Закаливание детей в детском саду: советы, рекомендации, доступные методы

Закаливание детей в детском саду:советы, рекомендации, доступные методы.
материал (старшая группа) по теме

Закаливание – это система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды.

Закаливание детей в детском саду: общая методика

Закаливание в детском саду и дома

Самым важным и необходимым в жизни нашего ребенка по праву нужно считать здоровье! К сожалению, с каждым годом иммунная система детского организма все менее и менее устойчива к заболеваниям, в связи, с чем растет уровень заболевших детей. Встает необходимость создания мер для укрепления физических сил организма. Ответ кроиться в закаливание, которым нужно умело вводить весь день ребенка с самого утра до вечера.

«Как проводить закаливание детей дома»

Вырастить здорового ребёнка крепким, сильным, здоровым – это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими путями и средствами многие не знают.

Первое с чем мы сталкиваемся – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Воспитание, в частности физическое, детей в детском саду тесно связано с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи. И родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, заниматься регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни.

Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования личности.

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских.

Одна из них – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не

используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Основные задачи закаливания: укрепление здоровья, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

Рекомендации родителям по закаливанию детей в выходные дни

и во время отпуска.

При организации закаливания необходимо учитывать состояние здоровья детей, их возраст, уровень подготовки родителей.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы (воздух, вода, солнечный свет) при непременном соблюдении следующих условий:

1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.2. Постепенность в увеличении силы воздействия и длительности природного фактора.3. Систематичность закаливания – оно осуществляется круглый год, но виды его и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.4. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Закаливание в повседневной жизни детей

Первым требованием для проведения закаливания в домашних условиях является создание определенных гигиенических условий: систематическое проветривание помещений, стабильная температура, рациональная одежда детей.

Сквозное проветривание, обеспечивающее бактериальную и химическую чистоту воздуха, проводят кратковременно в течение 5-7 минут в отсутствии детей:

1. утром2. перед возвращением с прогулки,3. во время дневного сна,

После сквозного проветривания температура в помещении, как правило, восстанавливается за 20-30 минут.

Температура воздуха в комнатах детей до трех лет должна быть – +21-23 С; трех-четырех лет – +20-22 С; пяти-семи лет – +19-21 С.

Для поддержания температуры воздуха в помещениях используется постоянное одностороннее проветривание. Оно проводится в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми одну – две фрамуги (с одной стороны). Для контроля температурного режима градусники помещают на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.

Прогулка, при правильной ее организации, является одним из важнейших моментов закаливания.

Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать закаливание следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком (с 2-3 до 10-12 минут) и продолжать при более низких температурах (до +22-20 С). Затем нужно приучать детей ходить босиком в помещении, например перед дневным сном ребенок идет до своей кровати по дорожке босиком. Проведение утренней гимнастики для детей 5-7 лет проводится босиком (в зале с паркетным, пластиковым полом или покрытым ковром).

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) лучше проводить на улице.

Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе практически не имеется. Но дети, страдающие хроническими заболеваниями, должны приступать к ним в летнее время, при условии индивидуального подхода в дозировании мышечной нагрузки по назначению врача.

После перенесения заболевания, протекавшего без осложнений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются от 1-2 физкультурных занятий, а ранее не закаливаемые и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, освобождаются на 2-3 занятия. Дети, имеющие хронические заболевания, после обострения основного или перенесения другого заболевания допускаются к занятиям только после разрешения врача.

Использование воды в целях закаливания в повседневной жизни сочетается с формированием у дошкольников навыков личной гигиены. Обязательным требованием для этого является постепенное снижение температуры воды при умывании и мытье ног.

Дети до трех лет моют кисти рук, лицо, шею. Если они при этом забрызгали белье или намочили рукава, надо без промедления сменить мокрую одежду, так как, высыхая на ребенке, она оказывает сильное охлаждающее действие. С возрастом и по мере привыкания увеличивается зона воздействия воды: дети моют руки до локтя, шею, верхнюю часть груди и спины.

Обливание оказывает большой раздражающий эффект. Местное обливание ног проводится из ковша емкостью 0,5 литра при температуре воздуха в помещении не менее +20 С. При обливании смачивают нижнюю половину голени и стопу. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см.). Собственно обливание продолжается 15-20 секунд. После этого следует растирание сухим полотенцем до легкого порозовения кожи.

Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание следует проводить после дневного сна.

Летом целесообразней обливание ног сочетать с мытьем их после прогулки – сначала ноги моют теплой водой с мылом, затем обливают их водой соответствующей температуры.

Для детей 2-3 лет начальная температура воды при обливании +32 С, конечная +18С; для детей 4-7 лет – соответственно +30С и 16С. Таким образом, температура воды снижается через один – два дня на 2С.

В домашних условиях обливание ног с использованием контрастных температур воды можно рекомендовать для детей раннего возраста, когда начало закаливания приходится на холодный период года.

Контрастное обливание может быть щадящим, когда вначале ноги обливают теплой водой (+36С-35С), а затем сразу же прохладной (+24С-25С), после чего вновь следует теплое обливание (+36С-35С). Постепенно температура теплой воды увеличивается до +40С, а холодной снижается до +18С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется детям ослабленным или после болезни. Детям же закаленным и редко болеющим лучше проводить контрастное обливание сначала холодной водой (+24-25С), а затем теплой (+35-36С) и вновь холодной водой с таким же постепенным изменением температур. После обливания проводится сухое растирание.

Общие водные процедуры (обливание, купание) организуются не раньше, чем через 30-40 минут после приема пищи.

Купание в открытых водоемах является наиболее сильно действующей процедурой, так как здесь имеет место одновременное влияние трех факторов (воздуха, большой массы воды и солнечных лучей) на всю поверхность кожных покровов.

Купание в открытом водоеме разрешается детям старше трех лет (не более одного раза в день) при температуре воздуха не менее +25С и воды не менее +23С. Продолжительность купания – от 3 до 5-8 минут.

Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки, особенно в весеннее – летнее время. Начинать следует со свето – воздушных ванн в тени деревьев, затем переходить к местным солнечным ваннам: детям оголяют руки и ноги, на голове при этом всегда должна быть светлая шапочка.

При проведении солнечных ванн дети играют под прямыми лучами солнца 5-6 минут и снова уходят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, а для этого детей раздевают до трусов и маек, а затем до одних трусов. Солнечные ванны начинают с 5 минут и доводят до 10 минут (в течение дня общее время пребывания детей на солнце может составить 40-50 минут).

Для достижения оптимального эффекта закаливания целесообразно применение комбинированных воздействий воды и воздуха.

В летнее время следует широко использовать игры с водой, игры в плескательных бассейнах, ручейках. Температура воды при этом должна быть не ниже +20С. Время воздействия фактора постепенно увеличивается с 30 секунд до 5-10 минут.

Каковы принципы закаливания детей дошкольного возраста?

Для достижения положительного результата от процедур необходимо стараться придерживаться некоторых правил:

* регулярность в проведении процедур. Важно обратить внимание на время, в которое проводится закаливание, и стараться его соблюдать;

* проведение процедур закаливания дошкольниковдолжно быть поэтапным. Важно не совершать резких переходов между степенью нагрузок при закаливании;

* для достижения положительного эффектазакаливание детей дошкольного возраста должно проводиться с чередованием общих и местных процедур;

* в процедурах должны быть задействованы все элементы природы (вода, земля, солнце, снег и так далее);

* процедуры закаливания должны быть комплексными. Например, кроме самого обливания водой или обтирания могут включаться: посещение бани, сауны, прогулки на воздухе и прочее;

* Важно, чтобы закаливание дошкольников проходило в позитивном ключе и вызывало у них только положительные эмоции.

Основные правила правильного закаливания

Каких же правил следует придерживаться при закаливании детей дошкольного возраста?

* Важно, чтобы одежда ребенка соответствовала погодным условиям;

* ребенок должен спать в хорошо проветренной комнате;

* в комнате общая температура должна быть примерно на два градуса ниже дневной;

* после пробуждения дошкольник должен ополаскивать лицо и кисти рук прохладной водой;

* важно проводить с малышом ежедневные прогулки на воздухе;

* в помещении ребенок должен быть одет в легкую одежду.

При возникновении какого-либо заболевания ребенок должен быть полностью восстановлен перед процедурой закаливания.

Существующие противопоказания к закаливанию дошкольников

* различные виды повреждений кожи;

* различные виды инфекций;

* высокая степень возбудимости;

* различные нарушения дыхательной системы;

* нарушения сердечно-сосудистой системы;

* также, если вначале процедур закаливания у ребенка возникло резкое ухудшения состояния, то следует их прекратить.

Следует запомнить, что температура при закаливании должна подбираться строго индивидуально и ориентироваться стоит только на состояние дошкольников. Перечислим основные правила, которых следует придерживаться при закаливании ребенка дошкольного возраста:

* прием воздушной ванны по утрам с ребенком проводится в течение десяти минут при открытой форточке. При этом можно сделать с малышом зарядку;

* ежедневное умывание до пояса стоит начинать проводить теплой водой, постепенно с каждым днем понижая температуру. После умывания растирать тело ребенка не нужно. Такие умывания можно делать утром и вечером;

* ежедневно стоит полоскать нос, горло и рот. При этом можно использовать в качестве полосканий различные травяные отвары;

* на безопасных участках ребенку следует разрешать совершать прогулки босиком по траве или песку;

* закаливание водой стоит начинать с ежедневных обливаний стоп холодной водой;

* летом особенно не стоит забывать и о купании в открытых безопасных водоемах. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться при закаливании. Зимой можно посещать бассейн.

И главное правило — водные процедуры должны обязательно сочетаться с солнечными ваннами.

Купание в открытом водоеме разрешается детям старше трех лет (не более одного раза в день) при температуре воздуха не менее +25С и воды не менее +23С. Продолжительность купания – от 3 до 5-8 минут.

Рекомендации «Закаливание в детском саду»

Светлана Николаевна Титова
Рекомендации «Закаливание в детском саду»

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Воспитание здорового ребенка является главной целью любого дошкольного учреждения. Потому что дошкольное детство– время интенсивного развития ребенка: приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни,которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий. Значит, перед нами, взрослыми,стоит очень важная задача: воспитать физически, нравственно и духовно здорового человека.

Что же кроме чистого свежего воздуха, яркого солнца и воды может быть лучшим средством поддержания сил и здоровья в молодом организме, который только формируется. В этом случае, закаливание один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить свое здоровье и здоровье детей. Закаливание поможет избежать заболеваний, повысить иммунитет.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро приводить работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой. Способность организма быстро приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (тепло, холод и т. д.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.

Читайте также:  Как выровнять цвет лица

В процессе закаливанияв организме ребенка происходят изменения: клетки покровов тела и слизистых, нервные окончания и нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным, и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Система закаливания

В повседневной жизни

• утренняя гимнастика (разные формы, оздоровительный бег, ОРУ, игровая форма);

• облегченная форма одежды;

• ходьба босиком до и после сна,

• сон с доступом воздуха (+19, +17*С)

• контрастные воздушные ванны (перебежки);

• солнечные ванны (в летнее время);

• обширное умывание Специально организованная

• контрастное обливание ног в летний период;

• хождение босиком по массажным дорожкам.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливаниюможно разделить на три группы: 1 – дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных); 2 – дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3 – имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется,а именно:

• если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки;

• если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания;

• повышенная температура у ребенка вечером;

• страх у ребенка перед закаливанием.

Закаливание мы проводим путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды).

Закаливание солнцем

Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма детей является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). В городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный – поэтому для детей принятия солнечных ванн благоприятным остается в утреннее время.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима.

Закаливание воздухом

Наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Воздушные ванны способствуют улучшению обмена веществ, повышают аппетит, нормализуют сон.В зависимости от температуры воздуха различают: теплые – от 20 и выше, прохладные – 16-19 и холодные ванны – 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться – ходить или выполнять упражнения.

Режим дня ДОУ направлен на закаливание организма ребенка.

Прием детей в детский сад ежедневно с мая по сентябрь проводится на улице. Утренняя гимнастика также проводится на улице. В холодное время года – в спортивном зале в облегченной форме при температуре не выше 19°.

Структура проведения закаливающих процедур после сна

Характер действия Метод Методика Противопоказания

Воздух (температурное воздействие на организм) Сон без маек

Воздушные контрастные ванны.

Гимнастика после сна в кроватях.

Учитывать физическое и соматическое состояния ребенка.

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате).

Использование «дорожек здоровья» (ребристая доска, массажные коврики и др.)

Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья Медицинский отвод после болезни.

Температура воздуха в спальне ниже 14оС

Температура воздуха ниже нормы.

Вода (температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему) Полоскание рта кипяченой водой, соляным раствором

Постепенное обучение полосканию рта, начиная с l-й младшей группы.

Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица с последующим растиранием полотенцем.

Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой Медицинский отвод после болезни.

Температура воздуха в спальне ниже 14oС

Температура воздуха ниже нормы.

Хождение босиком относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях, физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком. Следующий этап — хождение босиком по земляному грунту во дворе, в саду, на улице в течение лета. Приступая к процедуре закаливания, необходимо помнить, что горячий песок или асфальт, снег, лед, острые камни, иглы в хвойном лесу и шишки оказывают сильное возбуждающее воздействие, в то время как теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, ковер в помещении успокаивают.

Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли. (Ю. Ф. Змановский).

В своей работе мы сочетали данный вид закаливания с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия. Так,в старшей группе применяются: ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок, на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.

Рекомендации для родителей «Адаптация ребенка 2–3 лет в детском саду» Не редко бывает, что радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом: в речи,.

Рекомендации для родителей «Адаптация в детском саду» Детский сад- это новая ступень в жизни, как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка это первый опыт социализации в обществе, для родителя.

Рекомендации для родителей «Адаптация в детском саду» Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. И для этого.

Консультация для родителей на тему «Закаливание в детском саду» Закаливание – ведущий метод повышения устойчивости организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Основными средствами закаливания.

Мастер-класс «Закаливание детей в детском саду и дома» В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения,.

Рекомендации родителям «Первые дни ребенка в детском саду» Многие родители старательно готовятся к первому посещению детского сада – общаются с более опытными родителями, читают литературу, посещают.

Рекомендации родителям по адаптации ребенка в детском саду Рекомендации родителям по адаптации ребенка в детском саду. Уважаемые родители! Поступление в детский сад – важный и новый период в жизни.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к адаптации в детском саду Рекомендации родителям по подготовке ребенка к адаптации в детском саду. Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер.

Закаливание детей в детском саду Воспитание здорового поколения – важнейшая общегосударственного задача, требующая серьезного и масштабного подхода к ее решению. Закаливание.

Температура воздуха в спальне ниже 14оС

Рекомендации по закаливанию дошкольников в домашних условиях

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 19.03.2019 2019-03-19

Статья просмотрена: 686 раз

Дата публикации: 19.03.2019 2019-03-19

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ: СОВЕТЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ДОСТУПНЫЕ МЕТОДЫ.

5. Продолжительность первой солнечной процедуры для грудничка – 3 минуты, у детей после года – 5 минут. Ежедневно увеличивайте время пребывания ребенка на солнышке до 30-40 минут в день.

Укрепляем здоровье ребенка

Часто повышение сопротивляемости заболеваниям не требует особых финансовых затрат и нагрузок. Эффективно укрепить защитные силы организма можно, пересмотрев многие привычки, поменять образ жизни семьи в целом, например:

  • Сменить или разнообразить рацион питания. Есть выражение, что иммунитет спрятан в кишечнике. Его микрофлору поддерживает на должном уровне употребление в пищу определенной еды: кисломолочных продуктов, содержащих пребиотики, ягод, свежих фруктов, овощей, особенно семейства крестоцветных: капусты, редиса, репы.
  • Усилить физические нагрузки, особенно на природе.

Среди прочего особенно полезно плавание.

  • Пересмотреть период бодрствования и сна: ложиться спать и вставать в соответствии с естественными биоритмами человека.
  • Обеспечить витаминотерапию, особенно в переходные периоды и в моменты пика эпидемий. Можно обогатить меню полезными веществами, добавив в него травяные чаи, мед и продукцию пчеловодства, цитрусовые, сухофрукты. Желательно, чтобы они были на семейном столе ежедневно.
  • Закалять ребенка. Тем, кто сомневается в эффективности способа или просто не знает, с чего начать, как закалять ребенка правильно, можно ознакомиться с различными методиками и научными данными, подтверждающими благотворный результат от процедур.
  • А вот, доктор Комаровский считает, что детей закаливать не надо. Посмотрите и убедитесь сами.



    А вот, доктор Комаровский считает, что детей закаливать не надо. Посмотрите и убедитесь сами.

    Основные правила закаливания ребенка в дошкольном возрасте

    Закаливание я определяю тремя формулировками. Во-первых, это система. Во-вторых, длящийся характер проводимых мер. И, наконец, направленность на выработку способностей организма сопротивляться вредному воздействию окружающей среды.

    В научной литературе мне встречалось много описаний систем и методов. У разных авторов свои взгляды на этот вопрос.

    Однако они все сходятся в одном, чтобы закаливание стало эффективным, необходимо соблюдать несколько правил:

    1. Регулярность. Занятия должны быть ежедневными, проходящими в одно и то же время суток. Почему именно так? Ответ самый простой. Весь наш организм – это единая, слаженная система, и суточные ритмы устойчивы. Им подчинена деятельность многих органов, в детском возрасте легче всего установить эти ритмы.
    2. Поэтапность. Нагрузку необходимо увеличивать постепенно, никаких резких скачков. Медленное продвижение, зато уверенное, помогает достичь лучших результатов.
    3. Интенсивность. Закаливание – это своего рода воздействие на организм непривычных нам условий. То есть температура должна быть выше той, которая постоянна в среде обитания. Здесь хорошо прослеживается цепочка: интенсивнее занятия – ярче реакция организма.
    4. Комбинация методов. Существует два метода – общий и местный. Приведу простой пример. Обливание ног, остальное тело не тронуто. И, наоборот, обливание до пояса не дает эффекта на ноги. Лучший вариант – чередование методов.
    5. Использование всех видов закаливания. Природа полностью помогает нам в принятии солнечных, воздушных ванн, кроме того, можно закаливаться с помощью снега, земли. То есть процесс тесно связан с окружающим миром. Это значит, что для купания можно выбрать реку, а не бассейн, ходить босиком по земле, по снегу, а не по полу дома.
    6. Комплексный подход. Здесь все просто – не надо ограничивать ребенка одним лишь обливанием водой. К этому отличным добавлением будет баня, сон на свежем воздухе, загар под солнцем.
    7. Положительные эмоции. Конечно, родителям приходится проявлять настойчивость. Однако ощущения малыша должны оставаться максимально приятными. В этом вопросе важно учитывать индивидуальные характеристики чада, его здоровье другие моменты. Возможно, закаливание пройдет на ура в форме игры. Поле для фантазии велико, в любом случае подход к ребенку найти можно.
    Читайте также:  Гранатовый сок при беременности: польза и противопоказания

    Соблюдение этих простых правил поможет выработать у ребенка любовь к оздоровлению и здоровому образу жизни, а не привычку, вызванную стереотипным мышлением.

    Родители меня, к сожалению, не закаливали. Наверное, это упущение. Но теперь со своим малышом я решила наверстать упущенное. Посоветовавшись с педиатром, я разработала примерную систему закаливания ребенка трех лет.

    Программа состоит из нескольких постоянно меняющихся ступеней и включает следующие этапы:

    1. Дом. Каждое утро начинается с небольшой зарядки. Лучше ее проводить на свежем воздухе, форма одежды – достаточно легкая, не сковывающая движения. Комплекс включает упражнения на руки, ноги, использую мяч. После зарядки необходимо умыться холодной водой. Далее ребенка переодеваю в легкую одежду, передвигается он по дому босиком. Температура в комнатах – от 22 до 24 градусов.

    2. Улица. Одежда облегченная, которая соответствует погоде. Игры – только самые подвижные.

    3. Дневной сон. Из одежды – маечка и трусики. Сон должен проходить в хорошо проветренном помещении.

    4. Время после сна. Здесь можно проводить различные виды и методы закаливания.

    Например, цепочка действий:

    • Массажная дорожка для стоп.
    • Ходьба по снегу, земле.
    • Обливание.
    • Солнечные ванны.

    Проводятся мероприятия на протяжении 15 минут, в темпе, энергично.

    Главное – хорошее эмоциональное состояние ребенка.

    Такую программу легко реализовать дома, также детские сады и школы занимаются закаливанием организма детей.

    • Регулярное проветривание комнаты и поддержание в ней температуры в 22 градуса

    Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фарутина Л.С.

    В статье « Закаливание в детском саду как средство формирования здорового образа жизни» представлен опыт работы воспитателей детского сада. Сегодня имеется множество различных способов и методов укрепления детского здоровья , в том числе закаливание . Только при систематичности, регулярности, поддержки родителей его применения можно обеспечить определённые успехи, так как процесс закаливания это целый комплекс мероприятий, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга.Автор статьи описывает различные виды закаливания : закаливание воздухом , закаливание водой , закаливание солнцем .

    In the article «Hardening in kindergarten as a means of healthy lifestyle» experience presented kindergarten teachers. Today there are many different ways and methods to strengthen children’s health, including hardening. Only when systematic, regular, parental support of its application can be achieved some success, as the process of hardening – is a set of activities interrelated and complementary to each other. The author describes the various types of hardening: hardening air, water quenching, tempering the sun.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 33 “Клубничка”

    Виды закаливания:
    Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Начинать надо теплой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. Нужно также научить детей ежедневно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет с мылом руки до локтей, затем водой, набранной в пригоршню, последовательно обмывает руки до плеч (поочередно), лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончании мытья ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями (вначале с помощью взрослого) вытирает грудь, лицо, шею и т. д.
    Ножные ванны — очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Летом лучше всего мыть ноги на воздухе, это усиливает закаливающее действие.
    Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно
    Общее обливание — прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°, через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20° для детей младшего дошкольного возраста и до 18° — для 6—7-летних (см. таблицу).
    Прогулки на свежем воздухе отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений. Не забывайте брать с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. п., чтобы малыш двигался, бегал.
    Время прогулок должно быть постоянным и соблюдать его необходимо точно. Лучше всего совершать прогулки между завтраком и обедом. Воздушные ванны проводить лучше через час после еды. Для детей 3-7 лет воздушные ванны в сочетании с движениями начинать весной и летом. Для детей других возрастных групп воздушные ванны летом нужно проводить на улице в теневых местах. При этом можно предложить ребенку какое-то интересное занятие. Кроме того, важно приучить детей спать в местах с постоянным доступом воздуха на улице, веранде или хотя бы при открытом окне или форточке.
    К закаливающим факторам относятся также действие солнечных лучей. Солнце влияет на рост и развитие живых организмов, его считают источником всего живого. Солнечный свет укрепляет деятельность центральной нервной системы, оживляет обмен веществ, повышает сопротивляемость. В солнечном спектре имеются ультрафиолетовые лучи, под влиянием которых в коже образуется витамин Д. Однако к солнечным процедурам нужно относиться очень осторожно, так как после продолжительного пребывания на солнце у детей появляется слабость, раздражительность.
    Результаты закаливания во многом зависят от того, как ребёнок относится к этим процедурам. Важно, чтобы закаливающие процедуры вызывали положительные эмоции у детей.

    Закаливание детей водой, умыванием

    Необходимо показать ребенку, как мыть лицо, шею, руки, верхнюю часть туловища водой, температура которой составляет +27-28˚, постепенно понижая температуру воды до +14-16˚. Следует отметить, что закаливание детей в детском саду умыванием не заменяет обтирание и обливание водой.

    В течение жизни среднестатистический человек вырабатывает ни много ни мало два больших бассейна слюны.

    Солнечные ванны

    Солнце благотворно действует на ребенка. Малыши получают солнечные ванны во время обычных прогулок. Важно не допустить перегрева. Летом голова малыша должна быть защищена, необходимо пить достаточное количество воды, не допускать вредного воздействия солнца. Находиться на солнце можно с 8 до 10 часов утра, после дневного сна с 15 часов.

    За летние месяцы детский организм адаптируется к снижению температур и увеличению длительности процедур. К холодному времени года сопротивляемость детей к вирусным инфекциям значительно повышается.

    Закаливание воздухом: рекомендации и практические советы

    Ребенка, не приученного к условиям улицы, часто сравнивают с тепличным растением. Такой малыш чаще подвергается простудным заболеваниям, становится вялым, апатичным, плохо ест. Полноценное закаливание воздухом обеспечивают регулярные проветривания, прогулки на улице и воздушные ванны. Они способствуют укреплению здоровья, развитию выносливости детей.


    Обливание стоп ребенка проводят с 1,5–2 лет. Сначала воздействуют теплой водой, затем ее температуру снижают ежедневно на 1°С и доводят до +20°С. Длительность процедуры и область воздействия прохладной воды увеличивают постепенно.

    Закаливание детей в детском саду: советы, рекомендации, доступные методы

    Под закаливанием принято понимать воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным факторам среды.

    В процессе закаливания вырабатываются защитные реакции в ответ на климатические изменения. Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Ребёнок становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними, происходит лучшее развитие организма.

    Природными факторами закаливания являются воздух, вода и солнечная радиация. Самое мягкое воздействие на организм оказывают воздушные процедуры. Влияние воздуха на организм зависит и от его физических качеств: температуры, теплопроводности, влажности, давления, скорости движения и т. п. Более сильным является закаливание водой. Принцип постепенности при использовании этого средства должен выдерживаться особенно тщательно. Закаливание солнцем – эффективный способ оздоровления и полноценного роста и развития, но использовать солнечные лучи нужно осторожно и умеренно, так как они оказывают очень сильное воздействие.

    Физиологические механизмы закаливания действуют наиболее эффективно в связи с определёнными, постепенно меняющимися раздражителями. Прекращение закаливающих процедур быстро приводит к утрате защитных свойств организма.

    При организации закаливания необходимо соблюдать следующие требования:

    • систематичность в течение всего года, с учётом сезонных явлений;
    • строгая постепенность увеличения силы раздражителя;
    • последовательность раздражения;
    • учёт состояния здоровья, типологических особенностей ребёнка, домашних условий и условий детского учреждения (индивидуальный подход);
    • учёт эмоционального состояния ребёнка;
    • связь с режимом, с организацией всей деятельности ребёнка.

    При проведении закаливающих процедур в дошкольном учреждении всех детей по состоянию здоровья делят на три группы:

    • 1 – здоровые дети;
    • 2 – дети, с которыми закаливание проводится ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам, другим простудным заболеваниям;
    • 3 – дети, которым закаливающие мероприятия в условиях детского сада противопоказаны:
    • 4 – имеющие острые хронические воспалительные процессы;
    • 5 – с пороком сердца;
    • 6 – страдающие желудочно-кишечными заболеваниями.

    При проведении всех закаливающих процедур воспитатель совместно с медицинскими работниками осуществляет врачебно-педагогический контроль, учёт состояния здоровья, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

    Закаливание – ведущий метод повышения неспецифической сопротивляемости детского организма к целому ряду неблагоприятных факторов. Прекращение его ведёт к быстрому угасанию выработанных рефлексов:

    • у детей 2-3 лет через 10-12 дней,
    • у 7-летнего ребёнка – через 12-15 дней.

    Виды закаливания, применяемые в дошкольных учреждениях

    Воздушное закаливание

    Воздушное – закаливание воздухом.

    Температура воздуха в группах должна быть:

    • до 3-х лет – 22˚С;
    • 3 – 4 года – 21˚С;
    • 5 – 7 лет – 20-18˚С.

    Детей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание доводят до 16˚С и прекращают.

    Воздушные ванны

    С детьми до года принимают воздушные ванны через 30-40 минут после еды, с детьми старше года – через 1-1,5 часа.

    Воздушные ванны сочетают с подвижными играми или гимнастикой. Начинают (одежде – майка, трусы, мягкая обувь) закаливание в одежде и по мере закаливания доводят одежду до трусов, если можно – босиком.

    Начинают принимать воздушные ванны с 1-2 минут, постепенно увеличивают до 15-40 минут. Температура воздуха снижается через 3-4 дня. Для детей до 1,5 лет – доводится до 20˚С, от 2 до 7 лет – 14-15˚С.

    Воздушное закаливание на 2-3 недели предшествует водным закаливающим процедурам.

    Йодо – солевое закаливание

    • 2 таза;
    • 2 одеяла;
    • ребристая доска или резиновый коврик с шипами;
    • дуга для подлезания.

    3% настойка йода, соль.

    Расчёт: на 5 литров воды – 200г. соли, 10г. йода. Температура воды для ослабленных групп детей – 36˚С.

    Температура воздуха в помещении не выше 20

    После пробуждения в постели под контролем воспитателя дети выполняют 3-4 дыхательных упражнения. Затем под дугой ребёнок босиком выполняет подлезание, затем ходьба по ребристой доске или резиновому коврику с шипами. После этого ребёнок выполняет несколько прыжков по смоченному в растворе соли и йода одеялу. Затем проходит по сухому одеялу и вытирает ноги.

    Вначале процедуру выполняют ослабленные дети (температура воды – 36˚С), затем здоровые дети (температура воды – 20˚С). Каждые 5-7 минут одеяла смачивают раствором.

    Контрастное закаливание

    Температура воздуха в помещении:

    3 – 7 лет -18 – 20˚С.

    Температура воды для подгрупп детей:

    • здоровые дети – 38, 18, 38, 18 (заканчивать прохладной водой);
    • часто болеющие дети и дети, вновь поступившие, – 38, 28,38 (заканчивать тёплой водой).
    • 2 двадцатилитровых бака;
    • 2 пол-литровые кружки;
    • стул для ребёнка при обливании;
    • скамейка для растирания ног;
    • одеяло, покрытое простынёй на полу.

    Ребёнок встаёт на колени на стул. Воспитатель двумя кружками одновременно обливает обе стороны в течение 8 секунд тёплой и 4-х секунд прохладной водой.

    Обливание стопы начинают с пятки, захватывая голень на 10-12см.

    • сложить вчетверо полотенце до обливания;
    • стоя поставить ногу на носок на скамейку, начать растирать с пятки постепенно переходя на всю ступню до лёгкого покраснения.

    Контрастное обливание проводится круглый год.

    Интенсивное закаливание

    Интенсивное закаливание – это кратковременное интенсивное воздействие холодом при местных закаливающих мероприятиях

    Перед дневным сном дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 сек и более (в зависимости от желания ребёнка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана, вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простынёй, и ложатся в постель. Дети, не желающие вставать в таз с водой или имеющие противопоказания, не делают этого.

    Температура воды изменяется по сезонам года от 13-18˚С в тёплое время года и до 6-10˚С в холодное время года.

    С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор марганцево-кислого калия (розового цвета).

    Не рекомендуется проводит это закаливание детям, страдающим хроническими заболеваниями почек, дыхательных путей и носоглотки, обладающим повышенной чувствительностью к холоду.

    Метод разработан НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи

    Источник: Дошкольное воспитание 1993, №2.

    Обливание тела

    • бак с водой;
    • лейка;
    • деревянная подставка;
    • полотенца на каждого ребёнка.
    Читайте также:  Водянистые пузырьки (волдыри) на ступнях ног с жидкостью: что это такое, почему появляются?

    Температура воздуха для детей:

    • от 2-х лет – 22˚ – конечная – 20˚;
    • с 2-3 лет – 22˚ – конечная – 20˚;
    • с 4-7 лет – 22˚ – конечная – 19-18˚;
    • до 3-х лет – 35˚ – заканчивают 28-26˚;
    • с 3-4 лет – 35-34 – заканчивают 24˚;
    • с 5-7 лет 34-33 – заканчивают 22˚.

    Ребёнок встаёт на деревянную подставку. Воспитатель держит лейку на 6 – 8см выше ребёнка и льёт воду на плечи, грудь, спину ребёнка (1,5 – 2 литра). Процедура длится с 15 до 35-40 секунд. Заканчивается растиранием тела махровым полотенцем.

    В тетради отмечается температура воздуха и воды.

    Обтирание

    Перед влажным обтиранием проводят 1-2 недели сухое местное и общее обтирание.

    • таз с водой;
    • варежки каждому ребёнку;
    • полотенца каждому ребёнку.

    Воспитатель раздаёт детям влажные варежки.

    Дети левой рукой растирают правую руку (вытянутую вперёд ладонью вниз) от кисти, с захватом верхней части плеча и груди (до живота). Дозировка – 5 раз.

    Затем дети начинают растирать нижнюю часть правой руки от кисти с захватом под мышки и грудной клетки – 5 раз.

    Те же движения повторяют другой рукой.

    Затем растирают грудь от подбородка до конца грудины – 5 раз.

    Круговыми движениями растирают грудь и верхнюю часть живота – 10 раз.

    По команде воспитателя дети встают в круг, передают свою варежку сзади стоящему ребёнку. Растирают друг другу шею (сверху вниз) до середины спины – 5 раз.

    Круговыми движениями растирают спину – 10 раз.

    Берут полотенце и растирают тело до покраснения.

    Температура воды для обтирания:

    • зимой: начальная – 30˚, предельная – 22˚;
    • летом: начальная – 28˚, предельная – 18˚.

    Температура воды снижается на 1 градус через 3 дня.

    в 1% раствор хлорамина замочить на 15 минут, затем прополоскать и высушить. Хранить в мешочке.

    Чесночное полоскание горла

    • профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах в полости рта,
    • профилактика ОРЗ.

    Чесночное полоскание горла применяется как лекарственное средство (известное в народе со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ и ОРВИ.

    Из расчёта 1 зубчик на стакан воды делается раствор. Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Полоскать горло, можно закапать в нос (если необходимо). Использовать раствор в течение 2 часов с начала приготовления. Применять с 1 октября по 1 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

    Источник: Дошкольное воспитание 1996, №11.

    Оформление тетради по закаливанию

    Тетрадь по закаливанию оформляется таким образом:

    • схема закаливание по временам года;
    • полная запись методики закаливания;
    • список детей для общего закаливания;
    • список детей с щадящим закаливанием (ДЧБ, III группа здоровья, стоящие на учёте и т. д.).

    Образец:

    Схема закаливания на сентябрь- ноябрь

    В процессе закаливания вырабатываются защитные реакции в ответ на климатические изменения. Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Ребёнок становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними, происходит лучшее развитие организма.

    “Закаливание в детском саду”

    Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Общепризнано, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний. Оно определяется также гармоничным соответствующим возрасту развитием.

    Очень важным в сохранении и укреплении здоровья детей является закаливание организма. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма, главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора и постепенного повышения его дозировки.

    В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

    Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

    1. Постепенность в увеличении дозировки раздражителей.

    Постепенность заключается, прежде всего, в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

    2. Последовательность применения закаливающих процедур.

    К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей, прежде чем они не привыкли к обтиранию.

    3. Систематичность начатых процедур.

    Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.

    4. Комплексность.

    Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. п.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании.

    5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

    Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, составляется характеристика ребенка.

    6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

    Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм.

    Закаливающие процедуры:

    -бодрящая гимнастика после дневного сна;

    -ходьба по массажной дорожке босиком после дневного сна;

    -водные процедуры – умывание водой, мытье рук до локтя после дневного сна, ножные ванны;

    -полоскание ротовой полости.

    Воздух является наиболее действующим средством закаливания для всех детей в любое время года. Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Здесь должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха – не выше 22, во время сна – не выше 18, но и не ниже 14 градусов. Влажность воздуха должна поддерживаться на уровне 40-60%. При этом пол в помещении должен быть теплым и в присутствии детей – никаких сквозняков! А вот когда они на прогулке или в спортзале – обязательное сквозное проветривание!

    Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе в любое время года. Их продолжительность устанавливается воспитателем зависимо от погодных условий. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18–20 градусов, жизнь детей должна обязательно быть на воздухе: в холодное время года длительность пребывания детей зависит от погоды. Во время прогулок надо следить, чтобы одежда хорошо предохраняла от холода, не мешала при этом их дыханию и движениям.

    Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, содержат невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Эти лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на живой организм. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые отеки, заболевание глаз. Даже при кратковременном действии солнца на кожу у детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение или ожог I степени. Солнечные ванны нужно проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, время пребывания детей 7 лет на солнце, например, 30–40 минут. На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головы, остается открытым, а на глаза надевают очки с темными стеклами. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен сделать через одинаковые промежутки времени 4 оборота. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой или купание в открытом водоеме.

    Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах). Водные процедуры имеют перед воздушными то преимущество, что их можно легко дозировать. Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно снижают на 1 градус через каждые 2–3 дня. Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении сужаются кровеносные сосуды носоглотки. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обливая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3–4 дня, снижается на 1 градус и доводится с 36 градусов до 18–16 градусов для детей 7–8 лет.

    Полоскание ротовой полости. К слову, для этого можно использовать как обычную воду, так и специально приготовленный настой: в 1 стакане кипяченой охлажденной воды следует настоять 1 раздавленный зубок чеснока – в течение часа. Особенно хороша такая водичка в период респираторно-вирусных эпидемий, ею можно также закапывать нос. Еще для старших деток для полоскания можно использовать йодно-солевой раствор (на 1 литр воды 1 столовая ложка соли и 3-4 капли йода) и травяные настои.

    Из относительно безобидных закаляющих процедур, применяемых в детском саду, – растирание мокрым полотенцем и хождение по «дорожке здоровья» (коврик с шипами, накрыт влажной салфеткой, смоченной в 10%-ом солевом растворе), недлительное хождение босиком по полу.

    Оздоровительная пятиминутка после дневного сна.

    Сон закончился – встаем.

    Проснулись, потянулись( дети лежат в кроватях на спине, движения прямыми руками вперед- вверх, согнутыми руками в стороны).

    – Выпрямляются ножки, поплясали немножко (движения стопами вправо-влево, вперед-назад, переступание согнутыми ногами по кровати).

    – На живот перевернемся.

    – Немножко поедем на велосипеде (имитация движений велосипедиста).

    лежать мы больше не желаем.

    Раз, два, три и точно в раз

    На коврик нужно нам попасть

    (дети встают на коврик и передвигаются по нему).

    – Этот коврик не обычный,

    Этот коврик очень важный.

    Он лечебный, он массажный.

    И немного потрусите.

    – Теперь по полу пойдем, на носках, на пятках, на внешней стороны стопы, а потом вприсядку.

    – Мы трусцою пробежим,

    Потанцевать чуть-чуть хотим.

    После легкого кружения фигуру сделаем на удивление.

    Грудную клетку поднимаем-отпускаем,

    За дела принимаемся.

    Составитель: Воспитатель I категории, Власова Ю.В.

    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления
      • Документы
      • Образование
      • Образовательные стандарты
      • Руководство. Педагоги
      • Материально-техническое обеспечение
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места
    • Документы
    • Структура
      • Учредитель
      • Администрация
      • Педагогические работники
    • Онлайн-постановка детей на очередь в ДОУ
    • Обмен ДОУ
    • Родителям будущих первоклассников
    • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
    • Организация образовательного процесса
    • Духовно-нравственное воспитание
    • Гражданско-патриотическое воспитание
      • День Победы
      • С любовью к родному городу
    • Обучение и воспитание детей с ОВЗ
    • Физкультурно-оздоровительная работа
      • Физкультурно-оздоровительная работа
      • “Укрепляем здоровье” (фотографии фрагментов физкультурно-оздоровительной работы)
      • Консультации для родителей
    • Наши группы
      • Группа “Солнышко”
      • Группа “Яркие звездочки”
      • Группа “Ромашка”
      • Группа “Сказка”
      • Группа “Цветочная полянка”
      • Группа “Гнездышко”
      • Группа “Теремок”
      • Группа “Улыбка”
      • Группа “Лучики”
      • Группа “Радуга”
      • Группа “Подсолнушек”
      • Группа “Разноцветные бусинки”
    • Палитра педагогического мастерства
    • Наши успехи
      • Награды
      • Участие в мероприятиях
      • Методические разработки
    • Медицинское сопровождение
    • Организация питания
    • Безопасность
    • Первичная профсоюзная организация
      • Первичная профсоюзная организация
      • Нормативно правовая база
      • Социальное партнерство
      • Охрана труда
      • Профсоюз в новостях
      • Участие в мероприятиях
      • Награды
    • Отчеты учреждения
    • Материально-техническая база
    • Сведения о ходе рассмотрения обращений граждан
    • Контроль и надзор
      • Контроль и надзор в сфере образования
      • Контроль за исполнением требований к качеству муниципальной услуги «Дошкольное образование детей»
    • Антикоррупционная политика
    • Прокуратура Ленинского района г. Иваново разъясняет
    • Вакансии
    • Полезные ссылки
    • Карта сайта

    В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?

    -ходьба по массажной дорожке босиком после дневного сна;

    Эффективные упражнения

    Процедура закаливания в детских садах должна проходить ненавязчиво, чтобы малыш не боялся ее. Нужно проводить различные упражнения. Порекомендуем несколько эффективных:

    • операция «Льдинка» проходит в виде массажа. Делается она перед тихим часом. Снег или кусочки льда кладутся в пакет или тряпочку, затем круговыми движениями проводятся по ступне ребенка. На первых этапах нужно сделать 3 круга, а потом можно постепенно увеличивать до 10. После воздействия льдом, ножка малыша накрывается одеялом, и воспитанник старается уснуть;
    • после сна рекомендовано проводить процедуры, основанные на перепадах температуры. Как только детки проснулись, они должны снять пижамы и остаться в трусиках, майках и переместиться в теплый спортивный зал. Там потребуется выполнить несколько простых упражнения для разогрева мышц. Затем перевести дошкольников в холодный музыкальный зал и предложить им двигаться под музыку. Только после этого, они возвращаются в группу, умываются, растирают полотенцем руки до плеч, одеваются.

    Процедура закаливания в детских садах должна проходить ненавязчиво, чтобы малыш не боялся ее. Нужно проводить различные упражнения. Порекомендуем несколько эффективных:

    Добавить комментарий