Кхеканье у ребёнка. нервный тик?

Тики у детей

Тики у детей – внезапные повторяющиеся движения, возникающие из-за непроизвольного сокращения различных мышечных групп. Проявляются навязчивыми мимическими, моторными и вокальными действиями: морганием, зажмуриванием, подергиванием носом, ртом, плечами, пальцами, кистями, поворачиваниями головы, приседаниями, подпрыгиваниями, вздрагиваниями, покашливаниями, шумным дыханием, произнесением звуков, слов. Комплексная диагностика включает осмотр невролога, консультацию психиатра, психодиагностическое обследование. Лечение основано на соблюдении дневного режима, психотерапии, психокоррекции, приеме медикаментов.

  • Причины тиков у детей
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы тиков у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение тиков у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Синонимичные названия тиков – тиковые гиперкинезы, нервные тики. Распространенность составляет 13% у мальчиков, 11% у девочек. Тики у детей возникают в промежутке от 2 до 18 лет. Пиковые периоды – 3 года и 7-10 лет, эпидемиологический показатель достигает 20%. Наименее вероятен дебют заболевания после 15 лет, наиболее высокий риск развития отмечается у первоклассников – кризис семи лет и начало школьного обучения становятся провоцирующими факторами «тиков первого сентября». У мальчиков заболевание протекает тяжелее и хуже поддается терапии. У значительной части пациентов выявляются сезонные и суточные обострения симптоматики, гиперкинезы усиливаются в вечернее время, осенью и зимой.

Причины тиков у детей

Гиперкинезы развиваются как результат комплексного воздействия биологических и внешних факторов. С рождения у ребенка существует определенная предрасположенность (биологическая основа) к данной патологии, которая реализуется под влиянием заболеваний, стрессов и других негативных воздействий. Причины гиперкинезов у детей могут быть разделены на следующие группы:

  • Нарушения внутриутробного развития. Результатом гипоксии, инфекции, родовой травмы становится дисбаланс корково-подкорковых связей. При воздействии неблагоприятных факторов он проявляется тиками.
  • Отягощенная наследственность. Заболевание передается по аутосомно-доминантному типу. Поскольку мальчики болеют чаще, предполагается зависимость от пола пациентов.
  • Стрессовые ситуации. Провоцирующим фактором может стать школьная дезадаптация, повышенная учебная нагрузка, увлечение компьютерными играми, семейные конфликты, развод родителей, госпитализация. Заболеваемость увеличивается во время возрастных кризисов.
  • Черепно-мозговые травмы. Тики могут являться отдаленными последствиями травматического повреждения ЦНС. Наиболее характерны гиперкинезы моторного типа.
  • Некоторые заболевания. Нередко длительные болезни с симптомами, включающими двигательный компонент, приводят к формированию тиков. Например, после респираторных инфекций наблюдаются покашливания, шмыганье носом, горловые звуки.
  • Психоневрологические патологии. Тики развиваются у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, церебрастеническим синдромом, тревожными расстройствами. Гиперкинезы дебютируют на фоне обострений основного заболевания.

Патогенез

Патогенетическая основа тиков продолжает исследоваться. Центральное место отводится функциям базальных ганглиев. Основные из них – хвостатое ядро, бледный шар, субталамическое ядро, черная субстанция. В норме они находятся в тесном взаимодействии с лобными долями коры больших полушарий, лимбическими структурами, зрительными буграми и ретикулярной формацией. Связь подкорковых ядер и лобных отделов, отвечающих за контроль действий, обеспечивается дофаминергической системой. Снижение уровня дофамина, нарушения нейронной передачи в подкорковых ядрах проявляются дефицитом активного внимания, недостаточной саморегуляцией двигательных актов, расстройством произвольности моторики. Функционирование дофаминергической системы нарушается в результате внутриутробного поражения ЦНС, наследственных изменений метаболизма дофамина, стрессов, ЧМТ.

Классификация

Тики у детей классифицируют с учетом нескольких факторов. По этиологии гиперкинезы разделяют на первичные (наследственные), вторичные (органические) и криптогенные (возникающие у здоровых детей). По симптоматике – на локальные, распространенные, вокальные, генерализованные. В зависимости от тяжести болезни различают единичные и серийные тики, тикозный статус. В соответствии с Международным классификатором болезней по характеру течения выделяют:

  • Транзиторные тики. Носят характер локальных и распространенных гиперкинезов. Проявляются как подмигивания, лицевые подергивания. Полностью проходят в течение года.
  • Хронические тики. Представлены моторными гиперкинезами. Подразделяются на три подтипа: ремиттирующий – обострения сменяются полным регрессом или локальными единичными тиками при нагрузках; стационарный – стойкие гиперкинезы на протяжении 2-4 лет; прогредиентный – отсутствие ремиссий, формирование тикозных статусов.
  • Синдром Туретта. Другое название – комбинированные вокальные и множественные моторные тики. Заболевание начинается в детском возрасте, выраженность симптомов уменьшается к концу подросткового периода. В легкой форме тики продолжаются у взрослых.

Симптомы тиков у детей

Локальные (фациальные) тики – гиперкинезы, захватывающие одну группу мышц. Среди проявлений в 69% случаев наблюдаются учащенные моргания. Реже встречаются зажмуривания, подергивания плеча, крыльев носа, уголков рта, наклоны головы. Моргания устойчивы, периодически сочетаются с другими лицевыми тиками. В зажмуриваниях преобладает дистонический компонент (тонус). Отличительная черта лицевых тиков – они практически не замечаются детьми, не мешают им в повседневных делах. По тяжести клинической картины локальные тики чаще являются единичными.

При распространенных гиперкинезах патологическим движением охвачено несколько групп мышц: лицевые, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, живота, спины. Обычно тики дебютируют морганием, позже присоединяется заведение взора, подергивания рта, зажмуривания, наклоны и поворачивания головы, подъем плеч. Течение и тяжесть симптомов различны – от единичных транзиторных до хронических с развитием тикозного статуса в обострении. Дети испытывают трудности при выполнении заданий, требующих повышенной концентрации, вызывающих эмоциональное напряжение (тревогу, страх). Возникают проблемы при письме, сборе мелких деталей конструктора, длительном чтении.

Простые вокальные тики часто представляют собой покашливания, шмыганье носом, шумные вдохи и выдохи. Реже наблюдаются повизгивания, насвистывания, проговаривание простых высоких звуков – «а», «у», «ай». В периоды обострения нервных тиков вокальные симптомы могут меняться, что ошибочно расценивается как новый дебют. Пример: ребенок покашливал, в ремиссии вокальных симптомов не наблюдалось, позже появилось шумное дыхание. Сложные вокализмы возникают у 6% пациентов с болезнью Туретта. Представляют непроизвольное произнесение отдельных слов.

Озвучивание ругательств называется копролалией. Беспрерывное повторение целых слов и обрывков – эхолалией. Вокализмы проявляются единичными, серийными и статусными тиками. Усиливаются при утомлении, после эмоциональных и умственных нагрузок, негативно сказываются на социальной адаптации ребенка – произнесение не соответствующих ситуации слов, ругательств ограничивает активность в общении, препятствует установлению новых контактов. В тяжелых случаях пациент неспособен посещать школу, общественные места.

При болезни Туретта клиническая картина определяется возрастом ребенка. Заболевание дебютирует в возрасте от 3 до 7 лет. Первично возникают лицевые тики, подергивания плеч. Гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, отмечаются повороты и запрокидывание головы, разгибание/сгибание кистей, пальцев, тонические сокращения мышц спины, живота, приседания, подпрыгивания. Через 1-2 года присоединяются вокализмы. Редко голосовые тики предшествуют моторным. Пик симптоматики наблюдается с 8 до 11 лет. Развиваются серийные, статусные гиперкинезы. При обострениях дети не могут ходить в школу, нуждаются в помощи, бытовом обслуживании. К 12-15 годам заболевание переходит в резидуальную стадию с локальными и распространенными тиками.

Осложнения

К осложнениям приводят тяжелые формы гиперкинезов – серийные тики, тикозные статусы, хроническое прогредиентное течение. У детей формируются нарушения восприятия, снижение функций произвольного внимания, затрудняется координация движений, выработка двигательных навыков. Развивается школьная неуспеваемость – пациенты с трудом осваивают письмо, плохо воспринимают новый материал, имеют проблемы с запоминанием. Отставание в учебе дополняется социальной дезадаптацией – мышечные подергивания, непроизвольные движения, вокализмы становятся причиной насмешек, отстраненности сверстников.

Диагностика

Диагностика тиков у детей проводится группой специалистов – неврологом, психиатром, психологом. Объем диагностических мероприятий определяется индивидуально при первой врачебной консультации. Полученные данные используются для дифференциальной диагностики, составления прогноза течения болезни, подбора наиболее эффективных способов лечения. Комплексное обследование включает:

  • Опрос, осмотр невролога. Врач уточняет анамнез (осложнения беременности, родов, наследственную отягощенность), расспрашивает о начале заболевания, нарастании, частоте, выраженности симптомов, наличии сопутствующих неврологических патологий. При осмотре оценивает общее состояние, двигательные функции, рефлексы, чувствительность.
  • Беседу с психиатром. Специалист акцентирует внимание на психическом развитии и психологических особенностях ребенка. Определяет связь дебюта гиперкинезов со стрессовой ситуацией, чрезмерными эмоциональными нагрузками, методом воспитания, семейными конфликтами.
  • Психодиагностическое исследование. Психолог проводит исследование эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка, используя проективные методы (рисуночные тесты), опросники, тесты на интеллект, внимание, память, мышление. Результаты позволяют предположить течение заболевания, выявить провоцирующие факторы.
  • Инструментальное исследование. Дополнительно врач-невролог может назначить ЭЭГ, МРТ головного мозга. Итоговые данные необходимы для дифференциального диагноза.

Специалисты дифференцируют тики с дискинезиями, стереотипиями, компульсивными действиями. Отличительные признаки тикозных гиперкинезов: ребенок способен повторить, частично контролировать движения, симптомы редко возникают при произвольном, целенаправленном действии, их выраженность усиливается к вечеру, при усталости, утомлении, эмоциональном напряжении. При увлеченности пациента тики практически полностью исчезают.

Лечение тиков у детей

Терапия гиперкинезов реализуется в рамках комплексного дифференциального подхода. Подбор методов лечения определяется формой заболевания, выраженностью симптомов, возрастом больного. Основные задачи – сократить частоту и выраженность симптомов, улучшить социальную адаптацию ребенка, скорректировать познавательные функции. Используются следующие методы:

  • Соблюдение режима дня. Предусматривает предупреждение голода, усталости, умственного и эмоционального истощения, физическую и интеллектуальную активность, следование графику приема пищи, отхода ко сну и пробуждения. Время просмотра телепередач, компьютерных игр сокращается до минимума.
  • Семейная психотерапия. Причиной тиков может быть хроническая психотравмирующая ситуация, стиль воспитания. Сеансы психотерапии включают анализ внутрисемейных отношений, проработку негативного отношения к тикам. Участников обучают методам, помогающим справиться с тревогой, напряжением, проблемами ребенка.
  • Индивидуальная, групповая психотерапия. Наедине с психотерапевтом пациент рассказывает о переживаниях, страхах, отношении к заболеванию. Методами когнитивно-поведенческой терапии прорабатываются комплексы, осваиваются способы релаксации, саморегуляции, позволяющие частично управлять гиперкинезами. На групповых встречах тренируются навыки общения, разрешения конфликтов.
  • Психокоррекция.Занятия с психологом направлены на развитие отстающих когнитивных функций. Выполняются упражнения на коррекцию пространственного восприятия, внимания, памяти, самоконтроля. В итоге ребенок испытывает меньше трудностей при школьном обучении.
  • Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются неврологом. Подбор средств, продолжительность лечения, дозировка определяются индивидуально. Базовая терапия основана на применении противотревожных лекарств (анксиолитики, антидепрессанты) и медикаментов, уменьшающих выраженность двигательных явлений (антипсихотики). Дополнительно показаны ноотропы, сосудистые препараты, витамины.
  • Физиотерапия. Сеансы оказывают успокаивающее действие, нормализуют процессы возбуждения и торможения в нервной системе, уменьшают симптомы болезни. Используется электросон, гальванизация сегментарных зон, лечебный массаж, электрофорез воротниковой зоны, озокеритовые аппликации на шейно-воротниковую зону, аэрофитотерапия, хвойные ванны.
  • БОС-терапия. Метод биологической обратной связи представлен комплексом процедур, позволяющих пациенту прочувствовать и освоить управление определенной физиологической функцией. При гиперкинезах ребенок через компьютерную программу получает информацию о состоянии мышц, в процессе тренинга осваивает произвольное расслабление и сокращение.

Прогноз и профилактика

Прогноз тиков определяется тяжестью заболевания, возрастом дебюта. Благоприятный исход более вероятен у детей, заболевших в 6-8 лет, при правильном лечении гиперкинезы исчезают за 1 год. Раннее начало с первыми симптомами в 3-6 лет характерно для течения патологии до конца подросткового возраста. Профилактика заключается в организации правильного режима, чередовании отдыха и труда, сокращении времени игр на компьютере, просмотра фильмов, телепередач. Важно предупреждать ситуации стресса, своевременно лечить соматические болезни, не допуская перехода в хроническую форму.

Ребенок постоянно кхыкает горлом

После различных заболеваний дыхательных путей может сложиться такая ситуация, когда ребенок постоянно кхыкает горлом. Делать из этого трагедию не нужно, но к этому симптому нужно отнестись очень внимательно, поскольку такое покашливание может говорить о том, что болезнь все еще развивается.

Такие ситуации, например, часто происходят там, где есть аллергены, где пересушен воздух. Но существуют и другие причины затяжного кхеканья. Что делать в такой ситуации? Для начала — обратиться к участковому педиатру. Этот специалист при необходимости может направить к ларингологу, эндокринологу или аллергологу.

Причины кхеканья

Можно ли считать это явление безобидным? Все зависит от общей картины и дополнительных симптомов. Это не означает, что диагностику можно провести самостоятельно. Для этого и в самом деле придется отправляться к врачу. Но идти к специалисту всегда лучше подготовленным, даже если вы считаете такую подготовку комплексом отличницы.

Итак, бывают следующие ситуации:

навязчивый кашель, который считается остаточным явлением после простудных заболеваний, но может быть вызван и психологическими проблемами у ребенка. Самостоятельно родители вряд ли смогут поставить диагноз, поэтому за уточнением все равно придется обратиться к терапевту;

наличие паразитов. Если точнее, виновниками становятся личинки глистов. Они могут попадать даже в легкие, при этом иногда личинки вместе с мокротой как бы выскакивают из дыхательных путей, но при вздохе могут вернуться обратно, и поэтому избавиться от них очень трудно. Их наличие устанавливают с помощью специального анализа. Лечение назначает врач. Обычно это антипаразитные препараты, подобранные с учетом возраста ребенка;

проблемы с легкими. К сожалению, это очень распространенная проблема. Мокрота, содержащаяся в дыхательных путях, выполняет защитные функции. Если лечение простудного или инфекционного заболевания было подобрано неправильно, если кашель сильно подавлялся, мокрота могла потерять свои свойства, и тогда развивается воспаление легких.

Обычно оно возникает тогда, когда в организме присутствует еще и патогенная микрофлора, вроде стафилококка или стрептококка. Так что кхеканье может быть очень серьезным симптомом, с которым врач отправит на несколько дополнительных обследований. До того, как такой диагноз будет поставлен, антибиотики принимать нельзя, поскольку прием таких препаратов связан с целым букетом побочных действий.

Как ни парадоксально, но покашливание может говорить о проблемах с сердечно-сосудистой системой. Так что придется дополнительно отправиться на прием к кардиологу, если педиатр, ларинголог и гастроэнтеролог не выявят со своей стороны никаких патологий.

Наконец, распространенной причиной покашливания является аллергия. Она часто считается сезонным заболеванием, и действительно, весной, с цветением деревьев и кустарников, количество случаев заболевания увеличивается.

Но аллергия может проявляться в любое время года, даже зимой — на домашнюю пыль, на шерсть питомцев. Кхеканье в случае с аллергией означает, что отекает слизистая, но могут отечь и легкие. Поэтому очень важно вовремя обратиться к аллергологу и выяснить конкретный аллерген. Устранив его, можно вылечить и покашливание.

Кхеканье после простудных заболеваний

Несмотря на все обилие причин, врачи сходятся во мнении, что у маленьких детей кхеканье — это как остаточное явление после ОРЗ. Очень часто лечить нужно не кашель (кхеканье — это такая его форма), а основную его причину.

Так, во время ОРВИ часто у детей возникает насморк, в результате слизь стекает по задней стенке носоглотки, и там она может накапливаться и вызывать такое неприятное явление как воспалительные процессы в околоносовых пазухах. И все это сопровождается кхеканьем и покашливанием.

В таком случае начинать стоит с лечения насморка. Для этого существует множество хороших препаратов. Например, очень хорошо себя зарекомендовал Виброцил, это распространенные капли, которые можно принимать не только взрослым, но и детям (правда, тем, кто старше 1 года). Малышам, которым еще год не исполнился, рекомендуют капать в нос Акавамарис либо аналогичный раствор на основе очищенной морской соли.

Если навязчивый кашель рассматривается как остаточное явление, его лечение должно быть направлено на улучшение состояния горла.

Эффективным «бабушкиным рецептом» считается полоскание горда теплым настоем цветов аптечной ромашки.

Читайте также:  Можно ли Полиоксидоний ребенку в 4 года?

В них в большом количестве содержится салициловая кислота, они богаты витаминами и биологически активными веществами, так что такое средство оказывает сильное антисептическое и противовоспалительное действие и даже может снимать болевые ощущения. Правда, подходит оно только тем детям, которые уже могут сами полоскать горло.

Если ребенок совсем маленький, и полоскать не получится, можно сделать менее концентрированный настой ромашки и давать его пить маленькими глотками. Аналогичное действие оказывает настой мать-и-мачехи. Его также можно давать понемногу пить маленьким детям.

При выборе народных и фитотерапевтических средств помните, что аллергия может развиваться даже на натуральные компоненты.

Кхеканье при нарушении дыхания

Бывает так, что ОРЗ нет и не было, а кхеканье вызвано другими нарушениями дыхания. Например, у активных детей, которые везде прыгают, бегают и, соответственно, падают, из-за травм, часто бывает искривленная носовая перегородка.

При такой ситуации нарушается дыхание, человек начинает дышать через рот, он широко его открывает, бактерии попадают сразу в горло, там развиваются воспалительные процессы слизистой оболочки и начинается покашливание. Также эти симптомы характерны для аденоидной вегетации.

Как таковое лечение в данном случае не назначается. Нужно постараться устранить причину кхеканья. При этом искривление перегородки можно устранить только в клинике хирургическим путем. С аденоидами также поможет справиться специалист.

Но и родители могут помочь малышу. Ребенку нужно давать больше теплого питья. Это необязательно должно быть молоко, можно давать пить обычный черный чай, компот (только из некислых фруктов) или кисель.

Часто рекомендуется пить теплую минеральную щелочную воду, из которой был выпущен газ. Под действием теплого питья лимфатические и кровеносные сосуды, обеспечивающие питание слизистой оболочки, расширяются, происходит приток крови к слизистой. Это помогает ускорить процесс заживления пораженных участков.

При проблемах с дыханием применяются и другие народные средства. Например, если ребенок постоянно дышит ртом и кхыкает горлом, и установлено, что причина в нарушениях дыхания, в нос могут капать прополисное масло. Причем делается это ежедневно, пару раз в день.

Чтобы процедура приносила пользу, закапывать лучше всего в положении лежа, чтобы голова ребенка была немного запрокинута. После того, как капли попадут в нос, нужно еще пару минут полежать в удобной позе — за это время прополисное масло стечет в носоглотку и начнет оказывать антисептическое воздействие.

Похожим эффектом обладает масло зверобоя. Процедура выполняется так же, как и описанное выше закапывание прополисным маслом.

Кстати, прополисное масло редко продается в аптеках в удобной форме выпуска. Но его можно приготовить самостоятельно.

Для этого берется прополис и любое растительное масло (желательно брать качественный очищенный продукт). Соотношение прополиса к маслу 1:4.

Прополис нужно раскрошить, смешать с маслом, переместить эту смесь в металлическую емкость, а затем поставить греться на водяной бане, чтобы не разрушить полезные вещества, содержащиеся в масле или прополисе.

Средство нагревают постепенно в течение 45 минут, а потом нужно, чтобы оно остыло. Когда это произойдет, его можно процедить, а осадок выкинуть. Очень важно правильно подобрать для этих целей правильный прополис. Чем темнее этот продукт, тем меньше в нем содержится воска и тем больше — полезных для лечения нарушений дыхания веществ. Так что выбирать стоит темный прополис.

Зверобойное масло также готовят в домашних условиях из растительного сырья, для чего берут сушеные траву и листья. Их придется долго растирать в ступке до получения однородного порошка, который после заваривания будет готов к употреблению.

Нервный тик и кхеканье

Хотя очень часто покашливание — это признак заболеваний органов дыхания, бывают ситуации, когда оно вызвано неврологическими причинами. Кхеканье — один из самых ярких симптомов так называемых вокальных тиков, возникающих на нервной почве.

Эти тики могут проявляться в высоких и низких тонах. При высоких тонах тики проявляются в основном затяжными гласными звуками. А вот если это вокальные тики низких тонов, то ребенок может постоянно подкашливать, кхекать, прочищать горло, кряхтеть. Отдельные звуки разборчивы, но ясно, что все это не выходит за рамки взвизгиваний и других аналогичных звуков.

Для того, чтобы вылечить ребенка, нужно проанализировать ситуацию и выявить причины вокальных тиков. Нервные тики могут быть обусловлены разными причинами. Но обычно – чрезмерными эмоциональными раздражителями, причем как позитивными, так и негативными.

Много положительных впечатлений — путешествие, множество подарков, даже поход в цирк, будут серьезной нагрузкой на нервную систему и могут привести к тику. Лучше организовать ребенку спокойную жизнь, пусть и не слишком богатую впечатлениями.

Очень часто это наследственность. Во многих случаях результат дискомфортной психологической обстановки в семье. Но иногда это явление возникает даже от неумеренного просмотра телепередач, из-за мерцания экрана, которое влияет на мозговую активность ребенка. Так что на время лечения от телевизора придется вовсе отказаться, а в дальнейшем серьезно его ограничить.

Не стоит акцентировать внимание ребенка на кхеканье. Если оно его беспокоит, скажите ему, что какое-то время придется лечиться, но потом все симптомы уйдут.

Лечение вокальных тиков специалисты рекомендуют проводить амбулаторно. Госпитализация ребенка — это всегда стресс, поэтому в такой ситуации кашель бы только усиливался.

Назначить какие-либо лекарственные препараты может только врач-невролог, который специализируется на работе с детьми. Интересно, что примерно в 40% случаев вокальные тики, а вместе с ними и кхеканье, проходит само собою.

Затяжной кашель как вредная привычка

Как кхеканье может стать привычкой? Все очень просто. Во-первых, после затяжной болезни, и для этого есть психологические причины. Во-вторых, покашливание может перерасти в привычку из-за условий, в которых живут дети — в комнатах с сухим воздухом быстрее высыхает слизистая оболочка. Это приводит к ее постоянному раздражению.

Механизм такого постоянного кхеканья выглядит так: при каждом покашливании происходит сокращение мышц брюшного пресса и межреберных мышц. Из-за этого из легких вырывается довольно сильная струя воздуха. Она направлена вверх, к дыхательным путям. Эта струя сталкивается с препятствием в виде слизистой оболочки и ударяет в нее.

Если это происходит достаточно часто, причем на протяжении длительного промежутка времени, то под действием такой высокой нагрузки на слизистой оболочке могут возникать микротравмы — это небольшие трещинки, царапинки.

Затем появляется отечность, краснота, начинается воспалительный процесс, приводящий к появлению болезненных ощущений. Ребенок в таких случаях чувствует першение в горле, и со временем у него действительно кашель перерастает в привычку.

Можно ли бороться с такой привычкой? Целеустремленные родители могут ее победить. Но действовать нужно очень аккуратно. Если делать ребенку замечания или рассказывать о том, что это плохая привычка, все это малыш будет пропускать мимо ушей. А вот простые лечебные и профилактические меры будут полезны.

Как бороться с сухостью воздуха?

Если привычка подкашливать вызвана сухостью воздуха, то все, что требуется — это просто обеспечить нормальный микроклимат в доме. Воздух должен быть чистым, умеренно влажным (если есть прибор, можно измерить, не менее 50% должна быть влажность воздуха).

Оптимальная температура в помещении должна быть на уровне 18–20 °С.

Если в доме устроена детская, нужно постараться, чтобы в ней был необходимый минимум мягкой мебели и текстиля, в противном случае увлажнить здесь воздух будет очень тяжело. А без перечисленных источников пыли достаточно будет 1 раз в день проводить влажную уборку, чтобы предотвратить эту проблему.

Обратите внимание, при кашле, даже если вы в целом убираете в комнате, важно не количество подметаний и мытья полов, а качество. Многие люди для уборки используют средства, которые содержат хлор или его производные (например, хлорамин или хлорную известь). Хлор может вызывать ожоги на слизистых оболочках, в том числе и у здоровых людей.

Чего нельзя делать?

Как правило, родители больше интересуются, что необходимо сделать, чтобы ребенок перестал кхекать. Однако важно помнить о том, что кашель является естественной реакцией организма на раздражающие факторы, более того, это тот способ, которым организм пытается избавиться от слизи в бронхах, а во время болезни ее количество увеличивается и затрудняет дыхание. Поэтому ни в коем случае без указания врача нельзя давать ребенку препараты, подавляющие кашель (например, Бронхолитин).

Такие лекарства назначают только при коклюше (он, к слову, проявляется совсем другими симптомами) и во время приема таких препаратов состояние здоровья ребенка должен контролировать врач.

Угнетение кашля способствует тому, что слизь застаивается, и в результате могут развиться более серьезные заболевания, вплоть до воспаления легких. Во всех остальных случаях принимаются препараты, делающие мокроту менее густой (если проблема заключается в сильном увеличении количества слизи), либо устраняющие причину кашля (например, аллергию).

Чтобы в помещении воздух не был слишком сухим, нужно постараться обойтись без обогревателей. Любые приборы такого рода высушивают воздух.

Детские тики – диагностика, лечение

Интервью с детским неврологом, к.м.н. Новиковой Еленой Борисовной

Представляем врача

Новикова Елена Борисовна – врач с 30-летним опытом, всю жизнь занимается лечением заболеваний нервной системы у детей, а также научной и преподавательской работой (доцент кафедры детской неврологии РМАПО). В сфере её научных интересов – тики и нейроиммунология (защищена диссертация по этой теме). Имеет более 50 публикаций по специальности. Ведёт приём на русском и английском языках.

услуги

Неврология

Наши специалисты:

Как проявляются тики у ребёнка?

Тики – это непроизвольно возникающие, повторяющиеся, навязчивые движения или звуки, которые могут возникать при волнении ребёнка. Их характерная черта – навязчивое повторение. Иногда они могут частично контролироваться, то есть при определённых обстоятельствах ребёнок может их сдерживать, а при волнении они опять усиливаются.

Виды тиков – подёргивание глаза, моргание, гримасы, навязчивые повороты головы в разные стороны.

Это могут быть движения, повторяющие привычные действия. Например, малыш поправляет воротник или шапку. И сначала их так и воспринимают, как совершенно естественные, соответствующие ситуации. Но с течением времени родители замечают, что эти движения выходят за рамки логически обусловленных действий и носят необычный повторяющийся характер.

Возможны навязчивые движения, которые носят характер ритуалов. То есть ребёнок, лишь совершив их, успокаивается, снова хорошо себя чувствует и может дальше нормально существовать.

А что такое звуковые тики?

Звуковые тики могут проявляться по-разному, например, в форме навязчивого подкашливания. К примеру, ребёнок долго болел вирусной инфекцией, кашлял. И, вроде бы по анализам, по самочувствию он уже выздоровел, а постоянный кашель тик – навязчивое желание прочистить горло, симптом, который закрепился после перенесенной болезни.

Как ещё могут проявляться звуковые тики? Имитировать лай собаки, тянуть какие-то гласные, издавать короткий писк на высокой ноте.

Человек, который издаёт звуковые тики, не может их сдерживать. Их сложнее сдержать, чем двигательные, и лечатся они труднее. Если пациент их не сделает, он испытывает сильное беспокойство, пока не издаст этот звук.

В каком возрасте чаще проявляются детские тики?

Чаще детские тики начинаются в возрасте около 6 лет. Это классический возраст для их дебюта. Но иногда это случается и раньше. В моей практике были случаи начала тиков в 2 года и даже ранее, когда тик развился у 8-месячного ребёнка, у которого в семье тоже были случаи тиков.

Вообще начало учёбы в школе это всегда проблема для ребёнка. Дети сейчас идут в школу с 6 лет, а это период первого гормонального кризиса, который происходит у ребёнка. Дети физиологически не очень устойчивы в этот момент, а на них накладывается дополнительно новая школьная нагрузка. Поэтому многие заболевания, не только тики, манифестируют в 6-7 лет, с началом обучения в школе.

Каковы причины возникновения тиков? Правда, что это реакция на испуг?

Чаще выявляются причины наследственного характера, когда в семье есть тики, у папы или у мамы. На фоне такой повышенной готовности триггером – пусковым механизмом тика – может выступить испуг, стресс. Провоцировать их появление могут трудности в школе, длительные нагрузки, эмоциональное напряжение, которые накапливаются. Например, проблемы в отношениях с воспитательницей или детьми в детском саду – это тоже хронический стресс для малыша. Нередко на фоне имеющейся предрасположенности тики развиваются после перенесенного инфекционного заболевания – ОРВИ. Иногда тик начинается без очевидных причин, как бы на ровном месте. Чаще страдают тиками мальчики.

Точного механизма развития тика пока не установлено. Одна из гипотез – нарушение обмена нейромедиаторов – веществ, передающих информацию от одной нервной клетки к другой. Из-за этого нарушается слаженная работа некоторых подкорковых образований головного мозга, которые отвечают за возникновение насильственных движений.

Что делать родителям, заметившим у ребёнка тики?

Родители, заметив у ребёнка навязчивые движения или звуки, сами обращаются с ним к неврологу. Потому что, хотя тики не угрожают жизни, но они мешают социализации детей, вызывают насмешки. Выраженные тики просто мешают человеку учиться. Он не может сосредоточиться на занятиях, у него всё время происходят какие-то движения.

Как происходит обследование и лечение тика у детей?

Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков, причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.

Но всё же начинать обследование и лечение детей с тиками нужно с консультации детского невролога. Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.

Диагностика.

Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у врача возникнут какие-то вопросы, он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

Лечение.

В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное. Подбор препаратов осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков – это довольно длительный процесс. Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии. Это может быть месяц, может быть три, может быть год.

Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься. Это всё важно для успешности лечения.

Читайте также:  Определение синдрома Дауна на УЗИ

Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.

Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?

Это бывает иногда в лёгких случаях тиков. Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики – пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений. Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно лечить. Если это редкие остаточные единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется.

Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.

Насколько эффективно лечение тиков?

Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения сильных препаратов. Чаще чередуются периоды ремиссии (выздоровления) и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог. Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.

Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!

Обслуживание на двух языках: русский, английский.
Оставьте свой номер телефона, и мы обязательно перезвоним вам.

–>

Нервные тики

Нервные тики – это непроизвольное (неконтролируемое волей) быстрое сокращение лицевых или скелетных мышц. Лечит тики невролог в содружестве с психиатром и психологом.

О заболевании

Медики считают тики разновидностью гиперкинеза. Детские тики возникают не ранее двухлетнего возраста. Мальчики болеют несколько чаще, это расстройство периодически развивается более чем у 20% детей. Опасный возраст – 3 года и промежуток между 7-ю и 11-ю годами.

Максимум расстройств отмечается в начале учебного года, особенно у младших школьников. Это явление получило красноречивое название «тик первого сентября». Медики заметили, что тики усиливаются по вечерам, особенно зимой и осенью.

Классифицируют расстройство по разным признакам: группам мышц, распространенности, длительности, сложности, причине возникновения. На практике используются две классификации: по симптоматике и характеру течения (международный критерий).

По симптоматике выделяют следующие формы:

  • локальная – вовлечена одна группа мышц: моргание, дергание щекой, дрожание губ, поднятие бровей;
  • распространенные – вовлекаются несколько групп: приподнимание плеч, вздрагивание;
  • вокальные – звуки или слова, крик, свист;
  • генерализованные – напоминают целенаправленное движение.

По МКБ-10, учитывая в первую очередь характер течения, выделяют такие формы:

  • преходящие (транзиторные) – вовлечена лицевая мускулатура, длятся не более года;
  • хронические – только двигательные, подразделяются в свою очередь по длительности;
  • синдром Туретта.

Хронические тики бывают разной длительности:

  • ремитирующие – после обострения наступает полное выздоровление либо бывают единичные сокращения при провоцирующих обстоятельствах;
  • стационарные – длятся без улучшения 2 или даже 4 года;
  • прогредиентные – улучшения не бывает никогда, постепенно формируется тикозный статус (сокращения идут сериями, затрудняют самообслуживание, сопровождаются мышечными болями).

Синдром Туретта – это комбинация генерализованных мышечных и вокальных тиков, обусловленный генетическим нарушением нервной системы. Такой синдром встречается редко, но может сохраниться и во взрослом возрасте.

Нервные тики уменьшаются или прекращаются совсем по достижении 18-летнего возраста. Однако чтобы это произошло, их нельзя игнорировать, требуется адекватное лечение.

Симптомы нервного тика

Наиболее частые тики – лицевые (фациальные) в виде моргания. Бывают и другие – подергивания носа, рта, зажмуривание, наклоны головы. Разнообразные сокращения лицевых мышц чаще единичные, дети их не замечают, они не мешают повседневным делам. Если тик затрагивает гортань, то происходит вокализация – произнесение звуков, напоминающих хрюканье или чмоканье.

Кроме единичных, возникают распространенные тики. В них участвуют несколько мышечных групп – лица, плеч, живота и спины. Начинается все с моргания, а затем включаются другие мышцы. Дети заводят глаза вверх, дергают плечами, наклоняют и поворачивают голову. Распространенные тики по тяжести бывают разными: от единичных до хронических, иногда доходящих до статуса. Гиперкинезы мешают детям сосредоточиться, нарушают письмо и чтение, даже игру с мелкими деталями. Утяжеляются тики при страхе, тревоге и других эмоциональных переживаниях.

Двигательные тики могут сочетаться с вокальными. Простые вокальные формы – это шумные выдохи и вдохи, визг, посвистывание или произнесение отдельных звуков или слогов. Сложные вокальные – это непрерывное произнесение отдельных слов или их частей. Такие проявления характерны для синдрома Туретта. Другое название – эхолалия. Копролалией называет непрерывное повторение ругательств. Неконтролируемые звуки нарушают социальную адаптацию ребенка. Сверстники отвергают таких детей, не принимают их в игру. В особо тяжелых случаях дети со сложными вокальными тиками не могут находиться в школьном классе, гулять самостоятельно на улице. Страдает не только школьная успеваемость, но и самооценка ребенка. Дети, страдающие тиками, могут стать объектом насмешек сверстников.

Наиболее сложный период – с 3-х до 15-ти лет. В 3 года тики дебютируют, достигая пика к 7-11 годам. Особенно тяжело приходится детям с генерализованными тиками и синдромом Туретта. После достижения 15-летнего возраста частота и тяжесть тиков постепенно угасает, но симптоматика, сохранившаяся к этому возрасту, может остаться навсегда.

Причины нервного тика

Гиперкинезы и их частное проявление в виде тиков формируется тогда, когда совпадают неблагоприятные внутренние (биологические) и внешние (средовые) факторы. Непосредственные причины следующие:

  • отклонения внутриутробного развития и «вредности» раннего периода – это разнообразные инфекции, пагубные привычки матери, гипоксия, родовая травма;
  • тяжелая наследственность, особенно по отцовской линии (передача патологического гена по аутосомно-доминантному типу);
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • резидуальная (остаточная) неврологическая патология – гиперактивность, задержки развития, различные церебрастенические проявления;
  • часто повторяющиеся заболевания респираторной группы – после них формируются лицевые тики в виде шмыганья носом, назойливого покашливания;
  • разнообразные стрессовые ситуации – домашние скандалы, развод, высокая школьная нагрузка, чрезмерная внешкольная занятость, формирование игровой зависимости.

Последними исследованиями установлено, что наибольшие изменения происходят в таких мозговых структурах, как хвостатое ядро, черная субстанция и бледный шар. У этих подкорковых образований нарушается взаимодействие с корой из-за снижения уровня дофамина. Образующиеся нейронные мостики отличаются слабостью, из-за чего расстраивается произвольная моторика. Исследования в этой области продолжаются.

Диагностика нервного тика

Диагностика проводится группой специалистов. Невролог оценивает анамнестические данные (наследственность, особенности родов и периода новорожденности), двигательную сферу, характеристики безусловных рефлексов, нарушения чувствительности. Невролог определяет наличие ведущего патологического симптомокомплекса. При подозрении на очаговые неврологические нарушения назначаются дополнительные инструментальные методы – МРТ, ЭЭГ и другие.

Психиатр выясняет уровень возрастного развития, связь стрессов или неблагоприятных ситуаций с выраженностью тиков.

Психолог предлагает ребенку различные тесты, исследует высшие нервные функции – мышление, память, внимание, общий уровень интеллекта.

При заключительном осмотре невролог подводит итог обследования. Основным отличием нервного тика от двигательных расстройств органической природы служит то, что при отвлечении внимания (интересная игра, новые захватывающие впечатления) тики исчезают.

Лечение нервного тика

Лечение нервных тиков у ребенка – сложная и кропотливая задача, здесь необходима помощь родителей и других близких взрослых. Врач подбирает индивидуальный план лечения, используя методы из следующего арсенала:

  • медикаменты – назначает невролог, используются противотревожные средства, ноотропы, антидепрессанты, метаболические лекарства;
  • режим дня – необходим баланс учебы и отдыха, сокращение времени за компьютером, подвижные игры, сбалансированное питание;
  • семейная психотерапия – проработка травмирующих ситуаций, восстановление доверия, разбор и разрешение конфликтов;
  • психологические занятия – корректируются слабые стороны: плохое внимание, гиперактивность, прорабатываются типичные затруднительные ситуации;
  • физиотерапия – используются методы, направленные на выравнивание возбуждения и торможения: электросон, электрофорез, массаж, лечебные ванны, микрополяризация (ТКМП);
  • групповая психотерапия – прорабатываются травмирующие ситуации, ребенок обучается реагировать конструктивно;
  • программы биологической обратной связи (БОС-терапия) – обучение расслаблению и напряжению отдельных групп мышц при помощи компьютерного комплекса.

Профилактика нервного тика

Профилактика зависит от индивидуальных особенностей. Ребенок, перенесший внутриутробную гипоксию или часто болеющий в возрасте до года, должен находиться под постоянным наблюдением детского невролога. Залог нормального развития – соблюдение режима дня и сбалансированное питание.

Малыша желательно ограждать от стрессов, особенно от демонстрации размолвок между родителями. Если развод неизбежен, нужно принять все меры для того, чтобы ребенок понял, что папа или мама любят его по-прежнему сильно. С детьми необходимы доверительные отношения, чтобы вовремя помочь в разрешении конфликтов со сверстниками.

Детские врачи и специалисты клиники «СМ-Доктор» готовы прийти на помощь семье в любую минуту и в самой сложной ситуации. Обращайтесь к профессионалам, чтобы сохранить психическое здоровье ребенка!

Кхеканье у ребёнка. нервный тик?

Нервный тик представляет собой навязчивые непроизвольные движения, стереотипные и повторяющиеся периодически. С этой проблемой сталкиваются до 10 % детей, причем мальчики в три раза чаще, чем девочки. Тики обычно дебютируют в возрасте 5-7 лет, при этом дети-подростки часто могут подавить их усилием воли, в то время, как дети младшего возраста на это не способны. Как считают педиатры и невропатологи, более 90 % тиков имеют благоприятный прогноз, иначе говоря, могут полностью уйти при должном лечении. Примерно половина всех тиков проходит самостоятельно даже при отсутствии какого-то конкретной терапии, просто с течением времени. Однако 10 % тиков могут стать хроническими, то есть они практически исчезают после лечения, но могут усиливаться и дополняться другими типами тиков после вновь перенесенной стрессовой ситуации. Обычно тики возникают у детей до 11 лет.

Причины, по которым возникают навязчивые неконтролируемые движения, самые различные, во многих из них специалисты до сих пор не разобрались окончательно. Однозначно можно сказать, что более половины нервных тиков у детей являются психогенными, то есть возникают из-за какой-то психологической травмы, о которой родители могут и не знать, да и сам пациент иногда не сразу вспомнит о событии, потрясшем его нервную систему. Чаще всего такими стрессовыми ситуациями является сильный испуг, развод родителей, скандал дома или неловкая ситуация в школе.

Серьезными провокаторами появления тиков являются компьютер и телевизор, словом, любое длительное напряжение зрительного аппарата, которое может вызвать сбой в его работе. Также установлено, что тики возникают у нервозных или гиперактивных детей, которые часто капризничают, обладают избирательным аппетитом и плохо спят, нередко страдают головными болями. Если врач установил, что причина тика – психологическая травма, это в некоторой степени хорошо, так как такие состояния легче всего поддаются относительно безопасному лечению, да и длятся они не долго – от нескольких недель, до нескольких лет.
Иногда такие тики, как покашливание или шмыганье носом возникают у детей, которые часто страдали от респираторных инфекций. Фактически, эти движения просто вошли в привычку.

Неврогенный тик может возникать в том случае, если ребенок часто повторяет типичные движения человека, который является для него непререкаемым авторитетом, стремясь походить на него.

Однако причины тиков могут быть куда более серьезными, чем стресс, и бороться с ними становится труднее. Нередко тики бывают врожденными состояниями. Чаще они наблюдаются, если женщина забеременела и родила уже после 30 лет, страдала анемией, если имела место родовая травма, или ребенок родился недоношенным. Все это влияет на формирование определенных структур головного мозга, которые отвечают за выработку вещества допамина. Функция допамина заключается в концентрации внимания, снижении излишней двигательной активности. При недостатке этого вещества и возникают нервные тики.

Нервный тик может появляться при черепно-мозговых травмах, после менингита или энцефалита, иначе говоря, в результате органических поражений различных структур головного мозга.
Установлена также наследственная предрасположенность к развитию тиков, проще говоря, они могут передаваться по наследству. Этот факт наглядно иллюстрируется целыми семьями, в которых тиками страдали люди многих поколений. Иногда тики могут сопровождать какие-то другие наследственные заболевания, в частности, синдром Туррета, который характеризуется наличием двигательных тиков и одного вокального.

Тики классифицируют по-разному. Так, в зависимости от того, сколько групп мышц вовлечены в процесс непроизвольного сокращения, выделяют локальные тики, то есть сокращается всего одна группа мышц, например, периодически дергается глаз. Бывают генерализованные – распространенные тики, когда в процессе участвуют сразу несколько групп мышц, то есть к подмигиванию добавляется, например, приседание.

Если еще одна классификация, которая основывается на том, какие именно мышцы сокращаются в процессе тика. Выделяют мимические тики, при этом сокращаются мышцы лица. Это может выглядеть как подмигивание, ухмылка, подергивание уголка рта, зажмуривание, “раздувание” крыльев носа, гримасничанье. Есть так же вокальные тики, при них ребенок покашливает, сопит, произносит различные звуки или даже целые слова. Это связано с сокращением мышц голосового аппарата. Часто вокальные тики воспринимаются окружающими как признак дурного воспитания, на ребенка оказывается дополнительное давление, и ситуация усугубляется. Наконец, выделяют тики конечностей, при этом дети как бы пожимают плечами, делают жест рукой или хлопок, подергивают ногой, приседают, подпрыгивают и т.п.

По своему составу тики делят на простые и сложные. Простые подразумевают элементарные движения, например, подергивание уголком рта, яркий пример сложного вокального тика – произношение какого-либо целого слова.

Диагностика нервных тиков обычно не составляет особого труда. При этом врач первым делом исключает необходимость консультации у других специалистов, например у инфекциониста или травматолога. То есть устанавливается истинная причина: инфекционный процесс (менингит, энцефалит и т.д.), органические поражения нервной системы (травмы мозга, опухоли, нарушение мозгового кровообращения) и другие. Для этого бывает необходимо сдать общий анализ крови и других биологических жидкостей, сделать рентген или томографию. Также исключается вероятность наследственной болезни. Таким образом, психогенная причина возникновения нервного тика устанавливается методом исключения других, более серьезных причин. В таких случаях подключается уже психолог, выясняя, какая стрессовая ситуация была стартом для развития тика.

Лечение этого состояния, конечно, комплексное, и оно требуется тогда, когда тик очень навязчив и мешает нормальной жизнедеятельности ребенка. Изначально устраняется первопричина, если это была травма – то необходимо максимально убрать ее последствия, если инфекционная болезнь – пройти курс антибактериальной терапии, нарушение мозгового кровообращения лечится другими специальными препаратами. Нервные тики, возникшие по причине психологической травмы, помогает вылечить психолог, путем беседы с пациентом, выяснения стрессовой ситуации и обучению как с ней справиться. Иногда необходимо назначение седативных – успокоительных средств, из них применяются новопассит, флуоксетин, фенибут, также используются метоклопрамид и галоперидол.

Тем не менее, лечение тиков, связанных со стрессом, часто бывает успешным и без серьезных лекарств. Важно не подвергать ребенка повторным переживаниям, уделять ему больше внимания. Следите за тем, чтобы малыш отдыхал, ограничьте просмотр телевизора и времяпрепровождение за компьютером. Если проблема ребенка – это такой мимический тик, как подмигивание, проводите с ним гимнастику для глаз, проверьте, качественно ли освещение за его рабочим столом.
Неплохой эффект дает иглоукалывание, точечный массаж, физиотерапия. Эти методы воздействуют на нервную систему благотворно.

Читайте также:  Какие уколы назначают при варикозе

Если ребенок плохо засыпает или часто нервничает, поможет и фитотерапия. Дайте малышу перед сном ромашковый чай, отвар мяты или пустырника с несколькими каплями пчелиного меда – это прекрасные натуральные успокоительные средства. Возможно, плохой сон связан с неудобным спальным местом, страхом темноты или одиночества.

Иногда от нервного тика можно избавиться, создавая некое встречное более сильное раздражение. Необходимо сконцентрировать внимание ребенка на чем-либо другом. В этом хорошо помогают подвижные игры, полное расслабление, головоломки и ребусы. Также можно сознательно подвергать сокращению те мышцы, которые сокращаются непроизвольно. Например, в тот момент, когда у ребенка дергается глаз или рука, попросите его специально зажмуриться или сделать рукой какое-то другое движение. Встречный, более сильный сознательно созданный импульс станет преградой для возникшего произвольно. Однако не зацикливайте внимание ребенка на наличии тика, это может привести к дополнительной невротизации.

– Вернуться в оглавление раздела “Неврология.”

Чем коварен нервный тик у ребенка

​На вопросы мам и пап, обеспокоенных этой проблемой, отвечает наш постоянный эксперт, детский врач-невролог, кандидат медицинских наук Игорь Воронов.

Откуда проблемы?

У моего сына нервный тик: появился, когда он пошел в детский сад. Может, это и стало причиной? А может, проблема – еще глубже? Хотелось бы узнать, почему возникают нервные тики.

– Причины тиков могут быть разными. Иногда и впрямь не понятно, почему вдруг они возникают, а иногда причины выявляются. Например, у ребенка был конъюнктивит со светобоязнью, резью и болями в глазах. Инфекционный процесс закончился, но у крохи сохраняется мигание глазами. Или у малыша был насморк, который прошел, но появилось шмыганье носом или, скажем, навязчивое движение вытирать нос рукой.

Тики могут возникнуть после черепно-мозговой травмы или перенесенной нейроинфекции. Помню одного мальчика 14 лет, у которого было осколочное ранение лица, после которого у него появилось резкое мышечное сокращение мимической мускулатуры.

Тики могут возникать и без внешнего повода. А возможно, и после стрессовой ситуации. Например, у детей со слабой нервной системой. Быть может, это как раз – ваш случай.

Сила воли – ни при чем

Дочь уже полгода подергивает плечом. Чего мы только не делали: и ругались, и корсет на нее специальный надевали. Не помогло. Только хуже стало. Скажите, можно ли остановить тик?

Галина, Владимирская обл.

– Остановить тик так же сложно, как прервать чихание или икоту. Некоторые люди могут сдерживать тики, но это очень сложно. Не случайно тики считаются непроизвольным мышечным сокращением, не зависящим от воли человека. Тем более – от воли ребенка. У него нет такого четкого самоконтроля, как у взрослых. Поэтому я родителям всегда говорю, что таких детей нельзя одергивать, наказывать.

Даже говорить о тике в присутствии страдающего им ребенка не следует. Иначе, думая о своей проблеме, малыш начнет еще больше подергиваться, почесываться и т. д., хотя он этого не хочет и понимает, что это некрасиво. Подобную картину я часто наблюдаю на приеме, когда ко мне приходят мамы с такими детьми. Стоит им заговорить о проблеме, как тики у ребенка усиливаются прямо на глазах.

Бережный подход

У моего сынишки появился нервный тик. Скажите, это как-то лечится?

– Лечение тиков, как и многих других заболеваний, должно быть индивидуальным. Тут многое зависит от конкретной ситуации. Первым делом нужно установить, из-за чего тики возникли, и постараться устранить их причину, убрать психотравмирующие факторы, ухудшающие ситуацию.

Тики имеют сложно прогнозируемое, волнообразное течение. Они могут пройти самостоятельно, но бывает, что один тик пропал и появляется другой, а то и несколько сразу. Если тики у ребенка наблюдаются более одного года, можно говорить о хроническом их характере. Такие нарушения требуют длительного и серьезного лечения.

В некоторых случаях на пользу пойдут занятия с психологом – для повышения самооценки ребенка и вселения ему уверенности в себя.

Иногда у детей с тиками могут наблюдаться гиперактивность, неусидчивость, другие нарушения поведения, которые тоже требуют коррекции.

Запор у новорожденного ребенка: каковы причины и что делать, чтобы помочь малышу

С проблемой запора у ребенка рано или поздно сталкиваются, пожалуй, почти все семьи. Это может случиться и при грудном вскармливании, и при искусственном, через месяц после рождения или через год. Сайты для родителей изобилуют советами, как бороться с запорами у новорожденных. Но все ли интернет-ресурсы действенны и безопасны?

Давайте разберемся, что такое запор, почему он возникает и как помочь малышу.

Как понять, что у грудничка запор

Задержку или затруднения при дефекации называют запором. При этом кал становится тверже, что может вызывать неприятные ощущения в процессе опорожнения. Запор у новорожденного — действительно частая проблема, но важно учитывать индивидуальные особенности. Например, если один малыш пачкает в день шесть подгузников, а другой едва ли пару, то это необязательно нарушение. Частота стула у младенцев меняется в зависимости от возраста и питания.

В среднем у новорожденных опорожнение кишечника бывает четыре и более раз в день. Первый стул после рождения, так называемый меконий, темный и плотный. Он образуется еще внутриутробно. Затем малыш начинает питаться грудным молоком (или смесью), и стул становится более светлым и жидким, может быть похож на гороховый суп или горчицу.

До года здоровый ребенок при кормлении материнским молоком опорожняет кишечник от двух до четырех раз в день, на искусственном вскармливании стул более редкий. Так как грудное молоко, особенно молозиво, обладает легким слабительным эффектом, то у грудничков в первые месяцы частота дефекаций может совпадать с частотой кормлений. Но если ребенок пачкает памперсы реже, это вовсе не означает, что у него запор. Главное — регулярность.

С точки зрения педиатрии признаки запора у ребенка — это отсутствие дефекации на протяжении двух или трех дней сверх обычного, а также затруднения или боль при опорожнении кишечника. Но такие симптомы проще определить у деток постарше, способных сказать, что им больно, и приученных к горшку.

Новорожденный малыш не может объяснить, что его беспокоит, и маме нужно ориентироваться на другие признаки. Как понять, что у ребенка запор:

  • отсутствует стул (или появляется реже, чем обычно);
  • кал более плотный и сухой, могут появляться прожилки крови;
  • ребенок беспокоится, плачет, плохо спит;
  • при испражнении малыш краснеет и тужится;
  • после кормления младенец плачет и прижимает ножки к животу;
  • ребенок проявляет беспокойство при смене подгузника и обработке кожи (если в результате запора возникли трещины ануса).

Почему у ребенка запор: причины нарушения стула у новорожденного

В 95% случаев причины запора у детей относятся к функциональным . То есть проблемы вызваны нарушением питания или психогенными факторами и часто проходят самостоятельно. Обычно функциональные запоры возникают у детей на трех этапах жизни:

  • при введении в рацион прикорма и переходе на твердую пищу;
  • во время приучения к горшку;
  • при серьезных стрессах (поступлении в детский сад или школу).

Для того чтобы кишечник опорожнялся правильно, важны два компонента — консистенция кала и синхронные сокращения кишечной стенки. У новорожденного малыша кишечник только учится правильно выполнять свою работу, потому несинхронные движения, или атония кишечника, встречаются практически у каждого. Чаще всего к этому приводят сбои в нервной регуляции, они могут быть спровоцированы испугом или стрессом.

Густота кала напрямую зависит от питания и пищеварения. Так, с пищей должен поступать необходимый объем клетчатки и воды. Кроме этого, нужно достаточное количество пищеварительных ферментов и кишечных микроорганизмов. У новорожденных на искусственном вскармливании запоры могут быть из-за неверно подобранных или неправильно разведенных смесей. Запор у грудничка встречается реже благодаря слабительным свойствам материнского молока.

С запорами тесно связано и нарушение баланса кишечной флоры. Микрофлора малыша формируется с самого рождения под влиянием питания и взаимодействия с окружающей средой. Полезные микроорганизмы участвуют в переваривании пищи и усвоении питательных веществ, а также помогают развивать иммунитет.

Позднее прикладывание к груди, питание смесями — все это может нарушать естественный механизм формирования микрофлоры. Дисбиоз может возникать после перенесенных инфекций и лечения антибиотиками. Нарушение микробного баланса способно привести к самым разным расстройствам стула, диарее и запорам, но и сами по себе запоры и их лечение могут усугубить дисбиоз.

Иногда запор у младенца может быть вызван каким-либо заболеванием. Такие запоры называются органическими и встречаются у 5% детей. Подобные случаи могут требовать специального лечения или срочной помощи. Вот лишь некоторые вероятные причины:

  • болезнь Гиршпрунга — врожденное нарушение тонуса толстой кишки: стенки кишечника плохо сокращаются и происходит застой каловых масс;
  • другие врожденные пороки развития и анатомические особенности (например, расщелина позвоночника, аномалии мышц брюшной стенки, пороки ануса или долихосигма);
  • нарушение обмена электролитов (повышение кальция или низкий уровень калия) — влияет на передачу нервных импульсов и мышечные сокращения;
  • пищевые аллергии и непереносимости (аллергия к белкам коровьего молока, целиакия);
  • гипотиреоз;
  • отравление токсинами (например, свинцом) или лекарственными препаратами (витамином Д, опиатами).

К сожалению, на начальном этапе бывает трудно различить — функциональный это запор или органический. В помощь маме можно привести список тревожных симптомов. Так, ребенка нужно обязательно показать врачу, если:

  • в течение одного–¬двух дней после рождения не отходит меконий;
  • ребенок слабый, вялый, отсутствует аппетит;
  • у малыша плохая прибавка в весе или, наоборот, потеря веса;
  • в стуле присутствует кровь;
  • у младенца высокая температура, рвота.

Что делать, если у ребенка запор: принимаем срочные меры

Лечение запора зависит от его причин. Органические запоры, равно как и тяжелые функциональные, требуют участия врача, и домашним лечением дело не обойдется. В случае сильного обезвоживания или при отравлениях отсутствие профессиональной помощи может быть опасно, поэтому не затягивайте с обращением в больницу!

Однако если запор протекает в легкой форме, то мама может справиться с ним на дому. Помощь младенцу при запоре можно разделить на три этапа:

  • изменение питания;
  • влияние на нервную систему;
  • применение специальных средств.

Питание

Изменения в питании касаются в первую очередь малышей на искусственном вскармливании и детей постарше. Возможно, молочная смесь не подходит по составу или неправильно, слишком густо, разводится. Есть смысл попробовать гипоаллергенные смеси без лактозы, глютена и белков коровьего молока. Для детей постарше нужно добавить в питание побольше простой жидкости, а также овощных и фруктовых соков без сахара. Прекрасно помогают грушевый, сливовый и яблочный соки с мякотью. Возможно, в рационе ребенка слишком много молока, сыра, яиц или не хватает клетчатки.

Уменьшение стресса

Сильный стресс или нервное напряжение тоже могут спровоцировать запор. Поэтому в такие моменты очень важно, чтобы мама не нервничала и не усугубляла беспокойство ребенка. Во время приступа малыша нужно успокоить, прижать к себе, погладить: тепло и тактильный контакт снижают тревожность. Можно с этой же целью использовать теплую ванну. Для профилактики желательно обеспечить младенцу спокойную и безопасную атмосферу, без резких звуков и криков. Кроме этого, рекомендуется поддерживать в комнате постоянную комфортную температуру, соблюдать режим сна и кормления.

Специальные препараты

Если изменение питания и налаживание режима не помогают, то приходит очередь аптечных средств. Для начала нужно освободить прямую кишку от кала. С этой целью у малышей можно использовать глицериновые свечи. Затем к лечению добавляют средство для размягчения стула, например лактулозу. Назначение таких препаратов и их дозировку нужно согласовывать с лечащим врачом. Цель приема — добиться минимум одного мягкого стула в день. Если необходимый эффект достигнут, то постепенно слабительное средство отменяют.

Профилактика

Помимо лечения запора, важно предотвратить его повторение. В первую очередь необходимо наладить питание малыша и психоэмоциональный режим. Кроме того, стоит поддержать кишечную микрофлору ребенка в период расстройств пищеварения. Для восстановления баланса микробной флоры применяют пробиотики — полезные микроорганизмы, и пребиотики — вещества, которые помогают полезным бактериям расти и размножаться.

Одними из самых распространенных и изученных пробиотиков являются лактобациллы и бифидобактерии, в частности Lactobacillus rhamnosus и Bifidobacterium longum . Их можно обнаружить в материнском молоке. Совместно эти бактерии помогают переваривать пищу, подавляют рост болезнетворных бактерий в кишечнике и укрепляют защитные силы маленького организма. Кроме того, Bifidobacterium longum улучшают кишечную перистальтику, что естественным образом помогает при запоре. Пробиотик можно давать и при запорах, и в восстановительный период.

В заключение нужно сказать, что, если у ребенка начались запоры, от родителей потребуется много терпения. Это касается в первую очередь налаживания питания малыша и психоэмоционального режима. Следующим важным этапом будет приучение ребенка к горшку, и тут важно учесть естественную физиологическую зрелость организма. В среднем нервная и мышечная системы малыша достигают необходимого уровня развития только к 18–24 месяцам, и более раннее конфликтное приучение только усугубит ситуацию. Но если действовать бережно и осторожно, учитывая естественные механизмы развития пищеварительной системы и поддерживая их, то в дальнейшем это поможет избежать множества проблем.

  • 1 Deborah M. Consolini. Запоры у детей [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
    https://www.msdmanuals.com/ru/дома/проблемы-со-здоровьем-у-детей/симптомы-у-младенцев-и-детей/запоры-у-детей. —
    Загл. с экрана.
  • 2 Камалова А.А., Шакирова А.Р. Функциональные запоры у детей раннего возраста:
    диагностика и терапия на практике [Электронный ресурс] / Российский вестник перинатологии и педиатрии.
    — 2016. — № 4. — Режим доступа: https://www.ped-perinatology.ru/jour/article/viewFile/362/391. — Загл. с экрана.

Пармон Анна Сергеевна Ответственный редактор

При­ем про­био­ти­ков и пре­био­ти­ков не от­ме­ня­ет по­каз ма­лы­ша пе­ди­а­тру, осо­бен­но если за­пор про­дол­жа­ет­ся бо­лее трех дней. При этом не­об­хо­ди­мо дер­жать ру­ку на пуль­се, что­бы не про­пус­тить на­сто­ра­жи­ва­ю­щих симп­то­мов: кон­тро­ли­ро­вать тем­пе­ра­ту­ру те­ла ут­ром и ве­че­ром, сле­дить за тем, не по­вы­сил­ся ли рвот­ный реф­лекс. Обыч­но на вре­мя за­по­ра от­ме­ня­ют при­корм, да­ют ре­бен­ку до­ста­точ­ное ко­ли­чест­во жид­кос­ти и пе­ри­о­ди­чес­ки де­ла­ют лег­кий мас­саж жи­во­ти­ка кру­го­вы­ми дви­же­ни­я­ми ла­до­ни по ча­со­вой стрел­ке. Узнай­те у пе­ди­а­тра, как пра­виль­но по­ста­вить сприн­цов­ку или клиз­му: в ка­ком объ­еме, ки­пя­че­ной во­дой или спе­ци­аль­ным средст­вом опре­де­лен­ной тем­пе­ра­ту­ры.

Оцените статью
Добавить комментарий