Гимнастика для грудничков: назначение, основные правила, комплексы упражнений

Особенности лечебной гимнастики для малышей

Занятия проводятся ежедневно, не следует выполнять упражнения сразу после кормления или если малыш капризничает и плачет. Не нужно слишком утомлять малыша, нагрузки должны возрастать постепенно. К упражнениям приступают после того, как ему исполнится месяц, гимнастика обязательно чередуется с массажем.

Все упражнения выполняются аккуратно, нежно, без лишних усилий. Во время занятий с грудничком необходимо ласково разговаривать, улыбаться, это поможет крохе быстрее привыкнуть к ежедневной физкультуре, а Вам подарит незабываемые минуты позитивного общения.

Если в процессе гимнастики дитя начинает капризничать, следует отвлечь его, можно ненадолго прерваться и поносить малыша на руках или показать ему яркую игрушку. Далеко не все детки любят выполнять упражнения, но если занятия проводятся ежедневно, быстро привыкают и перестают беспокоиться.

Животик следует поглаживать только по часовой стрелке. Упражнения особо не любимые малышом, следует выполнять последними, после гимнастики и массажа детки крепче и спокойнее засыпают.

Конечно, необходимо следить, чтобы в комнате не было сквозняков, комплекс лучше сочетать с воздушными ваннами, темпера в комнате должна быть 21-23°С.

Если у малыша имеются проблемы со здоровьем, ему не подходят обычные упражнения, в этом случае комплекс подбирается индивидуально и проводить занятия должен врач ЛФК.

Если в процессе гимнастики дитя начинает капризничать, следует отвлечь его, можно ненадолго прерваться и поносить малыша на руках или показать ему яркую игрушку. Далеко не все детки любят выполнять упражнения, но если занятия проводятся ежедневно, быстро привыкают и перестают беспокоиться.

Виды гимнастики

Гимнастические мероприятия подразделяют на несколько разновидностей. Выделяют следующие виды физкультуры:

  • лечебная;
  • классическая;
  • динамическая.

Лечебная физкультура применяется при дисплазии тазобедренного сустава, выраженном гипертонусе, кривошее и других заболеваниях. Такой вид гимнастики осуществляется только доктором.

Классический комплекс проводится родителями. Он включает в себя поглаживания, растирания, пассивные простые движения конечностями, выкладывание на живот. Комплекс упражнений можно получить у врача- педиатра.

Упражнения для малыша в 1 месяц:

  • Новорожденного укладывают на спину, осуществляют поглаживание груди, живота от центральной части к боковым.
  • Живот гладят по часовой стрелке.
  • Полаживают ноги от стоп к бедрам. Легонько надавливают на основание пальцев стоп. Проводят пальцем по подошве от пальчиков к пятке.
  • Кладут большой палец в ладошку, чтобы ребенок тренировал захват. Делают массаж рук от кистей к плечевому суставу. Осуществляют поглаживание ладошек.
  • Руки разводят в стороны. При сопротивлении ребенка движение прекращают.
  • Осуществляют сгибание и разгибание коленных суставов.
  • Кладут грудничка на живот, гладят спинку от шеи к ягодицам.
  • Поворачивают малыша на бок, проводят по позвоночнику.

Каждую из этих манипуляций повторяют по 7 раз. Гимнастика для новорожденного должна длиться не более 10 минут.

У малышей 2-месячного возраста количество упражнений больше, так как младенец способен некоторые движения выполнять сам.

Гимнастика к 2 месяцам:

  • Малышу вкладывают большие пальцы в ладошки, другими пальцами кисти обхватывают запястье. Потягивают за ручки на себя, чтобы грудничок подтянулся и попытался поднять голову. Поднимают так, чтобы спина ребенка была под углом 20ᵒ от поверхности пеленальника.
  • Берут голени малыша, начинают поочередно сгибать ноги в коленном суставе, прижимая согнутую ножку к животу. Скорость движений со временем увеличивают, но не намного.
  • В положении лежа на животе привлекают взгляд грудничка погремушкой, чтобы малыш искал предмет, поднимал голову.
  • В положении лежа на животе к стопам малыша прикладывают ладонь, чтобы он оттолкнулся от нее ногами.

Эти упражнения проводят ежедневно по 10 минут.

  • Новорожденного укладывают на спину, осуществляют поглаживание груди, живота от центральной части к боковым.
  • Живот гладят по часовой стрелке.
  • Полаживают ноги от стоп к бедрам. Легонько надавливают на основание пальцев стоп. Проводят пальцем по подошве от пальчиков к пятке.
  • Кладут большой палец в ладошку, чтобы ребенок тренировал захват. Делают массаж рук от кистей к плечевому суставу. Осуществляют поглаживание ладошек.
  • Руки разводят в стороны. При сопротивлении ребенка движение прекращают.
  • Осуществляют сгибание и разгибание коленных суставов.
  • Кладут грудничка на живот, гладят спинку от шеи к ягодицам.
  • Поворачивают малыша на бок, проводят по позвоночнику.

Общие принципы

Если противопоказания отсутствуют, целесообразно начинать заниматься с ребенком с 1,5-2 недель. К этому времени малыш достаточно хорошо адаптируется к новой среде обитания. Маме, которая намерена заниматься с ребенком гимнастикой, нужно знать некоторые общие правила, которые помогут добиться максимальной пользы и сделать сам процесс занятий интересным и приятным для всех.

  • Занимайтесь с ребенком каждый день. Только ежедневная гимнастика, а не пара упражнений от случая к случаю будет полезной и действенной.
  • Для занятий используйте ровную поверхность, которая не будет проваливаться под весом малыша — стол, столешницу, пеленальный столик или крышку комода.
  • Повторяйте каждое упражнение не более 3-5 раз, этого вполне достаточно, чтобы малыш не уставал.
  • Превратите занятие в игру — со стихом, песней и прибауткой. Малышу это обязательно понравится.
  • Делайте гимнастику в проветренном помещении, в котором нежарко (не более 21 градуса тепла), снимайте на время гимнастики подгузники и всю одежду. Летом, если на улице тепло и не дождливо, можно проводить гимнастику на свежем воздухе.
  • Заставлять ребенка делать зарядку нельзя. Если грудничок капризничает и плачет, не стоит продолжать выполнять упражнения. К гимнастике можно будет вернуться тогда, когда ребенок будет настроен на игру и общение.
  • Составляя программу гимнастики для своего ребенка, выбирайте только те упражнения, которые подходят ему по возрасту, ведь избыточная физическая нагрузка может навредить.
  • Делайте упражнения, которые будут способствовать симметричному развитию парных мышц, чтобы не допустить преобладания односторонней мышечной активности.
  • Длительность занятия установите на уровне 10 минут. Для начала — не более 2 минут, потом каждые два дня увеличивайте время на одну минуту, пока не достигнете десятиминутной «тренировки».

Зарядку можно проводить несколько раз в день:

  • после пробуждения и утренних гигиенических процедур – утреннюю;
  • гимнастику в сочетании с общеукрепляющим массажем – в первой половине дня;
  • несколько расслабляющих упражнений в составе успокаивающего вечернего массажа, который делают перед купанием.

Проводите гимнастику на разогретые мышцы, если даже не проводите предварительного массажа: легко растирайте ладонями ручки, ножки, живот и спинку, прежде, чем перейти к выполнению комплекса упражнений.

Также следите за тем, чтобы ребенок не был голоден на момент занятий, поскольку голод будет отвлекать его, малыш начнет плакать. Опасно делать упражнения и сразу после еды — это может спровоцировать обильное срыгивание.

Оптимально запланировать занятие через полтора часа после еды или за час до очередного кормления.

Можно добавить упражнения на фитболе – как на спине, так и на животе.

Гимнастика для грудничков: назначение, основные правила, комплексы упражнений

Двигательная активность новорожденного ограничена, а его внутренние системы органов продолжают развиваться и совершенствоваться. Чтобы отсутствие активности не сказалось на развитии малыша, необходимо с первых недель жизни заниматься с ним гимнастикой. Для этого разработаны специальные массажно-гимнастические комплексы. Ошибочно думать, что они проводятся только с теми детьми, у которых имеются какие-либо отклонения в развитии или врожденные дефекты. Регулярная гимнастика для грудничков обязательна для всех. Чем раньше молодые родители позаботятся об этом, тем полноценнее будет расти и развиваться ребенок.

  1. Зачем грудничкам нужна гимнастика?
  2. Правила проведения гимнастики
  3. Основные комплексы упражнений


Двигательная активность новорожденного ограничена, а его внутренние системы органов продолжают развиваться и совершенствоваться. Чтобы отсутствие активности не сказалось на развитии малыша, необходимо с первых недель жизни заниматься с ним гимнастикой. Для этого разработаны специальные массажно-гимнастические комплексы. Ошибочно думать, что они проводятся только с теми детьми, у которых имеются какие-либо отклонения в развитии или врожденные дефекты. Регулярная гимнастика для грудничков обязательна для всех. Чем раньше молодые родители позаботятся об этом, тем полноценнее будет расти и развиваться ребенок.

Правила проведения гимнастики

Не нужно бояться отсутствия специального образования и каких-то навыков в этом деле. Такая гимнастика потребует всего лишь соблюдения определенных рекомендаций, которые окажутся под силу каждому родителю. Начинайте с самых простых упражнений, постоянно наблюдая за поведением и самочувствием грудничка. Если все будет хорошо, он будет вести себя спокойно. Если же все закончится плачем, не расстраивайтесь: выберете другой момент для занятий. Чтобы добиться результатов, всегда помните об основных правилах проведения гимнастикой с малышом.

  1. Идеальное время для занятий — смена подгузников, за полчаса до кормления или через час после него.
  2. Разденьте ребенка: так одежда не будет ему мешать двигаться.
  3. Нужна ровная поверхность — может быть, это будет пеленальный столик или обычный стол с подложкой из поролона.
  4. Специалисты утверждают, что 1 месяц — уже достаточный возраст для того, чтобы начинать занятия. Но если вы упустили этот момент, не поздно будет начать в 2, 3 и даже 4 месяца. Но чем раньше, тем эффективнее будут результаты.
  5. В 1 и 2 месяца становится доступной и гимнастика на фитболе.
  6. Регулярность — основное условие эффективности упражнений. Их нужно делать ежедневно в течение всего года после рождения.
  7. Комната должна быть проветренной и прогретой до 21°С.
  8. Начинать действо рекомендуется нежными, легкими поглаживаниями без нажима, ладонями и пальцами. Ручки рекомендуется поглаживать от пальчиков — к плечам, ножки — от ступней к паху, животик — с боков к центру (к пупку). Если гладите животик, делайте это вокруг пупочка по часовой стрелке.
  9. Каждое упражнение повторяйте по три (можно больше) раза.
  10. Длительность зарядки не должна превышать 15 минут.
  11. Сопровождайте каждое свое действие ласковыми словами и улыбкой, чтобы гимнастика формировала у грудничка положительную реакцию на процедуры.
  12. Если какое-то упражнение малышу не нравится, уберите его из комплекса и вернитесь к нему спустя какое-то время. Возможно, он до него еще не дорос. Плохое самочувствие и усталость (после какой-нибудь поездки, например) — повод для того, чтобы отложить данные процедуры.

Соблюдая эти рекомендации, родители смогут закрепить и совершенствовать определенные двигательные навыки грудничка. Таким образом гимнастика будет способствовать быстрому развитию ребенка в соответствии с его возрастом.

  1. Вложите в его ладошки указательные пальцы. В 3 месяца малыш уже уверенно ухватывается за них и приподнимается. Помогите ему: притягивайте его к себе.
  2. Развивайте в 3 месяца зрительные способности ребенка и тренируйте внимание. Возьмите яркую игрушку и двигайте ею перед малышом в разные стороны. Он должен следить за ней глазами.
  3. Аккуратно потягивайте его пальчики от оснований к ноготкам, но без рывков. В 3 месяца уже нужно закладывать основы тактильного развития.
  4. В 3 месяца рекомендуется продолжать занятия на фитболе, постепенно усложняя их.

Классическая гимнастика в возрасте 3 месяцев

К 3-хмесячному возрасту малыш уже достаточно натренирован, поэтому можно вносить в занятия новые элементы в комплекс утренних упражнений. Когда крошке исполнится 3 месяца, упражнения, уже освоенные в 2 месяца, можно дополнить следующими элементами:

  • Переворачивание на живот – мама берет ребенка за одну ручку. Второй рукой мама захватывает в области голени обе ножки. Поворот на бок начинается с ног, потом подтягиваем руку, пока он сам не перевернется.
  • Неполное присаживание – лежащему на спине малышу нужно подать большие пальцы, чтобы он их плотно сжал. Остальными пальцами захватываем ладошку и приподнимаем его, не доводя до положения сидя. В результате происходит тренировка мышц пресса, шеи, позвоночника.
  • Скользящие ступни – уложить малыша на спину, захватить ноги внизу, медленно выпрямить одну ногу, выполняя ею скользящее движение. Затем упражнение повторяется для второй ноги.
  • Пловец – ребенок лежит на животе, мама подводит ладонь под его живот и грудь, второй рукой держи ноги. Его нужно поднять на несколько секунд на ладони, ноги должны быть чуть выше, чем голова. Это упражнение достаточно повторить 1 раз.
Читайте также:  Гелусил-лак: инструкция по применению, аналоги, отзывы врачей

Упражнения с ножками и ступнями очень важны, поскольку там расположено огромное количество жизненно важных точек. Кроме того, именно мышцы ног отвечают за дальнейшую двигательную активность ребенка

  1. Ребенок лежит на животе. Одной рукой берем его за ручку в районе запястья, другой – в районе икры. Нужно поднять его вверх несколько раз. Потом упражнение выполняется аналогично с другой стороны.
  2. Малыш лежит на спине. Его нужно взять руками за щиколотки, поднять за ноги кверху, покачать с минимальной амплитудой 3 раза.
  3. Положить ребенка спиной на кроватку, большие пальцы рук мамы у него в ладошках, остальными пальцами обхватываются запястья. Плавно поднимаем его с кровати, затем нужно вскинуть ребенка таким образом, чтобы его руки были разведены в стороны. Повторить 3 раза.

Общие упражнения для лечебной гимнастики

Если грудной ребенок готов узнать, что такое лечебная физкультура, начните делать следующие упражнения.

  1. Развиваем правильное дыхание. Уложите кроху на спинку, скрестите его ручки на груди. По очереди поднимайте ручки вверх, слегка удерживайте их в таком положении. Затем поднимите вверх обе ручки, заводят их за голову, после чего опускают вниз, располагая вдоль туловища.
  2. Гимнастика для ножек. Согнуть ножки младенца в коленных и тазобедренных суставах, сомкнуть их, сблизив коленки. Придерживая большим пальцем коленку, остальными обхватить таз грудничка и выполнять повороты таза в стороны. Еще одно упражнение – по очереди сгибать ножки малыша, а затем чередовать их сгибание со сгибанием ручек. Третье упражнение – разводить ножки в тазобедренном суставе. При этом усилия прилагать не нужно – все должно происходить медленно и аккуратно.
  3. Повороты с спины на животик. Чтобы грудничок научился переворачиваться, это упражнение выполнять нужно обязательно. Важно, чтобы рядом был помощник. Грудной малыш должен лежать на спине. Помощник вытягивает его правую ручку вверх и удерживает ее в таком положении, а инструктор в это время фиксирует правое бедро крохи. Затем помощник должен зафиксировать правую ладошку грудничка на столе, расправив ладошку. Инструктор должен переложить левую ножку крохи через правую, помогая ему перевернуться на животик.
  4. Как научить ребенка ползать? Проще выполнять действие вдвоем: один взрослый держит грудничка за ноги, второй за руки. Первый попеременно подтягивает ножки к животику, а второй – по очереди переставляет ручки младенца. Если грудной ребенок еще не держит самостоятельно голову, следует привлечь к упражнению еще одного взрослого.

Через 4 месяца после рождения грудничок начнет делать первые попытки, чтобы сесть. В этот период ему важно подсобить, и поможет в этом лечебная гимнастика.

  1. С положения «лежа на спине» малыша приподнимают за спинку, делая упор на правую ручку, согнутую в локте. Это же повторяют с левой ручкой.
  2. Ребенок лежит на спине, ему в ручки дают палочку толщиной 2-3 см. Придерживая кулачки крохи, поднимают малыша от поверхности стола, заставляя его сесть. Нужно следить, чтобы ножки грудничка оставались ровными.
  3. Палочку укладывают под пеленку, сложенную в несколько раз, ставят ножками на нее ребенка, удерживая под мышками. Расположение ножек – на ширине плеч. Во время приседаний нужно следить, чтобы ножки не смешались.
  4. Наклоны на палочке. Ставят ребенка, как в предыдущем упражнении. Правой рукой удерживают грудничка за живот и грудь, а левой фиксируют коленки. После этого выполняют наклоны.
  5. Стойка на четвереньках. Взрослые приподнимают ребенка за животик, фиксирую ручки на поверхности стола, а ножки сгибают в коленных и тазобедренных суставах. В таком положении ребенок должен находиться порядка 1 минуты.

Когда малыш уж может стоять на четвереньках, его обучают ползанию по аналогии упражнения по ползанию на животе.

  1. С положения «лежа на спине» малыша приподнимают за спинку, делая упор на правую ручку, согнутую в локте. Это же повторяют с левой ручкой.
  2. Ребенок лежит на спине, ему в ручки дают палочку толщиной 2-3 см. Придерживая кулачки крохи, поднимают малыша от поверхности стола, заставляя его сесть. Нужно следить, чтобы ножки грудничка оставались ровными.
  3. Палочку укладывают под пеленку, сложенную в несколько раз, ставят ножками на нее ребенка, удерживая под мышками. Расположение ножек – на ширине плеч. Во время приседаний нужно следить, чтобы ножки не смешались.
  4. Наклоны на палочке. Ставят ребенка, как в предыдущем упражнении. Правой рукой удерживают грудничка за живот и грудь, а левой фиксируют коленки. После этого выполняют наклоны.
  5. Стойка на четвереньках. Взрослые приподнимают ребенка за животик, фиксирую ручки на поверхности стола, а ножки сгибают в коленных и тазобедренных суставах. В таком положении ребенок должен находиться порядка 1 минуты.

Как правильно делать упражнения

Большинство упражнений гимнастики для младенцев 1 месяца и старше разрабатывается специалистами с учетом многих значимых факторов, потому для наблюдения положительной динамики важно делать все правильно.


Гимнастика для малышей – специфическое занятие, требующее определенной подготовки и выполнения правил безопасности.

Правила проведения гимнастики с детьми до 1 года

  • Раздел:Гимнастика для детей до 1 года
  • | E-mail |
  • | Печать

При проведении гимнастических упражнений надо учитывать индивидуально-типологические особенности ребёнка, которые определяют его развитие. Огромную роль в развитии ребёнка играет обучение, то есть появление новых функциональных связей в процессе индивидуального опыта. Необходимо также строго учитывать анатомо-физиологические особенности раннего возраста. Так, костная система грудного ребёнка мягкая, легко поддается искривлением (тяжёлое одеяло, тесная одежда, ранняя нагрузка на конечности). Суставы и связочный аппарат слабый, в виду чего движения должны быть непринужденным, свободными; чрезмерная нагрузка на нижние конечности может привести к плоскостопию и нарушениям осанки. Не следует также применять пассивно-вынужденные движения – возможно растягивание суставной сумки, связок.

Перечислим наиболее важные с методической точки зрения положения:

1. Гимнастику следует применять наряду с другими средствами физического воспитания: рациональным питанием, достаточным пребыванием на свежем воздухе, достаточным сном, правильной организацией бодрствования;

2. Упражнения всегда должны вызывать положительный эмоциональный тонус, развивать его и тренировать;

3. Упражнения при применении их у здорового ребёнка не должны быть насильственными, они должны соответствовать двигательным умениям детей (не возрастным, а фактическим);

4. Упражнения должны быть активными. Обучение происходит на базе безусловных рефлексов (кожно-мышечных) и рефлексов положения, а затем – на базе появляющихся двигательных умений. С лечебной целью могут применяться и пассивные упражнения.

5. Первые месяцы жизни перед занятием следует вызвать “комплекс оживления”.

В каждое занятие должны включаться упражнения, способствующие развитию и укреплению мышц спины, живота, груди.

Упражнения, при которых используют умение стояние, сидения, могут применяться при достаточно хорошем тонусе мышц живота, спины и нижних конечностей, то есть при хорошем умение двигаться в горизонтальном положении (активные повороты на живот и на спину, ползание на животе, на четвереньках) и развитии акта хватания.

Стимуляция упражнений игрушкой обычно является вспомогательной, но иногда она необходима. Игрушки, применяемые при занятиях, не должны использоваться для самостоятельных игр, так как они не будут вызывать интереса и активности.

Упражнения всегда сопровождаются речевыми указаниями, словами; с 7-8 месяцев стараются побудить к выполнению упражнений по слову.

Начинать занятия гимнастикой лучше с упражнений в горизонтальном положении, ибо эти упражнения укрепляют мышцы спины, живота, способствует формированию правильной осанки и стимулируют дыхание и кровообращение.

Упражнения проводят по принципу от простого к более сложному, от более легких по физиологической нагрузки к более трудным.

Занятия гимнастикой рекомендуется проводить ежедневно в одни и те же часы. Следует добиваться выполнения предлагаемых упражнений, но не забывать, что частое их повторение может вызвать утомление. Для хорошего контакта с ребёнком нужно проводить гимнастику в условиях, при которых отвлекающие моменты отсутствуют. С некоторыми детьми можно заниматься в небольшой группе.

Перед занятием проводят так называемый “дыхательный массаж”, массаж конечностей, затем “дыхательный массаж” применяют в середине и в конце занятий.

При составлении гимнастических комплексов нужно учитывать физиологическое воздействие упражнений на организм. Так, например, упражнение “рефлекторное ползание” ( по дданным пульса, дыхания, пневмограммы) дают слабую нагрузку, рефлекторные повороты – значительную нагрузку, активное ползания с помощью и без помощи от 5 до 12 месяцев дают значительную нагрузку, повороты с помощью в 4-7 месяцев дают среднюю физиологическую нагрузку, активные повороты в 8-12 месяцев – слабую. Попытки к присаживанию в 4-7 месяцев дают слабую нагрузку, присаживание с небольшой опорой в 8-12 месяцев – среднюю нагрузку.

Физиологическая нагрузка регулируется количеством повторных упражнений, их ритма, продолжительностью занятий. Гимнастику и массаж следует проводить ежедневно от 3 до 10-15 минут в зависимости от возраста и состояния ребенка. Если ребёнок отказывается выполнять упражнения, нельзя принуждать его, надо через одно-два упражнения снова предложить его или выполнить на следующем занятии.

При назначении гимнастических комплексов надо стараться избегать шаблона. Существующая в данное время практика занятий с детьми гимнастикой в кабинетах ЛФК не совсем правильна, так как обучающий – медсестра или методист физкультуры, – не зная особенности данного ребёнка, не может подобрать необходимые упражнения или комплекс упражнений именно для него. Занятия необходимо проводить ежедневно, в одни и те же часы в зависимости от режима (от времени бодрствования). Если ребёнок не спит после кормления, то проведение гимнастики возможно через 30-40 минут после еды и при условии, что он не склонен к срыгиванию, рвотам. В противном случае гимнастику следует проводить до кормления.

Гимнастика является одним из лучших методов воздушного закаливания. В помещении для занятий в первые месяцы жизни температура воздуха должно быть 22-24 градуса по Цельсию. В дальнейшем занятия можно проводить при температуре 20-22 градусов по Цельсию.

Первый месяц жизни при проведении гимнастики ребёнка одевают в лёгкую распашонку. На втором месяце жизни часть гимнастических упражнений проводят, оставляя ребёнка в полуобнаженном виде, и часть – в обнаженном. В последующие месяцы жизни гимнастику следует проводить, не одевая ребёнка. Если ребенка по состоянию здоровья нельзя обнажать, то гимнастику можно проводить, одев его в лёгкие ползунки и распашонку.

Во время систематических занятий гимнастикой наблюдающий за ребенком врач, медсестра могут выявить рано проявляющиеся нарушения в его психическом и физическом развитии, например: слабо выраженный комплекс оживления в возрасте 3-4 месяца; не выраженное рефлекторное ползание, повороты в первые месяцы жизни; отсутствие активных поворотов в возрасте 5-7 месяцев; не выраженный упор на ножки в возрасте 6-7 месяцев; отсутствие элементов хватания в возрасте 4-5 месяцев и так далее, что указывает на задержку нервно-психического развития, связанную с какой-либо патологией.

Некоторые элементы гимнастического комплекса (например “комплекс оживления”) нужно проводить во время каждого переодевания и перед кормлением, вызывая у ребёнка положительные эмоции. Последние закрепляются при тренировке и, чем раньше они вырабатываются, тем увереннее преобладают над отрицательными и создают лучшие условия для хорошего психического и физического развития. С преобладанием положительных эмоций у ребёнка создаются также условия для тренировки нервных процессов, их силы, подвижности, уравновешивания.

Читайте также:  Бактериофаг стрептококковый (streptococcal bacteriophag) инструкция по применению

Упражнения “рефлекторное ползание” и “рефлекторное ползание в полувертикальном положении” способствуют лучшему отхождению газов, поэтому их применяют перед каждым кормлением у детей, склонных к запорам, вздутию кишечника.

Если нет возможности провести комплекс полностью, то можно заменить его упражнениями, дающими среднюю или сильную физиологическую нагрузку: ползание, повороты (рефлекторные, с помощью, активные). Только при систематических занятиях гимнастика как часть физического воспитания окажет свое тренирующие воздействия на ребёнка, совершенствуя его развитие, укрепляя сопротивляемость его организма простудным и инфекционным заболеваниям.

При обучении матери комплексам гимнастики необходимо постоянно подчеркивает необходимость систематических прогулок, режима сна, организации бодрствования, правильного питания – только комплексное воздействие всех этих факторов будет способствовать правильному развитию ребенка.

Физическое воспитание ребенка раннего возраста имеет огромное значение не только для его здоровья, но и для воспитания в нём таких ценных качеств, как воля, самостоятельность.

Проведение занятий с детьми раннего возраста обуславливает улучшение двигательной функции и развития двигательных навыков в их жизни.

Упражнения всегда сопровождаются речевыми указаниями, словами; с 7-8 месяцев стараются побудить к выполнению упражнений по слову.

массаж и гимнастика для малышей первого года жизни

Скачала в интернете книгу “Энциклопедия методов раннего развития”, вот инструкция из нее, как правильно делать гимнастику и массаж, малышам от 1 месяца, и варианты их проведения.

Зачем это нужно?
Массаж и гимнастика – это, прежде всего, лечебно-оздоровительные процедуры,
которые способствуют раннему развитию детей, улучшают психическое и физическое
самочувствие. Легкие спокойные прикосновения к коже ребенка помогают ему избавиться
от стрессов, активизируют внутренние резервы организма. Улучшается мышечный тонус
младенца, стимулируется его физическая активность – ведь в этом возрасте он еще не
может двигаться самостоятельно. Массаж и гимнастика способствуют усилению
кровообращения, очищают кожу малыша, удаляя отмершие клетки кожи.
Кроме того, эти занятия обычно доставляют ребенку огромное удовольствие, он учится
осознавать свое тело. Немаловажен и постоянный тактильный контакт с родителями,
который способствует стабилизации психики ребенка.

Что развивается с помощью массажа и гимнастики?
Костно-мышечная система. В результате систематических занятий массажем и
гимнастикой мышцы ребенка становятся крепкими и эластичными: при сокращении
мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует
рост костей, они становятся толще, шире и крепче.
Система кровообращения. Работающая мышца потребляет в семь раз больше кислорода
и в три раза больше питательных веществ, чем бездействующая. Это значит, что во время
упражнений мышечная ткань обильнее снабжается кровью; объем крови, выталкиваемой
сердцем в сосуды, увеличивается; усиливается и легочная вентиляция, то есть насыщение
крови кислородом.
Лимфатическая система. Массаж непосредственно действует на лимфатическую
систему, расположенную близко к коже. Ток лимфы ускоряется, тем самым содействуя
освобождению тканей от продуктов обмена веществ. Нормализуется течение обменных
процессов в организме.
Нервная система. Во время мышечной нагрузки происходит нормализация процессов
возбуждения и торможения. Кроме того, прикосновение материнских рук во время
проведения массажа и гимнастики способствует созданию атмосферы эмоционального
благополучия у ребенка.
Пищеварительная система. При коликах и болях в животе массаж приносит ребенку
существенное облегчение, высвобождая газы и позволяя малышу опорожнить кишечник.

Как этим заниматься?

Когда начинать?
Начинать занятия массажем и гимнастикой можно в первые же недели после родов.
Следует соблюдать принцип постепенности, переходя от простейших упражнений к более сложным.

Где и с кем заниматься массажем и гимнастикой?
В этом вопросе существуют две противоположные точки зрения. Некоторые врачи и
родители считают, что заниматься массажем и гимнастикой с ребенком первого года
жизни могут только подготовленные специалисты, закончившие профессиональные
курсы, знающие строение детского тела, направления течения крови и лимфы и прочие
тонкости. Сторонники этого взгляда предпочитают приглашать массажистов-
специалистов на дом или посещать их в детских поликлиниках, оздоровительных центрах.
Обычно в течение первого года жизни ребенку назначаются 4-5 курсов массажа и
гимнастики по 10-12 сеансов. Курсы проводятся один раз в 2-3 месяца, каждый сеанс
длится по 30-40 минут.
Другие врачи и родители считают, что никто лучше матери не чувствует тело своего
ребенка, а сам массаж не такая сложная наука, чтобы обычная женщина не смогла его
освоить. Кроме того, общение с чужим человеком является для ребенка раннего возраста
сильным эмоциональным стрессом. Сторонники такого подхода самостоятельно
занимаются с ребенком массажем и гимнастикой, обычно дважды в день – утром (вместо
«взрослой» зарядки) и вечером, перед купанием.

Как подготовиться к массажу и гимнастике?
Подготовьте стол, обеспечьте приток свежего воздуха
(например, откройте окна). В теплое время года можно проводить занятия на открытом
воздухе. Ребенка следует раздеть догола. Руки взрослого, проводящего занятия, должны
быть чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Часы,
кольца на время проведения занятий следует снять. Некоторые специалисты советуют
перед началом массажа смазать руки взрослого и тело ребенка маслом – для мягкости.
Однако против этого есть и возражения: масла и кремы усиливают скольжение, а тальк и
присыпки следует использовать только при повышенной потливости рук.

Как делать массаж и гимнастику?
Основные правила занятий массажа и гимнастикой.
1. Массаж и гимнастика не должны проводиться, если ребенок голоден, только что поел
или только что проснулся.
2. Упражнения должны доставлять ребенку удовольствие. Заниматься с плачущим
малышом недопустимо.
3. Следует чередовать упражнения для разных групп мышц, соблюдая принцип
«рассеянной нагрузки».
4. Строгая последовательность проведения – сначала массаж, потом гимнастика.
Рекомендуется проводить гимнастические упражнения с определенной областью тела
сразу после того, как закончен массаж этой области.
5. Обычно обе процедуры занимают 20-30 минут: 10-15 минут длится массаж и столько
же – гимнастика.

Вариантов проведения массажа огромное множество. Мы опишем два доступных
каждому варианта – самый простой и чуть посложнее. Самое главное – понять основные
принципы и применять их на практике.

Вариант 1
Массаж и гимнастика по Е. Комаровскому
В этом варианте массаж состоит из двух этапов: поглаживание и разминание.
Поглаживание – простейшее действие: взрослый проводит своей рукой по коже ребенка
без особого давления. Последовательность: ребенок лежит на спине – взрослый гладит ноги (стопа, голень, бедро), руки (кисть, предплечье, плечо). Ребенка переворачивают на
живот, гладят ягодицы, спину. Затем ребенок снова на спине – поглаживание живота,
грудной клетки, шеи, головы.
После окончания этапа поглаживания в той же самой последовательности взрослый
разминает мышцы, то есть проводит рукой и немного надавливает на тело ребенка. При
массаже живота основание кисти ставится ребенку на лобок, после чего четыре пальца
правой руки (кроме большого) массируют живот по часовой стрелке.
После окончания массажа проводится гимнастика, суть которой состоит в сгибании
конечностей.

Упражнение 1
Одной рукой возьмите ребенка за голень или бедро, другой – за большой палец ноги.
Крутите, наклоняйте, сгибайте голеностопный сустав в разные стороны (рис. 1). То же
самое повторите с другой ногой.

Упражнение 2
Одной рукой возьмите ребенка за бедро, другой – за голеностопный сустав или голень.
Сгибайте в разные стороны. То же самое повторите с другой ногой.

Упражнение 3
Обеими руками возьмите ребенка за обе голени и совершайте сгибательные движения,
аналогичные езде на велосипеде, а также круговые движения. При этом
одновременно задействованы коленные и тазобедренные суставы.

Упражнение 4
Одной рукой захватите руку ребенка чуть ниже локтя, другой – за пальцы рук. Крутите,
наклоняйте, сгибайте его руку в запястье. То же самое повторите с другой
рукой.

Упражнение 5
Вложите большой палец своей руки в ладонь ребенка, ухватив его при этом за запястье.
Сгибайте его руку в локте.

Упражнение 6
Обеими руками возьмите ребенка за обе руки, вложив большой палец в его ладонь и
ухватив остальными пальцами за запястье. Совершайте сгибательные и круговые
движения руками. Перекрещивайте его руки на животе и вновь разводите в
стороны.

Вариант 2
Массаж и гимнастика по И. Красиковой
В этом варианте массаж и гимнастика усложняются по мере взросления ребенка.
Отдельный комплекс упражнений предлагается для недоношенных детей.
Главная особенность предложенных упражнений – их комплексность, то есть каждое
упражнение представляет собой сложное комбинированное движение, в котором
участвуют многие группы мышц и не менее двух суставов. Эти комбинированные
движения соответствуют естественному развитию малыша, что отражено в названии
упражнений («ползание», «шаги» и др.). Отдельные суставные движения в этой системе
отсутствуют, так как считается, что они не свойственны ребенку раннего возраста.

Комплекс для ребенка в возрасте 1-3 месяцев
Упражнение 1. Массаж рук
Положите ребенка на спину, ногами к себе. Удерживайте руку ребенка за кисть, вложив
ему в ладонь ваш большой палец. Поглаживайте сначала внутреннюю, а затем внешнюю
поверхность его руки в направлении от кисти к плечу. Повторите то же с другой
рукой. Удобнее массировать правую ручку ребенка правой рукой, левую – левой.

Упражнение 2. Массаж ног
Поддерживайте ногу ребенка в полусогнутом положении, держа своей рукой его пятку.
Поглаживайте задненаружную поверхность в направлении от стопы к бедру. Повторите то же с другой ногой. Не рекомендуется массировать переднюю поверхность
голени, внутреннюю поверхность бедра, следует избегать толчков в коленные суставы.

Упражнение 3. Массаж спины
Положите ребенка на живот. Если малыш еще не удерживает голову, то поверните ее
набок сначала в одну, потом в другую сторону. Можно подложить ему под грудь
сложенную пеленку. Погладьте спинку ребенка несколько раз в направлении от ягодиц к
голове и обратно.

Упражнение 4. Разгибание позвоночника
Положите ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, двумя
пальцами другой рукой проведите вдоль позвоночника от крестца к шее. В ответ
малыш прогибает спинку. Если этого не происходит, повторите поглаживание, чуть
усилив нажим. Затем повторите движение, перевернув ребенка на другой бок.

Упражнение 5. Массаж живота
Ребенок лежит на спине. Взрослый поглаживает его животик круговым движением по
ходу часовой стрелки. Постарайтесь на надавливать на область печени (правое
подреберье). Затем проведите встречное поглаживание: левая рука лежит в нижней части
живота ребенка, а правая – в верхней. Одновременно руки движутся в противоположных
направлениях: левая вверх, правая вниз. Затем проведите поглаживание косых
мышц живота: ладони рук лежат под поясницей ребенка, обхватывающими движениями
руки направляются навстречу друг другу, пальцы соединяются над пупком.

Упражнение 6. Укрепление мышц живота
Подведите ладони обеих рук под спину ребенка, поддерживая его голову. Медленно
поднимайте малыша почти до вертикального положения, затем медленно опускайте. Следите, чтобы ребенок упирался стопами в живот взрослого и не запрокидывал
головку.

Упражнение 7. Массаж стоп
Удерживайте ногу ребенка одной рукой в области голени. Указательный и средний
пальцы другой руки приложите к тыльной стороне стопы, создавая опору. Подушечкой
большого пальца энергично поглаживайте подошву круговыми движениями или рисуя
«восьмерку». Затем, не меняя положения рук, несколько раз согните и разогните ножку
ребенка в голеностопном суставе. Повторите упражнения с другой ногой.

Упражнение 8. Рефлекторное ползание
Положите ребенка на живот, согните ему ножки, разведя в сторону колени. Осторожно,
не прикасаясь к подошвам, обхватите стопы ребенка с тыльной стороны.

Читайте также:  Глюкоза раствор инструкция по применению, аналоги, состав, показания

Затем прикоснитесь большими пальцами к обеим подошвам одновременно. В ответ
малыш рефлекторно разгибает ноги, энергично отталкиваясь и продвигаясь вперед.
Следите, чтобы ваши руки создавали хорошую опору и малыш мог бы оттолкнуться от
них. Уложите руки ребенка под грудью, чтобы они не мешали ему.

Упражнение 9. Эмбрион
Положите ребенка на спину, «сгруппируйте» его: сложите ручки крест-накрест на груди,
подтяните согнутые ноги к животу, широко разведя в стороны колени, наклоните головку
к груди.
Одной рукой придерживайте ему руки и ноги, другой – голову под затылком. В таком
«эмбриональном» положении покачайте ребенка взад-вперед, из стороны в сторону и по
кругу.

Упражнение 10. Рефлекторная ходьба
Возьмите малыша под мышки в вертикальном положении. Дайте ему прикоснуться
стопами к твердой поверхности стола. Ведите его, слегка наклоняя вперед и как бы
перенося вес его тела с одной ноги на другую, закрепляя тем самым врожденный рефлекс
ходьбы.

Держа ребенка на весу, старайтесь не сдавливать ему грудную клетку и следите, чтобы
он полностью ставил стопу на опору, а не «ходил» на цыпочках.

Комплекс для ребенка в возрасте 3-4 месяцев
Вышеперечисленные упражнения сохраняются (при этом некоторые из них
усложняются) и добавляются новые.

Упражнение 11. Кольцевое растирание
К упражнениям 1-2 в этом возрасте добавляется кольцевое растирание: вложите свой
большой палец в кисть ребенка, а большим и указательным пальцем другой своей руки
обхватите его руку в области запястья. Делайте энергичные кольцевые растирания, в 3-4
оборота продвигаясь до локтя, а затем в 5-6 оборотов до плечевого сустава.
Повторите упражнение на другой руке. Аналогично проводится кольцевое растирание
ног, но ноги растираются обеими руками, которые движутся от стопы к бедру.

Упражнение 12. Повороты со спины на живот
Повороты выполняют 2-3 раза в каждую сторону. Вложите указательный палец своей
руки в ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Указательным и
большим пальцем другой руки обхватите снизу одну ногу ребенка, а другими пальцами
той же руки – вторую ногу (захват «вилочка»). Поверните таз ребенка вперед,
малыш самостоятельно повернет верхнюю часть тела и голову. Задержите малыша в этом положении на несколько мгновений, затем выведите ручку немного вперед – и он
перевернется на живот.

Упражнение 13. «Боксер»
Ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладошки ребенка,
остальными пальцами слегка придерживайте его кисти.
Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, как бы боксируя ими.
Избегайте резких рывков.

Упражнение 14. «Пловец»
Поверните малыша на живот. Поддерживая его ноги «вилочкой» и поднимая их,
подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите ребенка над
столом. Малыш в течение нескольких секунд просто лежит на вашей ладони, как
на площадке.

Упражнение 15. Покачивание на мяче.
Положите ребенка животом на надувной мяч, широко разведя его ноги в стороны.
Покачайте его в различных направлениях. Побуждайте его самостоятельно
отталкиваться руками и ногами от поверхности стола. Затем положите ребенка на мяч
спиной и покачайте в разные стороны.

Комплекс для ребенка в возрасте 4-6 месяцев
К предыдущим упражнениям добавляются новые.

Упражнение 16. Скользящие шаги
Малыш лежит на спине. Удерживайте его ножки в нижней части голеней. Выпрямите
одну ногу, скользя при этом стопой по поверхности стола.
Таким же образом выпрямите другую ногу. Сгибайте ноги ребенка вместе или
поочередно, широко разводя колени в стороны. Можно менять темп движений:
медленно – быстро – медленно, и сопровождать шаги ритмичным счетом или присказкой.

Упражнение 17. Присаживание с прогибанием позвоночника
Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными слегка
придерживайте его кисти. Выпрямите руки ребенка, слегка разведя их в стороны. Легким
потягиванием руки и словами «садимся» побуждайте ребенка оторвать голову и верхнюю
часть тела. Приведите ребенка в сидячее положение. Перехватите своей левой
рукой обе руки малыша, соединив их спереди. Проведите двумя пальцами правой руки
вдоль его позвоночника снизу вверх. Ребенок будет разгибать спину.

Упражнение 18. Круговые движения руками
Малыш держится за большие пальцы ваших рук. Медленно, плавно разведите руки
ребенка в стороны, поднимите через стороны к голове и опустите вперед и вниз.
Затем измените направление движения: вперед, вверх, в стороны и вниз.

Комплекс для ребенка в возрасте 6-9 месяцев
К предыдущим упражнениям добавляются новые.

Упражнение 19. Ползание на четвереньках
Если ребенок еще не начал ползать, поставьте его на четвереньки, согнув ножки под
животиком, и, заинтересовав его игрушкой и слегка подталкивая сзади, побуждайте его
передвигаться вперед.

Упражнение 20. «Тачка»
Приподнимите малыша над столом горизонтально так, чтобы он опирался на
выпрямленные руки. Ноги захватите «вилочкой», свободной рукой поддерживайте его под
живот. Положите вперед игрушку и слегка покачивая вперед ребенка,
побуждайте его передвигаться на руках.

Комплекс для ребенка в возрасте 9-12 месяцев
В этом возрасте дети активно ползают и начинают ходить, поэтому занятия массажем и
гимнастикой часто приходится прекращать – сложно заставить ребенка делать то, что
хочет взрослый, а не он сам. Сохраняются все предыдущие упражнения в любых
сочетаниях. Побуждайте ребенка к самостоятельной ходьбе – например, поставьте его
ноги на свои и ходите вместе с ним.

Что для этого надо?
Прежде всего необходимо подготовить стол для занятий массажем и гимнастикой. Он
должен быть твердым и ровным (прекрасно подойдет обычный пеленальный столик).
Застелите его чистой пеленкой, под которую следует подложить клеенку и байковое
одеяло.
Желательно поставить стол так, чтобы к нему можно было подойти с разных сторон.
Место для занятий должно быть хорошо освещено, удалено от отопительных приборов,
острых углов, опасных предметов.
Очень полезно делать некоторые упражнения на мяче – он может стать первым
гимнастическим снарядом для ребенка. В магазинах можно найти большие надувные
пластиковые мячи (диаметром от 20 до 60 см). Чем ярче мяч, тем интереснее на нем
заниматься ребенку. Не забудьте перед началом занятий протереть мяч влажной тряпкой.

Упражнение 13. «Боксер»
Ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладошки ребенка,
остальными пальцами слегка придерживайте его кисти.
Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, как бы боксируя ими.
Избегайте резких рывков.

Основные принципы и правила гимнастики младенцев

Чтобы динамическая гимнастика для грудничков была полезна, необходимо придерживаться основных рекомендаций:

  • поддерживать оптимальную температуру в комнате;
  • соблюдать правила гигиены рук;
  • не превышать рекомендуемую длительность занятий.

Перед тем как приступить к утренней гимнастике, нужно проветрить комнату. Температура воздуха не должна опускаться ниже 22 градусов. Место для проведения зарядки должно быть полностью безопасным — рядом не должно быть острых углов и опасных предметов. Гимнастику нужно выполнять на твердой и плоской поверхности — например, на пеленальном столике.

На вымытых с мылом руках мамы не должно быть украшений, часов. Ногти необходимо коротко остричь, чтобы во время процедуры случайно не повредить нежную кожу малыша.

Выполнять упражнения нужно на голодный желудок или спустя час после приема пищи. Лучше всего делать гимнастику утром сразу после пробуждения или в дневные часы. Для 2-месячных малышей общеукрепляющие занятия не должны длиться более 20 минут.

Во время развивающих гимнастических упражнений нужно наладить с ребенком визуальный контакт. С ним нужно разговаривать, каждый раз объясняя с помощью «потешек» или стихов, какое движение он выполняет.

Начинать занятия нужно с простых упражнений, плавно переходя к более сложным. Во время процедуры не следует давить и массировать локти, подмышки, колени, родничок и внутреннюю поверхность бедра. Как только утренняя гимнастика подошла к концу, ребенка укутывают в теплую пеленку или одеяло и дают ему отдохнуть в течение получаса.

  • исходное положение — ребенок лежит на спине;
  • выполняются поглаживания верхних и нижних конечностей;
  • ребенок укладывается на живот, осуществляются поглаживающие движения спины;
  • малыш возвращается в исходное положение, проводится массаж живота;
  • массируются стопы;
  • новорожденного укладывают на бок;
  • выполняется рефлекторное выгибание спины (если провести пальцем вдоль подошвы малыша, он выгнет спину и запрокинет голову);
  • упражнение «рефлекторное ползание» (делая упор ногами на ладони матери, малыш пытается ползти).

Второй комплекс (возраст 3-4 месяца)

  1. Массаж ручек (поглаживание).
  2. Пассивное скрещивание ручек на груди.
  3. Массаж нижних конечностей (растирание, поглаживание, разминание).
  4. Массаж спинки (разминание и поглаживание).
  5. Активно-пассивное упражнение – поворот вправо со спинки на живот.
  6. Рефлекторное упражнение – положение «пловца».
  7. Массаж (растирание и поглаживание) живота.
  8. Массаж (похлопывание и растирание) стоп.
  9. Рефлекторные упражнения для стоп.
  10. «Бокс» – пассивное разгибание и сгибание ручек.
  11. Массаж грудной клетки (вибрационный).
  12. Поворот влево со спинки на живот.

Для всех упражнений исходное положение – горизонтальное.

Для всех упражнений исходное положение – горизонтальное.

С какого времени можно делать гимнастику?

Педиатры разрешают проводить детскую гимнастику в период новорожденности. Для этого должны быть соблюдены несколько условий:

1. новорожденный достиг двухнедельного возраста;

2. малыш чувствует себя хорошо физически, он не болен инфекционными заболеваниями;

3. упражнения проводит квалифицированный специалист, врач по лечебной гимнастике или массажист с соответствующими дипломами;

4. у ребенка нет строгих противопоказаний к проведению физических занятий.

В противном случае такая гимнастика принесет новорожденному больше вреда, чем пользы. Врачи учитывают все эти факторы при назначении ребенку комплекса физических упражнений. Если родители сомневаются в компетентности участкового педиатра, то можно обратиться к другим специалистам за дополнительной консультацией.

В более позднем возрасте рекомендуем не бросать и делать утреннюю гимнастику для детей 3 – 6 лет.

  • врожденные пороки сердца;
  • инфекционные или воспалительные процессы;
  • повышенная температура тела;
  • рахит (в период разгара);
  • ущемленные грыжи;
  • заболевания кожи (воспалительные, гнойничковые);
  • повышенное внутричерепное давление;
  • родовые травмы (переломы или ущемления шейных позвонков).

Гимнастика для грудничков

Родители часто не представляют, насколько могут ускорить развитие своего малыша. Многие из них придерживаются устаревшего мнения, что новорождённый ребёнок слаб и беззащитен. Тем не менее, малыш требует внимания и аккуратности в обращении, но он далеко не хрупок. Его слабое тельце достаточно гибкое, поэтому начиная с раннего возраста необходимо выполнять с ним гимнастику, для его правильного и быстрого развития.


Для совсем маленьких деток рекомендуется всего два простеньких упражнения.

Гимнастический комплекс для 3-месячного малыша

В этом возрасте ребенок уже уверенно держит голову, поэтому гимнастику родителям делать намного проще. Медики не рекомендуют родителям резко вводить новые гимнастические комплексы и отказываться от старых упражнений.

  • Малыша укладываем на спину и держим за голени, ноги его должны быть согнуты. Далее нужно очень медленно выпрямлять вперед его одну ногу. Тоже действие проделывают с другой ногой.
  • Мама обхватывает голени малыша и кладет ему под грудь одну руку. Далее его поднимают так, чтобы нижние конечности находились выше головы. Помните, что это упражнение делают 1 раз в день и длительность его составляет около 1 секунды.
  • Малыша очень аккуратно берут за ручки и слегка приподнимают вверх, как бы пытаясь усадить. Затем его укладывают на бок. Данное упражнение следует проводить на мягкой поверхности. Это поможет избежать травм головы.

В данном возрасте упражнения становятся более сложными, и нагрузка на мышцы возрастает. Проделываем гимнастику лежа на спине:

Добавить комментарий