Дыхательная гимнастика для детей по Стрельниковой (в детском саду и дома)

Детская дыхательная гимнастика

От болезни не застрахован никто, однако клиническими исследованиями подтверждено, что ребенку намного проще справиться даже с самым сложным заболеванием. Детская дыхательная гимнастика Стрельниковой – это уникальная лечебно-профилактическая мера, позволяющая:

  • улучшить носовое дыхание и укрепить бронхо-лёгочную систему;
  • повысить иммунитет;
  • наладить дренажную функцию бронхов, убрать мокроту из бронхиального дерева;
  • устранить застойные явления, улучшить кровоток и снять отек;
  • нормализовать обменные процессы и устранить патологии;
  • восстановить нервные регуляции сто стороны ЦНС;
  • исправить деформации грудной клетки, вызванные заболеванием.

От болезни не застрахован никто, однако клиническими исследованиями подтверждено, что ребенку намного проще справиться даже с самым сложным заболеванием. Детская дыхательная гимнастика Стрельниковой – это уникальная лечебно-профилактическая мера, позволяющая:

Сравнение дыхательных упражнений

Существует несколько видов дыхательных систем. Это методика Бутейко, хатха-йога и другие. Они построены на следующих принципах:

  • глубокий вдох;
  • задержка дыхания;
  • замедление дыхания;
  • вдохи–выдохи с физическими нагрузками;
  • дыхание в состояние покоя.

Гимнастика Стрельниковой имеет ряд отличий от традиционных методик:

Дыхание по СтрельниковойКлассические дыхательные упражнения
Нужно делать точное число вдохов – 96. Оптимальная частота – 60–70 за 1 минуту.Частота дыхания устанавливается в индивидуальном порядке, в зависимости от возможностей пациента. Среднее количество вдохов – 18/1 мин.
Необходимо добиться учащения сердечного ритма за счет увеличения количества вдохов за минуту, активных движений руками, мышцами грудной клетки.Ритм сердца снижается или остается нормальным (60–70 ударов в минуту).
Вдохи резкие, короткие, через нос, выдохи произвольные.Дыхание спокойное. Вдох глубокий, выдох растянутый.
Цель пациента: вдохнуть в момент сопротивления мышц грудной клетки.Тело помогает дышать, грудная клетка открывается потоку воздуха.

Гимнастика Стрельниковой резко отличается от всех остальных подходом к дыханию, силой нагрузки на мышцы и органы. Систему певицы называют парадоксальной, но положительно оценивают методику, исходя из результатов применения.

Метод дыхания Стрельниковой используют как профилактику нарушений в работе органов и систем организма и как вспомогательную терапию к медикаментозному лечению.

Повороты головы

Цель: тренировка мышц гортани.

  • Ребенок стоит прямо, ноги расставлены широко, руки на поясе.
  • Резко поворачивает голову в стороны, делает шумный короткий вдох.
  • Быстро поворачивает ее в другую сторону и выдыхает произвольно.
  • Исходное положение принимать не нужно. Спину всегда держит прямо. Повторяет повороты не менее 4 раз. Потом отдыхает.

Следите за состоянием ребенка, у него может закружиться голова во время занятий. Пусть отдыхает не менее 10 секунд после 3-4 подходов.


Для лечения и реабилитации используйте следующие упражнения:

Упражнение — Обнимашки

Начинается с выбора исходного положения. Выполняется, как сидя, так и стоя. Руки ставятся перед собой, согнутыми в локтевом суставе. На вдох ребенок обнимает себя. На выход возвращается в исходное положение. Процесс обнимания чередуется сменой рук, находящихся сверху. Вдох осуществляется резко, выдох – плавно.

Дыхание в этом упражнении лучше чередовать. Вначале можно через нос, потом рот. Возврат в первоначальное положение осуществляется спокойно и без суеты. Развитие моторики и реакции будет сопровождаться с гимнастикой.


На выдох тело упускается вниз на 20-30 см. Наклон должен быть таким, будто стараетесь поймать медленно спускающееся перо. На вдох тело поднимается обратно. В общем, упражнение должно напоминать накачивание велосипедного колеса с помощью насоса. Данное упражнение эффективно позволяет справиться с бронхитом или сильным кашлем. Выполняется 10х10, пока не количество не достигнет 100 раз. После группы повторений осуществляется 5 секундный перерыв.

Для укрепления иммунитета

Оградить малыша от простуд – задача непростая. Вирусы и микробы часто одолевают ребенка, ослабляя его иммунитет. Каков выход из этой ситуации? Разумеется, можно обратиться к врачу и поить свое чадо таблетками или применить бабушкины рецепты. Однако знайте, что ни то, ни другое не понадобится, если заняться упражнениями дыхательной гимнастики. Вот некоторые из них:

1. «Большой и маленький». На вдохе малыш должен встать на цыпочки и потянуться руками вверх. Такая поза показывает, какой он большой. Данное положение должно быть зафиксировано в течение нескольких секунд. На выдохе малыш опускает ручки вниз и садится на корточки. При этом он говорит «ух», обхватывает коленки руками, пряча между ними голову. Поза говорит о том, что он маленький.

2. «Паровозик». С ребенком следует ходить по комнате. Согнутые руки должны имитировать движение колес паровозика. Скорость необходимо постоянно менять. Во время упражнения, которое повторяется пять-шесть раз, «паровозик» произносит: «Пух-пух».

3. «Летящие гуси». Нужно медленно ходить по комнате. Руками при этом следует махать, словно крыльями. На вдохе они поднимаются, на выдохе – опускаются с произношением звука «г-у-у». Выполнять такое упражнение следует от пяти до восьми раз.

Дыхательная гимнастика в детских садах должна выполняться при соблюдении определенного темпа.

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н. «Здоровячок»

Актуальность: Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или меньшем количестве, или более сгущённый, или пропитанный болезнетворными миазмами входит в тело…» Однако предположения о взаимосвязи дыхания и здоровья выдвигались задолго появления трудов греческого мудреца. И здесь нельзя не упомянуть пионера дыхательной гимнастики Гермеса Трисмегиста. Системе физиологически обоснованных и высокоэффективных дыхательных упражнений Гермеса Трисмегиста – более двух тысячелетий!

Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», – вся наша планета дышит и развивается как живой организм.

Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма.

Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделением углекислого газа.

Гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой сейчас очень популярна. Тысячи людей избавились от тяжелых недугов с помощью этой уникальной гимнастики, запатентованной как способ лечения и занесенной в Государственный реестр Российской Федерации под №2214812.Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу или по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна.

Педагогическая целесообразность: Внедрение здоровьесберегающихтехнологий в деятельность ДОУ требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.

Многие современные методы снижения заболеваемости детей дают хорошие результаты, но требуют материальных затрат, иногда значительных, как для приобретения оборудования, так и для введения новых специалистов в штатное расписание. Для работы по некоторым методикам необходимо отдельное помещение и дополнительное время. И то, и другое не всегда возможно. По этим и другим параметрам дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой вне конкуренции.

Преимущества данного метода: По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что:

  • сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием;
  • восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью;
  • является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;
  • для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д.), помещения и пр.;
  • после первых занятий объем легких значительно увеличивается;
  • обеспечивается насыщение кислородом и активизация общих обменных процессов

на клеточном уровне;

  • дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и
  • активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы

организма. Тренируется внутренняя, скрытая от наших глаз мускулатура органов дыхания;

  • жизненная ёмкость легких после первого же лечебного сеанса увеличивается на 20-
  • снижается артериальное давление за счет предельного насыщения крови

кислородом и укрепления стенок кровеносных сосудов изнутри;

  • гимнастика показана и взрослым и детям.

Один из лучших специалистов Москвы по реабилитации больных, врач высшей категории Зинаида Петровна Мелихова говорит: «Для стрельниковской гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10 минут после начала занятий появляется совсем другое самочувствие: бодрость, легкость во всем теле, прекрасное настроение. То есть в минимальный срок – максимальный результат. А это как раз и необходимо современному человеку при нашем образе жизни».

Выполнение дыхательной гимнастики имеет 2 главные основополагающие цели: оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат, увеличить его функциональные резервы; вызвать изменения в различных органах и функциональных системах.

Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе:

– хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;

– язвенная болезнь (в стадии ремиссии);

– заболевания неврологического характера.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Цель обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по методу А.Н. Стрельниковой

– способствовать укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни.

Задачи обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по методу А.Н. Стрельниковой

1. Воспитание у детей интереса к занятиям дыхательной гимнастики.

2. Воспитание умения работать по сигналу в коллективе детей.

1. Улучшать – дренажную функцию бронхов.

2. Восстанавливать – нарушенное носовое дыхание.

3. Повышать – общую сопротивляемость организма его тонус, улучшать нервно – психическое состояние.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 4 – 6 лет.

Направленность дополнительной программы: Оздоровительная.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (октябрь – май).

Формы режим занятий: Фронтальный, индивидуальный, согласно сетке занятий.

Ожидаемые результаты и способы их проверки: «Диагностика»

Улучшенная дренажная функция бронхов.

Восстановленное носовое дыхание.

Повышенная общая сопротивляемость организма, его тонус.

Улучшенное нервно- психическое состояние.

Диагностическая таблица. Дыхательная диагностика

Список детейполвозрастП /с звуковая пробаПроба ГенчиЖЁЛ

Методика проведения диагностики

1. Звуковая проба – Пс. И.п. – стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносит звук «м» с закрытым ртом, как можно дольше до следующего вдоха. По секундомеру вслух ведется счет секунд (одновременно с третьим вдохом ребенок может поднять руку, опустить ее с окончанием «мычания» и запомнив цифру, произносимую в этот момент). Единица измерения – секунды (с).

2. Задержка дыхания на вдохе (проба Генчи) – М /с – И.п.- стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а с третьим глубоким вдохом закрывает рукой рот и нос одновременно и терпит до желания сделать выдох. По секундомеру вслух ведется счет. Единица измерения – секунды (с).

3. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – М /с – Измеряется с помощью спирометра.

И.п.- стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха. Затем глубоко вдохнув и взяв мундштук спирометра в рот, не закрывая задней части прибора, делает долгий максимальный выдох. Проводится два последовательных измерения. Максимальный показатель прибора фиксируется. Единица измерения – литр (л).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Контрольное итоговое занятие с открытым показом для родителей.

Полную версию работы можно скачать здесь .

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Контрольное итоговое занятие с открытым показом для родителей.

«Кошечка»

Упражнение напоминает танцевальные полуприседы, поэтому тоже заинтересует маленьких детей. Исходное положение:

  • ноги на ширине плеч (или чуть уже);
  • спина прямая;
  • руки опущены вдоль туловища.

Одновременно с неглубоким приседанием нужно повернуть корпус вправо и резко вдохнуть. С выдохом вернуться с начальную стойку, после чего повторить упражнение в левую сторону. Руки при этом сгибаются в локтях и находятся на том уровне, на котором удобно.

Для интереса можно поставить детей в круг (например, если проводится такая дыхательная гимнастика в детском саду), чтобы каждый мог наблюдать за соседями и стараться сделать лучше других. Кстати, «Кошечка» помогает в лечении аденоидов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Если по состоянию здоровья больной не может приседать, можно ограничиться только поворотами.

  • ноги на ширине плеч (или чуть уже);
  • спина прямая;
  • руки опущены вдоль туловища.

Дыхательная гимнастика – способ профилактики болезней дыхательной системы

Учеными доказано, что от дыхания во многом зависит развитие детей. По этой причине нужно как можно раньше учить их правильно дышать. По статистике 9 из 10 малышей дышат неправильно. Их можно легко определить по ряду характерных особенностей физического развития: узким плечам, слаборазвитой грудной клетке, постоянно приоткрытому рту, нервозности в движениях.

Несмотря на то, что дыхательная гимнастика состоит из несложных упражнений, регулярные занятия ею благотворно влияют не только на отдельные системы, но и организм ребенка в целом. Такое оздоравливающее влияние связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание происходит активное насыщение крови кислородом. Благодаря этому значительно улучшается работа головного мозга, легких, сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной системы.

Выполнение дыхательной гимнастики – прекрасная профилактика таких распространенных среди детей дошкольного и младшего школьного возраста заболеваний органов дыхания, как бронхит, бронхиальная астма, аденоиды. Комплекс упражнений на дыхание укрепляет защитные силы детского организма и развивает еще не до конца сформированную дыхательную систему.

Такие занятия врачи назначают малышам с 2 лет в качестве дополнения к медикаментозному и физиотерапевтическому лечению патологий органов дыхания. Они значительно облегчают самочувствие ребенка, ускоряют выздоровление и уменьшают вероятность возникновения осложнений.


Выполнение дыхательной гимнастики – прекрасная профилактика таких распространенных среди детей дошкольного и младшего школьного возраста заболеваний органов дыхания, как бронхит, бронхиальная астма, аденоиды. Комплекс упражнений на дыхание укрепляет защитные силы детского организма и развивает еще не до конца сформированную дыхательную систему.

Как детям правильно заниматься дыхательной гимнастикой?

До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит больше игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны с родителями. Это обеспечит полную безопасность занятий, а также позволит маме и папе провести больше времени с малышом.

Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром родителей. Заниматься самостоятельно можно лишь с семи лет.

Правила выполнения упражнений зависят от того, какую методику вы выбрали. Так, например, в одних техниках считается правильным дышать через нос, в других – через рот. Перед началом занятий обязательно уточните этот момент.

В целом же существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми:

  1. ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;
  2. упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;
  3. во время занятий нельзя делать резких выдохов;
  4. плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.

Обязательно прекратите занятия, если:

  1. ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел;
  2. малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
  3. у ребенка начали дрожать кисти рук.

Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.

Повторить 3 – 4 раза.

«Малый маятник»

Стоять прямо, руки опустить вниз, расслабить плечи. Поднять голову вверх, делая вдох, затем опустить голову вниз перед собой, опять сделать вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.

Выполнение упражнения “Малый маятник”

При травмах и серьезных заболеваниях грудного и поясничного отдела позвоночника не рекомендуется делать без консультации врача упражнения “насос” и “кошка”. Если у ребенка травма головы, эпилепсия, повышенное внутричерепное или внутриглазное давление, заболевания шейного отдела позвоночника, то нельзя выполнять “повороты”, “ушки”, “насос”, “большой” и “малый маятник”.

Первое время может возникать головокружение, поэтому новичкам рекомендуется проводить упражнения сидя или лежа.

Первое время может возникать головокружение, поэтому новичкам рекомендуется проводить упражнения сидя или лежа.

Картотека дыхательной гимнастики для дошкольников

Картотека дыхательной гимнастики

для дошкольников .

Дыхательная гимнастика для дошкольников

Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.

Но строгие типовые комплексы дыхательной гимнастики выполняются взрослыми, а для детей обычно предлагается ряд простых упражнений.

Польза дыхательной гимнастики

При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно-сосудистой системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения.

Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений. Дыхательная гимнастика выполняется как дополнение к традиционному лечению (медикаментозное, физиотерапевтическое).

У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении. Можно проконсультироваться с врачом, какие именно упражнения больше подойдут для вашего ребенка.

Как проводить занятия с ребенком

Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.

Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10-15 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным и выполнять гимнастику с использованием любимых игрушек. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе.

Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.

Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.

Упражнения для детей 2-4 лет

Воздушный шарик

Ребенок должен лечь на коврик на спину и положить руки на живот. Просим его представить, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь на вдохе медленно надуваем шарик-животик, задерживаем дыхание, и потом шарик сдуваем – медленно выдыхаем воздух. Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох через рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую игрушку и наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании.

Волна

Ребенок лежит на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются вверх над головой, касаются пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит “Вни-и-и-з”.

Водолаз

Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.

Часики

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Попросим его изобразить часы. Размахивая прямыми руками вперед и назад, нужно произносить «тик-так».

Вырасту большой

Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

Паровозик

Просим ребенка изобразить паровоз. Ребенок идет, делая быстрые попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Потом останавливается и говорит «ту-ту-тууу».

Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Если ребенок устает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.

Упражнения для детей 5-7 лет

Для более старших детей к описанным выше упражнениям можно добавить следующие:

Роза и одуванчик

Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» – максимально выдыхает ртом.

Курочка

Ребенок сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На выдохе опускает «крылышки», поворачивая ладошки вниз.

Хомячок

Предложите малышу изобразить хомячка – надо надуть щеки и пройти так несколько шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек.

Ворона

Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».

Дракон

Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.

Брось мячик

Ребенок стоит, держит в руках мяч, руки подняты вверх. Вдыхает, затем на выдохе бросает мяч от груди вперед, при этом произносит длительное «у-х-х-х».

Каждое упражнение выполняется 4-6 раз.

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания

Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.

Также детям можно предложить такие полезные игры:

Воздушный футбол

Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» – дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

Рисунок на окне

Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

Снегопад

Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.

Бабочки

Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

Я ветер

Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Была разработана для восстановления и расширения диапазона голоса у профессиональных певцов. Наряду с улучшением звучания голоса дыхательная гимнастика Стрельниковой снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и снижает температуру. Данная гимнастика не требует больших помещений, легка в исполнении. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности. Широкую известность эта методика получила благодаря стараниям ученика и последователя стрельниковской дыхательной гимнастики, Щетинина Михаила Николаевича. Это уникальный метод естественного оздоровления всего организма.

1.Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох Вдох максимально активный, короткий, как укол, непродолжительный и заинтересованный. Нюхать воздух, как собака след.

2.Выполняя упражнения, соблюдать одновременность вдохов и движений, не контролировать выдох – пусть он будет произвольным. Вдох идет одновременно с движением. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

3. Делаем вдохи на счет «2», «4», «8», т. е. вдыхаем сериями. Следить за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха. Для детей достаточно 8-16 серий.

4 .Не выполняйте упражнения мимоходом.

Комплекс дыхательной гимнастики для детей.

Мы сегодня так играем

Нюхать воздух начинаем

Вдох делается на каждый шаг, выдох самопроизвольный

А сегодня мы солдаты

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

Стоя на месте, руки согнуты локтях, кисти рук свободно опущены.

Делать 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха. При выполнении на вдохе сжимаем пальцы в кулаки (кошка ловит мышку, при выдохе-расжимаем.

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки

Коготки мы выпускаем,

Мышку быстро мы поймаем.

4. «Любопытная Варвара»

Стоя. Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова. Вдох и поворот головы выполняются в размеренном ритме ходьбы на месте.

Смотрит влево, смотрит вправо

Чем же пахнет не понять,

Нужно носиком вдыхать

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклонять голову к правому и левому плечу. Короткий и шумный вдох производится одновременно с каждым покачиванием головой.

Плечи мы не поднимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

Стоя прямо. Смотрим вверх-вдох, смотрим вниз-вдох. Нюхаем фрукты вверху на дереве, овощи- внизу на грядке.

Вверх мы голову поднимем-

Фрукты спелые увидим,

А внизу растет редиска

И капуста близко- близко.

7. «Кошка охотится»

Стоя, руки согнуты в локтях. Слегка присесть повернувшись вправо, сделать хватательное движение руками-короткий и шумный вдох, (добыча справа, то же влево (добыча слева) .

Вышла кошка на охоту-

Воробья поймать охота.

Запах воробья вдыхаем.

Стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха с силой толкать кулаки к полу, при этом разжимая пальцы рук.

Руки в кулаки сжимаем-

Теперь руки вниз толкаем-

Кулачки тут разжимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

Стоя, руки внизу, корпус слегка наклонен вперед. Взять в руки карандаш, как рукоятку насоса и накачивать шину автомобиля, Вдыхать носом в конечной фазе наклона.

Въехали на горку-стоп!

Шину быстро накачаем,

Воздух мы внизу вдыхаем.

10. «Обними плечи»

Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Начать движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука обнимает правое плечо, а правая-левую подмышку и наоборот. Вдох происходит когда руки скрещиваются.

Ой, ребята, замерзаем,

Плечи дружно обнимаем.

Упражнения дыхательной гимнастики:

1. «Часики» И. П. – стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик-так»

2. «Трубач»И. П. – сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «ф-ф-ф-ф»

3. «Петух» И. П. – встать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая произносить «Ку-ка-ре-ку»

4. «Паровоз» И. П. – руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, вращая согнутыми руками вдоль туловища, кисти сжаты в кулаки и приговаривать «Чух-чух-чух»

5. «Насос» И. П. – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Наклонятся вперед с произношением звука «с-с-с»

6. «Регулировщик» И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «р-р-р»

7. «Лыжник» И. П. – ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м»

8. «Гуси» И. П. – основная стойка. Медленная ходьба по залу. На вдох руки поднимать в стороны, на выдох опустить вниз с длительным произношением звука «у-у-у»

9. «Семафор» И. П. – сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длительным выдохом на звуке «С-с-с»

10. «Каша кипит» И. П. – сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох,, опуская грудь и выпячивая живот – выдох. При вдохе произносить звук «Ш-ш-ш»

11. «Партизаны» И. П. – стоя. В руках палка. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага вдох, на 6-8 шагов медленный выдох с произношением слова «Ти-ши-на»

12. «На турнике» И. П. – стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произношением звука «ФФ-ф-ф-ф-ф»

13. «Гуси шипят» И. П. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны-назад. Медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш»

14. «Ежик» И. П. – сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «ф-ф-ф». Выпрямить ноги-вдох.

15. «Шар лопнул» И. П. – ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш-ш»

16. «Дровосек» И. П. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – выдох с произношением «Ух-х-х».

Дыхательная релаксация по методу М. Л Лазарева:

Программа «Здравствуй» М. Л. Лазарева разработана на основе современных научных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в существующих рамках образовательных стандартов. Важную роль в программе играет музыка, которая впервые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса.

Методика дыхательной релаксации: звучит тихая спокойная музыка (музыкальное приложение на СД №1)

«Ляжем на спину… Закроем глаза… Представим, что вы вдыхаете аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом… кожей… Вдох, выдох… Вы отлично отдохнули… Организм зарядился энергией… Я считаю до 5… На счет 5 откройте глаза. Глаза открываются. Свежесть в теле… Бодрость… Хорошее настроение… ».

Полное дыхание – дыхание йогов – самый рациональный способ дыхания, это основа правильного дыхания. Полное дыхание способствует наилучшей вентиляции легких, движению энергии и кислородному обмену в организме. Это дыхание дает прекрасный эффект, оздо равливая легкие и весь организм в целом.

Комплекс упражнений:

И. п.: лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Задержать дыхание на 3-4 секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

И. П.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4секунды. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо.

3. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

И. П. сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

4. «Воздушный шар» (дышим животом, нижнее дыхание)

И. П.: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Полное дыхание – дыхание йогов – самый рациональный способ дыхания, это основа правильного дыхания. Полное дыхание способствует наилучшей вентиляции легких, движению энергии и кислородному обмену в организме. Это дыхание дает прекрасный эффект, оздо равливая легкие и весь организм в целом.

Картотека дыхательной гимнастики для дошкольников

Картотека дыхательной гимнастики

для дошкольников .

Дыхательная гимнастика для дошкольников

Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.

Но строгие типовые комплексы дыхательной гимнастики выполняются взрослыми, а для детей обычно предлагается ряд простых упражнений.

Польза дыхательной гимнастики

При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно-сосудистой системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения.

Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений. Дыхательная гимнастика выполняется как дополнение к традиционному лечению (медикаментозное, физиотерапевтическое).

У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении. Можно проконсультироваться с врачом, какие именно упражнения больше подойдут для вашего ребенка.

Как проводить занятия с ребенком

Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.

Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10-15 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным и выполнять гимнастику с использованием любимых игрушек. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе.

Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.

Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.

Упражнения для детей 2-4 лет

Воздушный шарик

Ребенок должен лечь на коврик на спину и положить руки на живот. Просим его представить, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь на вдохе медленно надуваем шарик-животик, задерживаем дыхание, и потом шарик сдуваем – медленно выдыхаем воздух. Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох через рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую игрушку и наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании.

Волна

Ребенок лежит на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются вверх над головой, касаются пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит “Вни-и-и-з”.

Водолаз

Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.

Часики

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Попросим его изобразить часы. Размахивая прямыми руками вперед и назад, нужно произносить «тик-так».

Вырасту большой

Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

Паровозик

Просим ребенка изобразить паровоз. Ребенок идет, делая быстрые попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Потом останавливается и говорит «ту-ту-тууу».

Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Если ребенок устает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.

Упражнения для детей 5-7 лет

Для более старших детей к описанным выше упражнениям можно добавить следующие:

Роза и одуванчик

Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» – максимально выдыхает ртом.

Курочка

Ребенок сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На выдохе опускает «крылышки», поворачивая ладошки вниз.

Хомячок

Предложите малышу изобразить хомячка – надо надуть щеки и пройти так несколько шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек.

Ворона

Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».

Дракон

Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.

Брось мячик

Ребенок стоит, держит в руках мяч, руки подняты вверх. Вдыхает, затем на выдохе бросает мяч от груди вперед, при этом произносит длительное «у-х-х-х».

Каждое упражнение выполняется 4-6 раз.

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания

Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.

Также детям можно предложить такие полезные игры:

Воздушный футбол

Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» – дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

Рисунок на окне

Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

Снегопад

Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.

Бабочки

Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

Я ветер

Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Была разработана для восстановления и расширения диапазона голоса у профессиональных певцов. Наряду с улучшением звучания голоса дыхательная гимнастика Стрельниковой снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и снижает температуру. Данная гимнастика не требует больших помещений, легка в исполнении. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности. Широкую известность эта методика получила благодаря стараниям ученика и последователя стрельниковской дыхательной гимнастики, Щетинина Михаила Николаевича. Это уникальный метод естественного оздоровления всего организма.

1.Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох Вдох максимально активный, короткий, как укол, непродолжительный и заинтересованный. Нюхать воздух, как собака след.

2.Выполняя упражнения, соблюдать одновременность вдохов и движений, не контролировать выдох – пусть он будет произвольным. Вдох идет одновременно с движением. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

3. Делаем вдохи на счет «2», «4», «8», т. е. вдыхаем сериями. Следить за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха. Для детей достаточно 8-16 серий.

4 .Не выполняйте упражнения мимоходом.

Комплекс дыхательной гимнастики для детей.

Мы сегодня так играем

Нюхать воздух начинаем

Вдох делается на каждый шаг, выдох самопроизвольный

А сегодня мы солдаты

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

Стоя на месте, руки согнуты локтях, кисти рук свободно опущены.

Делать 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха. При выполнении на вдохе сжимаем пальцы в кулаки (кошка ловит мышку, при выдохе-расжимаем.

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки

Коготки мы выпускаем,

Мышку быстро мы поймаем.

4. «Любопытная Варвара»

Стоя. Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова. Вдох и поворот головы выполняются в размеренном ритме ходьбы на месте.

Смотрит влево, смотрит вправо

Чем же пахнет не понять,

Нужно носиком вдыхать

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклонять голову к правому и левому плечу. Короткий и шумный вдох производится одновременно с каждым покачиванием головой.

Плечи мы не поднимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

Стоя прямо. Смотрим вверх-вдох, смотрим вниз-вдох. Нюхаем фрукты вверху на дереве, овощи- внизу на грядке.

Вверх мы голову поднимем-

Фрукты спелые увидим,

А внизу растет редиска

И капуста близко- близко.

7. «Кошка охотится»

Стоя, руки согнуты в локтях. Слегка присесть повернувшись вправо, сделать хватательное движение руками-короткий и шумный вдох, (добыча справа, то же влево (добыча слева) .

Вышла кошка на охоту-

Воробья поймать охота.

Запах воробья вдыхаем.

Стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха с силой толкать кулаки к полу, при этом разжимая пальцы рук.

Руки в кулаки сжимаем-

Теперь руки вниз толкаем-

Кулачки тут разжимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

Стоя, руки внизу, корпус слегка наклонен вперед. Взять в руки карандаш, как рукоятку насоса и накачивать шину автомобиля, Вдыхать носом в конечной фазе наклона.

Въехали на горку-стоп!

Шину быстро накачаем,

Воздух мы внизу вдыхаем.

10. «Обними плечи»

Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Начать движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука обнимает правое плечо, а правая-левую подмышку и наоборот. Вдох происходит когда руки скрещиваются.

Ой, ребята, замерзаем,

Плечи дружно обнимаем.

Упражнения дыхательной гимнастики:

1. «Часики» И. П. – стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик-так»

2. «Трубач»И. П. – сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «ф-ф-ф-ф»

3. «Петух» И. П. – встать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая произносить «Ку-ка-ре-ку»

4. «Паровоз» И. П. – руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, вращая согнутыми руками вдоль туловища, кисти сжаты в кулаки и приговаривать «Чух-чух-чух»

5. «Насос» И. П. – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Наклонятся вперед с произношением звука «с-с-с»

6. «Регулировщик» И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «р-р-р»

7. «Лыжник» И. П. – ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м»

8. «Гуси» И. П. – основная стойка. Медленная ходьба по залу. На вдох руки поднимать в стороны, на выдох опустить вниз с длительным произношением звука «у-у-у»

9. «Семафор» И. П. – сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длительным выдохом на звуке «С-с-с»

10. «Каша кипит» И. П. – сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох,, опуская грудь и выпячивая живот – выдох. При вдохе произносить звук «Ш-ш-ш»

11. «Партизаны» И. П. – стоя. В руках палка. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага вдох, на 6-8 шагов медленный выдох с произношением слова «Ти-ши-на»

12. «На турнике» И. П. – стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произношением звука «ФФ-ф-ф-ф-ф»

13. «Гуси шипят» И. П. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны-назад. Медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш»

14. «Ежик» И. П. – сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «ф-ф-ф». Выпрямить ноги-вдох.

15. «Шар лопнул» И. П. – ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш-ш»

16. «Дровосек» И. П. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – выдох с произношением «Ух-х-х».

Дыхательная релаксация по методу М. Л Лазарева:

Программа «Здравствуй» М. Л. Лазарева разработана на основе современных научных подходов к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в существующих рамках образовательных стандартов. Важную роль в программе играет музыка, которая впервые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса.

Методика дыхательной релаксации: звучит тихая спокойная музыка (музыкальное приложение на СД №1)

«Ляжем на спину… Закроем глаза… Представим, что вы вдыхаете аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом… кожей… Вдох, выдох… Вы отлично отдохнули… Организм зарядился энергией… Я считаю до 5… На счет 5 откройте глаза. Глаза открываются. Свежесть в теле… Бодрость… Хорошее настроение… ».

Полное дыхание – дыхание йогов – самый рациональный способ дыхания, это основа правильного дыхания. Полное дыхание способствует наилучшей вентиляции легких, движению энергии и кислородному обмену в организме. Это дыхание дает прекрасный эффект, оздо равливая легкие и весь организм в целом.

Комплекс упражнений:

И. п.: лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Задержать дыхание на 3-4 секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

И. П.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4секунды. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо.

3. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

И. П. сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

4. «Воздушный шар» (дышим животом, нижнее дыхание)

И. П.: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.

Польза

Автором одной из самых популярных дыхательных гимнастик стала Александра Николаевна Стрельникова, педагог и вокалист. Еще в молодости у нее обнаружили проблемы с сердцем. Она часто страдала от приступов удушья до тех пор, пока вовсе не потеряла голос. Вместе со своей матерью Стрельникова разработала собственную систему дыхания, задачей которой является:

  • создание оптимальных условий для поступления кислорода в клетки и ткани;
  • развитие дыхательных мышц;
  • коррекция различных патологий и лечение речевых расстройств;
  • укрепление голосовых связок и иммунитета ребенка в целом;
  • увеличение выносливости;
  • ускорение обменных процессов в организме.

Научите детей правильно дышать — и они станут более энергичными и здоровыми, будут реже болеть простудными или вирусными заболеваниями. При выполнении полезных упражнений с раннего возраста у детей:

  • формируются навыки управления телом и эмоциями;
  • улучшает работа ЖКТ, нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов;
  • уменьшается частотность простудных заболеваний;
  • снижается риск возникновения инфекционных поражений легких и астмы;
  • лечится заикание, сутулость, остеохондроз;
  • закрывается вопрос с недержанием мочи во время сна.

Другие похожие методики, вроде Цигун или даосской дыхательной системы, не подойдут для детей. Некоторые из них требуют колоссальных затрат энергии, вплоть до перестраивания образа жизни. Можно потратить годы усердных тренировок, чтобы добиться желаемого результата, в то время как метод Стрельниковой действует быстрее и эффективнее.

Делать забавные упражнения по авторской программе Александры Николаевны можно и в одиночку, и в группе. Для дошкольников их часто преподносят в виде игры, увлекательной зарядки. Вам не потребуется какой-либо спортивный инвентарь или большой зал для тренировки.

Изначально, дыхательные упражнения разрабатывались для возобновления певческого голоса. Со временем пациенты заметили, что улучшилось не только состояние связок, но и здоровье в целом.

Рекомендуется совершать дыхательную гимнастику при таких заболеваниях:

  • хронический гайморит, ринит, бронхит;
  • астма и туберкулез (кроме открытой формы);
  • заикание и другие расстройства речевого аппарата;
  • отек легких;
  • пневмония;
  • аритмия;
  • диабет;
  • эпилепсия.

Дети с ослабленным иммунитетом уже через неделю ощутят положительный результат от тренировки.

Важно! Опасно совершать дыхательную гимнастику дошкольникам при глаукоме, сильной близорукости и стойкой гипертонии.


Научите детей правильно дышать — и они станут более энергичными и здоровыми, будут реже болеть простудными или вирусными заболеваниями. При выполнении полезных упражнений с раннего возраста у детей:

Заикание

Лучшими для восстановления правильной речи являются «Насос» и обхват плеч. На них нужно концентрировать внимание и выполнять максимально четко. Они позволяют научиться глубоко дышать, улучшают вентиляцию не только легких, но и всех тканей организма. Оптимальный режим выполнения для снятия ларингоспазма – занятия два раза в сутки: утром натощак, а также вечером, через 1.5 часа после последнего приема пищи.


Завершать комплекс хорошо упражнением «Дровосек».

Метод дыхательной гимнастики от Вим Хофа

Вим Хоф придумал практику глубокого дыхания, которая, наоборот, должна вас взбодрить. Цель дыхательной гимнастики — снизить поверхностное дыхание, так как оно вызывает «окисление» организма. Как выполнять — несколько раз в день по 5-6 минут начинайте дышать, как можно глубже.

Вим Хоф придумал практику глубокого дыхания, которая, наоборот, должна вас взбодрить. Цель дыхательной гимнастики — снизить поверхностное дыхание, так как оно вызывает «окисление» организма. Как выполнять — несколько раз в день по 5-6 минут начинайте дышать, как можно глубже.

Читайте также:  Дермазол – инструкция по применению, цена, шампунь, крем, таблетки
Добавить комментарий