Комаровский – закаливание детей: с чего начать в домашних условиях, как закаливать

Закаливание

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель – опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные – своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад. Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло – его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным – закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ – повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, “хватит нянчиться, пора закаливать“, искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий – в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название “закаливающие процедуры“, взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название “простудных заболеваний”. К наиболее частым причинам “простуд” относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь “холод-болезнь” совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными – собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз – невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий – провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, – движущийся воздух, именуемый страшным словом “сквозняк”, или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека – неважно взрослый это или ребенок – постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая – факторы естественные (природные) – знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая – факторы цивилизации – место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много – принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с “вредностями цивилизации”. Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие – многократное повышение устойчивости организма, снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении – школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить – дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

Совершенно особый вопрос – посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на “плохую погоду” и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии – мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа – источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было.
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 – перекличка, “равняйся”, “смирно”, “на первый-второй рассчитайся”. Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема “закаливание“! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка – отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов “за”, теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра “Закаливание”. Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица – с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали – начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано – в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С. В принципе, закаливать оказалось очень даже просто – какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, – с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой – очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории – практический способ закаливания – сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги – болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, “закаливающие процедуры” не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы – мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять? Закалять, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению – гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день – влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух – не из окна, а в лесу, цветы – не в вазе, а в поле, воду – в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем – печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: “все свободное время – гулять”. Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать “прохладный душ по утрам”. Надо ведь иметь горячую воду – без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий – болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос “что делать?”.
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант – относительно пассивный – коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим – подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант – активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут – комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого – максимум 30 минут. Дома – водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий – собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему – не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания – родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней – если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа – заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната – в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель – опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные – своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад. Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло – его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным – закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ – повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, “хватит нянчиться, пора закаливать“, искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий – в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название “закаливающие процедуры“, взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название “простудных заболеваний”. К наиболее частым причинам “простуд” относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь “холод-болезнь” совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными – собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз – невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий – провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, – движущийся воздух, именуемый страшным словом “сквозняк”, или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека – неважно взрослый это или ребенок – постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая – факторы естественные (природные) – знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая – факторы цивилизации – место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много – принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с “вредностями цивилизации”. Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие – многократное повышение устойчивости организма, снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении – школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить – дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

Читайте также:  Вагинизм народный рецепт настоя семян кубышки или кувшинки

Что это такое

Закаливание детей — это комплекс мер по воздействию на детский организм разных природных факторов, таких как солнечный свет, вода, воздух и так далее. Часто в его основе лежит контраст (понижение и повышение температуры окружающей среды по отношению к температуре тела ребенка, повышение и повышение атмосферного давления. Цель — привести организм в «боевую готовность», адаптировать его к возможным внешним стрессам, тем самым повышая его способность противостоять негативному воздействию.

Врачи давно доказали, что систематическое закаливание улучшает состав клеток, все органы и системы начинают действовать слаженнее и лучше. Улучшаются сон и аппетит, нормализуется кровообращение, процессы метаболизма, адаптационные механизмы совершенствуются быстрее, нервная система укрепляется. Такой способ профилактики был известен еще врачевателям Древней Греции и Рима.

Способов закаливания медицина знает множество. Самые простые и доступные в домашних условиях — обтирание и обливание, контрастный душ, солнечные ванны, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе. Относительно длительное пребывание в ледяной воде (так называемое моржевание) детям не рекомендуется, им лучше подойдет контрастное чередование теплой и прохладной воды.

Закаливать ребенка можно как целиком, так и практиковать местные процедуры — закаливание горла, например (для этого есть всем известный и вкусный способ — мороженое). Важно, чтобы терапия была постоянной, ведь после долгого перерыва эффект от закаливания сводится к минимуму, а затем и вообще теряется.


Закаливать ребенка можно как целиком, так и практиковать местные процедуры — закаливание горла, например (для этого есть всем известный и вкусный способ — мороженое). Важно, чтобы терапия была постоянной, ведь после долгого перерыва эффект от закаливания сводится к минимуму, а затем и вообще теряется.

Читайте также:  Можно ли долго принимать Омепразол? Как долго можно принимать отруби

Воздушные ванны

Самый простой способ закаливания малышей первого месяца жизни – воздушные ванны во время пеленания. Это не займет много времени, ребенка оставляют раздетым на пеленальном столике на несколько минут.

Когда малышу исполнится полгода, продолжительность процедуры увеличивается до 15 минут, а к достижению годовалого возраста – до 30 минут. Хорошие результаты приносят воздушные ванны в летнее время на улице. Для этого нужно поместить коляску с малышом в тени деревьев.


Перед началом закаливания стоит проконсультироваться с врачом. Если у закалявшегося ребенка нарушено самочувствие, повышена температура или проведена вакцинация, закаливание стоит пропустить.

Как закаливать детей возрасте от 3 лет и старше

Дети в возрасте 3 лет можно начать обливать себя холодной водой на улице. Процедуру лучше всего выполнять без фанатизма, чтобы избежать вреда для здоровья. Регулярные посещения бассейна помогут начинающим. Чтобы увеличить сопротивление младенцев, родители могут использовать контрастный душ.

Комаровский рекомендует соблюдать осторожность при резких перепадах температуры во время процедуры.

Лучше выполнять эту функцию в игровой форме, чтобы ребенок не боялся воздействия холодной воды. Не перекармливайте ребенка перед обливанием. Терапевтические процедуры не стоит прерывать, ведь после длительного перерыва эффект уменьшается.

Закаливание влияет на физическое развитие детей. У детей улучшается мышечная и костная ткань и повышается устойчивость к инфекционным заболеваниям. Вам необходимо равномерно увеличивать время для получения положительных результатов. Процедура закаливания начинается с обливания теплой водой ножек ребенка. Необходимо естественным образом укрепить защитные силы организма.

Раннее проветривание помещений позволяет предотвратить простуду у детей. Температура в детской не должна превышать 20 градусов. Свежая детская создает соответствующие критерии для развития ребенка.

Огромное количество пыли оседает на игрушках, с которыми ребенок играет. Вредные мелкие организмы могут легко попасть на слизистую оболочку ребенка. Предки должны организовать непрерывную очистку, чтобы патогенные бактерии не накапливались в воздухе.

Мать часто очень кутаем детей во время прогулок. Огромное количество одежды мешает контролировать температуру тела, и ребенок начинает потеть. Это увеличивает риск простуды.

Если ваш ребенок недавно перенес простуду, вы должны отказаться от процедуры закаливания в воде. Начинают закаливание с кратковременных воздушных ванн, не забывайте проветривать комнату, и следите, чтобы ребенок не был слишком сильно укутан.

Воздушные ванны, прогулки, солнечные ванны

Воздушные ванны особенно полезны грудничкам. Они укрепят иммунитет, улучшат состояние кожи. Если позволяет погода, воздушные ванны можно устраивать на улице, в весенний, осенний, зимний период процедуры можно проводить дома. Ребенка нужно полностью раздеть, оставить полежать голышом 5-7 минут (температура воздуха 22 градуса).

Продолжительность воздушных ванн стоит постепенно увеличивать до 15-20 минут, снижая температуру до 16-14 градусов.

Полезно для иммунитета ребенка пребывание на улицу в солнечную погоду (голову, плечи стоит защитить одеждой). Можно ходить босиком (профилактика плоскостопия).

Не стоит забывать про ежедневные прогулки с ребенком. Эта простая мера способна укрепить иммунитет.


Плавать можно в бассейнах и открытых водоемах (температура воды от 22 градусов).

Доктор Комаровский рассказал, как правильно закаливать ребенка

Все родители знают прописную истину: чтобы ребенок был здоров, необходимо укреплять его иммунитет. К примеру, закаливать. Однако это слово настораживает многих заботливых пап и мам. Их воображение тут же рисует картины: холодная вода, ребенок замерзает, потом у него начинает болеть горло, ангина. Ну уж нет! Не надо.

Доктор Комаровский поясняет:

Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открывания форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.

Раз и навсегда определить некие правила, обязательные для исполнения: гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому выбирать количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день — влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух — не из окна, а в лесу, цветы — не в вазе, а в поле, воду — в реке, а не из водопровода.

Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.

Также известный педиатр пояснил, как закаленные дети переносят простуду и другие вирусные заболевания. Смотрите и слушайте!

Тему закаливания продолжила кандидат медицинских наук, врач-аллерголог Надежда Ильинцева. Доктор рассказала, с чего и как начинать процесс укрепления детского иммунитета:

Налейте в любую удобную емкость воду температурой 37 градусов. «Разом» вылейте воду на ножки крохи и тут же разотрите кожицу махровым полотенцем. Поздравляю, первый сеанс закаливания прошел успешно!

Теперь можно ознакомиться с правилами:

1. Закаливающие процедуры проводят ежедневно, лучше – в одно и то же время.

2. Силу закаливающего фактора наращивают постепенно. В нашем примере температуру воды для обливания понижают на 1 градус раз в 3-5 дней, постепенно доводя ее до 20 градусов.

3. Любой перерыв в закаливающих процедурах очень быстро сводит «на нет» все полученные ранее результаты. Но. При возобновлении процедур адаптация организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (сквознякам, охлаждению и т.п.) пойдет быстрее, чем в первый раз. Если возник вынужденный перерыв, начинаем закаливание с самого начала (тех же температур, площади обливания и т.д).

4. Сочетание закаливания с физическими упражнениями многократно усиливает эффективность процедуры.

5. Ребенок должен испытывать позитивные эмоции от процесса закаливания. Превратите закаливание в игру.

Подводя итог теме детского закаливания, доктор Комаровский отметил три главных его принципа:

Систематичность. Если начали, не ищите повода пропустить.

Постепенность. Интенсивность и продолжительность процедур увеличивайте плавно.

Учет индивидуальных особенностей. Обращайте внимание на возраст, настрой самого ребенка, соответствующие болезни, бытовые факторы.

А как вы закаливаете ребенка?


4. Сочетание закаливания с физическими упражнениями многократно усиливает эффективность процедуры.

Как начинать закаливание новорожденного малыша: правила и способы закаливания

Закаливание новорожденных – эффективный, действенный, проверенный временем способ укрепить здоровье и иммунитет маленького человека. Высокая приспособляемость грудных детей позволяет начать процесс закаливания с первых дней.

Механизмы адаптации у новорожденных очень развиты, проще говоря, младенец рождается закаленным. Создание тепличных условий – постоянной температуры окружающей среды, стерильной пищи, отсутствие движения воздуха – отключает врожденную адаптацию за ненадобностью и через месяц малыш начинает чихать от малейшего сквозняка. Стоит лишь поддержать природные данные младенца, создавая контраст температур и наличие положительного контакта с природой, то есть проводить процедуры закаливания и гулять с ребенком в любую погоду.


Закаливание новорожденных – эффективный, действенный, проверенный временем способ укрепить здоровье и иммунитет маленького человека. Высокая приспособляемость грудных детей позволяет начать процесс закаливания с первых дней.

Основы методики

Чтобы закаливать новорожденного, нет необходимости отводить для этого специальное время. Лучшими помощниками в укреплении иммунитета являются природные условия, а закаливание подразумевает постепенное и контролируемое их изменение. Вполне подойдет для процедуры период выполнения зарядки, дневной сон, вечернее купание ребенка и даже переодевание на прогулку. Закаливание благотворно влияет на:

  • устойчивость к простуде;
  • механизмы адаптации к окружающему миру;
  • систему кровообращения;
  • метаболизм;
  • состояние нервной системы;
  • качество сна;
  • аппетит.

Закаленные новорожденные развиваются куда быстрее своих сверстников, которые растут в тепличных условиях.

Перед началом эксперимента над собственным ребенком нужна консультация специалиста или осмотр педиатра. Категорически запрещено применять методику при:

  • ОРЗ и ОРВИ;
  • сердечных заболеваниях;
  • сниженном гемоглобине;
  • повышенной температуре;
  • эмоциональном и нервном напряжении у новорожденного;
  • различных стадиях истощения;
  • проблемах с ЖКТ;
  • нарушениях сна.

Наличие заболеваний должен исключить только детский врач, а не родители, поскольку вся ответственность лежит на них.


Перед началом эксперимента над собственным ребенком нужна консультация специалиста или осмотр педиатра. Категорически запрещено применять методику при:

Укрепляем здоровье ребенка

Часто повышение сопротивляемости заболеваниям не требует особых финансовых затрат и нагрузок. Эффективно укрепить защитные силы организма можно, пересмотрев многие привычки, поменять образ жизни семьи в целом, например:

  • Сменить или разнообразить рацион питания. Есть выражение, что иммунитет спрятан в кишечнике. Его микрофлору поддерживает на должном уровне употребление в пищу определенной еды: кисломолочных продуктов, содержащих пребиотики, ягод, свежих фруктов, овощей, особенно семейства крестоцветных: капусты, редиса, репы.
  • Усилить физические нагрузки, особенно на природе.

Среди прочего особенно полезно плавание.

  • Пересмотреть период бодрствования и сна: ложиться спать и вставать в соответствии с естественными биоритмами человека.
  • Обеспечить витаминотерапию, особенно в переходные периоды и в моменты пика эпидемий. Можно обогатить меню полезными веществами, добавив в него травяные чаи, мед и продукцию пчеловодства, цитрусовые, сухофрукты. Желательно, чтобы они были на семейном столе ежедневно.
  • Закалять ребенка. Тем, кто сомневается в эффективности способа или просто не знает, с чего начать, как закалять ребенка правильно, можно ознакомиться с различными методиками и научными данными, подтверждающими благотворный результат от процедур.
  • А вот, доктор Комаровский считает, что детей закаливать не надо. Посмотрите и убедитесь сами.



    Среди прочего особенно полезно плавание.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    zakalivanie_detey_v_domashnih_usloviyah.doc40 КБ

    Специальными закаливающими мероприятиями являются: ультрафиолетовое облучение, гимнастические занятия, массаж, воздушные, свето-воздушные, водные процедуры, в том числе плавание, рефлексотерапия, сауна.

    С какого возраста закалять ребенка?

    Начинать закаливание ребенка никогда не рано и никогда не поздно. Но в каждом возрасте есть свои особенности. Если вы решили закалять новорожденного малыша, вам просто нужно создать для него соответствующие условия.

    Основными факторами закаливания для ребенка являются солнце, вода и свежий воздух:

    • Начинать стоит с воздушных ванн. Оставляйте малыша на некоторое время голышом на некоторое время каждый раз, когда меняете подгузник или делаете гимнастику. Это полезно и для иммунитета, и для кожи.
    • Для новорожденного в помещении должна быть оптимальная температура +20-21 градус. Его не стоит купать в горячей воде (оптимально 36-37 С), а также укутывать в сто одежек. Когда ребенок потеет, то появляется больший риск заболеть из-за резкого перепада температур.
    • Следующий этап – обливания. В конце купания поливайте кроху водой чуть прохладнее, нежели он купался. Если ребятенок переносит эту процедуру благоприятно и педиатр дает добро, спустя какое-то время можно попробовать контрастный душ.
    • Контрастный душ. Для этого необходимо подготовить ванночку с комфортной для малыша температурой воды и тазик, в котором вода холоднее. Во время купания переместите ребенка в прохладную воду на несколько секунд и верните в теплую ванну. Повторите. Но не продолжайте процедуру, если кроха реагирует на нее слишком негативно.
    • Регулярные прогулки на улице. Это особенно эффективно в летнее время, когда к воздушным процедурам добавляются умеренные солнечные ванны. Летом гулять с новорожденным можно сразу после выписки из роддома, зимой – через неделю, при условии хорошей погоды.


    Основными факторами закаливания для ребенка являются солнце, вода и свежий воздух:

    «Закаливание детей в домашних условиях»

    «Закаливание детей в домашних условиях»

    Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение, стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми с больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.

    Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического плана, так и материального. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым.

    Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление.

    Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1-2 раз в год.

    Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего Холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма – улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение.

    Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3-10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.

    Основными правилами закаливания являются следующие:

    1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.

    2. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как «огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.

    3. Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду.

    4. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не вызывала никаких отрицательных явлений.

    5. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.

    6. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле – необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.

    7. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4-5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут.

    8. Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3,0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.

    В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному.

    Методы закаливания:

    1. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до +16 С.

    2. Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5-2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7-10 дней до 20-25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня.

    Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания.

    3. Влажное обтирание: проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук – от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения. Температура воды в возрасте 3-4 года +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С; через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22+18 С летом и +25+22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва, начинают с сухих обтираний.

    4. Закаливание ротоглотки: полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день (лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т. д.). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24+25 С.

    5. Ножные ванны: обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.

    6. Общее обливание: начинать с 9-10 месяцев, голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до одного года +36 С, 1-3 года +34 С, старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета.

    7. Душ: после 1,5 лет. Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой и +22 С летом.

    8. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора.

    9. Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.

    Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы.

    Добиться положительных результатов можно только при условии настойчивости и терпения требовательных к себе мам и пап, которые должны стать для своих детей примером здорового образа жизни.

    9. Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.

    Закаливание: опыт надежд и разочарований (обобщено из личного опыта, книг, форумов)

    Обидно, сначала вот такие вот “чудо-доктора” на всю страну издают книги с девизом “закаливать!”, а потом оказывается, что прав все-таки Энштейн – все эти теории относительны, но проверять-то их пришлось на собственном ребенке.

    Плавание в море, водоемах, закрытых и открытых бассейнах

    Плавание — отличный способ закаливания детей в любом возрасте. Оно сочетает в себе закаливающее воздействие прохладной воды на организм и укрепляющие физические нагрузки. Важно только помнить, что чем младше ребенок — тем меньше времени он должен плавать (малыши до года — не более пары минут, а вот ребятишки 4-5 лет уже могут проплавать 8-10 минут). При этом температура воды в открытом водоеме не должна быть ниже 22° С.

    При комфортной погоде во дворе ребенок может весь день носится в одних шортах (только обеспечьте его коже адекватную защиту от солнца, а на голову водрузите что-то вроде панамки!), и при этом его организм однозначно будет становиться сильнее, а иммунитет — крепче. Совсем хорошо, если при этом часть времени малыш будет проводить босиком — это не только станет частью закаливания, но и обеспечит ребенку прекрасную профилактику плоскостопия.

    Последовательность водных процедур при закаливании

    Обтирание, купание, обливание — это виды водного закаливания ребенка.

    Начинают проводить с 3-х месячного возраста обтиранием тела малыша влажной тряпочкой. Первым делом обтираются ручки, ножки, грудка, животик, потом спинка. Тут же вытирайте тело насухо.

    Спустя полтора месяца после обтираний, переходите к обливанию. Это этап более интенсивного закаливания малыша.

    Проводится не зависимо от времени года. Обливание проводят 30 секунд, потом насухо обтирают ребенка.

    Если закаливание прерывается в связи с болезнью ребенка или другой причиной, начинайте после паузы все заново. Потому что выработанные рефлексы защиты организма быстро угасают.

    До 1 года малыша закаливают купанием. Сразу по возвращению из роддома, начинайте купать новорожденного. Температура воды при этом будет 36-38 градусов. Длительность первых купаний 5-7 минут.

    Купать следует кроху ежедневно перед ночным сном. Обтирая после купания насухо, не пропустив не одну складочку. С 2-3 месяцев заканчивайте купание обливанием, водой более прохладной на 1-2 градус.

    По достижению младенцем полугодовалого возраста, купание можно делать через день. При очень плавном снижении (по 1°С в течении пяти дней) температуру воды доводят до 25-27 градусов.

    При недомогании ребенка или болезни любое закаливание следует прекратить! Закаливание ослабленных детей должно проходить осторожно, после консультации с педиатром.

    Летом обливание можете проводить на улице, но чтобы температура воздуха была не менее 20°С. Проводите обливание из душа либо пластиковой бутылки. Не рекомендуется лить воду на головку малыша, только на тело.

    К 3-х летнему возрасту ребенка вода при купании снижается до 20-22°С. К 5 годам — до 18 градусов. Малыш может купаться в водоемах, если он подготовлен обтираниями, обливаниями с полутора лет.

    Дети любят купания в море, озерах, реках. Даже в немного прохладной воде будет полезным, потому что дети совершают в воде активные движения и не замерзают. Но следите за временем купания, не дольше пятнадцати минут минут.

    Купаться дети не должны на голодный желудок, и ранее, чем сорок минут после еды.

    Пусть малыш прополощет горло после употребления пищи кипяченой прохладной водой. Можно добавлять понемногу настои ромашки, шалфея.

    Читайте также:  Длительный насморк у ребенка комаровский
    Добавить комментарий