Аудиологический скрининг. Проверка слуха у новорожденных

Что дальше?

Если новорожденный прошел тест, то в дальнейшем определение ОАЭ в течение первого года ему уже не проводят. При негативном результате обследование повторяется на 4-й неделе жизни (или чуть позже, но в срок до 3 месяцев) в детской поликлинике с соблюдением всех условий, которые предусмотрены и для первого скрининга. Если и второе тестирование дало отрицательный результат, ребенка направляют в сурдологический кабинет или центр, где он будет проходить уже второй этап скрининга.

Он предусматривает осмотр барабанной перепонки и внешнего уха, опрос родителей и несколько дополнительных тестов, на основе которых можно точно выставить диагноз. К обследованиям этого этапа относят импедансометрию, регистрацию слуховых вызванных потенциалов, акустическую рефлексометрию, тональную аудиометрию.

Особое внимание уделяют малышам из групп риска, например, при подозрении на наследственную патологию, когда при наличии нарушений слуха у родителей проблема нередко выявляется и у новорожденного.

Риски повышены также в ситуациях, когда во время беременности у женщины было вирусное или бактериальное заболевание, будущая мать курила либо употребляла алкоголь. Кроме того, ухудшение слуха у грудничка могут провоцировать некоторые лекарственные препараты, которые пила беременная как на раннем, так и на позднем сроке. Среди опасных лекарств особенно выделяют «Гентамицин», «Канамицин», «Амикацин», «Фурадонин», прием которых нередко приводит к глухоте.

В результате полного обследования врач определяет тип нарушения слуха и его степень. Далее дается информация для подбора слухового аппарата, а также оценивается возможность установки кохлеарного импланта. Дополнительно специалисты разрабатывают подробный план, как будет корректироваться слух и речь ребенка в первые годы жизни. Обязательно проводятся консультации родителей, в том числе и психологические.


Малыши, появление которых на свет произошло намного раньше нужного срока, отличаются физиологической незрелостью, поэтому аудиологический скрининг для них показан в другие сроки, чем для доношенных карапузов. Если кроха родился на 33-37-й неделях гестации, то обследование проводят в первую или вторую неделю жизни. Если срок беременности, во время которого начались роды, составлял менее 32 недель, то проверку слуха переносят на 2–6 неделю после рождения. При негативном результате повторный скрининг осуществляется в детской поликлинике в 3 месяца, а если требуется – дополнительно в 6 и 12 месяцев.

Аудиологический скрининг новорожденных

В течение многих лет, занимаясь диагностикой нарушений слуха у детей раннего возраста, я нередко сталкивалась с ситуацией, когда диагноз тугоухость или глухота устанавливался ребенку в возрасте 2-3-х лет, хотя было очевидно, что нарушение слуха у ребенка было врожденным или возникло в первые месяцы жизни. При этом мама давно замечала, что ребенок не реагирует на имя, ее беспокоило, что ребенок не говорит. Мать обращалась к врачам. Однако врач-оториноларинголог, осмотрев у ребенка уши, успокаивал ее: “У ребенка все в порядке. Он просто невнимательный. Многие дети начинают говорить после 3-х лет. Подождите. Не беспокойтесь”. Другой врач говорил: “Возможно, ваш ребенок плохо слышит, но мы можем это точно определить только в 3 года. Давайте подождем, понаблюдаем”. Между тем, время проходило, ребенок так и не начинал говорить, и только в 2-3 года было проведено необходимое обследование, и был установлен диагноз, что ребенок глухой.

Такие ситуации в значительной степени были вызваны тем, что многим врачам были недоступны объективные методы оценки слуха. Но почему врач не рекомендовал родителям обследовать ребенка в специализированном центре, оснащенном современным оборудованием? Я не могла понять, каким образом, посмотрев в ухо ребенка, врач делал заключение, что у ребенка все в порядке? Через барабанную перепонку ни один, даже самый опытный и талантливый врач, не способен увидеть рецепторы слуха и, тем более, слуховой нерв и слуховые центры мозга! Возникал вопрос, как же он учил анатомию и физиологию в институте и ординатуре на ЛОР-кафедре, если слуховая система у него заканчивается барабанной перепонкой?

В настоящее время в области диагностики и реабилитации детей с нарушениями слуха произошли революционные изменения:

  • Появились и все шире внедряются в России объективные методы диагностики нарушений слуха у детей, начиная с первых дней жизни, в том числе и недоношенных.
  • Производятся высокоэффективные цифровые слуховые аппараты для различных слуховых потерь.
  • Разработана технология слухопротезирования детей раннего возраста.
  • Разработан и широко внедряется метод кохлеарной имплантации, обеспечивающий возможность слышать глухим детям.
  • Разработаны психолого-педагогические методы реабилитации глухих и слабослышащих детей раннего возраста.

Благодаря этому дети даже с большими потерями слуха имеют шанс научиться слышать и говорить. Однако достижения науки и медицины окажутся эффективными, только если мы сможем выявить у ребенка нарушения слуха очень рано.

Внедрение в клиническую практику объективных методов, позволяющих выявлять снижение слуха и определять степень слуховых потерь у детей, начиная с первых дней жизни, требует изменения подхода к диагностике патологии слуха и реабилитации детей с такой патологией. Ранее, при наличии у ребенка нарушения слуховых реакций в возрасте до года или задержки развития речи, врачи часто занимали выжидательную позицию, откладывая направление на диагностическое обследование слуха до 1-3-х лет. Современный подход требует как можно раньше обследовать слух ребенка при выявлении у него любых нарушений реакции на звук.

Важно выявить даже небольшое снижение слуха, поскольку у маленьких детей оно приводит к задержке и нарушению речевого развития. Уже при потерях слуха 1 степени (20-40 дБ), при которой взрослый человек может не испытывать проблем восприятия речи, ребенок не слышит в обычной речи наиболее тихие ее компоненты – глухие, шипящие, свистящие согласные, окончания слов, предлоги, приставки. Это затрудняет овладение ребенком речи, нарушает восприятие и понимание речи в шумных условиях, и, как следствие, приводит к задержке общего психического развития ребенка, поскольку речь – это не только средство общения, но и средство познания мира.

Как свидетельствует мировой опыт, важнейшее значение в выявлении нарушений слуха у детей в раннем возрасте имеют массовые профилактические скрининговые обследования. Основной задачей скрининговых аудиологических обследований является выявление детей с подозрением на наличие нарушений слуха и направление их в сурдологические центры для диагностического обследования с целью определения степени слуховых потерь и уровня поражения.

Диагностическое обследование проводится для определения типа нарушения и степени снижения слуха, а также получения аудиограммы, использующейся при настройке слухового аппарата.

Методы скрининговых обследований должны удовлетворять нескольким критериям:

  • быть безопасными (неинвазивными);
  • быть простыми в применении;
  • не требовать много времени;
  • быть недорогими;
  • обладать высокой чувствительностью (в идеале выявлять всех детей с нарушениями слуха среди обследованных);
  • обладать высокой специфичностью (в идеале идентифицировать всех здоровых, как прошедших скрининг).
  • опрос родителей о слуховом и речевом развитии ребенка;
  • регистрация поведенческих безусловно- и условно-рефлекторных реакций на звуки;
  • регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ);
  • регистрация коротколатентных (стволомозговых) или стационарных слуховых вызванных потенциалов.

Сегодня доказана наибольшая эффективность объективных методов – регистрации ОАЭ и слуховых вызванных потенциалов мозга. Чувствительность и специфичность метода стволомозговых слуховых вызванных потенциалов составляет 98-99% и 95-96%, соответственно. Это означает, что он позволяет выявить 98-99% детей с нарушениями слуха среди всех обследованных, при этом ошибочно диагностирует нарушения слуха только 4-5% здоровых детей. Эти показатели при регистрации ОАЭ несколько ниже – чувствительность ОАЭ составляет более 90%, а специфичность 93-95%. Эти различия связаны с тем, что при использовании ОАЭ дети со слуховой нейропатией успешно проходят скрининг и диагностируются как здоровые. Слуховая нейропатия – это нарушение звуковосприятия, обусловленное поражением в локусе “внутренние волосковые клетки – синапс – слуховой нерв (десинхронизация возбуждения)” и характеризующееся сохранностью наружных волосковых клеток. При регистрации слуховых потенциалов мозга эта группа детей надежно выявляется.

Начиная с 90-х годов 20 века, в европейских странах и США стал вводиться аудиологический скрининг новорожденных детей. Это стимулировало создание простых в управлении моделей приборов для регистрации ОАЭ и слуховых потенциалов, предназначенных для скрининговых обследований. С каждым годом увеличивается число стран, в которых действуют национальные программы аудиологи-ческого скрининга новорожденных с помощью объективных методов.

В России благодаря деятельности Центра аудиологии и слухопротезирования в соответствии с Приказом №108 МЗ и Минпрома РФ “О введении аудиологического скрининга новорожденных детей первого года жизни” уже с 1996 года проводится скрининг слуховых нарушений у детей. Он проводится в два этапа. На первом этапе в роддоме у новорожденного выявляются факторы риска по тугоухости и глухоте, и в выписной справке ребенка делается соответствующая отметка.

Второй этап скрининга, осуществляемый в детской поликлинике по месту жительства, включает анкетирование родителей и проверку поведенческих реакций ребенка на звуки в возрасте 1, 4 и 6 месяцев с помощью звукореактотеста. При отсутствии реакции ребенок направляется на консультацию в сурдологический центр для диагностического обследования.

Анализ результатов скрининга по Санкт-Петербургу показал, что введение программы аудиологического скрининга, безусловно, способствовало увеличению числа выявленных детей с нарушениями слуха в возрасте до года. В основном это были дети с большой потерей слуха, которые направлялись в диагностический центр в возрасте после 4-6-ти месяцев. Однако у значительной части детей нарушения слуха продолжали выявляться после года, что объяснялось определенными недостатками данной скрининговой процедуры. Регистрация поведенческих реакций ребенка на звуки является субъективным методом. Он обладает низкой чувствительностью при обследовании маленьких детей. Поэтому с его помощью плохо выявляются дети с небольшими и средними потерями слуха, дети с односторонней тугоухостью, резко нисходящей аудиограммой. Особую сложность представляют дети с тяжелой неврологической патологией. У них плохие поведенческие реакции на звуки часто рассматривают как следствие неврологических нарушений. Неисправность звукореактотеста в период прохождения скринингового обследования ребенком также нередко была причиной позднего выявления у него нарушения слуха – ребенок просто “выпадал” из скрининга.

Это позволило нам дать специалистам, занимающимся аудиологическим скринингом, следующие дополнительные рекомендации:

  • При скрининговом обследовании слуха использовать более низкие уровни сигналов (65 дБ для детей в возрасте 4 месяцев и 40 дБ – для детей 6 месяцев и старше). При отсутствии звукореактотеста использовать доступные источники звука определенной громкости – коробочки с крупой (“гороховый” метод).
  • Направлять детей на диагностическое обследование слуха объективными методами, не только если отсутствуют реакция на звуки, а есть реакция только на громкие звуки, но и если реакции на звуковые стимулы неустойчивые или если есть задержка развития восприятия речи, предречевых вокализаций, первых слов. Дети с неврологической патологией при неустойчивых реакциях на звуки также должны направляться для обследования слуха объективными методами, поскольку у них вероятность нарушений слуха очень высока.
  • В связи с важной ролью педиатров, неврологов и ЛОР-врачей детских поликлиник в выявлении нарушения слуха у детей раннего возраста необходимо регулярно проводить информационную работу по ознакомлению с современными подходами к выявлению, диагностике и реабилитации детей с нарушениями слуха в раннем возрасте, разбирать случаи позднего выявления нарушений слуха у детей.
  • Способствовать информированию родителей о развитии слуха и речи у детей и признаках нарушений слуха.
  • Ввести дополнительный этап обследования слуха в возрасте 12-18 месяцев, чтобы выявлять детей с нарушениями слуха, вызванными патологическими факторами в постнатальный период развития ребенка (инфекционные и вирусные заболевания, прием ототоксичных препаратов, повторяющиеся отиты и др.). Установлено, что у 30% детей происходит прогрессирующее снижение слуха в течение первого года жизни.
Читайте также:  Дикловит гель: инструкция по применению и отзывы на мазь

Особое внимание должно быть уделено детям с задержкой речевого развития, в том числе и более старшего возраста.

Очевидно и еще одно обстоятельство – скрининговые обследования слуха не должны ограничиваться детьми, имеющими факторы риска по тугоухости, поскольку уже установлено, что у 50% детей с нарушениями слуха в анамнезе отсутствуют факторы риска по тугоухости. А значит, аудиологический скрининг должен охватывать всех новорожденных.

Массовые обследования слуха необходимо также проводить в детских учреждениях для детей с расстройствами речи и задержкой психического развития, поскольку эти нарушения имеют общие факторы риска с нарушениями слуха. Как показали исследования, 28% детей логопедических детских садов (с диагнозами – общее недоразвитие речи, дизартрия) имеют слуховую дисфункцию. Снижение слуха 1-3 степени обнаруживается у 70% детей с болезнью Дауна и у 20% детей с аутизмом, патология слуха встречается у 80% детей с врожденными расщелинами неба.

Совместная работа сотрудников СП НИИ ЛОР, СПб городского детского сурдоцентра, Института раннего вмешательства в этих направлениях способствовала тому, что дети со средними потерями слуха и неврологическими нарушениями на диагностическое обследование стали направляться раньше. И, как следствие, у них раньше стали диагностироваться нарушения слуха.

Среди рекомендаций особое место занимал пункт о необходимости введения обследования слуха у детей с помощью объективных методов в больницах для новорожденных, поскольку у детей, нуждающихся в интенсивной терапии в первые дни и месяцы жизни, вероятность нарушения слуха в 10 раз выше. При этом наблюдается рост числа детей с врожденными нарушениями слуха вследствие увеличения патологии беременности и родов, а также в результате достижений современной медицины, обеспечивающих выживаемость глубоко недоношенных детей и детей с аномалиями развития.

В настоящее время аудиологический скрининг с помощью объективного метода – регистрации вызванной отоакустической эмиссии – вводится и в России. Согласно государственной программе, роддома оснащаются необходимым оборудованием, а специалисты трех ведущих центров – ФГУ Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, ФГУ Российский центр аудиологии и слухопротезирования и ФГУ НИИ оториноларингологии – обучают персонал роддомов проведению аудиологического скрининга детей с помощью этого оборудования.

Многолетние наблюдения у нас в стране и за рубежом свидетельствуют, что аудиологический скрининг необходимо проводить у новорожденных детей в роддомах. Причем оптимальным методом в этом случае является регистрация вызванной отоакустической эмиссии. Этот метод позволяет выявить даже небольшое снижение слуха, причем независимо от того, является ли это кондуктивной или сенсоневральной тугоухостью. Аудиологическое тестирование новорожденных в родильных домах методом регистрации ОАЭ рекомендуется проводить не ранее 4 дня жизни, поскольку в более ранний период у части детей она не регистрируется.

Особую ситуацию представляет аудиологический скрининг в больницах для новорожденных, где длительное время находятся недоношенные дети и дети с различными соматическими заболеваниями. Здесь необходима также регистрация слуховых вызванных потенциалов. Дело в том, что у этих детей не только значительно выше встречаемость нарушений слуха, но также высока вероятность возникновения слуховой нейропатии. Если использовать только отоакустическую эмиссию, то такие дети ошибочно диагностируются как нормальнослышащие. В отделениях патологии новорожденных аудиологическое тестирование целесообразно проводить перед выпиской ребенка из стационара.

При наличии отрицательного результата аудиологический скрининг следует провести повторно (через 4-6 недель после первичного скрининга). Отрицательным результатом первичного скрининга назы- вается отсутствие отоакус- тической эмиссии или отсутствие слуховых вызван- ных потенциалов на пороговый уровень стимулов (35-40 дБ для разных приборов) для одного или двух ушей.

При повторном отрицательном результате ребенок направляется на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр (областной, краевой или республиканский). Причем диагностическое обследование должно быть проведено в первые 3 месяца жизни.

Повторное обследование слуха следует рекомендовать и новорожденным, успешно прошедшим скрининг в родильном доме, но затем госпитализированным в отделение патологии новорожденных в связи с гипербилирубинемией.

Внедрение аудиологического скрининга новорожденных в нашей стране должно позволить приблизиться к современным стандартам в области помощи детям с нарушениями слуха:

  1. Выявление нарушений слуха сразу после рождения.
  2. Диагностика нарушений слуха (определение типа нарушения слуха, уровня поражения слуховой системы и степени слуховых потерь) в возрасте до 3-4 месяцев.
  3. Слухопротезирование при наличии порогов слуха в речевом диапазоне более 40 дБ в возрасте от 2-х месяцев.
  4. Проведение необходимых лечебных мероприятий.
  5. Ранняя абилитация – занятия ребенка и родителей с сурдопедагогом по развитию остаточного слуха, коммуникативных навыков, речи, психических функций, моторики – с момента выявления нарушений слухового восприятия.
  6. Кохлеарная имплантация – электродное протезирование слуха детей с глухотой и 4 степенью тугоухости при отсутствии эффективности от адекватного протезирования слуховым аппаратом (начиная с возраста 1 год).

Исследования показали, что если детей с 3-4 степенью тугоухости протезировать слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев, то их речевое и языковое развитие, в том числе накопление пассивного и активного словаря, овладение грамматической системой родного языка, будет такое же, как у нормальнослышащих детей. Если же детям надеть аппараты после 6-ти месяцев, то при самой эффективной коррекционной работе ребенок все равно будет отставать в развитии речи.

Таким образом, внедрение аудиологического скрининга новорожденных с помощью отоакустической эмиссии в России, безусловно, важный этап. Но это лишь первый этап в ранней абилитации детей с нарушениями слуха. Во многих ли городах есть центры, оснащенные современным диагностическим оборудованием и персонал, умеющий квалифицированно проводить дифференциальную диагностику нарушений слуха у детей в возрасте до 6-ти месяцев? Наш опыт свидетельствует, что таких центров пока очень мало. Еще меньше специалистов, которые умеют протезировать детей такого возраста. Катастрофически не хватает сурдопедагогов, имеющих навыки реабилитационной работы с детьми раннего возраста. А главное, многие специалисты до сих пор считают, что слухопротезирование детей может быть отложено до 1 – 2-х лет, а занятия с ребенком можно начать только в 3 года в специальном детском саду для детей с нарушенным слухом.

Но наиболее интенсивное развитие слуховых путей и центров, а также мозга происходит в первые 1,5 года жизни ребенка! И мы сегодня владеем методами слухопроте-зирования и развития слуха и речи у глухих детей, начиная с первых месяцев жизни.

Поэтому, на наш взгляд, программа аудиологического скрининга “заработает”, если не только роддома будут оснащены современным качественным оборудованием, но и специалисты обновят свои представления и знания о возможностях ранней реабилитации.

От нас, специалистов, зависит, будет ли у глухого ребенка шанс научиться слышать и говорить, как нормальнослышащие дети.

При повторном отрицательном результате ребенок направляется на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр (областной, краевой или республиканский). Причем диагностическое обследование должно быть проведено в первые 3 месяца жизни.

Аудиологический скрининг новорожденных

Аудиологический скрининг новорожденных – это обследование слуха у новорожденных специальным прибором.

Обследованию подлежат абсолютно все новорожденные в родильных домах на 3-4 день после рождения или непосредственно перед выпиской. Противопоказаний к применению данного скрининга нет.

Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей 1-го года жизни проводится в два этапа.

Первый этап аудиологического скрининга – регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) проводится новорожденным на 3-4 сутки жизни в родильном доме или акушерском стационаре.

Если по каким-то причинам аудиологический скрининг в роддоме не проводился или отсутствует в документации новорожденного (в истории развития ребенка) информация о проведении аудиологического скрининга, то при его поступлении под наблюдение в детскую поликлинику по месту жительства аудиологический скрининг проводится в детской поликлинике.

Обследованию подлежат абсолютно все новорожденные в родильных домах на 3-4 день после рождения или непосредственно перед выпиской. Противопоказаний к применению данного скрининга нет.

Что может обнаружиться

Метод ВОАЭ позволяет выявить практически все отклонения в развитии наружного, среднего и внутреннего уха: кондуктивную и сенсоневральную тугоухость, частичную потерю слуха и даже глухоту. Благодаря столь ранней диагностике нарушений слуха стало возможным быстро оказать малышу помощь, способствуя тем самым его нормальному развитию.

Малыши, не прошедшие первый этап аудиологического скрининга, направляются в специализированные центры, где с ними работают специалисты. Если нарушения слуха всё-таки подтвердились, отчаиваться не стоит: современные методики реабилитации и протезирования позволят если не полностью восстановить слух ребёнка, то максимально его скорректировать. Своевременное обращение родителей к специалистам и правильно подобранное лечение позволит малышу расти и развиваться, не отставая от сверстников.


Метод ВОАЭ позволяет выявить практически все отклонения в развитии наружного, среднего и внутреннего уха: кондуктивную и сенсоневральную тугоухость, частичную потерю слуха и даже глухоту. Благодаря столь ранней диагностике нарушений слуха стало возможным быстро оказать малышу помощь, способствуя тем самым его нормальному развитию.

Читайте также:  Какое строение почек у человека и их функции в организме

Что делать, если ребенок не прошел аудиологический скрининг?

Сегодня любому новорожденному ребенку проверяют слух. Это обязательное тестирование должно затронуть каждого, ведь тугоухость встречается достаточно часто – 1-3 случая на 1000 родившихся (в развитых странах). Подавляющее большинство нарушений слуха успешно реабилитируются или лечатся, но критическим фактором для успеха являются сроки выявления. Чем раньше нашелся малыш с тугоухостью, тем эффективнее будет помощь. Поэтому в большинстве стран существует программа аудиологического скрининга.

По регионам России есть отличия в регламенте исследований слуха у новорожденных, но они незначительны, и я буду описывать общую схему.

Еще до проведения каких-либо тестов родившийся ребенок относится к одной из двух групп: с факторами риска по тугоухости и без них. К первой относятся глубоко недоношенные дети, малыши, пострадавшие от асфиксии, имеющие родственников с нарушениями слуха, перенесшие внутричерепную родовую травму или другие состояния, которые могут привести к тугоухости. Отметка о наличии факторов риска по тугоухости и глухоте делается в медицинской документации, которую родители получают при выписке из родильного дома.

В России обеим группам в родильном доме или поликлинике по месту жительства выполняется тест, который называется – регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ). При этом родители могут встретиться с различными аббревиатурами этого теста – ЗВОАЭ, ЭЧПИ, DPOAE и др.

Если у ребенка без рисков нарушения слуха ОАЭ регистрируется («ПРОШЕЛ»), то дальше его не обследуют, считают, что слух абсолютно нормальный. Дети же из группы риска вне зависимости от результатов теста направляются к сурдологу для дальнейшего обследования, туда же отправляются дети, у которых ОАЭ не зарегистрирована («НЕ ПРОШЕЛ»).

В идеале аудиологический скрининг должен выполнятся на 2-3 день рождения в родильном доме. Если же по каким-то причинам этого не произошло, то он делается в сроки от 14 дней до 1 месяца жизни в поликлинике по месту жительства или в другом медицинском учреждении. Обследование у сурдолога должно закончится до 3-6 месячного возраста ребенка.

  1. Сенсоневральная тугоухость.
  2. Аномалии развития среднего и внутреннего уха.
  3. Атрезии наружного слухового прохода.
  4. Слуховая нейропатия.
  5. Различные сочетания патологий.

Дополнительные процедуры

Дополнительные процедуры проводятся уже после выписки из роддома, в районной или областной детской поликлинике по направлению участкового педиатра, наблюдающего младенца по месту жительства. Чаще всего врач направляет ребенка к отоларингологу на повторное исследование ОАЭ. Если в этот раз диагностика не выявит слуховых нарушений, родители могут не беспокоиться. Если результат второй раз будет сомнительным, врач направит младенца на консультацию в сурдологический центр.

Если на экране прибора появилось слово «Pass», это говорит о том, что:

Как проверяют слух у новорожденных

Нарушения слуха, которые выявляются в периоде новорожденности, чаще связаны:

  • с наследственными причинам (например, синдром Стиклера, Варденбурга) ;
  • с аномалиями развития органа (например, аплазия Шайбе, Майкла);
  • с гибелью структур мозга при воздействии неблагоприятных факторов (инфекция, интоксикация, гипоксия).

Для диагностики нарушений слуха применяют субъективные и объективные методики. Субъективные связаны с получением от ребенка ответа, как он слышит, понимает звуки и до определенного возраста технически недоступны. Объективное исследование основано на регистрации рефлекторных, физиологических реакций на стимуляцию звуком.

Первая проверка проводится в условиях роддома. Она включает в себя визуальный осмотр, инструментальные методы диагностики. Результат заносится в медицинскую документацию, которую выдают родителям при выписке. Если в медицинском учреждении не было возможности провести обследование, его не стоит откладывать на более поздний срок. При первом посещении педиатра на дому можно уточнить, как проверить слух у новорожденного, если процедура по каким-то причинам не была проведена в условиях роддома.

Для чего врачи так «спешат»? Слух обеспечивает связь ребенка с внешним миром, воспитание в «звучащей» среде формирует нейронные связи. Особенно это важно для детей с поражениями головного мозга вследствие осложнений беременности, родов. В первые годы жизни компенсаторные способности нервных клеток наиболее высоки, раннее обращение за помощью — шанс на своевременную реабилитацию.

К сожалению, нарушения слуха невозможно «перерасти», отсутствие своевременной реабилитации приводит к нарушениям в психическом развитии — страдает речь, интеллект, эмоциональная сфера.

К методикам оценки слуха у новорожденных предъявляют особые требования: они должны быть безболезненными, неинвазивными, недорогими, обладать высокой чувствительностью.

Оценка результатов

Результаты аудиологического скрининга сразу отображаются на мониторе прибора. Результат Refer говорит о том, что в ходе теста не было выявлено колебаний волосковых клеток, что в свою очередь свидетельствует о нарушении слуха. Если получен подобный результат, ребенка направляют на дальнейшее обследование к сурдологу. Однако родителям следует помнить, что такой результат не является подтверждением того, что у ребенка тугоухость или другая проблема.

Нередко случается, что повторное обследование детей, которые уже прошли аудиологический скрининг, дает положительный результат, то есть присутствие патологии не подтверждается. Разные специалисты объясняют такую ситуацию по-разному. Нередко первое исследование дает отрицательный результат из-за того, что из ушных проходов малыша еще не полностью вышли родильные массы. Повторное обследование показано спустя 1-1,5 месяца после первого. При получении повторного отрицательного результата ребенка направляют на дальнейшее обследование с последующим лечением.

Если аудиологический скрининг дважды дает отрицательный результат, ребенку показан осмотр у отоларинголога, который даст направление на расширенное обследование в сурдологическом центре. Сделать это лучше до того, как малышу исполнится 3 месяца.

На втором этапе обследования уже определяются возможные патологии, которые могут повлиять на ухудшение слуха новорожденного.

Аудиологический скрининг новорожденных

Многолетние наблюдения у нас в стране и зарубежом свидетельствуют, что аудиологический скрининг необходимо проводить у новорожденных детей в роддомах. Причем оптимальным методом в этом случае является регистрация вызванной отоакустической эмиссии. Этот метод позволяет выявить даже небольшое снижение слуха, причем независимо от того, является ли это кондуктивной или сенсоневральной тугоухостью. Аудиологическое тестирование новорожденных в родильных домах методом регистрации ОАЭ рекомендуется проводить не ранее 4 дня жизни, поскольку в более ранний период у части детей она не регистрируется.

Особую ситуацию представляет аудиологический скрининг в больницах для новорожденных, где длительное время находятся недоношенные дети и дети с различными соматическими заболеваниями. Здесь необходима также регистрация слуховых вызванных потенциалов. Дело в том, что у этих детей не только значительно выше встречаемость нарушений слуха, но также высока вероятность возникновения слуховой нейропатии. Если использовать только отоакустическую эмиссию, то такие дети ошибочно диагностируются как нормальнослышащие. В отделениях патологии новорожденных аудиологическое тестирование целесообразно проводить перед выпиской ребенка из стационара.

При наличии отрицательного результата аудиологический скрининг следует провести повторно (через 4-6 недель после первичного скрининга). Отрицательным результатом первичного скрининга называется отсутствие отоакустической эмиссии или отсутствие слуховых вызванных потенциалов на пороговый уровень стимулов (35-40 дБ для разных приборов) для одного или двух ушей.

При повторном отрицательном результате ребенок направляется на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр (областной, краевой или республиканский). Причем диагностическое обследование должно быть проведено в первые 3 месяца жизни.

Повторное обследование слуха следует рекомендовать и новорожденным, успешно прошедшим скрининг в родильном доме, но затем госпитализированным в отделение патологии новорожденных в связи с гипербилирубинемией.

Внедрение аудиологического скрининга новорожденных в нашей стране должно позволить приблизиться к современным стандартам в области помощи детям с нарушениями слуха:

  • Выявление нарушений слуха сразу после рождения.
  • Диагностика нарушений слуха (определение типа нарушения слуха, уровня поражения слуховой системы и степени слуховых потерь) в возрасте до 3-4 месяцев.
  • Слухопротезирование при наличии порогов слуха в речевом диапазоне более 40 дБ в возрасте от 2-х месяцев.
  • Проведение необходимых лечебных мероприятий.
  • Ранняя абилитация – занятия ребенка и родителей с сурдопедагогом по развитию остаточного слуха, коммуникативных навыков, речи, психических функций, моторики – с момента выявления нарушений слухового восприятия.
  • Кохлеарная имплантация – электродное протезирование слуха детей с глухотой и 4 степенью тугоухости при отсутствии эффективности от адекватного протезирования слуховым аппаратом (начиная с возраста 1 год).

Исследования детей с нарушениями слуха показали, что если детей с 3-4 степенью тугоухости протезировать слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев, то их речевое и языковое развитие, в том числе накопление пассивного и активного словаря, овладение грамматической системой родного языка, будет такое же, как у нормальнослышащих детей. Если же детям надеть слуховые аппараты после 6-ти месяцев, то при самой эффективной коррекционной работе ребенок все равно будет отставать в развитии речи.

Таким образом, внедрение аудиологического скрининга новорожденных с помощью отоакустической эмиссии в России, безусловно, важный этап. Но это лишь первый этап в ранней абилитации детей с нарушениями слуха. Во многих ли городах есть центры, оснащенные современным диагностическим оборудованием и персонал, умеющий квалифицированно проводить дифференциальную диагностику нарушений слуха у детей в возрасте до 6-ти месяцев? Наш опыт свидетельствует, что таких центров пока очень мало. Еще меньше специалистов, которые умеют протезировать детей такого возраста. Катастрофически не хватает сурдопедагогов, имеющих навыки реабилитационной работы с детьми раннего возраста. А главное, многие специалисты до сих пор считают, что слухопротезирование детей может быть отложено до 1-2-х лет, а занятия с ребенком можно начать только в 3 года в специальном детском саду для детей с нарушенным слухом.

Но наиболее интенсивное развитие слуховых путей и центров, а также мозга происходит в первые 1,5 года жизни ребенка! И мы сегодня владеем методами слухопротезирования и развития слуха и речи у глухих детей, начиная с первых месяцев жизни.

Поэтому на наш взгляд, программа аудиологического скрининга “заработает”, если не только роддома будут оснащены современным качественным оборудованием, но и специалисты обновят свои представления и знания о возможностях ранней реабилитации.

Особую ситуацию представляет аудиологический скрининг в больницах для новорожденных, где длительное время находятся недоношенные дети и дети с различными соматическими заболеваниями. Здесь необходима также регистрация слуховых вызванных потенциалов. Дело в том, что у этих детей не только значительно выше встречаемость нарушений слуха, но также высока вероятность возникновения слуховой нейропатии. Если использовать только отоакустическую эмиссию, то такие дети ошибочно диагностируются как нормальнослышащие. В отделениях патологии новорожденных аудиологическое тестирование целесообразно проводить перед выпиской ребенка из стационара.

Читайте также:  Глицерин: инструкция по применению в медицине и косметике, для лица и волос. Цена препарата, отзывы

Что такое скрининг новорожденных и что он включает?

В первые дни жизни малышу показан осмотр врача-неонатолога и комплексный неонатальный скрининг. Это нужно для выявления наследственных патологий и других аномальных явлений на самых ранних этапах жизни ребенка. Чем быстрее обнаружатся какие-нибудь отклонения, тем эффективнее лечение. В массовое исследование новорожденных малышей входят следующие этапы диагностики:

  • неонатальный скрининг (анализ крови);
  • аудиологический скрининг новорожденных;
  • УЗИ-скрининг;
  • осмотр специалистами (невролог, окулист, хирург, ортопед).


Аудио скрининг – обследование, призванное выявить патологии органов слуха при помощи специального прибора. Разберемся подробнее, что собой представляет данная процедура.

Для чего нужен аудиологический скрининг

С 2008 года в России каждому младенцу положено проводить аудиологический скрининг, позволяющий своевременно выявить у малыша проблемы со слухом. Нарушения в работе органов сенсорного восприятия окружающей новорожденного действительности существенно снижают темп его развития и являются результатом врожденных патологий, инфекционных воспалений или родовой травмы.

Такое диагностическое обследование безопасно для здоровья новорожденного и проводится всем детям либо сразу в роддоме (или акушерском стационаре), либо в детской поликлинике по месту жительства родителей младенца. Результаты скрининга заносятся в персональную медицинскую карту. Если по каким-то причинам такая диагностика не была выполнена в родильном отделении сразу после появления малыша на свет, то врач делает ее в амбулаторных условиях в медицинском учреждении, к которому прикрепляется ребенок по месту проживания.


Такое диагностическое обследование безопасно для здоровья новорожденного и проводится всем детям либо сразу в роддоме (или акушерском стационаре), либо в детской поликлинике по месту жительства родителей младенца. Результаты скрининга заносятся в персональную медицинскую карту. Если по каким-то причинам такая диагностика не была выполнена в родильном отделении сразу после появления малыша на свет, то врач делает ее в амбулаторных условиях в медицинском учреждении, к которому прикрепляется ребенок по месту проживания.

Диагностика слуха

Нарушение слухового восприятия нарушает формирование речи ребенка, сопровождается задержкой психического и умственного развития, приводит к инвалидизации. Даже одностороннее снижение слуха наносит весьма существенный вред ребенку, который заключается в задержке становления речи, в проблемах с обучением и коммуникацией, поведением в школе.

Диагностика слуха и состояния среднего уха может быть субъективной (аудиометрия) и объективной (импедансометрия, аудиотест). Субъективные методы проводятся при взаимодействии врача и пациента, в процессе исследования регистрируется реакция на разные звуки. Объективные методы не требуют участия пациента и не зависят от его условной реакции.

Аудиометрия (тональная пороговая аудиометрия) – метод диагностики нарушений слуха. В ходе исследования оценивается способность воспринимать звуковые стимулы на разных частотах, с различной интенсивностью. Через наушники подаются сигналы, когда пациент слышит звук, он нажимает на клавишу аудиометра. В конце исследования строится график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам. Аудиометрия выявляет степень снижения слуха, частотный диапазон, позволяет определить, в чем именно проблема: в звукопроведении или звуковоспиятии. Это исследование можно проводить детям старше 3,5 – 4 лет.

Игровая аудиометрия (детская речевая аудиометрия) проводится у детей от 2,5-3 лет с использованием специального аудиометра с картинками.

Акустическая импедансометрия – метод оценки функционального состояния среднего уха. Включает в себя тимпанограмму (оценка формы графика податливости барабанной перепонки и пикового давления в наружном слуховом проходе) и акустическую рефлексометрию (регистрация акустического рефлекса со стременной мышцы).

Во время процедуры ухо пациента закрывается датчиком, через который подаются звуковые сигналы. Когда звуковая волна достигает барабанной перепонки, часть ее отражается и может быть измерена. По результатам полученных данных можно выявить дисфункцию слуховой трубы, наличие жидкости в среднем ухе (признак воспалительного процесса), наличие перфорации или рубцовые изменения барабанной перепонки. Импедансометрию можно проводить детям старше 1 года.

У детей в некоторых случаях проводится только тимпанограмма, так как иногда дети пугаются высокочастотного сигнала, используемого при полной импедансометрии.

Аудиологический скрининг (аудиотест) регистрация задержанной отоакустической эмиссии. В Медицинском центре «ХХI век» аудиологический скрининг проводится аппаратом АккуСкрин. Цель обследования: ранняя диагностика тяжелых нарушений слуха у детей. Диагностическое исследование слуха должно проводиться в обязательном порядке всем новорожденным, если его не сделали в роддоме, этот тест можно сделать в Медицинском центре «XXI век». В возрасте 1 месяц и старше аудиотест проводится по показаниям:

  • если в роддоме не проводили аудиотест
  • неудовлетворительные результаты первого теста;
  • высокий уровень билирубина (гипербилирубинемия) от 200 мкмоль/л;
  • тугоухость у родителей
  • 0-3 месяца – не реагирует на громкие звуки или голос;
  • ребенок к 12 месяцам не имитирует звуки или не говорит простые слова, например «мама»;
  • с возрастом испытывает трудности с речью, обучением, концентрацией внимания.

Тестирование занимает от 2 до 10 мин на каждое ухо в зависимости от поведения ребёнка плюс время для обработки информации. Аудиологический скрининг является методом объективной диагностики, не указывает причины патологии и степень снижения слуха, но позволяет в раннем возрасте отобрать детей, нуждающихся в полном обследовании у сурдолога.

Обычно производится за 1 час до или через 1 час после кормления ребенка, когда ребенок находится в наиболее спокойном состоянии, для младенцев идеально во время сна. Исследование не требует применения каких-либо медикаментозных (седативных) средств, абсолютно безболезненно, может проводиться на руках у матери, у груди, или на кушетке.

В ушной канал ребенка помещается небольшой высокочувствительный микрофон, подается звуковой сигнал и измеряется эхо, которое генерирует улитка. Если эхо обнаружено, то это признак, что ребенок слышит хорошо. Если сигнал «не проходит» хотя бы на одном ухе обследование повторяется. При повторном неудовлетворительном результате (тест делается через 1 месяц), проводятся поведенческие звуковые тесты, тимпанометрия с целью исключения патологии среднего уха. В специализированном сурдоцентре проводится более углубленное обследование ребёнка.

Оптимальный срок диагностики нарушений слуха у ребенка не позднее 1,5 месяцев жизни. Более поздняя постановка диагноза может привести к значительным затруднениям лечения и реабилитации детей с врожденным поражением слухового анализатора.

Противопоказаниями к проведению аудиотеста являются: воспалительные заболевания наружного и среднего уха, атрезия наружного слухового прохода, серные (эпидермальные) массы в наружном слуховом проходе, ОРВИ и даже просто насморк, так как тест высокочувствителен и даже небольшая дисфункция слуховой трубы может изменить результаты. Врач осматривает уши перед проведением исследования, при наличии противопоказаний может отложить его выполнение.

Диагностика слуха и состояния среднего уха может быть субъективной (аудиометрия) и объективной (импедансометрия, аудиотест). Субъективные методы проводятся при взаимодействии врача и пациента, в процессе исследования регистрируется реакция на разные звуки. Объективные методы не требуют участия пациента и не зависят от его условной реакции.

Показания к использованию средства и формы выпуска

Амоксиклав бывает трех форм выпуска:

  • в виде таблеток;
  • порошок для приготовления суспензий (применяют перорально);
  • порошкообразная смесь для внутривенного введения (разводится водой для инъекций).

Амоксиклав достаточно эффективен при лечении:

  • инфекционных заболеваний органов дыхания;
  • гинекологических патологий, вызванных воспалительными и инфекционными процессами;
  • болезней мочеполовой системы;
  • ангины, синусита, гайморита и других ЛОР-заболеваниях;
  • послеоперационных воспалительных процессов.

Курс лечения составляет от 5 до 7 суток. При более тяжелых течениях болезни он может быть продлен еще на 7 дней.

Взрослый человек при легком и среднетяжелом течении болезни принимает 1000 мг амоксициллина в сутки, при тяжелых патологиях доза возрастает до 1750 мг. Суточная доза для детей зависит от возраста и веса. Например, дети от 6 до 12 лет в сутки могут принять не более чем 40 мг амоксициллина на 1 кг веса, причем дозу делят на 2-3 приема.

При беременности и грудном вскармливании желательно отказаться от приема Амоксиклава. Он имеет свойство проникать через плаценту и материнское молоко в организм малыша.

Как действуют медикаменты

  • тошноты, рвоты, снижения аппетита, поноса;
  • колита, гастрита;
  • холестатической желтухи;
  • повреждения клеток печени, сопровождаемого повышением уровня их ферментов;
  • аллергических реакций – от кожной сыпи до появления анафилактического шока;
  • гемолитической анемии, тромбоцитопении, лейкоцитопении;
  • судорог, головной боли, головокружения;
  • гематурии, интерстициального нефрита;
  • дисбактериоза.

Действие Амоксиклава

Препарат выпускается в виде порошка для приготовления суспензии и таблеток, содержащих амоксициллин и клавулановую кислоту. Последняя не обладает антибактериальным действием. Препарат обладает расширенным, по сравнению с пенициллинами и антибиотиками группы сульфаниламидов, спектром бактерицидного действия. К нему чувствительны следующие патогенные микроорганизмы:

  • грамположительные аэробы (энтерококки, стрептококки, стафилококки, листерии);
  • грамотрицательные аэробы (гемофильная палочка, эшерихия коли, кампилобактер, гарднерелла, палочка Дюкрея, гонококки, сальмонелла, холерный вибрион, протей);
  • анаэробные бактерии (клостридии, пептококки, пептострептококки, фузобактерии, бактероиды).

Амоксиклав используется в лечении инфекционных заболеваний, вызванных чувствительными возбудителями, это:

  • воспалительные процессы в почках и мочевом пузыре;
  • воспаление бронхов и легких;
  • инфекции органов брюшной полости;
  • бактериальные поражения кожи и мягких тканей.

Препарат противопоказан при непереносимости бета-лактамных антибиотиков, тяжелой печеночной недостаточности, инфекционном мононуклеозе и лейкозе. С осторожностью Амоксиклав применяют при беременности и лактации. Использование антибиотика может сопровождаться возникновением следующих побочных действий:

  • признаки поражения ЖКТ (снижение аппетита, тошнота, тяжесть в желудке, диарея, нарушение функций печени, изъязвление слизистых оболочек толстого кишечника);
  • аллергические проявления (эритематозные высыпания, крапивница, мокнущая эритема, анафилактоидные реакции, токсический эпидермолиз);
  • нарушение кроветворения (снижение числа лейкоцитов и тромбоцитов, панцитопения)
  • неврологические расстройства (мигрень, судорожные приступы, бессонница, тревожность);
  • грибковые инфекции.

Амоксиклав противопоказан при непереносимости бета-лактамных антибиотиков, тяжелой печеночной недостаточности, инфекционном мононуклеозе и лейкозе.

  • тип действующего вещества (Аугментин и Амоксиклав содержат амоксициллин и клавулановую кислоту);
  • форма выпуска (оба антибиотика выпускаются в виде таблеток и порошка для изготовления суспензии);
  • показания к использованию (Амоксиклав и Аугментин применяются в лечении инфекций мочеполовой и дыхательной систем, органов малого таза и брюшной полости).
Добавить комментарий