Как повысить самооценку у ребенка

Поднять самооценку у ребенка помогут 8 простых правил

По утверждению психологов, ребенок, который часто произносит выражения, подобные: «Я не справлюсь, задание слишком сложное», «На тренировке ребята отжимают больше, чем я», «Я не могу стать спортсменом, потому что быстро устаю», «Я не получу высокий балл, потому что я слишком глуп и не смог разобраться в теме урока» и так далее, обладает заниженной самооценкой.

Во всем мире, вне зависимости от положения в обществе, благосостояния, менталитета, сталкиваются с такой психологической проблемой. Главной задачей родителей является помощь ребенку справиться с собственной слабостью, неуверенностью и разрешить проблемы с самооценкой. Важно понимать, что уверенность в собственных силах у человека периодически пропадает на протяжении всей его жизни. Поэтому необходимо уже в детстве взрастить задатки работы над собой, чтобы побороть сложности в эмоциональном состоянии.

Так что же такое самооценка? Как она проявляется и как ее полноценно развить?

  1. Что такое самооценка?
  2. Как развить высокую самооценку у детей?
  3. Развлекательные игры и увлекательные занятия для развития самооценки у детей

Что такое самооценка?

Самооценка – это субъективная оценка личности, то есть, она отражает то, что мы думаем о себе. В связи с этим возникает вопрос, свойственны ли детям подобные размышления? Оказывается, дети сталкиваются с такими мыслями. Однажды ребенок станет взрослым, поэтому его самооценка сыграет весомую роль в выборе жизненного пути.

Известно две грани самооценки: низкая и высокая. Под первой подразумевается отсутствие уверенности в собственных силах, правильности мыслей. У ребенка отсутствует положительный образ собственного «я». Все это отражается не только на учебе, наличии друзей, но и на главном факторе – ощущение счастья.

Как развить высокую самооценку у детей?

Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.

Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:

  • Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее. Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
  • Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках. Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны. Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
  • Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально. Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
  • Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
  • Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
  • Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
  • Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
  • Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
  • Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.

Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы. Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию. Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.

Развлекательные игры и увлекательные занятия для развития самооценки у детей

Итак, похвала отрицательно отражается на саморазвитии и внутренней мотивации ребенка. Есть один беспроигрышный способ, который позволит родителям поднять самооценку ребенка – это игры. Ниже перечислены некоторые из них:

«Я»

Игра позволит выяснить предпочтения ребенка, что ему нравится, чем он гордится. Также в ходе игры выясняется, чего опасается малыш, чего стыдится и какие недостатки имеет?

Позвольте ребенку ответить на несколько вопросов. Также приготовьте ватман, старые журналы и газеты, клей, ножницы, фломастеры. На бумаге ребенок перечисляет свои положительные и отрицательные качества. Затем акцентируйте внимание малыша исключительно на его положительных характеристиках.

Далее идет работа с образами. В центре ватмана наклеивается фотография ребенка, а вокруг нее пишутся все положительные слова, которые выбрал для себя ребенок, а также те, которые помогли выбрать родители. Полученный яркий коллаж повесьте на видное место в детской комнате. Это позволит усилить восприятие положительных качеств у ребенка.

Жизненные достижения ребенка

Вне зависимости от возраста, ребенок имеет собственные достижения и успех в своих делах. Родителям нужно напомнить ему об этом. Для этого снова понадобится лист бумаги и ручка.

Мама и папа могут первыми начать описывать достижения ребенка, а продолжить он сможет сам. Это может быть преодоление страха перед клеткой тигра в зоопарке или выход к доске у строгого преподавателя, мытье посуды или победа на олимпиаде. Перечень подобных достижений напоминает малышу о том, что он обладает большим потенциалом. Пусть запись происходит ежедневно, это развивает уверенность и повышает самооценку.

Получение положительного опыта

Здесь все просто. Малыш приобретает полезный положительный опыт в игре или групповом занятии с родителями. Для игры понадобится емкость и карточки.

Участники становятся в круг, записывают на карточке свои имена и кладут в емкость. Карточки перемешиваются. Затем участники берут карточки в руки, читают имя и записывают одно положительное качество этого человека. Затем карточки снова перемешивают, раздают и действие повторяется вновь. В итоге, каждый участник получает информацию о том, что думают о нем окружающие.

«Я боюсь, поэтому не смогу»

Невероятно, но страх способен запретить человеку выполнять не только сложные, но и простые задачи. Следующая игра позволит ребенку перебороть страх и стать увереннее. Здесь также нужно воспользоваться бумагой и ручкой.

Ребенку нужно перечислить на бумаге свои страхи. Нередко дети пишут то, что боятся произнести вслух, например, боязнь посещать бассейн из-за лишнего веса, посещать тренировки по единоборству – по причине шанса проиграть, выступать перед публикой, приглашать на день рождения, попросить ручку или книгу. Предложение должно иметь следующий вид: «я боюсь просить помощь на уроке, потому что…».

Затем нужно предложить ребенку сделать то, чего он боится. Пусть он представит, что во время урока просит у своих одноклассников учебник.

И еще один важный аспект. После каждого описанного ребенком страха, он должен написать несколько вариантов его преодоления. Пусть наравне с волнением и негативными ощущениями будет написано, даже если я промолчу и не попрошу учебник, я сделаю хороший конспект и выучу урок. Это облегчит страх и неуверенность в своих возможностях.

Игра для матери и дочери

Мать для своих детей является мощным подражателем. То, как мать позиционирует себя, как ведет, отражается на девочке. Поэтому следующая игра поможет повысить самооценку девочке.

Нужно взять ватманы, маркеры или фломастеры.

Создаем четыре плаката: два «Я», «Моя мама», «Моя дочь». Отдайте девочке плакать «Я» и «Моя мама». Пусть она подробно опишет положительные качества свои и матери. Остальные плакаты следует заполнить маме. После этого нужно обменяться работами и изучить, что написано на них. Как показывает практика, самое сложное – это мотивировать дочь писать о себе самой что-то положительное.

Ответственность

Если родители доверяют ребенку, то в нем развивается ответственность. Лучший способ повысить самооценку малышу – это доверие со стороны родителей. В этой игре также понадобится лист бумаги и ручка. На бумаге перечисляются задания, которые под силу выполнить ребенку. Это может быть уборка постели, складывание вещей или обуви, полив цветов и другое.

После того, как ребенок выполняет какое-то задание, он получает похвалу. Но здесь важно не переусердствовать. Если малыш допускает ошибки или ленится что-то делать, мотивируйте его, помогайте исправить неточности, но не акцентируйте внимание на его недостатках. Эта игра улучшает самовосприятие ребенка, придает ему внутреннюю силу.

Игра на визуализацию

Негативные мысли, апатия или лень способны тяготить даже уверенного в себе человека, что же говорить о ребенке? Если малыш переживает подобный период, ему можно помочь игрой на визуализацию или, другими словами, медитацией. Способ немного непривычный для менталитета людей нашей страны, но признанный как эффективный во всем мире. Поэтому психологи рекомендуют взять его на вооружение и использовать по мере необходимости.

Игра начинается с разговора. Родитель узнает, чего остерегается ребенок, почему испытывает негативное ощущение к какому-то действию или предмету, почему он недоволен своим поведением. За основу медитации берется определенный вопрос и ребенку предлагается сосредоточиться на возможных путях решения его. Малыш закрывает глаза и визуализирует в своих мыслях то, что он чувствует, когда справляется с поставленными задачами. Рекомендуется не только устно описать свои ощущения, но и записать их.

Изменение внутреннего диалога

Внутренний диалог – мощная практика, которая оказывает грандиозное влияние на человека, его душевного состояние. Не имеет значения, что говорят или думают окружающие, главное то, что человек думает сам о себе, то, во что он верит. Эта практика способна всего за несколько часов сменить негативный взгляд на положительный.

Берется ручка и бумага. Лист делится на две колонки с названиями положительных и отрицательных черт характера и убеждений. В первую колонку записывают все негативные качества. Во второй ребенок должен преобразовать их в положительные. Все фразы должны быть четки и понятными ребенку.

Применяйте свой родительский опыт, вспоминайте то, как решали вопросы в детстве и юности. Используйте свое влияние и авторитет перед ребенком, все это оказывает положительное влияние на развитие высокой самооценки ребенка.

Как повысить самооценку у ребенка

Как научить ребенка адекватно оценивать самого себя, чтобы он мог критически относиться к оценкам сверстников, учителей — а потом коллег и начальника. Рассказывает семейный психолог Мария Самоцветова .

Самооценка, самопредставление, самокритика, образ себя. Эти характеристики присущи всем людям, а значит, и детям тоже. Сравнение, оценка — это основа самопредставления детей и взрослых о себе. Анализируя себя и других, мы можем сделать вывод: лучше мы, хуже, наравне.

И тут стоит сразу и сильно оговориться: сравнения себя с окружающими полезно, только если ваша самооценка и самопредставление адекватны и реальны. В этом случае сравнение спровоцирует изменения в желаемую сторону.

Читайте также:  Некроз печени: причины, симптомы, лечение

Сравнивать ребенка только с ним самим (с его предыдущими результатами)

У детей самопредставление и самооценка еще не сформированы, поэтому самое важное правило: не сравнивайте намеренно своих детей с другими, только с самим собой! Раньше писал диктант на два, а сейчас на три — молодец, умница, успех! Потому что вырос над собой, а не дорос до Пети, Кати или Тани. У детей необходимо сформировать установку: тянуться надо не до других, а до лучшей версии себя. Возможно, «лучшая версия» ребенка может написать диктант на четыре с минусом, и никогда — на пять. Тогда приводить в пример отличников станет губительно.

Рыба не станет птицей, как её не мотивируй это сделать. Из посеянной морковки не вырастет репка. Но можно так сильно ухаживать и следить за морковкой, что из нее вырастет морковь — чемпион сельскохозяйственной выставки, лучшая морковь! Так вот, каждый ребенок — неповторимый плод любви (овощ ли, фрукт ли), и задача родителей сделать его лучшим в своём уникальном роде, а не сделать его другим, таким как кто-то.

В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей.

Отсутствие сравнения в раннем и школьном детстве способствует возникновению у ребенка адекватной самооценки. Заниженная, как и завышенная самооценка, адекватными не являются. Да, мы все разные, и кто-то лучше другого в чем-то, но это не значит, что этот кто-то лучше тебя как личность.

Если мы говорим о повышении самооценки у детей, значит подразумеваем, что она занижена (то есть неадекватна), и ее необходимо вернуть на прежний, адекватный уровень. В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей. Ребенок в этом слышит не «тянись к Пете, я знаю ты можешь» (что, я надеюсь, подразумевают родители), а «Петя вон хороший, а ты — ну так себе», «как Петиным родителям повезло, что он у них родился, а я. ну что ж. это мой крест и нести его мне». Подобные умозаключения еще никогда и никого не подстегивали становиться лучше. И вообще, идея «стать лучше, чтоб любили и не бросили», деструктивна и дисфункциональна сама по себе.

Оценить способности ребенка

Допустим, вы перестали сравнивать вашего ребенка с Петей и приводить в пример Катю, а олимпийскую медаль и нобелевскую премию в один год он еще не получил, что делать? Узнайте своего ребенка получше! Возможно, он и не спортсмен и не ученый. Да, всем родителям хочется умных, веселых, задорных (лучших!) детей. Но и для ребенка, и для вас, и для ваших отношений будет гораздо лучше, если вы примите уникальность и его несовершенство.

Узнайте ребенка, приглядитесь к нему, хоть на неделю снизьте требования и заметьте его индивидуальные особенности: что-то дается легче, что-то труднее, что-то он не осилит никогда. И это нормально! Признание за ребенком его особенностей позволит вам быть более гибким родителем в плане требований и ожиданий. Например, ваше чадо ни разу не спортсмен (и тогда можно уже отстать от него со спортивными достижениями, и радоваться тройке по физре), зато тонко чувствующий музыкант (и тогда можно поднажать с требованиями в музыке).

Радоваться минимальным успехам

Для повышения самооценки у детей очень важно искренне радоваться их, пусть даже минимальным, успехам. Искренне! Видеть, отмечать малейшие изменения в лучшую сторону, показывать ребенку, как его труд (и целенаправленный, и не очень), приносит результат: «Вот смотри, ты все лето катался на велосипеде, а теперь быстрее всех кросс пробежал в классе».

И если до школы он был уверен, что он — лучше всех, то уже к концу первой четверти поймет, что это, скорее всего, не так.

О таких тонких логических последствиях ребенок может и не догадываться, задача родителя — ненавязчиво ему их показывать: «Вот мы сейчас с тобой на коньках катаемся, а все твои одноклассники читают „Метель“, чтоб к сочинению подготовиться. А ты еще летом прочитал, и как противился, как не хотел! Зато дело сделано, и теперь свободны». Так что родителям необходимо поощрять не только сам результат, но и прилагаемые для его достижения усилия.

Хвалить за конкретные дела, тогда «перехвалить» не получится

Обязательный пункт формирования адекватной самооценки у детей — похвала. Некоторые родители боятся хвалить детей, вдруг зазнается, вдруг перехвалим. Перехвалить невозможно, если вы хвалите ребенка за что-то реальное, конкретное, за дела, достижения, труд. Не просто «ты у меня самый умный», а «ты так хорошо запоминаешь стихи и песни!».

Ребенок растет не в вакууме, социальное окружение очень быстро сталкивает его с реальностью. И если до школы он был уверен, что он — лучше всех, то уже к концу первой четверти поймет, что это, скорее всего, не так. Это может быть болезненным переживанием, бьющим по самооценке, поэтому хвалить надо, но за что-то, а не просто так.

Учитывать возраст: у малыша самооценка может быть завышена, подростка нужно поддерживать

Важно отметить различные этапы становления самооценки относительно возраста, знать их и учитывать.

У единственного ребенка в семье до трехлетнего возраста вообще нет понятия оценивания себя — он центр вселенной большой семьи. В три года он идет в сад, и тут понимает, что в чем-то лучше, а чем-то хуже других детей. Задача родителей на этом этапе — проговаривать ребенку, что все люди разные, и да, отличаются друг от друга по разным параметрам, это нормально! Яблоки на одной яблоне тоже все разные. Завышенная самооценка в детском возрасте является адекватной, то есть нормально, если ребенок думает о себе лучше, чем он есть.

В подростковом возрасте адекватная самооценка — очень неустойчивая и нестабильная: сегодня я «королева красоты», а завтра «чувствую себя уродиной». Задача родителей на этом этапе — быть образцом стабильности, и изо дня в день повторять такому подростку, что «ты очень привлекательная, милая, естественная, и просто красавица, когда улыбаешься, и вообще, мне ты нравишься всегда и любой». Подростку для формирования адекватной самооценки важно знать, что родители его любят, даже когда он сам себя не любит.

Проверять самооценку с помощью упражнения

В конце хотелось бы поделиться лайфхаком для родителей, как проверить самооценку ребенка самостоятельно. Начертите на листе бумаги вертикальные графы со значениями от 0 до 10, отметьте середину. Это могут быть красота, ум, здоровье, лидерство, сообразительность и обязательно — счастье. Попросите вашего ребенка отметить себя, как он думает, на этих шкалах, сказав, что внизу находятся самые-самые-самые глупые дети (на примере шкалы ума), а наверху — самые умные в мире дети, просто гении.

Пример выполненного упражнения

Приглядитесь к шкале счастья — как ребенок себя ощущает. Можно спросить: «А что должно случиться, чтобы счастья стало побольше, хотя бы на одно деление? Что должно произойти?». Если на этот вопрос ребенок отвечает «чтобы купили приставку или планшет», то всё нормально, можете спать спокойно. Если же ребенок отвечает «чтобы мама с папой перестали ругаться», то я жду вас на прием.

5 советов для поднятия детской самооценки

Формирование самооценки у ребенка

Низкая самооценка ребенка делает его очень ранимым и чувствительным. Такие дети часто попадают в неловкие ситуации. Именно эта черта характера становится причиной застенчивости и робости. Из-за низкой самооценки малыш не может постоять за себя и отстоять своё мнение. Некоторые родители так хотят вырастить послушного ребёнка, что воспитывают нерешительных и закомплексованных детей. Таким детям сложно достичь успеха в жизни, ставить перед собой цели и идти к ним. Они думают, что ничего не смогут и не верят в свои силы. Чтобы такого не произошло, нужно изменить отношение к процессу воспитания. Формирование самооценки ребенка – очень важная операция.

Виды самооценки у детей

Выделяют 3 вида самооценки: нормальная, завышенная и заниженная.

  1. Нормальная. Ребенок адекватно себя оценивает и его поведение выражается в следующем:
    • нет страха пробовать новое;
    • может найти решение проблемы самостоятельно, но если не получается, умеет обратиться за помощью;
    • признаёт свои ошибки и исправляет их;
    • нормальная коммуникация со сверстниками.
  2. Завышенная. Ребёнок переоценивает свою значимость. Завышенная самооценка выражается в:
    • эгоцентризме;
    • болезненном восприятии критики;
    • привлечении внимания любым способом;
    • агрессии в общении со сверстниками, желании унизить других.
  3. Заниженная самооценка характеризуется:
    • тревогой и неуверенностью в себе;
    • стеснительностью;
    • недоверчив остью и страхом быть обманутым;
    • замкнутостью и обидчивостью;
    • негативным настроением.

Диагностика самооценки ребёнка

Понять, какой вид самооценки у вашего ребенка, можно путём наблюдений или используя специальные упражнения. Одно из них – «Лесенка». Предложите малышу нарисовать лестницу и поставить себя на одну из ступенек. При это объясните, что у подножия лесенки находятся самые плохие дети, а наверху – самые лучшие. И судя по тому, куда ребенок разместит себя, и будет видно, какая у него самооценка.

Особенности самооценки детей

Особенности формирования самооценки у детей зависят от возраста. Поэтому маме с папой нужно следить за изменениями в поведении малыша.

У детей дошкольного возраста самооценка иногда бывает высокой. Это связано с тем, что малыши только учатся оценивать себя. А под восторженные возгласы родителей сложно сделать это адекватно. Если родители найдут золотую середину между комплиментами и руганью, самооценка их сына или дочери придёт в норму.

В младшем школьном возрасте большую роль в формировании самооценки имеет учебно-воспитательный процесс. Окружение малыша меняется, и самооценка меняется вместе с ним. Также большое значение имеет успеваемость. Ведь раньше его работу никак не оценивали, а теперь есть оценки, баллы или звездочки, которым нужно соответствовать.

В среднем школьном возрасте дети привыкли оценивать себя адекватно. Они взрослеют, учатся анализировать своё поведение. Но в то же время есть риск образования низкой самооценки. Потому что ребенок превращается в подростка, и у него могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками, семьёй.

В старшем школьном возрасте низкая самооценка – обычное дело. В это время происходит множество событий: подготовка к экзаменам, первая любовь, вхождение во взрослую жизнь, страх перед будущим.

Заниженная самооценка у ребенка. Как привести в норму?

  1. Найдите занятие, которое хорошо у него получается. Чтобы он видел свои результаты, введите систему, по которой малыш бы получал грамоты или призы.
  2. В течение дня записывайте достижения ребенка. Например, помог приготовить ужин, прибрал комнату, получил хорошую оценку в школе. А перед сном зачитайте список.
  3. Разрешите ему самостоятельно принимать небольшие решения. Это может быть выбор одежды или завтрака. Пусть он видит, что может влиять на собственную жизнь.
  4. Чаще говорите ему, что любите. Окружите заботой и вниманием. В данном случае моральная сторона вопроса очень важна. Без вашей поддержки малыш не справится.

Завышенная самооценка у ребенка. Как привести в норму?

  1. Соблюдайте меры в комплиментах. Излишнее одобрение негативно отразится на поведении малыша.
  2. Научите ребенка уважать чужое мнение. Пусть он поймёт, что его точка зрения может не совпадать с чужой, и это в порядке вещей.
  3. Иногда в разговоре руководствуйтесь конструктивной критикой. Ребенок должен понимать, что все совершают ошибки, что следует учитывать последствия своих проступков.

Как сформировать адекватную самооценку

Некоторые родители спрашивают, как повысить самооценку ребенку. Для этого есть несколько советов. И помните, самооценка ребенка дошкольного возраста мало чем отличается от самооценки подростка. К ребенку любых лет нужно подходить с заботой и вниманием.

    Приучите ребёнка замечать хорошее. Например, играйте с ним в такую игру. Вечером попросите его вспомнить 5 хороших вещей, которые произошли с ним за день. Это необязательно должно быть что-то крупное. Хватит и вкусного обеда в школе или пятёрки за контрольную. Таким образом, ребёнок заметит, что в его жизни есть место хорошим событиям.

Читайте также:  Эффективные упражнения Дикуля для спины при грыже

  • Дайте ребёнку свободу выбора. Если малыш будет проявлять самостоятельность, он поймёт, что многое в его жизни зависит от него самого. Советуйтесь с ним в мелочах: что приготовить на ужин, на какой фильм сходить в кино. Но не путайте свободу выбора и вседозволенность. Решения в главных вещах должны принимать родители.
  • Перестаньте ругаться. Правильно говорят, что словами можно ранить. Если у вас с ребёнком произошёл конфликт, не нужно обвинять его и давать волю ярости. Лучше успокойтесь и обсудите проблему. Не стоит употреблять слово «виноват(а)». Заменит его на «ответственность». Вместо «Ты виноват» скажите «Любой проступок несёт за собой последствия. Нужно отвечать за них».
  • Не требуйте от ребёнка больше, чем он может сделать. Соизмеряйте возраст ребёнка, его возможности и свои желания. Пятилетняя кроха не сможет присмотреть за младенцем, а подростку это удастся. Если ребёнок не сможет что-то сделать в силу своих лет, он расстроится, будет думать, что ни на что не годен. Хотя на самом деле ему просто нужно подрасти и подучиться.

  • Научите ребёнка говорить «Нет». У некоторых взрослых людей есть проблема в том, что они не могут отказать другим. Они всегда со всеми соглашаются, потому что у них слабая воля и нет твёрдого характера. Чтобы ваш малыш не стал таким же, с самого детства научите его отказывать людям, если это необходимо, и отстаивать границы личного комфорта. Нужно объяснить ребёнку, что если он отказывает людям, это не значит, что он плохой. Разъясните ему, что существует разница между «сдержать обещание» и «постоянно со всеми соглашаться». Сын или дочь должны осознать, что сначала нужно оценить ситуацию, рассчитать свои силы и время, обдумать последствия, а уже потом дать ответ.
  • Психолог рассказал, как сформировать у ребенка здоровую самооценку

    С шести месяцев до семи лет

    Между шестью месяцами и тремя годами у ребенка формируется вера в то, что “я хороший”, доверие к миру. Это происходит через общение с мамой и привязанность к ней.

    Затем начинается новый этап – после трех лет малыш стремится многое делать сам. У него появляется так называемая нормальная завышенная самооценка: ребенок ощущает себя как самого умного, самого красивого, самого здорового. И длится это примерно до семи-восьми лет.

    Здесь важна роль взрослых: как они себя ведут, что говорят. Например, если родители чрезмерно опекают малыша, постоянно повторяют что-то вроде: “Тебе нельзя есть мороженое, ты заболеешь”, его восприятие может пострадать. И он уже не скажет: “Я самый здоровый”. Одна из составляющих нормальной завышенной самооценки станет более низкой.

    – У ребенка еще нет собственного представления о реальности, он формирует ее при помощи значимых взрослых, – говорит Мария Григорьева. – Если мама рано вышла на работу, а фактически ребенка воспитывают бабушка с дедушкой, то значимыми взрослыми становятся и они.

    Самооценка в школе

    С началом школьной жизни нормальная завышенная самооценка становится более реалистичной. Ребенок взаимодействует с другими детьми и взрослыми на новом уровне, получает свои первые оценки. И не всегда одни пятерки…

    – Если к моменту поступления в школу у ребенка сформировано позитивное отношение к себе, это позволяет ему не так остро воспринимать критику со стороны учителей, – рассуждает психолог. – Со временем внутреннее ощущение “синхронизируется” с реакциями других людей. То есть формируется адекватная самооценка.

    Но здесь есть несколько рисков. Во-первых, если малышу с детства твердили, что он растяпа, если ругали по пустякам, тогда критика в школе может спровоцировать еще большую неуверенность в себе. И это уже не говоря о том, что такое поведение взрослых рождает у малыша страх перед ошибкой.

    Другая сторона медали? Если постоянно и без повода говорить ребенку, что он лучший, что он “звезда”, столкновение с реальностью тоже может быть для него очень болезненным.

    Поэтому так важно соблюдать баланс между критикой и похвалой.

    Как найти баланс?

    С одной стороны, подпитывать веру ребенка в себя, хвалить там, где для этого есть повод, пусть даже незначительный. С другой, все-таки не отрываться от реальности. Стремиться поощрять его в том, что у него хорошо получается, и мягко, без критики развивать то, что получается не так хорошо.

    – “У тебя не получается? А давай попробуем сделать вот так и посмотрим, как получится”. С помощью такого подхода можно решить множество вопросов развития, а не только формировать самооценку, – уверяет психолог.

    – “Я тебе расскажу об одном, а ты мне о другом, и нам обоим интересно. Мы узнаем мир”. Так в ребенке воспитывается живой интерес к себе и тому, что его окружает.

    – Воспитание – это еще и бесконечная работа родителей над собой, – уверяет специалист. – В общении с ребенком лучше обойтись без привычной парадигмы экзамена, когда мы проверяем знания: “О, так ты уже знаешь буквы? А это какая буква? А вот это?”… Да, такое “тестирование”, когда мама или папа задают вопросы и наперед знают все ответы, дается родителям гораздо легче: так мы хотим убедиться, что наш ребенок не хуже других, и на этом успокоиться. Но задача родителей – находить в себе ресурс, чтобы проявлять интерес к ребенку, к его особенностям и способам познания мира.

    растимдетей.рф – портал для родителей, созданный при поддержке Минпросвещения России в рамках национального проекта “Образование”. На ресурсе собраны полезные экспертные материалы, лучшие практики родительства, а также перечень востребованных услуг для семей с детьми, включающих психолого-педагогическую и консультативную помощь. Это первый единый портал всех видов поддержки и помощи родителям – с верифицированной информацией о доступности образования. На нем доступны сервисы поиска организаций отдыха и дополнительного образования для детей всех возрастов, а также сервисы записи детей в детские сады и школы.

    11 советов, как повысить детскую самооценку (хвалить вдоль и поперёк — не выход)

    Иногда родители так боятся вырастить хулиганов и зазнаек, что частенько воспитывают зажатых и неуверенных в себе людей. Как повысить самооценку ребёнка? Очевидно, что нужно менять своё поведение. Психолог Лариса Милова рассказывает, с чего начинать.

    В чём опасность низкой самооценки ребёнка

    Если у ребёнка занижена самооценка, скорее всего, ему будет сложно реализоваться как личности, поскольку у него нет самого главного для полноценного бытия — ощущения себя ценным и важным, нет веры в свои силы. Если ребёнок не уверен в себе, то он часто чувствует себя хуже других, вследствие чего может попадать в неприятные ситуации.

    Чтобы понять, что именно нужно менять в поведении, давайте разберёмся, из чего складывается самооценка.

    Самооценка = уровень способностей: уровень притязаний

    Вспоминаем школьную математику и понимаем, что если в числителе (это у нас уровень способностей) число меньше, чем в знаменателе (там у нас с вами уровень притязаний), то результат будет всегда меньше единицы, значит, самооценка будет низкой.

    Если у человека низкая самооценка, то, скорее всего, у него заоблачные притязания. Когда мы говорим о детской самооценке, то притязания — это те требования, которые ему предъявляются в семье.

    Причина завышенных ожиданий от ребёнка одна — его не принимают таким, какой он есть, а ориентируют на то, что, чтобы заслужить любовь и одобрение, ему нужно быть кем-то другим.

    Выражаться это может в разном родительском поведении, это может быть:

    • сравнение с другими детьми;
    • сравнение с какими-то недостижимыми образцами для подражания;
    • критика;
    • игнорирование чувств ребёнка и особенностей его характера;
    • недостаточное внимание к мнению ребёнка;
    • неуважительная или конфликтная атмосфера в семье;
    • регулярные наказания без достаточного количества похвалы и эмоциональной поддержки.

    Бывает, конечно, и другой вариант низкой самооценки — когда страдают способности, вернее, никто не озабочен, чтобы их у ребёнка развивать. В этом случае ребёнок, подрастая, начинает понимать, что способности сверстников гораздо выше его, он везде и во всём проигрывает (происходит некая проверка реальности), и тогда у него, естественно, снижается самооценка.

    Если родитель, прочитав несколько книг и статей, начинает замечать, что у его сына или дочери заниженное восприятие себя, то первое, что он делает — принимается хвалить ребёнка вдоль и поперёк. Как правило, толк из этого небольшой.

    Что же делать и с чего начать?

    Вывод напрашивается сам собой. Вариантов два:

    1. Увеличить уровень способностей ребёнка
    2. Уменьшить уровень притязаний к нему.

    11 шагов для поднятия детской самооценки

    1. Терпение. Первым шагом будет запастись терпением — дело это непростое, лучше идти маленькими шагами, понимая, что мы делаем и зачем. Важный показатель здесь — возраст ребёнка: чем он меньше, тем быстрее можно всё исправить. Чем старше человек, тем больше запасаемся терпением и валерьянкой.

    2. Анализ. Проанализировать своё отношение к ребёнку. Какие требования и ожидания по отношению к нему уже существуют. Задайте себе вопрос: как они сформировались, и не транслируете ли вы требования родителей к вам в детстве (может, вы просто воспроизводите родительскую модель?). Если вы не можете обнаружить изъянов в своём воспитании, а ребёнок уязвим в зоне оценки себя — бегом на консультацию к психологу. Специалист побудет вашим зеркалом и поможет разобраться в проблеме.

    3. Экологичность. Оздоровить, насколько это возможно, атмосферу в семье, чтобы она стала спокойной. Уважение взрослых друг к другу в семье — залог самоуважения детей.

    4. Акцент на хорошем. Учитесь замечать в своём ребёнке хорошее. Проговаривать вслух это можно время от времени, а вот замечать самому — самое главное. Перестаньте критиковать и вообще следите за своими словами при общении с ребёнком.

    Вызубрите наизусть фразу Януша Корчака «Детей нет, есть люди» и не позволяйте себе ничего такого, чего бы не позволили в отношении других взрослых людей

    Кроме того, полезно учить ребёнка самого замечать хорошие моменты в жизни — позитивный взгляд на жизнь сильно влияет и на самочувствие и на настроение.

    В помощь есть масса игр и упражнений:

    • можно гулять по улице и замечать красивые моменты и детали по очереди;
    • в конце дня «собирать» хорошие моменты, которые были;
    • завести большую банку, куда складывать маленькие записки, когда происходит что-то хорошее (поход в кино, успех в школе, отличная игра), перечитывать их время от времени, особенно в периоды эмоционального упадка.

    5. Развитие сильных сторон личности. Помочь ребёнку повысить свои реальные способности. Не ориентировать его на то, чтобы он был лучше всех, а позаботиться о том, чтобы он что-то умел делать хорошо, и самому ценить то, что он умеет. Это не обязательно успехи по математике и русскому. Это вполне может быть хорошее умение вышивать крестиком или плавание.

    6. Давать ребёнку свободу выбора. Не навязывать свои решения ни в выборе одежды, ни в выборе еды и всего остального. Даже если ребёнок не привык это делать и ждёт вашей помощи, просто дайте ему больше времени, он сможет определиться. Это не про вседозволенность, а про право голоса.

    7. Социализация. Отнеситесь внимательно к тому, чтобы ваш ребёнок умел хорошо общаться. Способность общаться — это навык. Значит, его можно формировать и тренировать. В помощь вам будут различные книги, игры и упражнения, сказкотерапия.

    8. Работа с границами. Научите ребёнка говорить «нет» и отстаивать свои границы. Не получается самостоятельно — есть хорошие специалисты, которые умеют это делать профессионально.

    9. Самостоятельность. Давайте ребёнку возможность справляться с разными заданиями самостоятельно. Не бросайтесь на помощь по «первому требованию». Вообще аккуратней с этой самой помощью. Если её много, ребёнок вырастает с ощущением собственной беспомощности. Отмечайте его достижения и старания — это поддерживает.

    10. Научитесь смиряться. Если ребёнок с характером и способностями не такими, как вы нарисовали ещё до его рождения, задайте себе вопрос: вы хотите вырастить его успешным или счастливым и здоровым?

    Читайте также:  Остеолипома. плеоморфная липома

    Психосоматика: что это такое и почему бывает у детей

    Научитесь смиряться вообще с последствиями наличия ребёнка в вашей жизни — скорее всего, у вас будет больше хаоса и уборки по дому, меньше времени и эмоциональных сил. Успокаивайте себя тем, что такое настроение посещает не каждый день, а дети вырастают.

    11. Внимание на себя. Внимательно посмотрите на себя — а что у вас с самооценкой? Здесь, как и во всех остальных случаях, работает правило: хочешь помочь другому — начни с себя.

    Если возникают трудности с прививанием самостоятельности самостоятельно, обратитесь к психологу.

    Фото: Shutterstock (Everett Collection)

    Как помочь ребенку повысить самооценку

    В возрасте 12-17 лет многие подростки переживают кризис самооценки и идентичности личности. Недовольство внешним видом приводит к чувству вины и даже ненависти к себе и своему телу. Победить эти комплексы в одиночку подростку зачастую не под силу. Как могут помочь родители, рассказывает психолог Лариса Карнацкая.

    В подростковом возрасте зависимость от самооценки крайне велика, гораздо больше, чем считают взрослые. Сегодня требование соответствовать медийным стандартам красоты и быть физически совершенным оказывает на девочек и мальчиков большое давление. Исследования бренда Dove выявили такую картину: хотя всего у 19% девочек-подростков наблюдается избыточный вес, 67% полагают, что им нужно похудеть. И за этими цифрами стоят реальные проблемы.

    Девушки используют нездоровые методы, чтобы сбросить вес (таблетки, голодание), а мальчики принимают препараты, помогающие набрать мышечную массу. Из-за комплексов подростки ведут себя в обществе скованно, неуверенно и стараются избегать обще­ния даже со сверстниками. Дети, которые слышат в свой адрес насмешки, переносят гнев на себя и свои физические «недостатки», становятся озлобленными, скрытными.

    Не стоит ждать, что ребенок перерастет эти комплексы. Лучше постараться помочь.

    Поговорите откровенно

    Чтобы разговорить подростка, нужно понять его переживания. Вспомните себя в его возрасте и свои переживания. Вы стеснялись, а может, даже ненавидели себя, считали себя неуклюжими, толстыми, некрасивыми. Оглядываясь на свое детство, мы привыкли вспоминать сплошные радости, забывая о трудностях и неприятностях. И ребенок чувствует, что в сравнении с родителями он живет неправильно.

    Хвалите вслух

    Упоминайте в разговоре, каким вы видите ребенка в повседневной жизни, подчеркивая его лучшие стороны. Это будет для подростка поддержкой, в которой он так нуждается. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым, а если ребенка подбадривают, учится верить в себя.

    Поделитесь своим опытом, вспомните, как вы смогли пережить влияние извне и справиться с комплексами

    Хвалите не только за внешность! Помимо комплиментов внешнему виду, ребенку полезно слышать от родителей похвалу за свои действия. Цените усилия, который ребенок прикладывает для достижения цели, а не результат. Объясните, что не все всегда получается так, как хочется. Но если концентрироваться на каждой неудаче, это не приблизит к успеху.

    Относитесь к себе мягко

    Матери не стоит критиковать свое отражение в зеркале в присутствии дочери-подростка, жаловаться на круги под глазами, лишний вес. Лучше поговорить с ней о том, как меняется тело девочки, какая красивая у нее походка и улыбка. Поделитесь с дочерью рассказом о том, как вы были недовольны собой в ее возрасте. Расскажите, как смогли пережить влияние извне или как кто-то значимый для вас смог справиться с комплексами. Еще один важный момент — моделирование: предоставьте ребенку возможность наблюдать, что вы к себе хорошо относитесь, себя цените, заботитесь о себе.

    Формируйте систему ценностей

    Объясните ребенку, что судить о человеке по внешнему виду — это поверхностно. Не критикуйте других в присутствии ребенка, он не должен принимать участия в таких разговорах или быть их свидетелем. Детское сознание очень восприимчиво, и подросток спроецирует на себя критику, направленную на других.

    Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир

    Обсуждая внешние особенности, мы попадаем в определенную систему стереотипов и становимся зависимыми от них. И получается, что не «я живу», а «меня живут». «Меня живут» — навязанные размеры, параметры и представления о том, как я должна выглядеть.

    Найдите достоинства

    Подростки, с одной стороны, хотят быть как все, а с другой стороны — отличаться и выделяться. Учите ребенка гордиться своими умениями, особенностями и достоинствами. Задайте вопрос, что уникального он видит в каждом из членов семьи или друзей. Пусть он назовет свои достоинства и придумает, как подчеркнуть их.

    Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир, черты характера, наши умения, таланты, увлечения и интересы. Театр, музыка, танцы, спорт — любые хобби помогут выделиться на фоне других и поспособствуют развитию чувства уверенности.

    Воспитывайте медиаграмотность

    Объясните, что средства массовой информации о красоте и моде, рекламные плакаты не показывают людей такими, какие они есть. Идеальные образы в глянцевых журналах и популярных соцсетях призваны привлекать внимание, вызывать желание что-то купить. Наглядно продемонстрируйте, как можно с помощью современных программ изменить изображение до неузнаваемости.

    Расскажите, что глянцевые журналы и социальные сети не показывают людей такими, какие они есть

    Разрыв барабанной перепонки – серьезная травма, требующая врачебной помощи

    Разрыв барабанной перепонки занимает первое место по частоте встречаемости среди всех травм среднего уха. Это повреждение развивается у взрослых людей, значительно реже возникает у детей. Прогноз заболевания определяется степенью и характером повреждения самой барабанной перепонки, нарушениями прилегающих тканей, а также своевременностью оказания медицинской помощи.

    Этиология разрыва

    Барабанная перепонка представляет собой тонкую пластинку соединительной ткани, которая разделяет наружное и среднее ухо. Кроме барьерной функции, этот орган принимает непосредственное участие в передаче звука – механические колебания барабанной перепонки трансформируются в сигнал на более глубокие структуры (стремечко и наковальню) и далее в кору головного мозга.

    Серьезные повреждения барабанной перепонки иногда приводят к непоправимым последствиям – частичной или полной потере слуха.

    Разрыв перепонки уха происходит в результате воздействия механического или химического фактора. Наиболее распространены такие ситуации:

    • гнойный отит – скапливающийся внутри среднего уха гной давит на барабанную перепонку и разрывает ее;
    • инородное тело у взрослого – использование для очищения наружного слухового прохода посторонних предметов (шпилька, заколка, карандаш);
    • инородное тело у ребенка – попадание внутрь слухового прохода посторонних предметов (камушек, бусины, крупа);
    • баротравма – резкие перепады атмосферного давления при взлете и посадке самолета, погружении и подъеме с глубины водоема;
    • механическое воздействие при взрыве, резком и громком звуке;
    • сочетанная травма головы с повреждением височной кости и других тканей внутреннего и среднего уха (ДТП, драка, бытовая травма).

    Перфорация барабанной перепонки – серьезная травма. Лучше обратиться к врачу с подозрением и исключить такую травму, чем проигнорировать ситуацию и лечить ее осложнения.

    Классификация повреждений

    Когда доктор – отоларинголог устанавливает окончательный диагноз, то описываются все детали повреждения барабанной перепонки. Наиболее важны:

    • площадь повреждения – ¼, ½, и так далее от всей поверхности барабанной перепонки;
    • степень разрыва – точечный разрыв, перфорация, разрыв по всей высоте, полный отрыв и т.д.;
    • форма разрыва – щелевидная, округлая, точечная, с неровными краями и т.д.

    Все эти нюансы важны для доктора, так как именно это определяет дальнейшую тактику лечения пациента и возможные последствия травмы.

    Клиническая симптоматика

    Признаки нарушения целостности барабанной перепонки зависят от причины этой травмы. Например, разрыв барабанной перепонки от удара сопровождается сильными болевыми ощущениями в месте его нанесения. При воспалительных процессах среднего уха в момент прорыва гноя, наоборот, болевые ощущения уменьшаются.

    О нарушении целостности этой перепонки в ухе свидетельствуют такие симптомы:

    • снижение слуха – сразу же после удара или прорыва гноя человек ощущает снижение остроты слуха со стороны повреждения;
    • головокружение и подташнивание – особенно, если произошло сочетанное повреждение барабанной перепонки и вестибулярного аппарата;
    • вытекание гноя (при воспалительных процессах), крови (сочетанное травматическое повреждение уха и других тканей);
    • различной степени выраженности шум в поврежденном ухе (от умеренного до нестерпимого гула).

    Все вышеперечисленное означает, что нужно обратиться как можно скорее к доктору – отоларингологу. При сочетанной травме головы будет действовать врачебный консилиум (отоларинголог, нейрохирург, невролог, инфекционист).

    Общие принципы диагностики

    В диагностике повреждений барабанной перепонки используется комплексный подход – с целью выбора оптимального средства терапии и предупреждения развития негативных последствий.

    Все начинается с опроса пациента, чтобы выяснить характер травмы и все предшествовавшие обстоятельства. Внешний осмотр пострадавшего позволяет оценить степень и характер повреждений других органов и тканей. Например, при закрытой черепно-мозговой травме с повреждением костей черепа из уха и носовых ходов вытекает прозрачная жидкость (ликвор). При травмах лицевого черепа (в том числе и носовых костей) развивается характерный «симптом очков» (темные круги под глазами вследствие кровоизлияния).

    После внешнего осмотра обязательно проводится осмотр уха с помощью отоскопа или обычный визуальный осмотр с зеркалом и рефрактором. Внутри уха доктор сможет увидеть характер нарушений целостности барабанной перепонки и оценить площадь повреждений. Проводится также осмотр носовых ходов и ротовой полости, что позволяет оценить проходимость и целостность евстахиевой трубы и других органов.

    Среди лабораторных и инструментальных исследований применяются:

    • общеклинический анализ крови (демонстрирует воспалительный сдвиг в крови при отите и его осложнениях);
    • рентгенологическое исследование костей черепа;
    • томография (компьютерная, позитронно-эмиссионная, магнитно-резонансная) для оценки возможных повреждений костей черепа.

    При сложной травме головы может потребоваться проведение люмбальной пункции и исследование спинномозговой жидкости.

    Осложнения и последствия

    Наиболее распространённые осложнения травмы барабанной перепонки – воспалительные процессы среднего и внутреннего уха . Поврежденная перепонка не может препятствовать проникновению внутрь инфекции. Микробный агент может проникать также и в черепную ямку – развивается менингит (воспалительные изменения мозговых оболочек) или энцефалит (вовлекается в воспалительный процесс вещество головного мозга).

    Самое серьезное последствие травмы барабанной перепонки – глухота, полная или частичная. Это наблюдается в том случае, если площадь повреждения значительна, и заживать полностью перепонка не может.

    Общие принципы лечения

    Оптимальное средство для быстрого и полного выздоровления выбирает доктор – отоларинголог. Первую помощь оказывает себе сам пострадавший или окружающие его люди.

    Первая помощь

    При подозрении на разрыв барабанной перепонки следует как можно скорее обратиться в лечебное учреждение. Для сохранения относительной герметичности поврежденное ухо нужно закрыть ватным тампоном.

    Категорически нельзя закапывать в ухо какие-либо капли, в том числе антисептические.

    Медикаментозное лечение

    Если размеры повреждения небольшие, то особого лечения не требуется – барабанная перепонка заживет самостоятельно. Врач может использовать заплатки – небольшие бумажные салфетки со специальным ранозаживляющим веществом, которые накладываются на место повреждения. Регулярно (1 раз в 3-4 дня) салфетка заменяется на свежую.

    Среди системных препаратов врач порекомендует антибиотики , если речь идет о воспалительном процессе в ухе. Положительное влияние на течение болезни оказывает применение поливитаминных комплексов.

    Физиотерапия

    Для лучшего заживления применяются физиотерапевтические процедуры: воздействие лазером или ультрафиолетовым излучением. Назначают 5-10 процедур, чередуя УФО и лазер.

    Хирургическая операция

    Хирургическое вмешательство показано в случае значительных повреждений барабанной перепонки, когда дефект превышает размеры 2-3 квадрантов (четвертей) перепонки. Выполняется операция тимпанопластики – заполнение дефекта аллантоисным куриным мешком или искусственным протезом. Такое хирургическое лечение выполняется под общим наркозом.

    Если размеры дефекта барабанной перепонки небольшие (в пределах 1 квадранта), то полное восстановление займет 10-14 дней. Если требуется оперативное вмешательство, то сроки выздоровления удлиняются до 3-4 недель.

    Травматическое повреждение барабанной перепонки – состояние, требующее внимания и медицинского осмотра, так как возможны серьезные последствия, вплоть до полной потери слуха.

    Какую функцию в организме выполняет барабанная перепонка. Насколько опасен ее разрыв

    Оцените статью
    Добавить комментарий