Аффективно-респираторные приступы

Профилактика и причины (АРП) аффективно-респираторного приступа у ребенка, советы родителям

1. Почему возникают приступы? 2. Как это выглядит? 3. Механизм развития и клиническая картина 4. Дыхание и эмоции 5. Что делать во время приступа? 6. Простые правила для родителей 7. Как выставляется диагноз?

Это приступы, при которых после воздействия чрезмерного для нервной системы эмоционального или физического раздражителя у ребенка задерживается дыхание, возникает кратковременное апноэ (остановка дыхания), иногда присоединяются судороги и потеря сознания. Такие приступы проходят обычно без последствий, но требуют наблюдения невролога и кардиолога.

Аффективно-респираторные приступы возникают у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет. Иногда они появляются и у ребенка 2-3-летнего возраста. Новорожденные не страдают, до 6 месяцев приступов практически не бывает из-за выраженной незрелости нервной системы, а с возрастом ребенок их «перерастает». Частота приступов – до 5% от численности всех малышей. Такой ребенок требует особого внимания при воспитании, потому что детские приступы эквивалентны истерическим припадкам у взрослых.

Почему возникают приступы?

Ведущие причины – наследственные. Есть дети, возбудимые от рождения, и есть особенности характера родителей, которые невольно провоцируют эти приступы. Родители таких детей тоже переживали в детстве приступы «закатывания». У детей аффективно-респираторные пароксизмы могут возникать в ответ на следующие ситуации и раздражители:

  • игнорирование взрослыми требований ребенка;
  • отсутствие внимания родителей;
  • испуг;
  • возбуждение;
  • усталость;
  • стресс;
  • перегрузка впечатлениями;
  • падения;
  • травмы и ожоги;
  • семейный скандал;
  • общение с неприятным (с точки зрения ребенка) родственником.

Взрослые должны понимать, что ребенок так реагирует неосознанно, а вовсе не намеренно. Это временная и ненормальная физиологическая реакция, которая ребенком не контролируется. В том, что у ребенка возникает такая реакция, «виноваты» особенности его нервной системы, которые изменить уже нельзя. Ребенок таким родился, ранний возраст – начало всех проявлений. Это нужно корректировать педагогическими мерами, чтобы избежать проблем с характером в старшем возрасте.

Как это выглядит?

Аффективно-респираторный синдром педиатры условно делят на 4 типа. Классификация такая:

  • Простой вариант, или задержка дыхания в конце выдоха. Чаще всего развивается после недовольства ребенка или травмы. Дыхание восстанавливается самостоятельно, насыщение крови кислородом не снижается.
  • «Синий» вариант, который чаще всего возникает вслед за болевой реакцией. После плача происходит форсированный выдох, рот открыт, никаких звуков ребенок не издает – «закатился». Видны закатывание глаз и остановка дыхания. Малыш вначале ярко краснеет, потом синеет, затем обмякает, иногда теряет сознание. Некоторые приходят в сознание после восстановления дыхания, а другие сразу засыпают на час или два. Если записать ЭЭГ (энцефалографию) во время приступа, то никаких изменений на ней нет.
  • «Белый» тип, при котором ребенок почти не плачет, а резко бледнеет и сразу теряет сознание. Затем наступает сон, после которого нет никаких последствий. Судорожного очага на ЭЭГ не обнаруживается.
  • Осложненный – начинается как один из предыдущих, но затем присоединяются пароксизмы, похожие на эпилептический приступ, которые могут сопровождаться даже недержанием мочи. Однако последующее обследование никаких изменений не обнаруживает. Такое состояние может представлять опасность для всех тканей из-за выраженного кислородного голодания, или гипоксии головного мозга.

Опасности для жизни такие судороги не представляют, но консультация невролога обязательна для того, чтобы отграничить их от более тяжелых случаев. Дыхание останавливается на время от нескольких секунд до 7 минут, сохранить самообладание при этом родителям очень трудно. Среднее время остановки дыхания – 60 секунд.

Механизм развития и клиническая картина

Выглядят припадки устрашающе, особенно у грудничка. Когда ребенок перестает дышать, поступление кислорода в организм прекращается. Если задержка дыхания длится долго, рефлекторно падает мышечный тонус – малыш «обмякает». Это реакция на острую кислородную недостаточность, которой подвергается головной мозг. В мозгу возникает защитное торможение, работа его перестраивается, чтобы потреблять как можно меньше кислорода. Наступает закатывание глаз, которое сильно пугает родителей.

При продолжающейся задержке дыхания мышцы резко повышают тонус, тело ребенка напрягается, выгибается, могут наступить клонические судороги – ритмичные подергивания туловища и конечностей.

Все это приводит к накоплению в организме углекислого газа – гиперкапнии. От этого рефлекторно прекращается спазм мышц гортани, и малыш делает вдох. Вдох обычно делается при плаче, затем ребенок дышит хорошо и спокойно.

На практике до судорог доходит редко. После апноэ обычно ребенок сразу перестает закатываться, у некоторых дыхание восстанавливается после «обмякания».

Дыхание и эмоции

Приступ не зря называется аффективно-респираторным, сокращенно АРП. Маленький ребенок так выражает свой гнев и недовольство, если что-то делается «не по нему». Это самый настоящий аффект, эмоциональный припадок. Такой ребенок изначально отличается повышенной эмоциональной возбудимостью и капризностью. Если оставить особенности характера без внимания, то в старшем возрасте ребенок дает настоящие истерические реакции, если ему в чем-то отказывают: падает на пол, орет на весь магазин или детский сад, топает ногами и успокаивается только тогда, когда получает желаемое. Причины этого двоякие: с одной стороны, ребенок имеет наследственные особенности нервной системы, с другой – родители не умеют с ним обращаться так, чтобы сгладить все «углы» характера.

Что делать во время приступа?

Прежде всего, не впадать в панику самим. Эмоциональное состояние окружающих взрослых передается малышу, и если растерянность и страх «подогревать», то будет только хуже. Сделайте задержку дыхания сами. Почувствуйте, что с вами и малышом от временной задержки дыхательных движений не произошло ничего страшного. Подуйте на носик малыша, похлопайте его по щекам, пощекочите. Любое такое воздействие поможет ему быстрее прийти в себя и задышать.

При длительном приступе, особенно с судорогами, положите малыша на ровную постель и поверните его голову набок. Так он не захлебнется рвотными массами, если его стошнит. Брызните на него холодной водой, оботрите лицо, осторожно пощекочите.

Если во время приступа родители «рвут на себе волосы», то состояние малыша утяжеляется. После приступа, даже если были судороги, дайте малышу отдохнуть. Не будите его, если он уснул. Важно после приступа сохранять спокойствие, говорить негромко, не шуметь. При нервозной обстановке приступ может повториться.

При любом приступе с судорогами нужно проконсультироваться с неврологом. Только врач сможет отличить АРП от эпилепсии или других неврологических расстройств.

Договоритесь с врачом о консультации, если это случилось впервые. Нужно отграничить болезнь и аффективную реакцию. Если приступ был уже не раз, а болезни нет, нужно подумать о воспитании малыша.

Если с малышом такое случилось впервые, следует вызвать детскую «скорую помощь», особенно в том случае, если возникли судороги. Педиатр оценит тяжесть состояния и решит вопрос, требуется ли госпитализация. Ведь не всегда родители могут в полной мере уследить за малышом, и так могут проявиться последствия черепно-мозговой травмы, отравления или острого заболевания.

Простые правила для родителей

Задача родителей – научить малыша распоряжаться своим гневом и яростью так, чтобы это не мешало жить остальным членам семьи.

Недовольство, гнев и ярость – естественные человеческие эмоции, никто от них не застрахован. Однако для малыша должны быть созданы границы, которые переходить он не вправе. Для этого нужно вот что:

  • Родители и все взрослые, живущие с ребенком, должны быть едины в своих требованиях. Нет ничего пагубнее для ребенка, когда один разрешает, а другой запрещает. Ребенок вырастает отчаянным манипулятором, от которого потом страдают все.
  • Определить в детский коллектив. Там иерархия выстраивается естественным образом, ребенок научается «знать свое место в стае». Если приступы происходят по дороге в сад, нужна консультация детского психолога, который конкретно укажет, что нужно делать.
  • Избегать ситуаций, когда возникновение приступа вероятно. Утренняя спешка, очередь в супермаркете, долгая прогулка на пустой желудок – все это провоцирующие моменты. Нужно так распланировать день, чтобы малыш был сыт, имел достаточный отдых и свободное время.
  • Переключать внимание. Если ребенок расплакался и плач усиливается, нужно постараться отвлечь чем-нибудь – проезжающей машиной, цветком, бабочкой, снегопадом – чем угодно. Нужно не дать эмоциональной реакции «разгореться».
  • Четко обозначить границы. Если ребенок точно знает, что он не получит игрушку (конфету, гаджет) ни от бабушки, ни от тети, если запретили папа или мама, то после самого отчаянного плача он все равно успокоится. Все происходящее нужно проговаривать спокойным тоном. Объяснить, почему плач бесполезен. «Посмотри, никто в магазине не плачет и не кричит. Нельзя – значит нельзя». Чувствительным детям нужно добавить, что мама или папа его очень любят, он хороший, но есть правила, которые не позволено нарушать никому.
  • Называть вещи своими именами и проговаривать последствия капризов. «Ты сердишься, и я это вижу. Но если ты будешь продолжать плакать, то успокаиваться тебе придется одному в своей комнате». С детьми нужно быть честными.

Как выставляется диагноз?

Вначале врач всесторонне обследует ребенка. По необходимости назначаются УЗИ головы (нейросонография) и ЭЭГ, иногда обследование сердца (ЭКГ, УЗИ). Диагноз АРП выставляется только тогда, когда никаких органических расстройств не обнаружено.

Лечение начинается с правильной организации жизни ребенка. Рекомендации простейшие – режим, диета, прогулки, занятия по возрасту. Но без выполнения этих рекомендаций никакое лечение не поможет, потому что размеренный, упорядоченный образ жизни – главное, что нужно ребенку.

Некоторым родителям нужны занятия с семейным психологом, чтобы они научились понимать собственных детей. Медикаментозное лечение требуется редко, и в этом случае чаще всего ограничивается нейропротекторами и ноотропными препаратами, а также витаминами.

Лучшая профилактика – спокойная доброжелательная обстановка в семье без ссор и длительных выяснений отношений.

Аффективно-респираторные приступы у детей

Аффективно-респираторные приступы у детей (проще говоря, приступы задержки дыхания) – это ранние обмороки и истерические приступы. Чтобы было понятней, с чем связана эта болезнь, необходимо знать, что слово «респираторный» связано с дыхательной системой, а слово «аффект» представляет собой почти неконтролируемую бурную эмоцию.

Необходимо знать, что при данном заболевании, ребёнок специально задержал дыхание, но на самом деле в этот момент срабатывает рефлекс во время того, как он плачет и сильно выдыхает воздух из лёгких, практически не оставляя его там. В этот момент он молчит с открытым ртом, из которого не доносится ни звука. Длительность таких моментов с задержкой дыхания не превышает 30-60 секунд, и заканчиваются, когда он переводит дыхание, вновь начиная кричать.

“Бледный” и “синий” АРП

Аффективно-респираторные приступы делятся на два вида – «бледный» и «синий». «Бледный» зачастую проявляется в виде реакции на боль при уколе, ударе, падении. Пульс исчезает, поэтому его невозможно нащупать и посчитать. Такой тип очень схож с обмороками касательно способа развития. Дети с пароксизмами (дыхательными приступами) в дальнейшем могут страдать от обморочных состояний.

Но в большинстве случаев у детей развиты «синие» приступы. Выражаются они гневом или недовольством ребёнка.

Причины

Основными причинами могут стать отказ в выполнении его прихоти, если он не получит желаемого или на него просто не обратить внимание, когда он этого хочет – ребёнок начинает кричать и плакать. Глубокое дыхание время от времени прерывается, останавливаясь на вдохе, чадо становится слегка синюшный. В лучшем случае дыхание продолжится спустя пару секунд и ребёнок вновь будет чувствовать себя нормально. Внешне «синий» приступ похож на спазм мышц гортани, известный как «ларингоспазм». В более неблагоприятном случае проявляется дольше, в результате чего у ребёнка снижается мышечный тонус – в этом случае он словно «тает» на руках матери; либо наоборот – мышцы сильно напрягаются, из-за чего он выгибается дугой. Чаще всего случаются у вспыльчивых, эмоциональных и раздражительных детей. Они проявляются как истерические приступы. Стандартная детская истерика проходит в виде протестующих жестикуляций – бьёт ножками и ручками о пол, кричит, рыдает, показывает недовольство и ярость.

С 3-4 лет чадо с истерическими реакциями или приступами задержки дыхания, отличается от здоровых детей своими истериками или проблемным характером. Но есть способы воспитания таких детей, чтобы предотвратить дальнейшее развитие у них истерического характера по мере их взросления.

Основные принципы воспитания детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключаются в предупреждении этих приступов и воспитании ребёнка сдержанности, контролировании своих эмоций. Естественно, что всплеск эмоций характерен для всех детей и даже взрослых. Взрослые, понятное дело, умеют сдерживать своё недовольство. Дети, к примеру, в возрасте двух лет более открыты в этом плане, так как ещё не воспитаны.

Лечение

Определённого лечения в этом случае нет, тем более что это не смертельно и после 3-4 лет все это уходит. Очень важно для родителей – быть проинформированными, чтобы не пугаться и не наделать из-за этого ребёнку бед.
Существует, конечно, два направления по лечению – медикаментозное и не медикаментозное. Причём второй способ является основным. Семье необходимо проконсультироваться с психологом, который даст ценные рекомендации по воспитанию ребёнка, действиях во время приступа ребёнка и предотвращению его повторного проявления, а также налаживанию в семье взаимопонимания.

Только лишь в том случае, когда родители не могут помочь ребёнку сами, необходимо использование лекарств, основной функцией которых является лечение повышенной возбудимости и невропатии. Лечение для ребёнка должен подбирать только специалист-невролог, и не нужно слушать советы фармацевта в аптеке. Лекарства подбираются индивидуально для каждого ребёнка.

Аффективно-респираторный синдром у детей

Аффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения. Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога. Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.

  • Причины АРС у детей
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы АРС у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение АРС у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение
Читайте также:  Зеленый понос у младенца

Общие сведения

Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли. Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко. Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.

Причины АРС у детей

Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:

  • Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.
  • Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.
  • Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.
  • Внутренние и внешние факторы . Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.

Патогенез

До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани. Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: голосовая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется. Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.

Классификация

Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:

  • Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
  • Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
  • Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
  • Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Симптомы АРС у детей

Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы. Возникает обморок, пульс слабый или не прощупывается.

Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды. Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.

Осложнения

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией, расстройствами памяти, внимания, мыслительной деятельности.

Диагностика

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.

Лечение АРС у детей

Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:

  • Психотерапия.Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
  • Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
  • Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.

Прогноз и профилактика

Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам. Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение. Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики.

Аффективно-респираторный приступ

Аффективно-респираторный приступ – внезапная кратковременная остановка дыхания у ребенка во время плача. Он развивается на фоне аффективного состояния и может сопровождаться потерей сознания, в редких случаях – судорогами. Встречается, по разным данным, у 5–13% детей.

Аффект – это кратковременный внезапный эмоциональный всплеск, характеризующийся взрывным характером и высокой интенсивностью проявлений.

Аффективно-респираторные проявления обычно имеют функциональный характер: структурные нарушения или отклонения в протекании биохимических процессов в тканях центральной нервной и периферической системы у детей, подверженных приступам, отсутствуют.

Впервые состояние было описано в 1737 году: « существует болезнь у детей, происходящая от гнева или печали, когда душа стеснена и насильственно смещается от сердца к диафрагме, вызывая остановку или прекращение дыхания, когда всплеск эмоций прекращается, исчезают и симптомы».

Состояние, как правило, проявляется впервые в промежутке между 6 и 18 месяцами жизни и продолжается до 2-3-летнего (реже – 4-5-летнего) возраста. В редких случаях дебют аффективно-респираторных приступов случается сразу после рождения, или – еще реже – в возрасте старше 3 лет. Частота приступов индивидуальна (от нескольких в день до нескольких в год), максимальна в возрасте от 1 года до 2 лет.

Аффективно-респираторные приступы, как правило, не имеют негативных последствий, кратковременны, не ухудшают состояние здоровья ребенка и не способны повлиять на функционирование органов и систем в перспективе.

Синонимы: аффективно-респираторные припадки, закатывание в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ.

Причины и факторы риска

Единого мнения по поводу причин данного состояния нет, хотя основной является теория психогенного начала аффективно-респираторных приступов.

Существует точка зрения, что приступы обычно наблюдаются у эмоционально-подвижных, раздражительных, предрасположенных к капризам детей и являются некоторым подобием истерических приступов. В ответ на болевое или негативное психоэмоциональное воздействие у ребенка развивается соответствующая симптоматика.

Некоторые авторы отмечают значение проблемы межличностных внутрисемейных взаимоотношений или явлений гиперопеки. Исследования, проведенные в 2008 году, показали, что у детей, склонных к аффективно-респираторным приступам, выше уровень эмоциональности, активности, интенсивности эмоций и отвлекаемости.

Несмотря на явное влияние психологического компонента, большинство специалистов все-таки полагают, что данный феномен имеет место не только у эмоционально сложных детей; немаловажную роль играют следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность (25–30% детей имеют отягощенную наследственность по аффективно-респираторным приступам, когда ими страдал хотя бы один из родителей;
  • кардиоваскулярная патология;
  • дефицит железа, необходимого для метаболизма катехоламинов и адекватного обеспечения передачи нервного импульса;
  • эпилептическая природа состояния.

Эмоциональные факторы, способные спровоцировать приступ:

  • раздражение;
  • недовольство;
  • чувство неудовлетворенности;
  • страх, испуг.

Приступы развиваются чаще, если ребенок переутомлен или перевозбужден, голоден или находится в непривычной обстановке.

Формы заболевания

Выделяют следующие формы приступов:

  • с цианозом («синяя» форма);
  • с бледностью («бледная» форма);
  • смешанная.

Патофизиология «синего» приступа обусловлена внезапным спазмом мышц гортани и дыхательной мускулатуры, что приводит к повышению давления в грудной полости, которое провоцирует уменьшение сердечного выброса и снижение мозгового кровотока с развитием острого преходящего кислородного голодания. В роли пускового механизма предполагают дисбаланс звеньев вегетативной нервной системы.

В развитии «бледного» приступа ведущая роль принадлежит избыточной парасимпатической импульсации, когда под воздействием тормозящих воздействий блуждающего нерва у ребенка урежается частота сердечных сокращений или развивается асистолия (мгновенное – не более 1-2 секунд – прекращение деятельности сердца), что и вызывает приступ. Короткая асистолия встречается у 61–78 % детей с «бледной» формой аффективно-респираторных приступов.

Симптомы

Эпизод «синего» аффективно-респираторного припадка начинается обычно с неудержимого плача на протяжении нескольких секунд (не более 10-15), после чего наступает внезапная остановка дыхания на выдохе, для которой характерны следующие признаки:

  • рот открыт, вдох не происходит;
  • прекращается плач;
  • стремительно нарастает цианоз;
  • в течение нескольких секунд (до нескольких минут, как правило, не более 0,5-1 минуты) отсутствует дыхание (развивается апноэ).

Частота приступов индивидуальна (от нескольких в день до нескольких в год), максимальна в возрасте от 1 года до 2 лет.

Если апноэ длится более 1 минуты, возможны утрата сознания, «обмякание», сменяющиеся напряжением мышц туловища, его вытягивание или выгибание. Если доступ кислорода не восстанавливается, наступает фаза клонических судорог (подергивание конечностей и туловища ребенка).

Длительная задержка дыхания и, как следствие, поступления кислорода провоцирует гиперкапнию (избыточное накопление в крови углекислого газа), которая вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани: ребенок делает вдох и начинает дышать, приходит в сознание.

После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами обычно наступает глубокий сон на 1-2 часа.

Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, дети не делают этого специально; рефлекс возникает, когда плачущий ребенок с силой во время плача выдыхает воздух из легких.

«Бледные» приступы чаще провоцируются страхом, внезапным болевым раздражителем (инъекцией, ударом головой, падением и т. п.) или сочетанием этих факторов. Ребенок может заплакать, но чаще просто затихает, теряет сознание и резко бледнеет. Характерны слабость и проливной пот, пульс в течение нескольких секунд не прощупывается. При наиболее тяжелых эпизодах возможны клонические сокращения мышц конечностей и непроизвольное мочеиспускание.

Диагностика

Диагностика аффективно-респираторных приступов не вызывает затруднений, если подтверждена связь с предшествующим травмирующим воздействием и имеются подобные эпизоды остановки дыхания в анамнезе.

Аффективно-респираторный приступ, как правило, проявляется впервые в промежутке между 6 и 18 месяцами жизни и продолжается до 2-3-летнего (реже – 4-5-летнего) возраста.

Для уточнения диагноза иногда рекомендуются дополнительные исследования:

  • ЭКГ (регистрируются эпизоды асистолии);
  • ЭЭГ (выявляется замедление или уменьшение амплитуды импульсов).

Лечение

Специального медикаментозного лечения аффективно-респираторных приступов не требуется. Это объясняется несколькими причинами:

  • в подавляющем большинстве случаев аффективно-респираторные приступы купируются самостоятельно при достижении ребенком определенного возраста или при смене окружения (детского сада, подготовительных курсов в начальной школе и т. п.);
  • на настоящий момент препараты, обладающие доказанной эффективностью в части профилактики приступов, отсутствуют;
  • данное состояние не является патологическим.

Существует несколько способов, которые помогают прервать приступ и рефлекторно восстановить дыхание: резко подуть на ребенка, брызнуть в лицо водой, осторожно похлопать по щеке.

Неспецифическое лечение, направленное на улучшение метаболизма в тканях головного мозга, нормализации баланса процессов возбуждения и торможения, таково:

  • ноотропные препараты;
  • седатики растительного происхождения;
  • нейротропные витамины (группа В);
  • физиотерапевтические процедуры.

Возможные осложнения и последствия

Аффективно-респираторные приступы, как правило, не имеют негативных последствий, кратковременны, не ухудшают состояние здоровья ребенка и не способны повлиять на функционирование органов и систем в перспективе.

Затянувшийся приступ с длительной остановкой дыхания в течение нескольких минут при наличии тяжелых сопутствующих патологий способен привести к прекращению сердечной деятельности, коме.

В литературе описано всего несколько летальных исходов, которые были обусловлены аспирацией.

Прогноз

Специального медикаментозного лечения аффективно-респираторных приступов не требуется.

Профилактика

Основным профилактическим направлением является психотерапевтическое воздействие (формирование и поддержание у ребенка продуктивной позиции по отношению к окружению, адекватного восприятия своего места в семейной иерархии и правильных реакций на те или иные внешние воздействия).

Психологические приемы, которые позволят предотвратить развитие приступов, состоят в следующем:

  • предупреждать ситуации длительного ожидания или пребывания в пути, спешки, когда ребенок голоден, хочет спать или испытывает чувство физического дискомфорта (с учетом того, что провокаторами аффективно-респираторных припадков являются голод, переутомление, чувство раздражения);
  • проговаривать с ребенком травмирующие ситуации, предоставлять ему возможность высказать желания;
  • заблаговременно четко обозначать правила поведения, принятые в том или ином месте;
  • переключать внимание ребенка с негативных эмоций на положительные впечатления.
Читайте также:  Декамевит - инструкция и цена

Видео с YouTube по теме статьи:

Образование: высшее, 2004 г. (ГОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет»), специальность «Лечебное дело», квалификация «Врач». 2008-2012 гг. – аспирант кафедры клинической фармакологии ГБОУ ВПО «КГМУ», кандидат медицинских наук (2013 г., специальность «фармакология, клиническая фармакология»). 2014-2015 гг. – профессиональная переподготовка, специальность «Менеджмент в образовании», ФГБОУ ВПО «КГУ».

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Согласно исследованиям ВОЗ ежедневный получасовой разговор по мобильному телефону увеличивает вероятность развития опухоли мозга на 40%.

Во время работы наш мозг затрачивает количество энергии, равное лампочке мощностью в 10 Ватт. Так что образ лампочки над головой в момент возникновения интересной мысли не так уж далек от истины.

На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?

Во время чихания наш организм полностью прекращает работать. Даже сердце останавливается.

Печень – это самый тяжелый орган в нашем теле. Ее средний вес составляет 1,5 кг.

Препарат от кашля «Терпинкод» является одним из лидеров продаж, совсем не из-за своих лечебных свойств.

Кариес – это самое распространенное инфекционное заболевание в мире, соперничать с которым не может даже грипп.

В нашем кишечнике рождаются, живут и умирают миллионы бактерий. Их можно увидеть только при сильном увеличении, но, если бы они собрались вместе, то поместились бы в обычной кофейной чашке.

Вес человеческого мозга составляет около 2% от всей массы тела, однако потребляет он около 20% кислорода, поступающего в кровь. Этот факт делает человеческий мозг чрезвычайно восприимчивым к повреждениям, вызванным нехваткой кислорода.

Самая высокая температура тела была зафиксирована у Уилли Джонса (США), который поступил в больницу с температурой 46,5°C.

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.

По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.

Самое редкое заболевание – болезнь Куру. Болеют ей только представители племени фор в Новой Гвинее. Больной умирает от смеха. Считается, что причиной возникновения болезни является поедание человеческого мозга.

Согласно исследованиям, женщины, выпивающие несколько стаканов пива или вина в неделю, имеют повышенный риск заболеть раком груди.

Задача точного установления отцовства — это такая же древняя проблема, как и поиски смысла жизни. Во все времена мужчин интересовало, своих ли они растят детей.

Аффективно-респираторные приступы у детей

  • Что это такое?
  • Причины возникновения
  • Разновидности пароксизмов
  • Что происходит?
  • Симптомы и признаки
  • Опасно ли это?
  • Что делать?

Трудно сохранить родительское самообладание, когда плачущий ребенок начинает падать на пол и биться в судорогах, забывая дышать. Такое явление носит название аффективно-респираторного приступа, и задача родителей – знать, как правильно реагировать в таких ситуациях и что делать.

Что это такое?

В медицине аффективно-респираторные приступы (АРП) имеют несколько названий: их называют приступами задержки дыхания, а также аффективно-респираторным синдромом. По сути это периодические апноэ, которые могут сопровождаться потерей сознания и судорожными проявлениями.

Название состоит из двух частей, в каждой из которых большой смысл происходящего. «Аффективный» – неконтролируемая эмоция, а «респираторный» – дыхательный. На фоне сильной эмоции нарушается дыхание, ребенок «забывает», как делать вдохи и выдохи во время сильного плача, обиды, боли, боязни.

По данным Всемирной организации здравоохранения, такие приступы время от времени случаются как минимум у 5% населения планеты, как у взрослых, так и у детей, но в детском возрасте АРП случаются значительно чаще.

При этом исследования показали, что в большей мере таким приступам подвержены дети в возрасте от полугода до полутора лет, а после достижения ребенком пятилетнего возраста таких приступов практически не случается. У грудничков до полугода и новорожденных такие приступы возможны, но это считается редким явлением.

И мальчики, и девочки подвержены АРП с одинаковой частотой, но медики обратили внимание, что у маленьких мальчиков аффективно-респираторные приступы прекращаются обычно раньше, чем у девочек: в 3 года у мальчуганов и в 4-5 лет у девочек.

Причины возникновения

Все дети более эмоциональны, нежели взрослые. Это факт. Естественно, сила эмоций у малышей всегда более выражена, и злость, и разочарование, и обида, и сильный страх проявляются сильнее. Однако далеко не все малыши страдают по этой причине от аффективно-респираторных приступов с судорогами и задержкой дыхания. Медики и ученые долго пытались найти причины, которые провоцируют приступ в ходе переживания сильной эмоции, и пришли к выводу, что триггером может выступать что-то из данного списка.

  • Особенности нервной системы – неуравновешенные, очень впечатлительные, чувствительные, эмоционально неустойчивые дети легче впадают в состояние аффекта.
  • Наследственность – у четверти маленьких пациентов с АРП выявлены родственники, которые страдали или страдают такими же приступами. При этом дети наследуют, вероятнее всего, не саму склонность к приступам задержки дыхания, а все-таки указанный в предыдущем пункте тип высшей нервной деятельности и особенности нервной системы.
  • Воспитательные ошибки – приступы изначально формируются как реакция ребенка на неверное отношение родителей к его поведению и эмоциям, постепенно пароксизмы становятся нормой поведения для конкретного малыша. Обычно АРП отмечается у детей, которым слишком многое позволяется, которые возведены родителями на семейный «трон» в качестве самого главного члена семьи.
  • Эндогенные и экзогенные факторы – сюда ученые относят физическую боль, усталость, накопившийся эмоциональный стресс, напряжение, голод.

В большинстве случаев установить точную причину аффективно-респираторных приступов у ребенка не удается, поскольку она может носить смешанный характер (при влиянии одновременно нескольких возможных причин).

Разновидности пароксизмов

Для простоты классификации все аффективно-респираторные приступы принято разделять на два вида – «синие приступы» и «бледные приступы» (по типу цвета кожных покровов в момент пароксизма). Но в медицине есть и более детальная классификация, которая описывает целых четыре типа АРП.

  1. Простой – приступ сопровождается задержкой дыхания в самом конце выдоха. Кровообращение не изменяется, дыхание восстанавливается самостоятельно.
  2. Синий – обычно связан с такими эмоциями, как гнев, злоба, боль. Во время плача или истерики ребенок делает быстрый и сильный выдох, мышцы ослабевают, может произойти потеря сознания, возникает цианоз – посинение кожных покровов. После возвращения в сознание ребенок хочет спать и может проспать пару часов. Электроэнцефалограмма не изменена, все в норме.
  3. Бледный – пароксизм сопровождается потерей сознания и бледнеет, но сам эпизод плача почти не имеет места быть либо плач у малыша незначительный. Электроэнцефалограмма также находится в пределах нормы, патологических изменений не регистрируется.
  4. Осложненный – протекает либо по «бледному», либо по «синему» сценарию, но в тяжелой форме, напоминает эпилептический припадок. Электроэнцефалограмма патологична в момент приступа, но вне пароксизма по большей части остается нормальной.

Что происходит?

Поскольку маленькие дети еще не умеют оценивать и воспринимать собственные эмоции, не умеют с ними справляться, контролировать их проявления, развиваются очень яркие аффективные реакции. Сильная эмоция порождает судорожное сокращение мышц в зоне гортани.

То, что происходит дальше, напоминает ларингоспазм – малыш дополнительно пугается нового ощущения невозможности сделать привычный вдох из-за сужения голосовой щели, новый испуг способствует еще более плотному смыканию.

Одновременно могут развиваться судороги, они непроизвольные и тоже связаны с мышечным эмоциональным напряжением. Длится приступ не более минуты, чаще всего от 15 до 25 секунд, потом мышцы начинают расслабляться, ребенок начинает нормально дышать.

Симптомы и признаки

Каждому аффективно-респираторному пароксизму в обязательном порядке предшествует некая сильная эмоция. Просто так, находясь в привычном и спокойном состоянии, ребенок в приступ не впадает. Каждый приступ развивается в точном соответствии с порядком смены этапов, один приступ точно похож на предыдущий.

Пытаясь справиться с эмоцией, малыш начинает неровно дышать, плакать, а потом внезапно замолкает, замирает и на некоторые время остается в таком состоянии, рот обычно открыт. Родители могут услышать хрипы, щелчки. Малыш не может контролировать задержку дыхания и прервать ее по собственной воле. Апноэ воле ребенка не подчиняется.

При простом приступе дыхание восстанавливается примерно через 15 секунд. Малыш выглядит нормально, других проявлений у него нет. При других формах АРП малыш может упасть, потерять сознание, у него становится бледной или синеватой кожа, слизистые оболочки. Во время приступа пульс почти не прощупывается или он очень слаб.

Родители должны знать, что приступы, основанные на обиде, злости, разочаровании более характерны для малышей в возрасте от 1,5 до 2 лет. У таких деток обычно приступы протекают по «синему» или «бледному» типу, сопровождаются либо чрезмерным напряжением мускулатуры тела, либо чрезмерным ее расслаблением.

Тело может выгибаться дугой (доктор Комаровский называет это «истерическим мостиком»), если мышцы сильно напряжены, либо безвольно обмякает, подобно тряпичной кукле, если они расслаблены. Судороги, если они есть, чаще всего проявляются в виде непроизвольных подергиваний, например, конечностями.

Восстановление всегда начинается с нормализации дыхания. Потом кожные покровы и слизистые оболочки приобретают нормальный цвет, в порядок приходит мускулатура. Восстановление после обычного приступа быстрое, ребенок может сразу попросить еды или начать играть. Чем дольше длится приступ, тем больше времени нужно для полного восстановления. При осложненном приступе на выходе ребенок еще некоторое время продолжает тихонечко плакать, ныть, и с этим он обычно засыпает на пару часов.

Опасно ли это?

В медицине аффективно-респираторные пароксизмы опасными не считаются. Обычно дети их «перерастают» и с возрастом АРП проходят и без лечения. Существуют и данные, что косвенно такие приступы могут повлиять на риск развития у ребенка эпилепсии, но прямой связи ученым пока установить не удалось. Единственная статистика, которая говорит в пользу этого утверждения, гласит, что у детей-эпилептиков приступы АРП в прошлом были в 5 раз чаще, чем у остальных детей. Эта статистика ни в коем случае не позволяет утверждать обратного, что дети с АРП начинают страдать эпилепсией.

Конечно, в момент пароксизма головной мозг ребенка на протяжении 10-60 секунд испытывает кислородное голодание ввиду отсутствия дыхания. Это может негативно сказываться на состоянии центральной нервной системы, в частности, у ребенка могут возникать проблемы с вниманием, памятью, мыслительными процессами, обучением, но такие последствия становятся вероятными только в том случае, если приступы задержки дыхания (АРП) случаются с завидной частотой.

Что делать?

В первую очередь родители должны показать ребенка врачу. Это важно для того, чтобы отличить обычные аффективно-респираторные приступы от той же эпилепсии, ведь проявления могут быть очень похожими. К каким специалистам обратиться, догадаться несложно – к неврологу и детскому психиатру.

Этим специалистам родители должны будут подробным образом рассказать, как протекают приступы, как часто они повторяются, какими причинами, по мнению мамы или папы, вызываются. Невролог осматривает ребенка на предмет сохранности рефлексов, чувствительности, координации движений.

Что не перепутать АРП с эпилепсией, рекомендуется проведение электроэнцефалографии. Обычно при аффективно-респираторном синдроме повышенной электрической активности мозга не выявляется. Ребенку делают ЭКГ.

В первую очередь рекомендуется консультация детского психолога или психотерапевта, причем не только для малыша, но и для всей его семьи. Индивидуальная психокоррекционная работа поможет сделать более гармоничными отношения в семье, а также научит ребенка выражать свои сильные эмоции словами.

Ребенку могут быть назначены препараты – ноотропы, растительные успокоительные средства, а также необходимые аминокислоты, например, глицин, витамины. Если приступы осложненные и протекают с сильными судорогами, врач может порекомендовать транквилизаторы, но не для систематического приема, а исключительно с целью купировать пароксизм.

Избежать повторных приступов поможет изменение образа жизни ребенка. Следует придерживаться такого режима, при котором малыш не будет сильно уставать, его день должен быть наполнен физической активностью, питание должно быть полноценным.

А вот игры за компьютерами, как и просмотр телевизора не рекомендованы, их следует максимально ограничить 1-2 часами в сутки.

Известный педиатр доктор Комаровский утверждает, что родители вполне могут предупредить приступы, вовремя замечая их начальные симптомы. Пока спазм не начался, родители могут отвлечь чадо, переключить его внимание на что-то другое.

Запрещать ребенку испытывать сильные эмоции бесполезно, – считают врачи и подтверждают отзывы мам. Поэтому требовать, чтобы чадо перестало орать, реветь, бояться или злиться – дело бессмысленное. А вот вовремя обратить внимание ребенка на что-то вокруг или попросить его что-то принести – вполне возможно.

Подробнее о том, как действовать, если у ребенка аффективно-респираторный приступ, рассказывает доктор Комаровский в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Аффективно-респираторные приступы

, MD, Golisano Children’s Hospital at Strong, University of Rochester School of Medicine and Dentistry

Аффективно-респираторные приступы обычно вызваны физически болезненными или эмоционально негативными событиями.

Типичные симптомы включают бледность, остановку дыхания, потерю сознания и судорожные припадки.

Несмотря на драматизм симптомов, приступы не представляют опасности.

Истерики, которые часто являются частью аффективно-респираторных приступов, можно предотвратить, отвлекая ребенка и избегая ситуаций, которые вызывают приступы.

Аффективно-респираторные приступы случаются у 5% здоровых детей. Они обычно начинаются в первый год жизни, и их пик приходится на возраст 2 лет. У 50% детей они проходят к 4 годам, а к 8 годам — примерно у 83% детей. У незначительной части таких детей приступы могут продолжаться и во взрослом возрасте. Существует две формы аффективно-респираторных приступов:

И цианотическая, и бледная формы являются непроизвольными — это означает, что дети не задерживают дыхание намеренно и не контролируют приступы. Аффективно-респираторные приступы легко отличить от редко встречающихся непродолжительных случаев умышленной задержки дыхания у некоторых детей. Дети, которые преднамеренно задерживают дыхание, не теряют сознание и возобновляют нормальное дыхание после того, как получают то, чего они хотели, или после того, как почувствуют дискомфорт, если не получают то, чего они хотели.

Читайте также:  Месячные со слизью: стоит ли бить тревогу?

Цианотическая форма аффективно-респираторного приступа, которая встречается чаще всего, подсознательно инициируется детьми младшего возраста часто вместе с детской истерикой или в ответ на ругань или другие неприятные события. Пик эпизодов приходится примерно на 2 года и редко встречается после 5 лет.

Как правило, ребенок вскрикивает (не обязательно осознавая, что он делает), выдыхает, а затем дыхание останавливается. Вскоре после этого кожа начинает синеть («цианотический» значит «синий», «синюшный»), и ребенок теряет сознание. Может произойти кратковременный судорожный припадок. Через несколько секунд дыхание возобновляется, возвращается нормальный цвет кожи, и ребенок приходит в сознание. Эпизод можно прервать, поместив холодную тряпку на лицо ребенка, как только приступ начинается. Несмотря на угрожающий характер эпизода, дети не испытывают каких-либо опасных или длительных воздействий. Родители должны пытаться не допускать усиления возникающего поведения. В то же время родители не должны избегать установления надлежащих рамок для детей из-за страха вызвать приступы. Лучшие способы профилактики и лечения этих приступов — это отвлечение внимания ребенка и предотвращение ситуаций, которые приводят к истерикам. Ребенку с цианотическими аффективно-респираторными приступами врач может порекомендовать прием препаратов железа, даже если у ребенка нет железодефицитной анемии, и лечение синдрома обструктивного апноэ во сне (если ребенок страдает им).

Бледная форма обычно происходит после болезненного опыта, например, после падения и удара головой или после внезапного испуга. Головной мозг посылает сигнал (через блуждающий нерв), который сильно замедляет частоту сердечных сокращений, вызывая потерю сознания. Таким образом, при этой форме потеря сознания и остановка дыхания (и то, и другое носит временный характер) происходит в результате ответной реакции нервной системы на испуг, что приводит к замедлению работы сердца.

Ребенок перестает дышать, быстро теряет сознание и становится бледным и вялым. Может возникнуть судорожный припадок и недержание мочи. Обычно во время приступа сердце бьется очень медленно. После приступа сердце ускоряется снова, дыхание возобновляется, и сознание возвращается без какого-либо лечения. Поскольку эта форма имеет симптомы, схожие с симптомами некоторых заболеваний сердца и головного мозга, врачам, возможно, будет необходимо провести диагностическое обследование, если приступы происходят часто.

Шейный остеохондроз

Шейный остеохондроз – это прогрессирующий дегенеративно-дистрофический процесс, который приводит к истощению, деформации и разрушению межпозвонковых дисков шейного отдела. Утрата амортизирующего хряща вызывает болезненные ощущения как за счет обнажения суставных поверхностей (спондилоартроз), так и за счет пережимания нервных корешков спинного мозга.

При отсутствии своевременного лечения возможно окостенение позвоночника с потерей его естественной гибкости, нарушение кровоснабжения головного мозга, ухудшение нервной проводимости в тех отделах организма, которые иннервируют корешки шейного отдела позвоночника.

Патология может развиваться как самостоятельно, так и в составе общего поражения позвоночника с охватом грудного, поясничного и крестцового отделов.

Общие сведения

Считается, что остеохондроз шейного отдела позвоночника встречается чаще, чем в других отделах. На самом деле это не так – дистрофические явления развиваются равномерно во всех точках максимальной нагрузки – в области основных изгибов позвоночного столба (чем ниже расположен отдел, тем большую нагрузку он несет). Однако симптомы шейного остеохондроза выражены сильнее, поэтому кажутся более частым явлением. Это связано с высокой подвижностью позвонков шеи, которые при этом держат голову, а также с особенностью расположения выходов корешков спинного мозга.

На заметку! Согласно статистике, заболевание поражает более 60% людей среднего и старшего возраста. Однако в последнее время наблюдается омоложение патологического процесса — патология встречается у молодежи и даже у подростков. Это связано с повальной компьютеризацией учебы и работы, а также снижением физической активности и ухудшением качества питания.

С учетом возрастной аудитории можно выделить 2 формы шейного остеохондроза – физиологическую и патологическую.

Физиологический процесс связан с естественным старением организма, когда симптомы заболевания – следствие постепенного износа межпозвонковых дисков. Процесс происходит под воздействием эндокринной системы и является следствием климактерических изменений. Разрушение хрящевых структур начинаются от центра межпозвоночного диска и сопровождается постепенной заменой хрящевой ткани фиброзной. Патология необратима, однако может быть компенсирована за счет специальных медикаментов.

Патологический процесс связан с аномальными деструктивными изменениями в организме – иммунными, дистрофическими, воспалительными, обменными. В первую очередь вовлекаются околохрящевые ткани – появляются отложения солей на костных структурах, воспаляются нервные корешки, возникает атрофия или гипертонус скелетной мускулатуры, что приводит к нарушению кровообращения в области головы-шеи-груди. При своевременной диагностике патология поддается лечению и заканчивается полным восстановлением здоровой функции органов и тканей.

Стадии шейного остеохондроза и их симптомы

Различают 4 основные стадии патологического процесса:

  • 1-я стадия – выражается легким дискомфортом и перенапряжением мышц в больной области, хрящевые диски теряют свою стабильность;
  • 2-я стадия – появляется локальная болезненность, особенно при движениях головой. Межпозвоночные диски деформируются, начинает разрушаться фиброзное кольцо, расстояние между позвонками сокращается;
  • 3-я стадия – боль усиливается и становится постоянной, движения – ограниченными. Повороты головы могут провоцировать приступы головокружения, тошноту, нарушение кровоснабжения мозга приводит к общей вялости, быстрой утомляемости, нарушению концентрации внимания, хрящевая ткань истончается, позвонки смыкаются, фиброзное кольцо полностью разрушается с появлением риска межпозвонковой грыжи;
  • 4-я стадия – болевой синдром полностью обездвиживает область шеи; кровообращение мозга нарушено и требует постоянной медикаментозной поддержки; позвонки начинают срастаться.

Шейный остеохондроз: признаки, симптомы, лечение патологии

На первых стадиях остеохондроз протекает бессимптомно. По мере развития заболевания, отличительной особенностью становится наличие болезненных или дискомфортных ощущений в области головы, шеи и груди, реже – верхних конечностей.

Все возможные симптомы можно условно отнести к 4 типам синдромов: сердечный, позвоночный, корешковый (нервный) и синдром позвоночной артерии (с нарушением кровообращения).

Позвоночный синдром:

  • хруст в шее при поворотах/наклонах головой;
  • по мере прогресса заболевания возникают болезненность и затрудненность движения;
  • морфологические нарушения структуры в теле позвонка и межпозвонковом пространстве (видны на рентгене).

Сердечный синдром:

  • одышка, слабость;
  • ощущение неполного вдоха, нехватки воздуха;
  • спонтанные явления со стороны сердечно-сосудистой системы – стенокардия, загрудинные боли, жжение;

Корешковый синдром:

  • онемение языка, плеч, пальцев рук, затылочной области;
  • трудности с глотанием;
  • неприятные ощущения в области между лопатками;
  • головная боль в области затылка и лба.

Синдром позвоночной артерии:

  • необоснованные скачки артериального давления;
  • головокружение, вплоть до потери сознания;
  • шум в ушах, ощущение ваты в голове;
  • временная односторонняя слепота, «мушки» в глазах;
  • периодические приступы тошноты, особенно при движении головой;
  • головные боли – преимущественно в области затылка, а также мигрени;
  • сонливость, снижение работоспособности, памяти, концентрации внимания, депрессия.

Внимание! Все указанные синдромы должны сочетаться между собой. Отсутствие симптомов одного из них может стать поводом к дифференциальной диагностике с другими группами заболеваний.

Причины шейного остеохондроза

Дистрофические явления в области шейного отдела позвоночника связаны с вертикальным расположением скелета и специфическим распределением статических и динамических нагрузок, которые во многом зависят от преобладающей позы и степени развития скелетной мускулатуры.

  • недостаток движения – то, что не развивается – деградирует: мышцы слабеют, ткани разрушаются;
  • неправильные статичные позы – мышечные зажимы ведут к нарушению кровообращения с последующей дистрофией тканей;
  • недостаток питания или несбалансированный рацион – организм должен получать все необходимое для строительства и обновления костных и хрящевых структур скелета, поддержания мышечного тонуса;
  • ожирение, избыточная масса тела, ношение тяжестей – повышается нагрузка на структуры скелета;
  • постоянное нервное напряжение и нервные стрессы;
  • переохлаждения шейной области – «застудили», «надуло» – провоцирует скрытые воспалительные процессы;
  • наличие аутоиммунных заболеваний с вовлечением хрящевой ткани приводит к ее преждевременному разрушению;
  • эндокринные патологии сбивают минеральный обмен, снижают усвояемость кальция, кремния, фосфора и других элементов костно-хрящевой ткани;
  • травмы шейной области;
  • врожденные аномалии позвоночника и прилегающих мышц.

Диагностика

Постановку диагноза «остеохондроз шейного позвонка» затрудняют низкая специфичность симптомов и большое разнообразие их проявлений. В процессе обследования потребуется консультация невролога, хирурга, ортопеда, кардиолога.

Проводится физикальный осмотр у врача с опросом пациента. Основная диагностическая нагрузка лежит на инструментальных и лабораторных методах исследования.

  • рентгенография шейного отдела; на начальной стадии процесса более информативной будет МРТ шейного отдела – она обеспечит качественную визуализацию твердых и мягких тканей – покажет состояние межпозвоночных дисков, наличие остеофитов, деформаций, повреждений нервных корешков и кровеносных сосудов; оценит состояние связок, мышц, костной ткани;
  • УЗИ показывает динамическое состояние мягких тканей;
  • допплерография сосудов шеи поможет оценить гемодинамику и степень повреждения кровеносных сосудов (в частности, состояние позвоночной артерии);
  • контрастная миелография – поможет при подозрении на ущемление нервных отростков;
  • ЭКГ и эхокардиографию сердца используют при дифференциальной диагностике кардиального синдрома с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Как лечить шейный остеохондроз

Комплекс лечебных мероприятий формируют с учетом стадии заболевания (острая, хроническая), степени повреждения и причин развития патологии. Используют консервативное лечение, оперативное вмешательство, смешанный подход.

Консервативное воздействие

Представляет собой постепенное восстановление или компенсацию повреждений на фоне симптоматического лечения. Включает медикаментозную терапию, физиопроцедуры, методы ЛФК и массажа.

Медикаментозное лечение:

  • обезболивающие средства – преимущественно гели и мази местного воздействия; в тяжелых случаях – общие обезболивающие в виде таблеток;
  • противовоспалительные препараты – НПВС, а также кортикостероиды (краткий курс по необходимости);
  • лекарства для улучшения микроциркуляции и кровообращения в целом;
  • хондропротекторы – средства для защиты и восстановления хрящевой ткани;
  • миорелаксанты – для устранения мышечных зажимов и спазмов;
  • витаминные и микроэлементные комплексы – необходимы для питания и поддержки тканей строительными элементами.

По мере ослабления острых симптомов подключают методы физиотерапии, ЛФК и самомассажа.

Лечебная гимнастика улучшает питание хрящевых и костных тканей.за счет восстановления кровоснабжения в поврежденном участке. Во избежание осложнений рекомендуется использовать метод изометрических движений, когда вместо реальных поворотов и наклонов головой, которые могут повредить, применяют их имитацию.

Внимание! Все действия следует выполнять только после диагностики и консультации с врачом.

Методика позволяет развить и укрепить атрофированные короткие мышцы шеи и стабилизировать положение шейного отдела позвоночника. Последовательность выполнения базовых упражнений:

  1. Ладонь правой руки уприте в боковую поверхность головы – в течение 10-ти секунд надавливайте ладонью на голову, одновременно напрягая мышцы головы и шеи для сопротивления – голова должна оставаться неподвижной.
  2. Опустите руку, максимально расслабляйте мышцы головы и шеи в течение 20-ти секунд.
  3. Повторите упражнение с левой рукой.
  4. Уприте обе руки ладонями в лоб – в течение 10-ти секунд надавливайте на лоб, словно пытаясь отклонить голову назад, одновременно напрягая мышцы шеи для сопротивления движению. Голова должна оставаться неподвижной.
  5. Опустите руки, максимально расслабляя мышцы аналогично предыдущему упражнению.
  6. Положите обе ладони в области над затылком. По аналогии выполняйте давящую нагрузку на мышцы шеи, пытаясь наклонить голову вперед – она все так же должна быть неподвижна.
  7. Опустите руки, расслабьте мышцы шеи и головы. Повторите комплекс упражнений 4-10 раз.

После укрепления коротких мышц шеи можно приступать к выполнению динамических упражнений.

На заметку! В качестве методики восстановления подвижности шейного отдела хорошо зарекомендовали себя плавание и водная гимнастика.

Самомассаж позволяет снизить интенсивность местных реакций и снять мышечные зажимы во время статической работы. Правила выполнения:

  • область воздействия – затылок, задняя и боковые поверхности шеи;
  • проводите процедуру в сидячем положении;
  • движения следует выполнять по направлению от позвоночника;
  • задействуйте только подушечки пальцев;
  • избегайте давления на воспаленные участки;
  • выполняйте движения плавно – резкие надавливания могут навредить.

Физиопроцедуры характерны для стационарного лечения и санаторно-курортной реабилитации. Хорошо зарекомендовали себя:

  • электрофорез – прогревает зону, улучшает микроциркуляцию, используется для более глубокого проникновения препаратов местного действия;
  • магнитотерапия;
  • амплипульс;
  • УВЧ.

Хирургическое вмешательство показано при осложненных экструзиях, ущемлениях спинного мозга и некупируемых болевых синдромах.

Чем опасен шейный остеохондроз

Область шеи концентрирует плотное переплетение магистральных кровеносных сосудов, нервных отростков и динамичных структур костного скелета. В отсутствии лечения можно наблюдать серьезные патологические изменения:

  • ослабление фиброзного кольца провоцирует вывихи и подвывихи в области наиболее подвижных позвонков;
  • наличие остеофитов и спазмирование мышц приводит к ущемлению нервных корешков и кровеносных сосудов с формированием компрессионных синдромов;
  • деструкция хрящевых дисков и сближение позвонков приводит к межпозвонковым грыжам с ущемлением нервной ткани.

За каждым этим явлением следует выраженная негативная реакция со стороны всего организма.

Возможные осложнения и последствия

В список наиболее распространенных осложнений шейного остеохондроза можно включить:

  • вегетососудистую дистонию;
  • гипертонию;
  • кислородное голодание мозга и его структур;
  • дистрофию глазной сетчатки с нарушением зрения;
  • сбой в работе щитовидной железы;
  • нарушение функций пищевода и трахеи – затрудненное глотание и дыхательные спазмы;
  • некупируемый болевой синдром в области головы, шеи, груди, верхних конечностей;
  • судороги и онемение лица, рук;
  • нарушения работы гипоталамо-гипофизарной системы, которое тянет за собой сбой всей гормональной деятельности организма.

Профилактические меры

Самое эффективное лечение – предупреждение заболевания. В этом вам поможет профилактика. Достаточно выполнять несколько базовых рекомендаций:

  • откорректируйте свою осанку,
  • создайте удобное рабочее место;
  • во время сидячей работы делайте перерывы на «физкультминутку»;
  • включите в свой рацион питания продукты, богатые кальцием, магнием, фосфором, кремнием – рыбу, орехи, семена, бобовые культуры, молочные продукты, свежие овощи, фрукты; ограничьте потребление соли, сладкого, мучных и острых блюд;
  • для сна и отдыха используйте ортопедические матрас и подушку;
  • займитесь несиловым видом спорта – предпочтение лучше отдать плаванию.

Даже если вы не в состоянии учесть все требования, умеренные физические нагрузки, правильное питание и внимательное отношение к своей осанке способны значительно сократить риск развития патологии.

Оцените статью
Добавить комментарий