит от двух факторов: эндолимфатического потенциала и смещения базальной мембраны колебаниями перилимфы.
• Первичные чувствительные афферентные нейроны слухового нерва представлены клетками спирального ганглия 1 и 2 типов.
• После ядра улитки часть волокон слухового нерва совершает перекрест, далее они следуют к более высоким центрам, в которых объединяется информация с нервов обеих сторон.
• Чаще всего снижение слуха вызвано скоплением жидкости в барабанной полости. Диагноз выставляется после осмотра барабанной перепонки и пневматической отоскопии.
• Наиболее распространенной причиной приобретенной тугоухости у взрослых является пресбиакузис.
• Нейросенсорную тугоухость нужно подозревать у любого пациента, который жалуется на шум в ушах непульсирующего характера, вне зависимости от того, отмечает сам пациент снижение слуха или нет.
• У взрослых заболевания, поражающие слуховой нерв, сопровождаются снижением слуха по нейросенсорному типу со значительным нарушением восприятия речи.
• При нейросенсорной тугоухости, как кохлеарной, так и ретрокохлеарной, лечение заключается в слухопротезировании.

Проверьте возраст своего слуха за 5 минут, не выходя из дома!

С возрастом наш слух ухудшается, причем достаточно длительное время мы этого не замечаем. Мы не придаем должного внимания тому, что перестали слышать пение птиц или стук дождя по крыше, а женский голос стал восприниматься менее четко, особенно если в словах присутствуют высокочастотные звуки Ж, С, Ш, Х, Ф, Щ, Т.

А ведь все это признаки тугоухости, которая может в итоге привести к полной потере слуха.

Предлагаем пройти несколько простых тестов, которые покажут, насколько хорошо Вы слышите, и насколько Ваш слух соответствует Вашему возрасту.

Домашняя проверка слуха

Исследование слуха речью

Для проведения этого теста Вам понадобится помощник, речь которого Вы будете распознавать в ходе тестирования:

  • Встаньте спиной к помощнику (назовем его условно – говорящим), при этом расстояние между вами должно составлять 1,5 – 2 м.
  • Говорящий должен произнести короткую фразу шепотом, а Вы должны ее повторить.
  • Удлиняем расстояние: теперь между Вами и говорящим должно быть не менее 5 м. При этом фраза должна произноситься с умеренной громкостью.
  • Встаньте с говорящим на расстоянии 20 м. Пусть помощник громко произнесет предложение.

Если Вы услышали и смогли дословно воспроизвести сказанные с разного расстояния фразы, Вас можно поздравить! Слух у Вас отличный!

Если четко расслышать речь говорящего, а уж тем более воспроизвести все то, что он сказал, Вы не смогли, посетите врача-отоларинголога или аудиолога для проведения профессиональной аудиометрии, которая позволит:

  • измерить порог восприятия звуков каждым ухом в отдельности;
  • установить степень потери слуха;
  • определить причину и тип тугоухости.

Вопросы для проверки слуха

Данное тестирование максимально простое, но при этом информативное. Оно поможет выявить проблемы со слухом на основании ответов на несколько вопросов:

  • Слышите ли Вы в тишине тиканье настенных часов?
  • Всегда ли Вам понятна речь собеседника?
  • Слышите ли Вы тихую речь?
  • Слышите ли Вы пение птиц?
  • Вас устраивает та громкость на телевизоре, с которой его смотрят все Ваши домочадцы? Или Вам приходится ее увеличивать?
  • Вы слышите шум мотора проезжающего сзади Вас автомобиля?

Чем больше отрицательных ответов Вы получили, тем выше вероятность того, что у Вас проблемы со слухом.

Вы все еще сомневаетесь в том, что плохо слышите? Тогда предлагаем пройти еще один тест.

Но для начала напомним, что человек слышит звуки, частота которых находится в диапазоне 16 – 20 000 Гц, при этом с возрастом высокочастотные звуки мы слышим хуже. Так, к 35 годам верхняя граница человеческого слуха падает до отметки в 15 000 Гц.

Онлайн-тесты на слух

Подготовимся к тесту:

  • Выберем тихое место без посторонних шумов.
  • Наденем наушники.

Переходим непосредственно к проверке слуха. Готовы?

Подведем итоги! Если Вы начали слышать звук на частоте 15 000 Гц или раньше – повода для беспокойства у Вас нет!

Если же звук стал для Вас различим после отметки 12 000 Гц и ниже – пора проверить слух!

Не устали? Тогда предлагаем пройти еще один небольшой тест, предложенный каналом AsapSCIENCE, который поможет определить возраст Вашего слуха.

Совет! Если Вы хотите, чтобы результаты теста были максимально точными:

  • настройте качество видео на формат 720p (а еще лучше – на формат 1080p),
  • проходите тест в наушниках в тихом помещении.

Готовы? Начнем тест!

Частоту в 8000 Гц при нормальном слухе должны воспринимать все!

  • 12 000 Гц – Ваш слух соответствует возрасту от 40 до 50 лет.
  • 15 000 Гц – Вашему слуху меньше 40 лет, но больше 30.
  • 16 000 Гц – средний возраст Вашего слуха составляет 24 – 30 лет.
  • 17 000 – 18 000Гц – Вы слышите в диапазоне, являющемся нормой для возраста 20 – 24 года.
  • 19 000 Гц – Вашему слуху меньше 20 лет.

Независимо от полученных результатов, необходимо придерживаться определенных профилактических мер, которые помогут сохранить слух и свести к минимуму риск развития тугоухости и потери слуха.

Профилактика тугоухости

1. Исключите воздействие сильного шума на слуховой аппарат

Длительное воздействие шума может спровоцировать потерю слуха, независимо от возраста. Причем сегодня все чаще нарушения слуха развиваются в молодом возрасте. И основная причина тому – длительное, а, главное, громкое прослушивание музыки в наушниках.

Специалистами Национального института по охране труда (NIOSH), а также Ассоциацией охраны труда и здоровья (OSHA) были установлены безопасные допустимые нормы использования наушников – это громкость до 85 дБ и длительность не больше 8 часов в день. Причем для наушников-вкладышей этот порог составляет 79 дБ.

К слову, большинство наушников создают звуковое давление более чем в 120 дБ, что может спровоцировать разрыв барабанной перепонки и необратимое ухудшение слуха.

Вывод:

  • Установите ограничитель максимальной громкости на проигрывателе на 70%, чтобы слушать музыку на максимально безопасных децибелах.
  • Используйте шумоизолирующие наушники, чтобы уменьшить влияние шума на Ваш слух.

2. Своевременно диагностируйте и лечите заболевания ушей

Боль, шум, зуд и “прострелы” в ушах – повод обратиться к врачу-отоларингологу. Все эти признаки могут свидетельствовать о развитии инфекционных заболеваний, игнорирование которых может стоить Вам слуха!

Не забывайте регулярно очищать ушную серу, ведь ее чрезмерное количество также может привести к ухудшению слуха. При этом избегайте использования ватных палочек во избежание травмирования среднего уха и барабанной перепонки.

3. Принимайте лекарственные препараты исключительно по назначению врача

Ототоксические препараты при длительном применении и превышении дозировки всего лишь на 10 – 20% приводят к развитию тугоухости. К такому выводу пришли ученые из Университетской школы медицины им. Джорджа Вашингтона под руководством Уильяма Кларка.

Особую опасность представляют антибиотики аминогликозидного ряда, к которым относятся стрептомицин, канамицин, гентамицин и пр.

Противомалярийные препараты, макролиды, цитостатики, диуретики и нестероидные противовоспалительные препараты также следует применять строго в соответствии с врачебными предписаниями.

4. Вакцинация против инфекционных заболеваний

Данная профилактическая мера особенно актуальная для детей, у которых ухудшение и потеря слуха могут развиться как осложнение после перенесенного менингита, свинки, кори, краснухи. В данном случае снизить риск развития проблем со слухом поможет в том числе и вакцинация детей.

После любого перенесенного инфекционного заболевания, особенно если оно протекало в тяжелой форме, необходим контроль не только за общим состоянием ребенка, но и за качеством слуха.

5. Наблюдение при беременности

Любое недомогание, а уж тем более заболевание инфекционного характера, во время беременности необходимо лечить под пристальным контролем акушера-гинеколога.

Самолечение в данный период чревато негативными последствиями как для будущей мамы, так и для ее малыша.

Конечно, мы не в силах защитить себя и свой слух от всех окружающих нас неблагоприятных факторов, но мы вполне можем уменьшить их влияние.

Методы оценки состояния слуха у детей различного возраста

ЖУРНАЛ “ПРАКТИКА ПЕДИАТРА”

Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; сентябрь-октябрь; 2018; стр. 10-15.

И.В. Рахманова, д.м.н., профессор, А.Г. Матроскин.,
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, ГБУЗ «Морозовская ДГКБ ДЗМ», г. Москва

Ключевые слова: дети, исследование слуха, тугоухость
Keywords: children, hearing research, deafness

Значение слуха очень важно в нашей жизни. Благодаря ему развивается речь, ставшая неотъемлемой частью нашей повседневности. Способность человека говорить и слышать речь позволяет человечеству обмениваться информацией, тем самым расширяя возможность научного познания.

В детском возрасте наличие нормальной слуховой функции важно еще в большей степени, чем у взрослого, в связи с активным формированием вторичной сигнальной системы – речи. Благодаря ей происходит нормальная социальная адаптация ребенка, а также формирование его когнитивных навыков, адекватного психо-эмоционального и психо-речевого развития [1, 2].

Эпидемиологические исследования, проводимые в России в последние 10 лет, свидетельствуют о том, что более 1 млн детей и подростков страдают различными нарушениями слуховой функции, при этом каждый 2-3-й ребенок из 1000 вновь рожденных уже имеют тугоухость той или иной степени или же она развивается на 1-2-м году жизни, т. е. до развития речи в период ее становления [3].

К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся [4]:

1) неблагоприятное течение беременности (врожденная тугоухость и глухота): токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, гестозы, опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью ототоксических антибиотиков, алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;
2) патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные роды; наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другая патология, приводящая к асфиксии или внутриутробной травме плода;
3) патология раннего неонатального периода: гипербилирубинемия (свыше 200 мкмоль/л), связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожденные пороки развития;
4) факторы риска раннего возраста: сепсис, лихорадочные заболевания после родов, вирусные инфекции (скарлатина, ветряная оспа, корь, эпидемический паротит, скарлатина, грипп), менингоэнцефалит, болезни ЛОРорганов, применение ототоксических антибиотиков, черепно-мозговые травмы;
5) наследственная патология: у 35-50% новорожденных тугоухость и глухота имеют наследственное происхождение, причем у 1/3 из них носят синдромальный характер, т. е. сочетаются с другими аномалиями.

В связи с вышеперечисленным очевидна актуальность ранней диагностики слуховых расстройств в детском возрасте с целью их дальнейшей адекватной реабилитации, способствующей нормальному формированию высших корковых функций, в том числе второй сигнальной системы, следовательно, речи.

В настоящее время исследование слуховой функции у детей различных возрастных групп имеет свои особенности. Это касается как объёма применяемых методов, так и особенностей их проведения, а также интерпретации полученных результатов.

В настоящее время все методы исследования слуха у детей можно распределить на субъективные, основанные на речевом отчете ребенка («что и как он слышит») и объективные, связанные с регистрацией различных рефлекторных или электрофизиологических реакций организма, возникающих в ответ на звуковую стимуляцию.

К первой группе относятся такие методы, как: регистрация безусловных ориентировочных рефлекторных реакций, исследование слуха при помощи шепотной и разговорной речи, тональная пороговая аудиометрия, камертональное обследование слуха, а ко второй – тимпанометрия (акустическая импедансометрия), вызванная отоакустическая эмиссия (ВОАЭ), регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Субъективные методы исследования слуховой функции.
Исследование слуха с помощью безусловного ориентировочного рефлекса выполняется в основном у детей до 1 года. Для этого применяют различные звучащие игрушки, звукореактометры, воспроизводящие прерывистые звуки одной частоты. При этом фиксируют различные реакции ребёнка, такие как безусловно-ориентировочный рефлекс МОРО – обнимающие движения рук; изменения дыхания, пульса, зрачковый рефлекс, вздрагивание, мигание век; замирания или «застывания» ребенка; повороты головы или глаз в сторону источника звука или от него и др.

Исследование слуха при помощи шепотной и разговорной речи должно проводиться у детей начиная с 5-летнего возраста в относительно звукоизолированном помещении, длина которого не менее 6 м. Оно основано на способности человека с нормальным слухом в условиях тишины воспринимать шепотную речь на расстоянии 6-20 м, а разговорную – 60-100 м.

Читайте также:  Определение синдрома Дауна на УЗИ

Количественная оценка результатов исследования слуховой функции речью сводится к определению того максимального расстояния, выраженного в метрах, с которого обследуемый ребенок слышит шепотную или разговорную речь. Точность и правильность выполнения данного исследования зависит от запаса слов, возраста ребенка и понимания им методики обследования.

Слова, используемые для проверки слуховой функции у ребенка шепотом и речью, должны быть простыми для понимания.

При нарушении звукопроведения разница между восприятием шепота и разговорной речи невелика, а при нарушении – она очень значительна.

Слуховую функцию у детей старше 7 лет можно исследовать с помощью набора камертонов.

В основу этого исследования положены особенности проведения звука по воздуху и по кости. Оценка результатов исследования слуха камертонами сводится к определению времени (в секундах), в течение которого максимально раздражённый камертон воспринимается обследуемым через воздух и кость.

Тональная пороговая аудиометрия – это основной метод исследования слуха у детей старше 7 лет.

Принцип этого обследования заключается в определении самой минимальной (пороговой) интенсивности звука, выраженной в децибелах (дБ), при которой звук воспринимается в виде слухового ощущения.

Для исследования применяется прибор аудиометр.

Аудиометрию следует проводить в специальной звукозаглушённой камере, предназначенной для исследования слуха у детей. Проводимое обследование начинают с лучше слышащего уха, в то время как противоположное ухо необходимо заглушить (маскировка) с помощью специального белого шума.

Полученные результаты записываются в виде аудиограммы на специальный бланк в виде графика-аудиограммы.

Аудиограмма – это характеристика зависимости остроты слуха от интенсивности звука и его частоты (рис. 1).

Рис. 1. Вид нормальной аудиограммы

Еще одним методом исследования является игровая аудиометрия. Обследование слуховой функции этим методом проводится у детей с 4-летнего возраста.

Суть метода заключается в том, что после подачи ребёнку тонального сигнала ребенок должен нажать кнопку ответа. У маленьких детей предварительно вырабатывается условный рефлекс на звук, для этого привлекаются один из родителей или медсестра. Легче достигнуть эффекта, если менять картинки, чтобы не было угасания у ребёнка интереса.

Объективные методы исследования слуховой функции.

Тимпанометрия – это метод исследования слуховой функции, позволяющий оценить состояние среднего уха и выявить такие заболевания, как экссудативный средний отит и тубоотит, которые в свою очередь могут приводить к снижению слуха у детей любого возраста.

При этом обследовании автоматически записывается кривая, тимпанограмма, отражающая нормальность подвижности барабанной перепонки и слуховых косточек, а также работу слуховой трубы.

Оценка тимпанограмм осуществляется по классификации Дж. Джергера, Лейдона (1970), которая основана на представлении различных кривых в виде латинских букв А, В, С, D и др.

Так тип «А» (рис. 2) – графическое изображение, отображающее состояние среднего уха у человека в норме, т. е. когда давление внутри среднего уха и атмосферное одинаково.

Рис. 2. Типы тимпанограмм по Джергеру и Лейдену (1970)

Тип «В» наблюдается при повышении давления внутри барабанной полости чаще всего из-за жидкости. При этом график уплощен с отсутствующим пиком – прямая линия (рис. 2).

Тип «С» образуется при формировании отрицательного давления внутри барабанной полости и втяжении барабанной перепонки. Чаще возникает при блоке или дисфункции слуховой трубы. При этом варианте тимпанограммы графическое изображение кривой имеет пик, как и при тимпанограмме тип «А», но смещенный влево (см. рис. 2). Также имеются другие кривые, встречающиеся реже [5].

Еще одним исследованием слуховой функции у детей является метод вызванной отоакустической эмиссии, который в настоящее время является основным аудиологическим обследованием у новорождённых детей в роддоме.

Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ наружных волосковых клеток улитки при воздействии звукового раздражителя, что является отражением их нормального функционирования. Существуют 2 метода исследования:

  • отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения – это акустическая энергия, регистрируемая в наружном слуховом проходе в ответ на стимуляцию двумя тонами (см. рис. а).
  • задержанная вызванная отоакустическая эмиссия представляет сигнал, возникающий на 8-12 мс, после включения стимуляции, и продолжающийся 10-30 мс (см. рис. б) [5, 6].

Рис. 3. Вызванная отоакустическая эмиссия: а – на частоте продукта искажения, б – задержанная

При исследовании вырисовывается график ответа наружных волосковых клеток улитки при применении звуковой стимуляции. Важно отметить прямую зависимость регистрации отоакустической эмиссии от состояния среднего уха и чистоты наружного слухового прохода.

Исследование слуха методами слуховых вызванных потенциалов.

Эти современные методы обследования слуховой функции позволяют определить порог слуха у ребенка практически от 0 лет жизни.

Принцип всех этих исследований основан на регистрации вызванной электрической активности слуховой системы.

Наиболее часто применяемыми в настоящее время, методами обследования состояния слуха у детей являются определение слухового вызванного потенциала постоянного тона (ASSR) и регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП).

У детей до 5 лет включительно компьютерная аудиометрия проводятся во время физиологического сна, а старше – в спокойном состоянии лежа на спине с закрытыми глазами.

После наклеивания электродов и подсоединения проводов аппарата, через специальные наушники подается звуковой раздражитель, в ответ на который в центральных отделах слухового анализатора появляется возбуждение (рис. 4).

Рис. 4. Вид обследуемого при выполнении исследования слуха методом вызванных слуховых потенциалов

Объективным порогом слуха при ASSR является та минимальная интенсивность звука, при которой регистрируется слуховой вызванный потенциал.

По окончании регистрации, после того как определены все минимальные пороги ответа головного мозга в ответ на звук, появляется аудиометрическая кривая (рис. 5).

Рис. 5. Аудиограмма ребенка первого года после исследования слуха методом компьютерной аудиометрии (ASSR)

Сущность метода КСВП такая же, как и при проведении ASSR, однако, в отличие от первого метода, второй позволяет более подробно проследить работу проводящих путей слухового анализатора от внутреннего уха и вплоть до четверохолмий продолговатого мозга (рис. 6). Оценка результатов проводится по более выраженному V пику КСВП (латентности) [4-6].

Рис. 6. Коротколатентные слуховые вызванные потенциалы у ребенка 9 мес. (КСВП).
V – пятый пик

Все вышеперечисленные методы исследования слуховой функции направлены на выявление у детей различного возраста снижения слуховой функции, которое представлено двумя нозологическими видами: тугоухостью или глухотой.

Тугоухость – понижение слуха различной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании определенных условий (приближение говорящего к тугоухому, аппаратное слухопротезирование), а глухота – полное отсутствием слуха, при котором страдает разборчивость речи даже при применении слухового аппарата.

Тугоухость делится в зависимости от топики поражения на кондуктивную, сенсоневральную, смешанную.

Сенсоневральная тугоухость – возникает при поражении периферического (улитка) и/ или центральных отделов слухового анализатора (слуховой нерв, проводящие пути, продолговатый мозг, кора головного мозга) (рис. 8).

Рис. 8. Вид аудиограммы пациента с сенсоневральной тугоухостью

Смешанная тугоухость – возникает при комбинации поражений звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата (рис. 9).

Рис. 9. Аудиограмма пациента со смешанной тугоухостью

Кондуктивная тугоухость – возникает при поражении звукопроводящего аппарата, т. е. при поражении наружного или среднего уха (рис. 7).

Рис. 7. Вид аудиограммы пациента с кондуктивной тугоухостью

Для определения степени поражения слуховой функции в настоящее время пользуются международной классификацией тугоухости [5-8] на основе усредненных значений порогов звуковосприятия 500 Гц, 1, 2, 4, 6, 8 кГц.

Так, снижение порогов слуховой функции I степени соответствует – 26-40 дБ, II ст. – 4155 дБ, III ст. – 56-70 дБ, IV ст. – 71-90 дБ. Глухота ставится при порогах выше 91 дБ.

Достижения аудиологии последних десятилетий позволяют провести с достоверной долей вероятности исследование слуховой функции у детей любого возраста, что очень важно для ранней диагностики, лечения и их реабилитации при наличии различных форм снижения слуха.

Список литературы

1. Корсунский А.А. и др. Организация аудиологической помощи недоношенным детям различного гестационного возраста в условиях поликлинических отделений: Методические рекомендации. М., 2012.
2. Рахманова И.В., Зинкер Г.М. Организация специализированной аудиологической медицинской помощи и совместного медико-педагогического сопровождения недоношенных детей в условиях амбулаторно-поликлинической службы крупного стационара // Вопросы современной педиатрии. 2014. № 2. Т. 13. С. 117-188.
3. Савенко И.В., Бобошко М.Ю. Слуховая функция у детей, родившихся недоношенными // Вестник оториноларингологии 2015. Т. 80. № 6. С. 71.
4. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология. М., 2005. Т. 1. С. 22-30.
5. Сапожников Я.М., Богомильский М.Р. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. М., 2001.
6. Таварткиладзе Г.А. Руководство по клинической аудиологии. М., 2013. С. 249-258.
7. Лопотко А.И. и др. Практическое руководство по сурдологии. СПб., 2008.
8. Лятковский Я.Б. Руководство по аудиологии и протезированию. М., 2009.

IgE общий

Синонимы: IgE общий, иммуноглобулин Е общий, IgE total.

Иммуноглобулин IgE был открыт в 1960 году в процессе обследования пациентов, страдающих множественной миеломой (рак крови) и атопией (генетическая предрасположенность к аллергическим реакциям). В сыворотке крови его концентрация составляет 0,2% от количества других гликопротеинов (IgA, IgM, IgG).

Основная функция IgE – обеспечение индивидуального иммунного ответа организма на внедрение раздражителя (антигена), обладающего определенной биологической активностью. В медицинских кругах данный процесс называется аллергией.

Диагностическое исследование на иммуноглобулины IgE (антитела класса Е) позволяет выявить наличие или предрасположенность к аллергическим заболеваниям, в т.ч. глистным инвазиям, и определить тяжесть их течения.

Антитела IgE производятся локально в подслизистом слое кожи и органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, миндалин, пазух носа при контакте с внешними раздражителями. В процессе связывания IgE с антигенами происходит запуск ряда вазомоторных реакций, которые сопровождаются выбросом в кровь медиаторов воспаления. Внешне это может проявляться симптомокомплексом или одним из клинических признаков аллергии:

  • насморк;
  • кашель;
  • удушье;
  • слезотечение;
  • кожный зуд и высыпания;
  • системная аллергическая реакция немедленного типа (анафилактический шок).

Существует также наследственная предрасположенность к синтезу иммуноглобулинов класса Е (атопия), которая характеризуется повышенной чувствительностью — сенсибилизацией – к значительному количеству аллергенов. Наиболее часто в медицинской практике диагностируются следующие атопические заболевания, имеющие генетическую природу:

  • аллергический ринит;
  • крапивница;
  • атопический дерматит;
  • бронхиальная астма.

Также иммуноглобулины Е принимают активное участие в формировании иммунного противопаразитарного ответа. В основе механизма антигельминтного действия IgE лежит его способность образовывать перекрестное связывание с клетками гельминта и полностью их уничтожать.

Интересно, что при подозрении на глистную инвазию, вызванную нематодами (аскариды, острицы, власоглав), исследование крови на содержание иммуноглобулина класса Е актуально только в первые 2 месяца (пока глисты находятся в стадии личинки). По истечении этого срока IgE из сыворотки крови исчезают и локализуются только в просвете кишечника, стенки которого активно его синтезируют для борьбы с заболеванием.

Интерпретацией результатов может заниматься только специалист (иммунолог, аллерголог, врач общей практики, педиатр и т.д.). При диагностике важна общая клиническая картина заболевания, особенности аллергологического анамнеза и т.д.

  • Оценка риска развития аллергии у детей (в данном случае концентрация иммуноглобулина рассматривается как прогностический показатель);
  • Изучение и оценка состояния иммунной системы в целом;
  • Диагностика глистных инвазий;
  • Дифференциальная диагностика всех аллергических реакций, имеющих сходную симптоматику;
  • Подбор тактики лечения легочного аспергиллеза (патология, вызванная плесневелым грибом рода Aspergillus);
  • Мониторинг эффективности лечения аллергических заболеваний и симптомокомплексов;
  • Диагностика отдельных состояний, связанных с иммунодефицитом;
  • Определение типа и степени сенсибилизации к конкретному аллергену.
Возраст пациентаКонцентрация IgE, МЕ/мл
5 дней – 12 месяцевПримечание: существует анализ на общий IgE и на специфические маркеры: пищевые, химические, лекарственные, ингаляционные и др. Нормальный показатель общего иммуноглобулина Е не исключает повышенную концентрацию других «аллергических» антител.

Расшифровка данных анализа подразумевает получение информации об уровне иммуноглобулина Е, а также выявление конкретных аллергенов, вызвавших патологическую реакцию организма. Для этого дополнительно проводят аллергопробы на бытовые, грибковые, пищевые, химические, эпидермальные, лекарственные и другие аллергены.

Повышение уровня антител данного класса возможно при следующих аллергических заболеваниях:

  • конъюнктивит (воспаление слизистой оболочки глаза);
  • синусит (воспаление околоносовых пазух);
  • ринит (воспаление слизистой носа);
  • поллиноз;
  • анафилаксия (острое аллергическое поражение кожи);
  • бронхиальная астма (хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, сопровождающееся кашлем и приступами удушья);
  • ангионевротический отек (отек тканей подкожной клетчатки);
  • гастроэнтеропатии (группа воспалительных заболеваний органов желудочно-кишечного тракта);
  • прочие виды аллергии (пыльцевая, химическая, пищевая и т.д.).

Высокая концентрация IgE может указывать и на ряд других патологических состояний:

  • глистные инвазии;
  • бронхопульмональный аспергиллез;
  • дефицит иммуноглобулинов класса А;
  • мононуклеоз (острое инфекционное заболевание);
  • цирроз печени на фоне злоупотребления алкогольными напитками;
  • отторжение организмом пересаженного трансплантата;
  • заболевания, спровоцированные ослаблением иммунитета:
    • синдром Вискотта-Олдрича (наследственное рецессивное заболевание, сопровождается появлением экземы);
    • синдром Ди Джорджи (первичный иммунодефицит);
    • синдром Джоба (гиперсекреция иммуноглобулинов Е, вызывает образование «холодных» абсцессов);
    • синдром Неймана (мышечная клеточная опухоль);
    • синдром гиперэозинофилии неизвестного происхождения (повышенный уровень эозинофилов);
    • возвратная пиодермия (гнойное воспаление кожи);
    • узелковый периартериит (воспаление сосудистой стенки артерий);
    • IgE-меланома (злокачественное новообразование кожи).

Случаи, когда концентрация иммуноглобулина Е понижена, очень редко встречаются в медицинской практике. Но, тем не менее, такое возможно при:

  • гипогаммаглобулинемии (дефицит плазматических клеток);
  • дефектах Т-лимфоцитарного звена иммунитета;
  • первичном или вторичном иммунодефицитах.

Биоматериалом для исследования служит венозная кровь, забор которой выполняется из локтевой вены у взрослых или пупочной – у новорожденных.

  • Забор крови производится в утренние часы, когда концентрация IgE достигает своего пика;
  • Кровь необходимо сдавать на голодный желудок (после последнего приема пищи должно пройти не менее 8-10 часов);
  • В день обследования (непосредственно до манипуляции) можно пить только обычную воду без газа;
  • За 2-3 часа до венепункции нельзя курить и/или пользоваться никотинозамещающими продуктами (жевательная резинка, спрей, пластырь);
  • Накануне и в день забора крови запрещено употребление алкогольных напитков, наркотиков, энергетиков;
  • Перед анализом желательно оградить себя от физических нагрузок и эмоционального стресса.

Важно! Иммунологическое исследование проводится через 2 недели после отмены любых лекарственных препаратов или до начала курса лечения. Тест на IgE не назначается во время или сразу же после физиотерапевтических процедур и других видов диагностики (МРТ, КТ, рентгенографии и пр.).

Другие анализы на оценку иммунитета

Оцените статью
Добавить комментарий