Бронхиальная астма и лечебная физкультура

Бронхиальная астма и лечебная физкультура

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Цели ЛФК

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Правила выполнения ЛФК

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Механизм действия ЛФК

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

Комплекс упражнений ЛФК

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.

  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.

  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

Дыхательная гимнастика у детей

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Звуковая гимнастика

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

ЛФК при бронхиальной астме

Физические упражнения при лечении бронхиальной астмы нормализуют деятельность ЦНС и аппарата внешнего дыхания. Под влиянием специальных физических упражнений снижается тонус гладкой мускулатуры бронхов, уменьшается отечность слизистой оболочки, т.е. устраняются основные патофизиологические механизмы нарушения бронхиальной проходимости. При этом восстанавливаются и закрепляются нормальные моторно-висцеральные и висцеро-висцеральные рефлексы, ликвидируются источники патологической импульсации.

Курс ЛФК в стационарных условиях имеет различную продолжительность и включает подготовительный и тренировочный периоды.

Подготовительный период обычно непродолжителен – 2-3 дня.

Задачи подготовительного периода:
1) исследовать состояние больного и его функциональные возможности;
2) разучить больным специальные упражнения для восстановления механизма правильного дыхания.

Методика занятий ЛФК строится индивидуально, в зависимости от состояния кардиореспираторной системы больного, возраста, степени тяжести заболевания, уровня физической подготовленности и др.

На занятиях ЛГ упражнения выполняются в различных исходных положениях: лежа на спине на кровати с приподнятым изголовьем; сидя на стуле (лицом к спинке), опираясь предплечьями согнутых рук на спинку и положив на них голову, что обеспечивает свободную экскурсию грудной клетки; сидя на краю стула, свободно откинувшись на спинку.

Занятие начинают и заканчивают легким массажем или самомассажем лица, плечевого пояса и грудной клетки. Используются дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, упражнения с произнесением различных звуков, тренировка диафрагмального дыхания, упражнения на расслабление мышц верхнего плечевого пояса и грудной клетки. Продолжительность занятия – 5-10 мин (в зависимости от состояния больного). Темп выполнения упражнений – медленный; количество повторений каждого упражнения – 3-5 раз.

Тренировочный период длится 2-3 недели.
Задачи тренировочного периода:

  • нормализовать тонус ЦНС (ликвидация застойного патологического очага), снизить общую напряженность;
  • уменьшить спазм бронхов и бронхиол, улучшить вентиляцию легких;
  • восстановить механизм полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха;
  • укрепить мышцы, участвующие в акте дыхания, а также увеличить подвижность диафрагмы и грудной клетки;
  • обучить больного произвольному расслаблению мышц и основам аутогенной тренировки;
  • обучить больного управлению своим дыханием во время приступа.

В межприступном периоде при лечении бронхиальной астмы используются разнообразные средства и формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные индивидуальные задания, тренировки с дыхательными тренажерами и на велоэргометрах, дозированные ходьба, плавание, лыжные прогулки, спортивные игры и др. Активные мышечные усилия при выполнении упражнений (наклонов туловища, бросков мяча и т.д.) осуществляются на выдохе; после нескольких повторений упражнений больной обязательно должен расслабиться.

В занятия лечебной гимнастикой с детьми включают подвижные игры и упражнения с большими гимнастическими мячами.

1. И.п. – основная стойка (о.с). Медленно поднять руки в стороны – вдох; опуская руки, сделать продолжительный выдох с произнесением звука «шшш».

2. И.п. – стоя, обхватить руками нижнюю часть грудной клетки. Сделать вдох; на выдохе, слегка сжимая грудную клетку, протяжно произносить «жжж».

3. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, кисти на грудной клетке (пальцы обращены вперед), выполнить отведение локтей в стороны-назад, толчкообразно нажимая кистями на ребра и произнося звук «оо-оо-оо».

4. И.п. – то же, но равномерно отвести плечи назад – вдох; свести плечи – выдох.

5. И.п. – сидя, руки на поясе, отвести правую руку в сторону-назад с поворотом туловища направо – вдох; вернуться в и.п. – продолжительный выдох. То же, но в левую сторону.

6. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч; руки разведены в стороны, на уровне плеч и максимально отведены назад. На счет «раз» сделать вдох; на счет «два» – руки быстро скрестить перед грудью, чтобы локти оказались под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по спине, выше лопаток, – выдох.

7. И.п. – лежа на спине; руки, согнутые в локтях, подложить под поясницу. На вдохе прогнуть спину с опорой на затылок и локти; на выдохе вернуться в и.п.

8. И.п. – то же, но руки вдоль туловища. Развести руки в стороны – вдох; подтянуть одно колено к груди, обхватив его руками, – медленный выдох. То же, но с другой ногой.

9. И.п. – то же, но делать вдох; поднимая туловище, наклониться вперед, коснувшись лбом коленей (руками тянуться к пальцам ног), – медленный выдох.

10. И.п. – то же, но поднять прямые ноги вверх – вдох; опуская ноги, сесть – выдох.

11. И.п. – то же, но плотно обхватить кистями нижнюю часть грудной клетки – вдох; на выдохе сжать грудную клетку руками.

12. «Диафрагмальное дыхание». И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях; одна рука лежит на груди, другая – на животе. На вдохе брюшная стенка поднимается вверх вместе с рукой; рука, лежащая на груди, остается неподвижной. На выдохе живот втягивается; лежащая на нем рука надавливает на живот. Вдох – через нос, выдох – через рот (губы сложены трубочкой).

13. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища, выполнять поочередное приподнимание прямых ног вверх: поднять ногу – вдох, опустить – выдох. То же, но другой ногой.

14. И.п. – упор лежа на животе; руки согнуты в локтях на уровне груди. Разгибая руки, приподнять верхнюю часть туловища и прогнуть спину – вдох; вернуться в и. п. – выдох.

15. И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед. Приподнять вверх прямые руки и ноги – вдох; задержать дыхание и вернуться в и. п. – медленный выдох.

16. И.п. – о. с. Поднять надплечья; затем, расслабив мышцы, опустить их.

17. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, соединить лопатки. Затем расслабить мышцы плечевого пояса и спины и слегка наклониться вперед.

18. И.п. – сидя, руки на поясе, расслабить мышцы правой руки и опустить руку. Расслабить мышцы левой руки и опустить руку. Расслабить мышцы шеи и наклонить голову вперед.

Продолжительность занятия лечебной гимнастикой – 20 мин и более (1 раз в день). Темп выполнения упражнений – медленный или средний. Количество повторений каждого упражнения – 4-5 раз; постепенно оно увеличивается до 8-10 раз.

Помимо занятий ЛГ больные должны ежедневно (2 раза в день) самостоятельно выполнять комплекс специальных физических упражнений.

ЛФК при бронхиальной астме.

ЛФК при бронхиальной астме.

ЛФК при бронхиальной астме.

С помощью занятий лечебной физкультуры можно побороть множество недугов в организме. Среди них бронхиальная астма. Что представляет собой это заболевание?

Астма, в переводе с греческого, означает удушье. Этот термин ввел врач древней Греции Гиппократ. Он же указал, что астма вызывает спазм бронхов и причина удушья – сырость и холод. Большой вклад в изучении данной болезни внесли многие врачи: древний врач Аретей, Римский врач Гален.

Итальянский врач Джеролама Кардано (эпоха Возрождения) поставив диагноз у пациента бронхиальная астма, назначил ему в качестве лечения физические упражнения, диету и замену перины на простую подстилку. Больной выздоровел.

Русские ученые, такие как Мудров М.Я., Сокольский П.И., Боткин С.П., Манойлов Е.О. и другие тоже много сделали в изучении данного заболевания.

Заметим, что бронхиальная астма раньше считалась редкой болезнью, но сейчас она распространена среди всех возрастов.

Бронхиальная астма, по сути, носит аллергический характер, но в основе этой болезни лежит несовершенство иммунной системы человека, из-за которого ему сложно противостоять вирусам и бактериям. Так же способствует возникновению заболевания плохая экология, частые инфекции дыхательных путей (ангина, гаймориты, пневмонии, бронхиты), из-за которых повышается чувствительность органов дыхания к аллергенам. Иногда бронхиальная астма может передаваться и по наследству, у некоторых людей болезнь возникает на нервной почве.

Итак, астма появляется приступообразно, больному становится тяжело дышать, особенно при выдохе. Прохождение воздуха по дыхательным путям становится затруднительным, т.к. стенки бронхов поражены аллергией. Больной принимает вынужденную позу, грудные мышцы напрягаются, чтобы преодолеть затруднение на выдохе, он пугается, кажется, что приступ никогда не закончится. Но это отнюдь не так. Скованность дыхания ослабевает, появляется першение в горле, кашель, отделяется вязкая мокрота. Дыхание постепенно восстанавливается. Приступы могут повторяться часто.

Читайте также:  Врач лечащий гипертонию

Почему же больному трудно дышать? А причина в следующем: через воздухоносные пути (нос, трахею, бронхи) воздух подходит и направляется в легкие (альвеолы), откуда кислород поступает в кровь. Во время выдоха, как мы знаем, выводится углекислый газ. Вдох происходит за счет сокращения дыхательных мышц, расширяющих грудную клетку. Объем легких при этом увеличивается. Мышцы эти действуют с запасом сил, поэтому, если стенки бронхов поражены аллергией, прохождение воздуха затруднено по дыхательным путям. До определенного момента мышцы справляются с увеличением нагрузки. Выдох же происходит пассивно, т.к. мышцы дыхания расслабляются, объем грудной клетки уменьшается. При бронхиальной астме прохождение воздуха затруднено во время выдоха. Поэтому человек не может сделать нормальный выдох и задыхается.

Итак, что бы легче перенести приступ, больной должен правильно дышать, научиться расслаблению мышц. А это достигается специальными упражнениями. Больной должен занять удобное положение на стуле или кровати, полусидя, опираясь на спинку.

В профилактике бронхиальной астмы, помимо медикаментозного лечения, смены климата, устранение аллергена, очень важны занятия лечебной гимнастикой, которая повышает устойчивость организма к инфекциям дыхательных путей, укрепляет здоровье, предотвращает астматические приступы. Полезно больше бывать на свежем воздухе, заниматься спортом без больших физических нагрузок, не переутомляясь.

Выполнение всех рекомендаций – залог успешного лечения.

Примерный комплекс упражнений лечебной гимнастики, сидя на стуле.

(по материалам Л.А.Горячкиной «Аллергия, конституция, наследственность и иммунитет»).

Первое упражнение: Прислониться к спинке стула, ноги на ширине плеч, полусогнуты, руки на коленях. Расслабить мышцы. Не отрывая пятки от пола, приподнять носки, а затем уронить их. Повтор 6-8 раз. Дыхание произвольное.

Второе упражнение: Попеременно поднимать согнутые в коленях ноги сантиметров на 10-15и «уронить» их. Повторить 3-6 раз.

Третье упражнение: Приподнять согнутую в локте руку, «уронить» ее. То же другой рукой. Повторить 3-6 раз. Дыхание произвольное.

Четвертое упражнение: Сесть прямо, не прислоняться к спинке стула, наклонить вправо и, как маятником, покачивать 8-10 раз правой рукой, встряхнуть ее и расслабить, оставить опущенной, вдоль тела. То же другой рукой.

Пятое упражнение : Поднять вверх голову, посмотреть на вдохе в потолок, на выдохе расслаблено уронить ее на грудь. Повторить 2-4 раза. Расслабиться, посидеть 30-60 секунд. Дыхание произвольное.

Шестое упражнение : Поочередно сгибать и выпрямлять в коленном суставе ноги, при этом стопы скользят по полу. Повторить 4-6 раз каждой ногой.

Седьмое упражнение : Сесть на край стула, опираясь на его спинку. Одну руку держать на груди, другую на животе. Диафрагмальное дыхание: на вдохе выпячивать живот, на выдохе втягивать. Повторить 3-6 раз. Упражнение выполнять 3-4 раза в день.

Восьмое упражнение : Слегка развести руки в стороны вдох, обнять себя, прижать подбородок к груди – медленный выдох через сомкнутые трубочкой губы. Повтор 5-8 раз. Затем расслаблено покачать руками, отдохнуть.

Девятое упражнение : На вдохе развести руки в стороны, медленно выдыхая, подтянуть руками колено к подбородку, при этом произносить звук «ж-ж-ж-ж-ж» то же другой ногой. Повтор 5-6 раз. Расслабиться, спокойно отдохнуть 20-30 секунд.

Десятое упражнение : Сесть прямо, не прислоняясь к спинке стула. На вдохе кисти привезти к плечам. Медленно выдыхая произнести звук «з-з-з-з», после чего сделать 2-4 круговые движения локтями вперед. Расслабленно «уронить» руки, отдохнуть. Повторить 4-8 раз.

Одиннадцатое упражнение : На вдохе поднять руки вверх, посмотреть на них. Медленно выдыхая, слегка наклониться вперед, а затем скользить руками по передней поверхности ног. Повторить 4-6 раз.

Теперь повторить седьмое упражнение (диафрагмальное дыхание). Отдохнуть.

Первые две недели заниматься ЛФК один раз в день, а затем – два раза (утром и во второй половине дня). Комплекс могут выполнять все, страдающие бронхиальной астмой и недавно перенесшие обострение.

Подготовила инструктор ЛФК отделения ЛФК и спортивной медицины Буряк М.Е.

Лечебная физкультура как элемент лечения и профилактики бронхиальной астмы Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исламова Диана Айдаровна

В статье описаны основные факторы, провоцирующие заболевание бронхиальной астмой . Лечебная физкультура представлена как важная часть лечебных и профилактических мероприятий в составе комплексной терапии при заболевании бронхиальной астмой . Приведена классификация и описан механизм воздействия различных типов дыхательных упражнений на дыхательный аппарат и цикл дыхания больного. Также приведен комплекс гимнастических упражнений, используемых при бронхиальной астме , и даны рекомендации по их выполнению.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Исламова Диана Айдаровна

Текст научной работы на тему «Лечебная физкультура как элемент лечения и профилактики бронхиальной астмы»

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Исламова Д. А.

Исламова Диана Айдаровна / Islamova Diana Aidarovna – студент, лечебный факультет, группа Л-501А, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Уфа

Аннотация: в статье описаны основные факторы, провоцирующие заболевание бронхиальной астмой. Лечебная физкультура представлена как важная часть лечебных и профилактических мероприятий в составе комплексной терапии при заболевании бронхиальной астмой. Приведена классификация и описан механизм воздействия различных типов дыхательных упражнений на дыхательный аппарат и цикл дыхания больного. Также приведен комплекс гимнастических упражнений, используемых при бронхиальной астме, и даны рекомендации по их выполнению. Ключевые слова: бронхиальная астма, лечебная физкультура, ЛФК.

Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное инфекционно-аллергическое заболевание дыхательных путей, обусловленное повышенной реактивностью бронхов, что и приводит к приступам удушья при воздействии различных факторов.

Количество заболеваний бронхиальной астмой неуклонно растет, чему способствуют ухудшение состояния окружающей среды, низкая экологичность питания, применение химикатов во всех отраслях народного хозяйства, большое количество синтетических материалов вокруг, увеличение стрессовых факторов.

Фактором развития бронхиальной астмы является врожденная или приобретенная чувствительность бронхов к различным аллергенам. Раздражители, поступающие из окружающей среды, носят название экзоаллергенов, а вещества, образующиеся в самом организме и вызывающие приступы удушья, называются эндоаллергенами.

Экзоаллергены при бронхиальной астме делятся на:

I. Ингаляционные (воздушные) аллергены. Эти аллергены попадают в бронхи в процессе дыхания: пыль, пылевые частицы одежды, постельного белья, мебели, бумаги, книг, строительных материалов, домашних насекомых и различных бактерий, цветочная пыльца, пыльца растений и некоторых деревьев, шерсть животных, перья птиц, чешуя рыб и др.

II. Инсектные аллергены. Входят в состав слюны кусающих и жалящих насекомых, частички их покровов, выделений.

III. Пищевые аллергены. Аллергенами могут быть различные продукты, но среди них наиболее активны коровье молоко, рыба, мед, яичный белок, пшеница и изделия из нее, бобы, томаты, клубника, шоколад, кофе и т. д.

IV. Лекарственные аллергены.

V. Инфекционные аллергены. Различные возбудители инфекционных болезней (бактерии, грибы, вирусы).

Лечение бронхиальной астмы включает в себя правильно подобранную лекарственную терапию, исключение провоцирующих факторов, снижение психоэмоциональных нагрузок, а также ведение здорового образа жизни: отказ от курения, занятия спортом, такими как волейбол, баскетбол, плавание, легкая атлетика и др., а также лечебная физкультура. Физические упражнения, возбуждая дыхательный центр рефлекторным и гуморальным путем, способствуют улучшению

механики дыхания, восстановлению глубины и частоты дыхания. При этом улучшается вентиляция легких, газообмен в них, нормализуется насыщение крови кислородом. В результате уменьшается выраженность дыхательной недостаточности, улучшается приспособляемость организма к условиям среды.

На занятиях ЛФК используется способность человека произвольно управлять фазами дыхательного акта, изменяя ритм, частоту, глубину и тип дыхания, соотношения фаз вдоха и выдоха; тем самым ему предоставляется возможность выработать по механизму условных рефлексов полноценное дыхание.

Систематические и целенаправленные упражнения, усиливая крово- и лимфообращение в легких и грудной клетке, способствуют более быстрому рассасыванию воспалительного инфильтрата и экссудата.

Основы методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания

Методика ЛФК при заболеваниях органов дыхания предусматривает применение как общеразвивающих, так и специальных упражнений.

Общеразвивающие упражнения улучшают функцию всех органов и систем и оказывают благоприятное воздействие на дыхательный аппарат. В зависимости от состояния органов и степени патологических изменений в них применяются упражнения малой, умеренной и большой интенсивности. Следует помнить, что выполнение непривычных физических упражнений может привести к нарушению ритма дыхания. Выполнение упражнений в быстром темпе может вызвать увеличение частоты дыхания и гипервентиляцию, что неблагоприятно сказывается на самочувствии больных.

Специальные упражнения направлены на: улучшение функции дыхания в покое и при мышечной деятельности; увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы; укрепление дыхательной мускулатуры; растягивание плевральных спаек; очищение дыхательных путей от патологического содержимого (слизи, мокроты, гноя);

Дыхание должно производиться через нос. При этом наряду с очищением и увлажнением вдыхаемого воздуха раздражение рецепторов верхних дыхательных путей рефлекторно приводит к расширению бронхиол и углублению дыхания (А. Н. Крестовников).

В методике занятий ЛФК применяются статические (СДУ) и динамические (ДДУ) дыхательные упражнения. К СДУ относятся упражнения, выполняемые в покое, без движений конечностей и туловища. СДУ направлены на тренировку отдельных фаз дыхательного цикла: продолжительности вдоха и выдоха; пауз на вдохе и на выдохе; уменьшения глубины дыхания; удлинения выдоха, добавочного сопротивления на выдохе, толчкообразного выдоха; ровного, ритмичного дыхания; урежения дыхания.

При выполнении динамических дыхательных упражнений (ДДУ) дыхание сочетается с различными движениями конечностей и туловища. Цель ДДУ – облегчение или, наоборот, затруднение дыхания при движении. ДДУ способствуют формированию навыков согласования дыхания с движениями. Обучение дыхательным упражнениям надо начинать в покое. Навыки ритмичного, ровного дыхания в процессе двигательной деятельности лучше прививать во время ходьбы и бега. [2]

Примеры гимнастических упражнений при бронхиальной астме

Перед выполнением упражнений необходимо в положении стоя подсчитать частоту сердечных сокращений и частоту дыхания: пульс за 15 секунд (умножить на 4) и частоту дыхания за 30 секунд (умножить на 2).

1) Сидя, опираясь на спинку стула 1-2. Вдох обычной глубины 3-4. Полный выдох. Затем зажать нос и задержать дыхание.

2) Сидя на краю стула. Руки на груди. Откашляться короткими толчками. Между откашливаниями делать паузы 2-3 раза. Контролировать наличие мокроты. Фиксировать руками отделы грудной клетки: верхний, средний, нижний.

3) Сидя, опираясь на спинку стула. Диафрагмальное дыхание 1-1,5 мин. Для контроля одна рука на груди, другая на животе.

4) Сидя, опираясь на спинку стула. На выдохе произносить звуки «а», «о» или «и», «у» максимально долго – 2-3 раза.

5) Сидя на краю стула 1-2. Поднять плечи (вдох) 3. И.п. (выдох) 4-6. Пауза, расслабление. 3-5 раз.

6) Руки в стороны (вдох). Согнуть ногу. Подтянуть ее к груди (выдох).

7) Сидя на краю стула, кисти к плечам 1-2. Поворот туловища направо 3-4. Затем налево, по 5-6 раз.

8) Сидя на краю стула. Руки к подмышечным впадинам (вдох). Наклон туловища вперед, руки к стопам (выдох). Пауза и расслабление. 4-6 раз.

9) Сидя на краю стула. Кисти к плечам, прогнуться (вдох). Наклон туловища вправо, правая рука к полу (выдох). Затем влево. По 3-5 раз в каждую сторону. Между повторениями пауза, расслабление мышц.

10) Сидя на краю стула. Руки согнуть, пальцы сжать в кулаки. Прогнуться (вдох). Резко разогнуть правую руку с поворотом туловища влево (выдох). То же левой рукой. По 5-10 раз в каждой рукой.

11) Сидя, руки опираются сбоку-сзади на сиденье стула, ноги выпрямлены. Движения ногами типа «велосипед» на долгом выдохе. До утомления мышц брюшного пресса. В конце упражнения сделать паузу и расслабить мышцы.

12) Сидя на краю стула «Ходьба сидя» 30-45 сек в среднем темпе.

13) Сидя, опираясь на спинку стула. Согнуть руки и сжать пальцы в кулаки (вдох). Разогнуть руки и пальцы (выдох) 4-6 раз. Средний темп. Выполнив упражнение — пауза и расслабление мышц рук.

14) Сидя, опираясь на спинку стула. Спокойное плавное дыхание, без задержек 20-30 сек. Полное расслабление [3].

При занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме противопоказаны любые перегрузки. Нельзя продолжать заниматься, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель. Стоит исключить интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Использование физических упражнений для лечения и профилактики бронхиальной астмы способствует ликвидации или уменьшению патологических процессов в органах дыхания (предупреждение образования плевральных спаек, сохранение эластичности легочной ткани, улучшение проходимости дыхательных путей и т.д.), а также может способствовать развитию компенсаторных механизмов, улучшающих дыхание при необратимых морфологических изменениях аппарата внешнего дыхания. Так же проведение лечебной физкультуры при бронхиальной астме способствует снижению частоты обострений, уменьшению потребности в лекарствах.

1. Лечение бронхиальной астмы. Новейшие медицинские методики. Гитун Т. В. М.: Изд. «РИПОЛ Классик», 2008. 60 с.

2. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева и др. Под ред. С. Н. Попова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.

3. Ачкасов Е. Е., Таламбум Е. А., Хорольская А. Б. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания / Ачкасов Е. Е., Таламбум Е. А., Хорольская А. Б., Руненко С. Д., Султанова О. А., Красавина Т. В., Мандрик Л. В. М.: Триада-Х, 2011. 100 с.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме

Курс ЛФК при бронхиальной астме условно делится на два периода:

  • подготовительный период – проходит в стационаре, его продолжительность составляет не более 2-3-х недель;
  • тренировочный период – после выписки из стационара продолжается всю жизнь, так как навыки регуляции дыхания после прекращения занятий быстро утрачиваются.

Лечебную физкультуру при бронхиальной астме начинают на стационарном этапе лечения как можно раньше.

Задачи ЛФК

  • Уменьшение спазма бронхов и бронхиол, ликвидация застойного патологического очага
  • Нормализация тонуса центральной нервной системы, регулирующее воздействие на дыхательный центр.
  • Расслабление дыхательной мускулатуры
  • Снижение минутного объема дыхания (МОД), развитие механизма полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха, регуляция продолжительности фаз вдоха и выдоха.
  • Укрепление мышц, принимающих участие в акте дыхания, увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки.
  • Улучшение оксигенации и газообмена, стимуляция кровообращения.
  • Профилактика эмфиземы легких, пневмосклероза.

Противопоказания к ЛФК

  • Астматический статус.
  • Тахикардия более 120 ударов в минуту.
  • Одышка более 25-40 дыхательных движений в минуту.
  • Выраженная легочно-сердечная недостаточность, декомпенсация ХЛС.
Читайте также:  Витамин E для волос - как использовать

Противопоказаны также упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания.

Дыхательная гимнастика

Дыхательную гимнастику целесообразнее проводить вне приступа бронхиальной астмы. Упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом обеспечивают более полное выведение воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы, тренируют диафрагму и мышцы брюшного пресса, участвующие в полном выдохе.

Звуковая гимнастика способствует выработке соотношения вдоха и выдоха 1:2. При медленном спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и полное смешение вдыхаемого воздуха с альвеолярным (более продолжительная пауза после выдоха необходима потому, что в определенный момент выдоха происходит сдавливание бронхиол и перекрытие их просвета). Это является компенсаторной реакцией, направленной на недопущение уменьшения функциональной остаточной емкости, иначе развиваются нарушения газообмена. Вибрация, возникающая при произношении звуков в определенной последовательности, снимает бронхоспазм при выдохе.

Для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления – мундштуки для пассивного выдоха и дыхание в сосуд с водой через трубочку. Этому же способствует надувание резиновых игрушек.

Для улучшения подвижности грудной клетки и легких – используются специальные дыхательные упражнения динамического характера с гимнастическими предметами. Гимнастические упражнения выполняются на выдохе, после нескольких повторений движений необходимо сделать паузу для отдыха и упражнения, направленного на расслабление мышц.

Особое место занимают релаксационные упражнения. Методика расслабления основывается на сознательном снижении тонуса мышц, проводится в положении лежа или сидя в позе релаксации (поза “кучера на козлах”). Расслабление можно проводить с помощью специальных движений (пассивные движения поочередно во всех суставах по осям движения: махи, качания, потряхивания)

Необходимо помнить, что физическая нагрузка сама по себе может вызвать приступ бронхиальной астмы (астма физического усилия). Приступ возникает через несколько минут после нагрузки и обусловлен охлаждением слизистой оболочки бронхов. Максимальный риск в этом отношении представляют быстрый бег, езда на велосипеде, лыжи, занятия на улице в холодное время года, плавание под водой, ныряние. Больным противопоказаны занятия экстремальными видами спорта.

Купирование приступа бронхиальной астмы средствами ЛФК.

При появлении предвестников приступа бронхиальной астмы больному нужно придать удобное положение, лучше сидя, положив руки на стол или спинку впереди стоящего стула, расслабив мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей.

Расслабление крупных групп скелетных мышц улучшает состояние больного, облегчает выдох при приступе удушья благодаря увеличению подвижности ребер, уменьшению избыточной вентиляции легких и улучшению бронхиальной проходимости.

Следует предупредить больного о необходимости поверхностного дыхания, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, приводит к усугублению и распространению спазма.

Для ограничения глубины дыхания грудную клетку рекомендуется зафиксировать бинтами.

На выдохе больному необходимо сознательно на 4-5 сек задерживать дыхание, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр и создать условия для накопления углекислоты в крови, являющейся регулятором дыхательного центра.

Вдох после задержки дыхания должен быть также поверхностным.

Можно провести массаж грудной клетки, включая межреберные промежутки, с преобладанием приемов поглаживания, растирания и непрерывистой вибрации.

В легких случаях приступ бронхиальной астмы купируется применением дыхательных упражнений (звуковая гимнастика, методика К.П. Бутейко) и точечного массажа.

Если приступ не купировался, необходима медикаментозная терапия.

Литература
1.Восстановительная медицина: учебник. Епифанов В.А. 2013. – 304 с.: ил.
2. Лечебная физкультура и спортивная медицина: учебник для вузов / Епифанов В.А. – 2007. – 568 с.

Новости партнеров

Понравилась статья? Поделись ссылкой

Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

КOММЕНТАРИИ

Полезная информация, организации инвалидов, знакомства

2021-01-23

Одна небольшая порция алкоголя в день связана с повышенным риском фибрилляции предсердий
Исследование, опубликованное в European Heart Journal , показало, что по сравнению с отсутствием алкоголя вообще, всего одна порция алкоголя в день была связана с повышением риска фибрилляции предсердий на 16%.

Лфк при бронхиальной астме.

КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

Средства ЛФК, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием лечебной гимнастики и массажа повышается общий тонус и улучшается психологическое состояние больного, функции центральной нервной системы, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорки; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех лечебных факторов.

Систематические физические упражнения, улучшая крово- и лимфообращение в легких и плевре, способствуют более быстрому рассасыванию экссудата. Структуры регенерирующих тканей приспосабливаются к функциональным требованиям. Атрофические и дегенеративные изменения могут частично подвергнуться обратному развитию. Это касается в равной мере легочной ткани, дыхательной мускулатуры, суставного аппарата, грудной клетки и позвоночника.

Физические упражнения способствуют предупреждению ряда осложнений, которые могут развиться в легких и в плевральной полости (эмфизема), и вторичных деформаций грудной клетки. Существенным результатом трофического воздействия физических упражнений становится восстановление эластичности и подвижности легкого. Улучшение оксигенации крови при выполнении дыхательных упражнений улучшает обменные процессы в органах и тканях.

В исследовании Т. Н. Суровенко, А. В. Ящук. показано, что после 6-9 месяцев тренировок 34% детей отказались от базисной терапии, при этом заболеваемость ОРВИ снизилась в младшей группе обследуемых детей в 3,7 раза, количество приступов бронхообструкции – в 4,3 раза, длительность обострений – в 2,4 раза, потребность в бронхолитиках – в 4,7 раза. У детей старшей возрастной группы с исходно лучшими показателями заболеваемость ОРВИ, количество обострений и дней болезни снизились почти в 2 раза на фоне улучшения качества жизни и снижения частоты и доз применяемых медикаментов. К концу 1-го года занятий в 2 раза и более сократилось число обращений к врачам специалистам, вызовов скорой медицинской помощи – с 3 до 0. После 1 года занятий дети в 2,5 раза реже госпитализировались с обострением бронхиальной астмы, после 2 лет занятий случаев госпитализации не было.

Кроме того, при бронхиальной астме страдают и многие другие системы организма, в первую очередь сердечно-сосудистая. Физические упражнения оказывают нормализующее влияние на кровообращение. Они положительно воздействуют на динамику нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга и на адаптацию организма к различным физическим нагрузкам.

Следовательно, задачами ЛФК при бронхиальной астме являются:

1. Нормализация механизма дыхательного акта.

2. Увеличение силы дыхательной мускулатуры и подвижности грудной клетки

3. Повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды.

4. Повышение психологической устойчивости больного.

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛФК

1. Общие противопоказания для проведения ЛФК.

2. Дыхательная и сердечная недостаточность с декомпенсацией функций этих систем.

3. Астматический статус.

СРЕДСТВА, ФОРМЫ, МЕТОДЫ ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

Исходное положение – лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле (подобрать удобную для больного позу с целью максимально возможного расслабления мышц); это способствует лучшей экскурсии грудной клетки, облегчает выдох.

В первые дни в занятия вводят упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов дистальных отделов конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. По мере улучшения состояния больного в занятия включают активные движения конечностями (средние и крупные мышечные группы и суставы), туловищем в сочетании с дыхательными упражнениями и паузами для пассивного отдыха и расслаблением мышц. Занятия дополняют ходьбой в пределах палаты, затем отделения. Во время ходьбы больной выполняет упражнения с предметами.

Любое упражнение выполняют на выдохе (например, наклоны туловища, сгибание и разгибание рук etc.); после нескольких повторений движения следует предоставить паузу для отдыха или предложить упражнения, направленные на расслабление мышечных групп.

Больным бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания (более 5-7 с).

Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений должно быть равным 1:1, дыхательные упражнения не должны занимать более 40-50% общего времени процедуры. В подготовительном периоде обязательно строгое распределение нагрузки по частям процедуры лечебной гимнастики.

После восстановления основных показателей функции внешнего дыхания в занятия включают общеразвивающие упражнения, способствующие тренировке экстракардиальных факторов кровообращения, повышению силы мышц спины, ног и рук. После 1-2 общеразвивающих упражнений должны следовать упражнения на расслабление мышц.

В период ремиссии включают также упражнения с небольшими отягощениями, дозированным сопротивлением, со снарядами и на снарядах в сочетании с дыхательными упражнениями.

При наличии такой клинико-этиологической формы бронхиальной астмы, как астмы физического усилия (напряжения), противопоказаны все формы физической культуры, сопряженные с воздействием холодного воздуха на воздухоносные пути.

ХЕМА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. “Ворона”. Исходное положение: сидя на скамейке, поднять руки через стороны вверх (вдох). Медленно опускать руки вниз (выдох). На выдохе громко произносить звук К-А-Р-Р. Повторить 3-4 раза.

2. “Гуси”. Исходное положение: сидя на скамейке, руки к плечам. Сделать вдох, затем наклонить туловище вперед, сделать длинный выдох с произношением звуков Г-А-А или Г-У-У или Г-О-О. Повторить 4-5 раз.

3. “Жук летит”. Исходное положение: сидя на скамейке, руки на поясе. Сделать вдох, повернуть туловище направо, правую руку отвести в сторону и назад (выдох), на выдохе подражание звуку летящего жука Ж-Ж-Ж, вернуться в исходное положение; сделать вдох и то же движение повторить в левую сторону с отведением левой руки до отказа в сторону и назад с произношением на выдохе звука Ж-Ж-Ж. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

4. “Аист”. Исходное положение: стоя, ноги вместе. Поднять руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть (вдох). Медленно опустить руки и ногу (выдох). На выдохе протяжно произносить звук Ш-Ш. Повторить 4-5 раз.

5. “Журавль”. Исходное положение: ноги вместе, руки вниз. Поднять руки в стороны (вдох), опустить медленно вниз (выдох). На выдохе громко произносить звук У-У-У-Р-Р. Повторить 3-4 раза.

6. “Игра в мяч”. Исходное положение: стоя, ноги расставлены в стороны. Большой резиновый мяч держать двумя ладонями на груди. Сделать вдох. Бросить мяч от груди вперед (выдох). На выдохе произносить звук Б-Р-У-Х-Х. Сделать 5-6 бросков.

7. “Коршун”. Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на голове (вдох). Быстро присесть, руки опустить вниз, обхватить руками колени (выдох). Сложиться в комочек. Длительно выдохнуть с произношением Ф-Ф. Повторить 3-4 раза.

8. “Птица летит”. Быстрая ходьба и бег по комнате (15-20 секунд), руки расставлены в стороны – движение вверх, вниз. Дыхание произвольное. По окончании бега ритмическая ходьба с замедлением.

9. “Заблудился”. Исходное положение: ноги вместе, руки сложить рупором, вдохнуть и на выдохе громко и протяжно прокричать А-У-У. Повторить 3-4 раза.

комплекс лечебных упражнений при бронхиальной астме для детей дошкольного возраста

СХЕМА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища. Одну ногу отставить назад на носок, одновременно руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь, хорошо прогнуться (вдох), затем руки медленно опустить в стороны вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно произносить звук М-М-М до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.

2. Исходное положение: ноги расставить в стороны, руки вдоль туловища. Поднять руки вперед (вдох). Затем медленно наклонить туловище вперед и вниз. Покачиваясь в согнутом положении (ноги не сгибать в коленях!), несколько раз достать пол концами пальцев (выдох). На выдохе произносить звук З-З-З. Повторить 3-4 раза.

3. Исходное положение: ноги расставлены в стороны, руки с гимнастической палкой подняты вверх. Вдохнуть, затем наклонить влево туловище, руки и палку (выдох). Принять исходное положение (вдох), затем сделать такой же наклон в другую сторону (выдох). Выдох делать медленно. На выдохе протяжно произносить звук У-Х-Х-Х. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

4. Исходное положение: лежа на спине (на коврике), ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Сделать вдох, после чего ноги согнуть в коленных суставах, обхватить руками и сильно притянуть к груди (выдох). На выдохе произносить протяжно и громко звук П-Ф-Ф-Ф. Повторить 3-4 раза.

5. Исходное положение: лежа на спине (на коврике), ноги вместе, руки вытянуть вверх (лежат на коврике). Сделать вдох, после чего взмахнуть прямыми руками и перейти в положение сидя, потянуться вперед – руки вытянуть, пытаясь достать пальцами рук носки ног. Выдох делать протяжный с одновременным громким произношением звука Б-А-А-Х-Х-Х-Х. Повторить 3-4 раза.

6. Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. Подняться на носки, плечи оттянуть назад, ладони повернуть от себя – наружу, хорошо прогнуться (вдох). Вернуться в исходное положение – сделать полный выдох с протяжным произношением звука Ш-Ш-Ш. Повторить 4-5 раз.

7. Исходное положение: ноги вместе, руки опущены вдоль туловища, поднять руки вверх в стороны, хорошо прогнуться (вдох), затем медленно присесть, обхватить колени руками, прижать к груди, голову опустить вниз (выдох). Выдох сделать до отказа, при этом громко произносить звук О-Х-Х-Х. Повторить 8-10 раз.

8. Спокойная ходьба по комнате, дыхание произвольное через нос – 2-3 минуты.

9. Исходное положение: сидя на стуле, откинуться на спинку, руки опустить вниз. Мышцы расслабить. Затем руки развести широко в стороны, прогнуться (вдох), не спеша скрестить руки на груди, нажимать на грудную клетку, живот втянуть, голову нагнуть (выдох). Выдох медленный, губы собрать в трубочку, плавно выдыхать воздух до полного выдоха с произношением звука Ф-Ф-Ф. Проделать 4-5 раз с перерывами между упражнениями 20-30 секунд.

комплекс лечебных упражнений при бронхиальной астме для детей школьного возраста

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

При появлении предвестников приступа астмы больному необходимо придать удобное положение (лучше сидя), расслабив мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей. Расслабление этих мышц улучшает состояние больного, облегчает выдох при приступе удушья благодаря увеличению подвижности ребер, уменьшению избыточной вентиляции легких и улучшению бронхиальной проводимости.

Больного следует предупредить о необходимости поверхностного дыхания, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. В то же время на короткий срок (4-5 с) на умеренном выдохе необходимо задержать дыхание, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть также поверхностным.

В межприступный период больной должен овладеть поверхностным дыханием, постепенно увеличивая время задержки дыхания на умеренном выдохе (контроль методистом по секундомеру). Большое внимание уделяется как статическим (диафрагмальным), так и динамическим дыхательным упражнениям.

Упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом обеспечивают более полноценное выведение воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы и тренируют диафрагму и мышцы брюшного пресса, участвующие в полном выдохе.

Читайте также:  Нокспрей: инструкция по применению

Широко используется “звуковая гимнастика”, состоящая из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимнастики делают “закрытый стон” – “ммм” и очистительный выдох – “пфф”. При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол. По силе воздушной струи согласные делятся на 3 группы: наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы, средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей – звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнастики – выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и вдыхаемый воздух полностью перемешивается с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха – более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности: например, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при обструктивном синдроме.

“Звуковая гимнастика” способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы; путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты; при помощи создания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.

При “звуковой гимнастике” делают вдох через нос (1-2 с), паузу (1 с), активный выдох через рот (2-4 с), паузу (4-6 с). К достоинствам этой гимнастики можно отнести возможность практически постоянного применения в поликлинических и санаторных условиях после обучения больных.

Кроме “звуковой гимнастикий, для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления – мундштуки для пассивного выдоха, а также дыхание в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку и надувание резиновых игрушек. Используются также системы резистивной тренировки дыхательных мышц (Resistance Muscle Training System).

По методике волевой ликвидации глубокого дыхания (метод Бутейко) больные производят медленный и очень поверхностный выдох в течение 3-4 с и фиксируют паузу 3-4 с. Частота дыхания должна соответствовать 6-8 в минуту. Тренировки проводят постоянно, не менее 3 ч в сутки, сначала в покое, а затем и при движении. Кроме того, рекомендуются 2-3 максимальные задержки дыхания, доводя их продолжительность до 60 с и более, не менее 3 раз в сутки.

Метод К. П. Бутейко может давать некоторый лечебный эффект у ряда больных бронхиальной астмой, так как создаваемая гиперкапния и снижение скорости движения воздуха в бронхах уменьшают раздражение ирритативных рецепторов. Вместе с тем примерно у 2/3 больных возникает так называемая реакция выздоровления с характерными для гиперкапнии симптомами (сонливость, головная боль, боли в мышцах, озноб, повышение температуры, бессонница) и появляется опасность глубокого расстройства кислотно-щелочного равновесия.

Дыхание по методике А. Н. Стрельниковой не получило широкого распространения главным образом из-за технической сложности и отсутствия существенных преимуществ перед другими видами респираторной гимнастики. Для тренировки мускулатуры, участвующей в акте дыхания, создают своего рода сопротивление путем выполнения движений, сжимающих грудную клетку на вдохе.

Элементы йоги включают “асаны” – физические упражнения, в которых используются различные статические положения, и “пранаяма” – специальные дыхательные упражнения в определенной последовательности.

Методика произвольного снижения минутного объема дыхания (по В. В. Гневушеву): в начале обучения делают акцент на навыке полного дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетают с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в секундах) обозначают термином “дыхательный интервал”. Этому режиму дыхания обучают для увеличения дыхательного объема в результате удлиненного вдоха, снижения минутного объема дыхания.

При обучении произвольному снижению МОД необходимо делать вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности его небольшого продолжения, выдох через нос, полный, произвольный или непроизвольный. Исключаются упражнения, вызывающие одышку или затрудненное дыхание.

При тренировке дыхательный интервал должен последовательно составлять 2:4 – 3:4 – 4:4 – 6:4 – 8:3 etc. В результате секундные объемы вдоха постепенно уменьшаются, а выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно сочетать с движением рук, ног, туловища, бегом, ходьбой.

Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать следующий ритм движения: на 1-2 шага – вдох, на 3-4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движении и уменьшением числа остановок.

Упражнения при плечелопаточном периартрите и не только

Ежедневные занятия лечебной гимнастикой при плечелопаточном периартрите помогут не только устранить болезненные ощущения, но и предупредить их появление. Укрепление мышечного каркаса плечевого пояса способствует повышению объема движений, улучшению кровообращения в мягких тканях, купированию патологии. Чтобы занятия были максимально эффективными, тренироваться нужно регулярно, постепенно увеличивая нагрузки.

Зачем нужна лечебная физкультура при плечелопаточном периартрите

Важно знать! Врачи в шоке: “Эффективное и доступное средство от боли в суставах существует. ” Читать далее.

Плечелопаточный периартрит сначала поражает мягкие ткани, окружающие плечевой сустав — мышцы, связки, сухожилия, синовиальные сумки. Возникающие в них дистрофические изменения приводят к развитию реактивного воспаления. Если патологию не лечить, то человек через несколько лет может стать инвалидом. Воспаление и боли устраняются приемом препаратов. А восстановить поврежденные связки и сухожилия можно только с помощью лечебной гимнастики и физкультуры.

Эффективность упражнений

Ортопеды, неврологи, травматологи рекомендуют выполнение упражнений сразу после ослабления болей и купирования воспаления. Регулярные занятия помогают полностью избавиться от отечности, скованности движений, болей, возникающих при попытке поднять руку или завести ее за спину. Они позволяют избежать развития синдрома «блокированного плеча», при котором даже частично восстановить подвижность в плечевом суставе можно только проведением хирургической операции.

Общие правила и требования

Заниматься нужно в теплом, предварительно проветренном помещении. Для тренировок следует выбрать одежду из натуральных материалов, хорошо впитывающих влагу и пропускающих воздух. Достичь максимального терапевтического эффекта в относительно короткий промежуток времени, необходимо соблюдать такие рекомендации врачей ЛФК и реабилитологов:

  • недопустимы резкие движения, высокоамплитудные наклоны, подъем тяжестей, интенсивные вращения плечом;
  • занятия должны проводиться ежедневно;
  • все движения выполняются плавно, медленно, аккуратно с постоянным отслеживанием возникающих ощущений.

Основное правило лечебной гимнастики — постепенное повышение нагрузок. Многие технически сложные упражнения не получиться выполнить с первого раза. С ними можно справиться через 1-2 месяца регулярных тренировок, когда связки и сухожилия станут достаточно крепкими.

Комплекс упражнений при болевом синдроме

В подостром периоде течения плечелопаточного периартрита тренироваться желательно под руководством врача ЛФК. Возникающие в это время боли достаточно сильные и любое неловкое, чрезмерно резкое движение спровоцирует их усиление.

Выполнение каких упражнений позволит улучшить самочувствие:

  • сесть, положить руки на стол, медленно сжимать и разжимать кулаки, а затем выполнять круговые вращения кистями;
  • лечь на спину, немного расставить ноги. Делать круговые вращения руками, при подъеме поворачивая кисти ладонями вверх;
  • лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела, а затем сгибать их в локтях, касаясь правой ладонью левого плеча, и наоборот;
  • лечь на спину, согнуть руки, разведя локти в стороны таким образом, чтобы ладони прикоснулись друг к другу;
  • сесть, положить ладони на плечи, на вдохе отводить локти в стороны, задержаться в этом положении на 5 секунд, выдохнуть и вернуться в исходную позицию.

На завершающем этапе тренировки нужно хорошо встряхнуть кисти и растереть ладонью больное плечо. Все упражнения следует выполнять 5-7 раз в 1-2 подхода.

Упражнения в стадии восстановления

Приступать к основной тренировке необходимо только после разминки. Следует сделать несколько неглубоких выпадов и приседаний, выполнить повороты и наклоны головы, корпуса, пройтись по комнате, высоко поднимая колени.

Упражнения при плечелопаточном периартрите в период ремиссии
В положении сидя на стуле или табуретеВ положении стоя
Сцепить пальцы в замок, на вдохе вытянуть руки, а затем поднять. Задержаться в этом положении на несколько секунд, выдохнуть и опустить рукиНемного расставить ноги, делать круговые вращения кистями, поднимая руки вверх. Повторить упражнение с отведением рук в стороны
Приподнять плечи, выполнить круговые вращения сначала вперед, затем назадРасставить ноги на ширене плеч, выполнять махи руками сначала вперед-назад, затем из стороны в сторону
Поочередно поднимать и заводить руки за спину, пытаясь коснуться ладонью противоположной лопаткиРасставить руки в стороны, сгибать их, касаясь ладонями плеч. Затем в положении руки на плечах сводить и отводить локти

Авторские упражнения

Даже “запущенные” проблемы с суставами можно вылечить дома! Просто не забывайте раз в день мазать этим.

Врачами–реабилитологами и мануальными терапевтами разработаны авторские методики лечения плечелопаточного периартрита движениями. Многие из них практикуют сочетание гимнастики с техникой глубокого дыхания, массажем, воздействием на пораженное плечо тепла или холода.

Гимнастика Попова

Чтобы избежать появления болей при периартрите, человек намеренно ограничивает подвижность плеча. Связки, сухожилия, мышцы «привыкают» к такому состоянию. Они становятся менее эластичными, прочными, плохо справляются с нагрузками даже после выздоровления. П. Поповым разработан комплекс упражнений, выполнение которых позволяет повысить функциональную активность связочно-сухожильного аппарата:

  • сесть на краю стула или табурета, выпрямиться, расставить немного ноги. На выдохе приподнимать переднюю часть стопы, одновременно скользя ладонями от основания бедра к коленям. Выдохнуть и также плавно сместить руки к бедрам;
  • встать, приподнять плечи, выполнить ими движение «восьмерка». Напрягаться должны не только мышцы плечевого пояса, но и всей спины;
  • стать прямо, обхватить ладонью кисть другой руки и тянуть ее вперед, одновременно отклоняя корпус назад.

Если при выполнении какого-либо упражнения возникают неприятные ощущения, то его можно смело исключать из комплекса. П. Попов считает, что оздоравливающий эффект оказывают движения, доставляющие удовольствие.

Метод Бубновского

Основный принцип лечения плечелопаточного периартрита по методу С. Бубновского — движение через боль. Перед началом занятий этот известный мануальный терапевт рекомендует пациентам отказаться от использования медикаментов. Избавляться от болей нужно не приемом анальгетиков, а укреплением мышц, позволяющим контролировать возникающие дискомфортные ощущения. Вот несколько упражнений из комплекса С. Бубновского:

  • лечь на спину, расставить ноги, руки вытянуть вдоль тела ладонями вверх. Поднимать руки и заводить за голову на вдохе, на выдохе возвращаться в исходное положение;
  • лечь на спину, руки расставить в стороны. Выполнять ими скользящие движения вверх и вниз, не отрывая кистей от поверхности пола;
  • лечь на живот, ноги расставить, руки вытянуть вперед. Приподнимать поочередно сначала правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу.

С. Бубновский предупреждает, что во время тренировки могут возникать слабые и даже умеренные боли. Но останавливать занятия нужно только при их усилении.

Гимнастика доктора Евдокименко

Задача тренировок по методу П. Евдокименко — возврат к нормальным двигательным паттернам. Это означает, что на завершающем этапе занятий плечевой сустав должен сгибаться и разгибаться без каких-либо усилий. Какие упражнения включены в лечебный комплекс:

  • сесть на табурет, немного расставить ноги, руки положить на бедра ладонями вниз. Выполнять сначала поочередные, а затем совместные вращения плечами;
  • встать прямо, руки положить на пояс. Смещать плечи вперед, а затем отводить назад на максимально возможное расстояние;
  • в положении стоя отвести поврежденную руку назад, помогая заведенной за спину здоровой рукой.

П. Евдокименко считает, что, только наладив работу мышечно-связочного аппарата, можно остановить распространения воспалительного процесса на здоровые мягкотканные структуры плечевого пояса.

Упражнения по Норбекову

М. Норбековым разработана методика лечения плечелопаточного артрита, направленная на одновременное улучшение физического и психоэмоционального состояния человека. Помимо упражнений для разработки плечевого пояса, в терапии применяются элементы психотерапии и аутогенное воздействие. Это позволяет устранить все стрессовые факторы, повысить устойчивость человека к влиянию внешних ситуаций. В комплекс могут быть включены такие упражнения:

  • встать, вытянуть руки вперед, крепко сжимать и разжимать кулаки;
  • сесть, округлить спину, поднимать плечи вверх имитируя пожимания;
  • в положении сидя выполнять вращательные движения плечами, стараясь максимально приблизить лопатки друг к другу.

На завершающем этапе тренировок нужно выполнить плавные, медленные движения на растяжку. Следует хорошо потянуться вверх, прогнув поясницу, а затем наклониться вперед, выставив перед собой руки.

Методика Сараева

А. Сараев — травматолог-ортопед, автор метода восстановления плечевого сустава с помощью тренировок с гимнастическим мячом или палкой. Такие приспособления помогают быстрее укрепить мышцы, стабилизирующие поврежденные структуры плеча. Вот несколько наиболее терапевтически эффективных упражнений:

  • встать, поднять палку над головой, наклониться вперед, прогибая спину. Вернуться в исходную позицию, отклонить назад;
  • встать, удерживая палку за спиной. Наклоняться вперед, одновременно поднимая палку на уровень лопаток;
  • встать, ноги расставить на ширине плеч, палку выставить перед собой. Поворачивать корпус сначала в одну, затем в другую сторону.

Так как упражнения выполняются с максимальной амплитудой, тренировку следует остановить при появлении выраженных болезненных ощущений.

ЛФК Джамалдинова

М. Джамалдинов — автор методики лечения патологий плечевого сустава с помощью часто повторяющихся движений. Их амплитуда настолько небольшая, что иногда со стороны незаметно, что человек выполняет какие-либо упражнения. Такой способ тренировок помогает улучшить кровообращение без микротравмирования хрящевых структур и мягких тканей. Какие упражнения рекомендует М. Джамалдинов:

  • сесть, немного расставить ноги, сжать пальцы рук и приложить к плечам. Выполнять частые, едва заметные вращения локтями;
  • сесть, положить руки на бедра, тянуться плечом вперед, как бы стараясь коснуться им противоположного колена;
  • в положении стоя поднять руки, сцепив пальцы в замок, делать ими круговые вращения.

Во время тренировок допустимы слабые дискомфортные ощущения. Но даже умеренная боль должна стать сигналом для продолжительного отдыха.

В каких случаях лучше воздержаться от гимнастики и ЛФК

При остром течении плечелопаточного периартрита заниматься категорически запрещено из-за высокой вероятности распространения воспалительного процесса. Тренировки не проводятся при плохом самочувствии больного, например, во время респираторных или кишечных инфекций, при скачках артериального давления.

Похожие статьи

Как забыть о болях в суставах?

  • Боли в суставах ограничивают Ваши движения и полноценную жизнь…
  • Вас беспокоит дискомфорт, хруст и систематические боли…
  • Возможно, Вы перепробовали кучу лекарств, кремов и мазей…
  • Но судя по тому, что Вы читаете эти строки – не сильно они Вам помогли…

Но ортопед Валентин Дикуль утверждает, что действительно эффективное средство от боли в суставах существует! Читать далее >>>

Оцените статью
Добавить комментарий