Детские болезни: полный и подробный список + характеристики

Детские болезни: полный и подробный список

Как бы родители ни старались уберечь малыша, различные детские болезни встречаются часто и преследуют почти всех детей. Ребенок может заболеть практически любой взрослой болезнью, некоторые патологии встречаются только у детей, существуют редкие или врожденные проблемы, но сегодня мы поговорим о наиболее распространенных детских заболеваниях.

  1. Особенности развития иммунитета: почему он «пропускает» болезни
  2. Инфекционные патологии
  3. Болезни пищеварительной системы
  4. Основные болезни ЖКТ у детей
  5. Заболевания опорно-двигательного аппарата
  6. Наиболее распространенные болезни
  7. Другие болезни у детей
  8. Список детских болезней
  9. Заключение


Иммунитет у ребенка начинает формироваться еще внутриутробно, процесс продолжается до подросткового возраста. На разных этапах развития иммунной системы дети более подвержены определенным заболеваниям.

Особенности различных видов детских инфекционных заболеваний

Детские болезни – это целая категория медицины, которая включает в себя ряд инфекционных заболеваний, свойственных исключительно детскому возрасту. Однако это ограничение не дает никаких гарантий на то, что заболевание не возникнет во взрослом периоде. Современная медицина рекомендует следовать обязательным прививочным мероприятиям, хотя многие родители до сих пор отказываются делать их своим детям. Какие детские инфекции известны, и чем они грозят маленьким пациентам?

Все детские инфекционные заболевания передаются при контакте с больным пациентом воздушно-капельным или контактно-бытовым способом. В некоторых случаях ребенок может не заразиться, потому что ему передались антитела от матери. К детским инфекциям относят:

Дифтерия

Описание болезни дифтерия: острое инфекционное заболевание, опасное для жизни. Происходит воспаление верхних дыхательных путей.

Симптомы дифтерии: слабость, увеличение температуры, отек шеи, боль в горле, побледнение кожи, набухание миндалин, увеличивается число лимфоузлов на шее, затруднено дыхание через нос при дифтерии носа. Существует несколько видов дифтерии: носа, глаз, кожи, гениталий, ротоглодки, гортани, бронхов, трахеи.

Как передается дифтерия: воздушно-капельным путем, контакт с больным или с носителем.

Лечение дифтерии: изоляция в больнице, лечение только у врача.

Как избежать дифтерии: прививки

Симптомы : воспаление миндалин, высокая температура, боль при глотании, недомогание

Наша справка

Детские инфекции – так называют группу инфекционных болезней, которые люди переносят в основном в детстве. К ним обычно относят ветряную оспу (ветрянку), краснуху, инфекционный паротит (свинку), корь, скарлатину, полиомиелит, коклюш, дифтерию. Инфекции передаются от больного к здоровому ребенку.

После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому повторно этими инфекциями заболевают редко. Сейчас почти от всех детских инфекций есть вакцины.

Все дети получают прививку от дифтерии комбинированной вакциной АКДС. В редких случаях заболеть может и привитый ребенок, но заболевание будет протекать в легкой форме.

Специфические детские инфекции

Постепенно красные пятна трансформируются в папулы (прыщики), которые вскрываются и рубцуются. Помимо этого наблюдаются такие проявления, как:

Детские заболевания

Детские болезни — комплекс заболеваний различной этиологии, которые диагностируют у детей в разные возрастные периоды. Организм ребенка подвержен воздействию множества негативных факторов, что провоцируют детскую болезнь. Нехватка витаминов, несвоевременная вакцинация, недостаток физической активности приводит к серьезным нарушениям в организме малыша и различным болезням.

Детский организм принципиально отличается от взрослого. С момента появления на свет новорожденного до 18-летнего возраста процесс развития организма идет непрерывно. Зависимо от характера и интенсивности изменений, происходящих в организме малыша, принято выделять следующие периоды детства:

  • период внутриутробного развития — десять лунных месяцев,
  • новорожденности — четыре недели,
  • грудной — до года,
  • ясельный — 1-3 года,
  • дошкольный — 3-7 года,
  • школьный — от 7-18 лет.

Детские болезни — комплекс заболеваний различной этиологии, которые диагностируют у детей в разные возрастные периоды. Организм ребенка подвержен воздействию множества негативных факторов, что провоцируют детскую болезнь. Нехватка витаминов, несвоевременная вакцинация, недостаток физической активности приводит к серьезным нарушениям в организме малыша и различным болезням.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Выделяют несколько групп пороков. В зависимости от времени воздействия вредных факторов и объекта поражения выделяют следующие формы пороков развития.

1. Гаметопатии – патологические изменения в половых клетках, произошедшие до оплодотворения и приводящие к спонтанному прерыванию беременности, врожденным порокам развития, наследственным заболеваниям. Это наследственно обусловленные врожденные пороки, в основе которых лежат спорадические мутации в половых клетках родителей или унаследованные мутации у более отдаленных предков.

2. Бластопатии – это повреждения зиготы в первые 2 недели после оплодотворения (до момента завершения дифференциации зародышевых листков и начала маточно-плацентарного кровообращения), вызывающие гибель зародыша, внематочную беременность, пороки развития с нарушением формирования оси зародыша (симметричные, асимметричные и неполностью разделившиеся близнецы, циклопия, аплазия почек и др.).

3. Эмбриопатии – поражения зародыша от момента прикрепления его к стенке матки (15-й день после оплодотворения) до сформирования плаценты (75-й день внутриутробной жизни), проявляющиеся пороками развития отдельных органов и систем, прерыванием беременности. Поскольку в эмбриональный период происходит формирование основных морфологических структур органов, то естественно, что большинство врожденных пороков образуется именно в этот период.

Наличие критических периодов, т. е. стадий интенсивной дифференцировки органов, когда они наиболее легко повреждаются, определяет существование временной специфичности для различных органов. Так, воздействие повреждающего фактора на 4-6-й неделе внутриутробного развития часто ведет к формированию у плода порока сердца, на 12-14-й неделе – порока развития половых органов и т. д. Локализация дефекта также зависит от интенсивности повреждающего воздействия.

4. Фетопатии – общее название болезней плода, возникающих под воздействием неблагоприятных факторов с 11-й недели внутриутробной жизни до начала родов. Важнейшая роль в формировании фетопатии принадлежит состоянию плацентарного комплекса. Признаками фетопатии становятся: задержка внутриутробного развития; врожденные пороки в результате обратного развития зародышевых структур (кишечный свищ, открытые артериальный проток или овальное окно) или эмбриональных щелей (расщелины губы, неба, позвоночника, уретры); сохранение первоначального расположения органов (крипторхизм); гипоплазии и дисплазии отдельных органов и тканей (дисплазия почек, микроцефалия, гидроцефалия и др.); избыточное разрастание соединительной и других тканей при инфекциях (катаракта и др.); врожденные болезни (гемолитическая болезнь новорожденных, гепатиты, циррозы, пневмонии, миокардиты, энцефалиты и др.). Фетопатии нередко приводят к преждевременным родам, асфиксии при рождении, метаболическим и другим нарушениям адаптации новорожденных к внеутробной жизни и являются наиболее частыми причинами неонатальных болезней и смертности.

К врожденным порокам относятся следующие нарушения развития.

1. Агенезия – полное врожденное отсутствие органа.

2. Аплазия – врожденное отсутствие органа или выраженное его недоразвитие. Отсутствие некоторых частей органа называется термином, включающим в себя греч. слово olygos («малый») и название пораженного органа. Например, олигодактилия – отсутствие одного или нескольких пальцев.

3. Гипоплазия – недоразвитие органа, проявляющееся дефицитом относительной массы или размеров органа.

4. Гипотрофия – уменьшенная масса тела новорожденного или плода.

5. Гиперплазия (гипертрофия) – повышенная относительная масса (или размеры) органа за счет увеличения количества (гиперплазия) или объема (гипертрофия) клеток.

6. Макросомия (гигантизм) – увеличенные длина и масса тела. Термины «макросомия» и «микросомия» нередко применяются для обозначения соответствующих изменений отдельных органов.

7. Гетеротопия – расположение клеток, тканей либо целых участков органа в другом органе или в тех зонах того же органа, где их быть не должно.

8. Гетероплазия – расстройство разграничения некоторых видов ткани. Гетероплазии следует дифференцировать от метаплазий – вторичного изменения разграничения тканей, которое связывают с хроническим воспалением.

9. Эктопия – смещение органа, т. е. локализация его в несвойственном ему месте. Например, наличие почки в тазу, сердца – вне грудной клетки. Удвоение и увеличение в числе того или иного органа или части его.

10. Атрезия – полное отсутствие канала или естественного отверстия.

11. Стеноз – сужение канала или отверстия.

12. Неразделение (слияние) органов двух симметрично или асимметрично развитых однояйцевых близнецов. Название пороков, определяющих неразделение конечностей или их частей, начинается с греч. приставки syn («вместе») – синдактилия, симподия (соответственно – неразделение пальцев и нижних конечностей).

13. Персистирование – обратное развитие морфологических структур, которые в норме исчезают к определенному периоду развития (артериальный проток или овальное окно у ребенка в возрасте старше 3 месяцев). Одной из форм персистирования является дизрафия (арафия) – незаращение эмбриональной щели (расщелины губы, неба, позвоночника и т. д.).

14. Дисхрония – нарушение темпов (ускорение или замедление) развития. Процесс может касаться клеток, тканей, органов или всего организма. Врожденные пороки могут проявляться и другими изменениями органов. Например, нарушением лобуляции (увеличение или уменьшение долей легкого или печени), образованием врожденных водянок (гидроцефалия, гидронефроз), инверсией – обратным (зеркальным) расположением органов.

В зависимости от последовательности возникновения различают первичные и вторичные пороки. Первые непосредственно связаны с мутациями или воздействием тератогенных факторов. Вторые являются следствием первичных пороков (гидроцефалия, развившаяся при спинномозговой грыже) или обусловлены альтернативно-пролиферативными процессами в нормально развивающихся органах (гидроцефалия при токсоплазмозе). Выделение первичных пороков из комплекса обнаруженных у ребенка нарушений развития имеет большое значение для медико-генетического прогноза, поскольку риск определяется по основному пороку.

Читайте также:  Белая точка на белке глаза - что это, причины и лечение

В связи с распространенностью пороки классифицируют на изолированные, системные и множественные.

Изолированными называют первичные пороки, которые отмечаются лишь в каком-либо одном органе (микроцефалия, шестипалость).

Системные пороки объединяют несколько первичных пороков в одной системе органов (ахондроплазия).

Множественные пороки составляют группу первичных пороков и дисплазии, отмечающиеся в двух и более системах органов (гидроцефалия в сочетании с дисплазиями лица и шестипалостью). Множественные пороки в свою очередь подразделяются на синдромы и неклассифицированные комплексы.

Под синдромами понимают устойчивые сочетания нескольких первичных пороков, например COFS-синдром (церебро-окулофацио-скелетный), основными признаками которого являются микроцефалия, микрофтальмия, катаракта, множественные дисплазии лица, скелетные аномалии (вывихи в суставах, сгибательные контрактуры) и ряд пороков других органов.

К неклассифицированным комплексам относят пороки, проявления которых не укладываются ни в один из известных синдромов.

В зависимости от этиологии различают пороки, обусловленные:

1) изменением наследственных структур (мутациями);

2) воздействием тератогенных факторов;

3) воздействием и мутаций, и тератогенных факторов (пороки мультифакториального генеза).

Среди пороков центральной нервной системы (ЦНС) различают пороки конечного мозга, обонятельного анализатора, стволовых отделов, мозжечка, спинного мозга и позвоночника, вентрикулярной системы и субарахноидального пространства.

Наиболее распространенной классификацией врожденных пороков является классификация, в основу которой положен анатомо-физиологический принцип деления тела человека на системы органов (ВОЗ, 1995 г.).

А. Врожденные пороки развития органов и систем.

1. Пороки ЦНС и органов чувств.

2. Пороки лица и шеи.

3. Пороки сердечно-сосудистой системы.

4. Пороки дыхательной системы.

5. Пороки органов пищеварения.

6. Пороки костно-мышечной системы.

7. Пороки мочевой системы.

8. Пороки половых органов.

9. Пороки эндокринных желез.

10. Пороки кожи и ее придатков.

11. Пороки последа.

12. Прочие пороки.

Б. Множественные врожденные пороки.

1. Хромосомные синдромы.

2. Генные синдромы.

3. Синдромы, обусловленные экзогенными факторами.

4. Фетопатии – общее название болезней плода, возникающих под воздействием неблагоприятных факторов с 11-й недели внутриутробной жизни до начала родов. Важнейшая роль в формировании фетопатии принадлежит состоянию плацентарного комплекса. Признаками фетопатии становятся: задержка внутриутробного развития; врожденные пороки в результате обратного развития зародышевых структур (кишечный свищ, открытые артериальный проток или овальное окно) или эмбриональных щелей (расщелины губы, неба, позвоночника, уретры); сохранение первоначального расположения органов (крипторхизм); гипоплазии и дисплазии отдельных органов и тканей (дисплазия почек, микроцефалия, гидроцефалия и др.); избыточное разрастание соединительной и других тканей при инфекциях (катаракта и др.); врожденные болезни (гемолитическая болезнь новорожденных, гепатиты, циррозы, пневмонии, миокардиты, энцефалиты и др.). Фетопатии нередко приводят к преждевременным родам, асфиксии при рождении, метаболическим и другим нарушениям адаптации новорожденных к внеутробной жизни и являются наиболее частыми причинами неонатальных болезней и смертности.

Потница — не так опасна, как распространена

Потница – маленькие розовые точечки на коже малыша, появляются они внезапно, и, как правило, после прогулки или сна, это основной симптом потницы. Эта болезнь, если её вовремя лечить ведёт себя пассивно, ребёнка ничего не беспокоит, никакой температуры или неприятных ощущений. Но если её не лечить то раздражённая кожа может воспалиться, и начнутся гнойниковые заболевания кожи.

Дело в том, что у младенцев организм первое время привыкает к окружающей среде. Поэтому функционирует немного по-другому, не как у взрослого человека. Как только ребенку становиться жарко, потовые железы, дабы защитить малыша от перегревания вырабатывают некую жидкость, и если что-то нарушает нормальное потоотделение (кожа покрыта толстым слоем крема, или ребёнок слишком тепло одет), то эта жидкость скапливается в жёлезах. И как следствие кожа становиться раздражённой ярко-розового цвета, и на ней возникает мелкая красноватая сыпь.

Распознать эту болезнь не так легко, потому что её больше подвергаются младенцы, и дети раннего возраста, а в этом возрасте ваш ребёнок не может объяснить, что с ним не так. Если у малыша появился насморк и кашель, а через 3-5 дней ко всему прибавилась и высокая температура, всему виной может быть ушная инфекция, ребёнок может оттягивать больное ухо, быть в очень плохом настроении, а если малыш уже умеет ходить, то может возникнуть проблема с равновесием.

Диагностика заболеваний у детей

Диагностика детских болезней включает множество методов. Начинается она, как правило, с внешнего осмотра малыша и с прослушивания грудной клетки (аускультации), что помогает выявить пневмонию и ателектаз ребенка.

Огромное значение в выявлении заболеваний у детей играют анализы мочи и крови. Таким образом определяют заболевания крови, почек, различных инфекционных заболеваний. Врожденные заболевания выявляют при помощи хромосомного анализа. Анализ кала помогает определить кишечные заболевания и оценить состояние микрофлоры ЖКТ – важнейшего звена иммунитета ребенка.

Эхокардиография помогает определить заболевания сердца.

Применяются ультразвуковые исследования (УЗИ). Проводят УЗИ различных органов: головного мозга, брюшной полости, почек, что помогает определить заболевания соответствующих органов.

Диагностика заболеваний у детей (в первую очередь у малышей до 1-го года), в силу своей специфики, имеет некоторые особенности. К примеру, бывает, что невозможно определить характер и локализацию соматик, особенности состояния иммунной системы, и по этой причине, при определении патологии ребенка, учитывают состояние и заболевания матери, которые она перенесла в период беременности.

В основном, лечение детских заболеваний заключается в помощи организму ребенка в борьбе с чужеродными агентами. Дело в том, что иммунитет организма формируется в столкновении с болезнями и их преодолении – другого нет. Если есть возможность, то реже прибегайте к помощи лекарств, которые “делают” работу всесто иммунной системы – это тупиковый путь. Мы не отрицаем лечебный эффект таких препаратов, но употребляйте их в исключительных случаях.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность — педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент — будущий детский врач — понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом — также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это — одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник — «Пропедевтика детских болезней» — предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Читайте также:  Влияние курения на сердечно-сосудистую систему, вред для сердца от табакокурения

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Детские болезни: полный и подробный список + характеристики

Детские болезни. Полный справочник

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития.

Здоровье – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия, это отражено в материалах Всемирной организации здравоохранения. Основной отличительной особенностью ребенка является то, что он растет и развивается по определенным законам и не является копией взрослого человека.

Различают биологический и паспортный возраст человека.

Весь генетический материал закладывается в одной-единственной клетке, возникающей в момент оплодотворения. В ней хранится информация о его половой принадлежности, росто-весовых показателях, особенностях внутренних органов, психического и интеллектуального развития.

Росто-весовые показатели отражают биологический возраст ребенка.

Условно развитие ребенка разделяют на несколько периодов:

1) этап внутриутробного развития эмбриона – первые 12 недель беременности;

2) этап развития плода;

3) неонатальный период – от 0 до 28 дней;

4) грудной возраст – с 3-4-й недели жизни до 12 месяцев;

5) преддошкольный возраст – от 1 года до 3 лет;

6) дошкольный возраст – с 3 до 7 лет;

7) период младшего школьного возраста – с 7 до 12 лет;

8) период старшего школьного возраста – с 12 до 16 лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРИУТРОБНОГО ПЕРИОДА

Первый (эмбриональный) период характеризуется быстрым формированием органов и систем. В этом периоде зародыш превращается в плод с органами и системами. На 1-й неделе эмбрионального развития происходит деление клеток, на 2-й неделе ткани дифференцируются, образуя два слоя, на 3-4-й неделе образуются сегменты тела, а с 5-8-й недели они приобретают присущие человеку формы строения тела. К 8-й неделе масса плода составляет 1 г, а длина – 2,5 см.

Во втором периоде, когда появляется питание плода через плаценту, образуется система кровообращения. На 18-й неделе появляется подобие дыхательных движений, это способствует развитию древовидной структуры бронхов, а в дальнейшем – и легочной ткани.

По мере роста и развития плода формируется пищеварительная система. Глотательные движения появляются на 14-й неделе, на 17-20-й неделе плод выпячивает губы, с 28-29-й недели он способен к активным сосательным движениям.

Мышечные движения появляются к 8-й неделе, на 13-14-й неделе мать начинает ощущать движения плода.

В первом триместре беременности воздействие неблагоприятных факторов способно вызвать выкидыши, внутриутробную смерть плода или рождение ребенка с грубыми пороками развития, часто несовместимыми с жизнью.

В периоде с 12-й по 18-ю неделю жизни в связи с плацентарным кровообращением воздействие неблагоприятных факторов не приводит к формированию пороков у плода, но могут возникнуть задержка роста и массы плода и нарушение дифференцировки тканей.

После 22-й недели могут быть преждевременные роды и рождение недоношенного ребенка или ребенка с дефицитом массы и роста.

В последующие недели внутриутробного периода созревают все органы и системы, происходит подготовка к внутриутробной жизни, особенно это касается органов дыхания.

Причинами, вызывающими отклонения в отдельных системах и органах плода, являются: патология плаценты, приводящая к кислородному голоданию плода; инфекции у матерей (токсоплазмоз, сифилис и др.); влияние вредных воздействий в виде радиации, токсических и травматических факторов; несбалансированное питание женщины во время беременности.

Здоровье ребенка зависит и от организации проведения родов. Если происходит нарушение родового акта, могут возникнуть асфиксия при нарушении пупочного кровообращения, а также травматические повреждения плода.

Средой обитания будущего ребенка является материнский организм, и от его состояния зависит физическое и психическое здоровье ребенка.

Неблагоприятные факторы воздействия на плод делятся на три группы: экзогенные (внешние), генетические и сочетанные.

К экзогенным факторам относят различные лекарственные вещества, средства, применяемые в промышленности, сельском хозяйстве, бытовой химии, вирусные инфекции. Воздействие на эмбрион и плод могут оказывать токи ультравысокой частоты, вибрация.

Алкоголь является наиболее частой причиной развития пороков плода, особенно при хронической интоксикации. Чаще всего возникают поражения центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, а также мочеполовой системы. Кроме этого, у новорожденного ребенка могут диагностироваться симптомы алкогольный интоксикации, печеночная недостаточность.

У курящих матерей рождаются дети с нарушениями во внутриутробном развитии, с поражением центральной нервной системы.

Причиной генетических изменений являются мутантные гены, вследствие этого появляются дети с такими отклонениями, как расщелина верхней губы, поли– и синдактилия (наличие лишних пальцев или сращение пальцев на кисти и стопе), болезнь Дауна и др.

Наиболее опасными сроками формирования пороков развития являются:

1) для мозга – от 30-го до 150-го дня беременности;

2) для сердца – 30-й, для конечностей – 45-70-й дни;

3) для мужских половых путей – 110-160-й дни;

4) для женских половых путей – 130-170-й дни внутриутробного развития.

НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД, ИЛИ ПЕРИОД ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Этот этап продолжается со времени появления ребенка на свет и продолжается до 28-го дня жизни, подразделяясь на два периода: ранний и поздний.

Ранний период начинается с момента перевязки пуповины и продолжается до 8-го дня жизни.

Второй период – с 8-го по 28-й день.

В периоде новорожденности происходит перестройка всех органов и систем ребенка применительно к условиям существования вне материнского организма. В это время меняется тип питания, дыхания и кровообращения. У новорожденного начинают функционировать малый круг кровообращения, пищеварительный тракт, ребенок начинает питаться молоком матери. Температурная реакция у новорожденного несовершенная, поэтому для него должен быть обеспечен соответствующий температурный режим.

В раннем неонатальном периоде возникает целый ряд приспособительных явлений и реакций на окружающую среду. Они носят название кризов. Гормональный криз проявляется гиперемией кожи, желтухой, потерей массы тела в первые дни жизни и другими проявлениями. Обычно на 3-4-й день отпадает остаток пуповины.

В позднем неонатальном периоде продолжаются адаптационные процессы в организме ребенка.

В этом возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие всех органов и систем, возрастает потребность в энергии и питательных веществах, поэтому, кроме грудного молока, с 6 месяцев вводится прикорм. Он знаменует собой переход от грудного вскармливания к обычному питанию. В этом периоде происходит совершенствование центральной нервной и других органов и систем. После 4 месяцев совершенствуется жевательный аппарат, начинается прорезывание зубов.

В грудном периоде отмечается высокий темп физического и психического развития. Масса тела к концу первого года утраивается, рост увеличивается в среднем на 25 см, окружность головы – на 12 см, окружность груди – на 13–15 см.

Изменяются и пропорции тела, конечности удлиняются, развиваются статические функции: ребенок начинает держать голову, к 7 месяцам самостоятельно садится, а к году – ходит.

В грудном возрасте стремительно происходит психическое развитие. К концу года ребенок начинает понимать слова, говорит первые осмысленные слова.

У курящих матерей рождаются дети с нарушениями во внутриутробном развитии, с поражением центральной нервной системы.

Наиболее распространенные детские заболевания

При кашле, простуде, насморке или ангине детей с нормальным дыханием можно лечить дома под наблюдением врача-педиатра. Организм младенцев и детей раннего возраста плохо удерживает тепло. Поэтому при кашле или простуде детей следует тепло одевать, но не перегревать, хорошо кормить и обильно поить. Лекарства следует принимать только по предписанию врача.

Высокая температура может свидетельствовать о серьезной угрозе его здоровью, поэтому больного следует немедленно показать врачу. До прихода врача для снижения высокой температуры ребенка можно обтирать влажной губкой.

При кашле или простуде нос ребенка необходимо чаще прочищать (высмаркивать), особенно перед едой или сном.

При кашле или простуде могут возникать трудности с кормлением ребенка грудью. Однако грудное вскармливание необходимо продолжать, так как оно способствует укреплению иммунитета. В период болезни кормления должны быть более частыми, но менее продолжительными. Если ребенок не может сосать, грудное молоко следует сцеживать в чистую чашку и кормить ребенка из нее.

Детям, не получающим грудного молока, необходимо давать пищу и питье часто, небольшими порциями.

После выздоровления ребенку необходимо ввести дополнительный прием пищи в течение одной-двух недель.

Ребенка нельзя считать полностью выздоровевшим, если он не восстановил свой прежний вес.

Кашель и простуда распространяются очень быстро. Взрослые с такими симптомами должны избегать контактов с детьми.

В большинстве случаев кашель, простуда и насморк проходят без применения лекарств. Однако порой кашель является симптомом пневмонии (воспаления легких), при которой необходима госпитализация ребенка в стационар и лечение антибиотиками.

Важно до конца соблюдать предписанную врачом схему лечения пневмонии, чтобы ребенок получил полный курс антибактериальной терапии, даже если самочувствие ребенка улучшилось.

Читайте также:  Лечение рубцов и шрамов гелем Зерадерм. Зерадерм Ультра (Zeraderm Ultra)

Многие дети умирают от пневмонии дома, потому что лица, осуществляющие уход за ними, не представляют всей тяжести этого заболевания и не считают необходимым немедленно обратиться к врачу. Гибель детей от пневмонии можно предупредить, если:

  • родители и лица, осуществляющие уход за ребенком, будут знать, что частое и затрудненное дыхание является симптомом заболевания, при котором ребенку требуется оказание неотложной медицинской помощи;
  • неотложная медицинская помощь доступна в районе проживания ребенка;
  • в лечебном учреждении, куда госпитализирован ребенок, имеются необходимые антибактериальные препараты, а после выписки из стационара эти препараты доступны родителям или лицам, осуществляющим уход за ребенком для приобретения в аптеке.

Ребенка следует немедленно доставить в больницу или показать врачу в случае, если у него:

  • учащенное дыхание:
    более 40-35 дыханий/мин для ребенка 1-12 месяцев;
    более 35-30 — для ребенка от 1 до 3 лет.
  • затрудненное дыхание или ребенок задыхается;
  • нижняя часть грудной клетки втягивается при вдохе или живот активно движется вверх-вниз;
  • длительный, упорный кашель;
  • ребенок не берет грудь и не пьет;
  • частая рвота;
  • слабость, вялость, сохраняющаяся повышенная температура.

Туберкулез — опасная болезнь, способная вызвать смерть или стойкое нарушение нормальной работы легких. Профилактика туберкулеза у детей включает:

  • получение ребенком полного комплекса прививок: вакцина БЦЖ обеспечивает частичную защиту от некоторых форм туберкулеза;
  • изоляцию ребенка от лиц, больных туберкулезом, длительно кашляющих или людей с кровавой мокротой.

При назначении врачом лекарственных препаратов важно следовать схеме лечения и обеспечить прием ребенком всей дозы прописанного препарата в течение соответствующего временного периода, даже если больной начинает чувствовать себя лучше.

Упорный навязчивый кашель, сочетающийся с приступами затрудненного дыхания, без повышения температуры может свидетельствовать о наличии у ребенка бронхиальной астмы, что требует консультации врача, обследования в стационаре и лечения с последующим медицинским наблюдением.

Снижению риска заболевания ребенка пневмонией способствуют: полноценное питание, в том числе исключительно грудное вскармливание как минимум в течение первых шести месяцев жизни, удовлетворительные бытовые условия, хороший уход, получение полного курса профилактических прививок.

Признаком диареи является водянистый стул три раза в день и более. Чем чаще стул, тем тяжелее форма диареи.

Иногда считают, что потребление жидкости обостряет диарею. Это ошибочное мнение. Больной ребенок должен пить как можно чаще до прекращения диареи. Обильное дробное питье помогает восполнять потерю жидкости при заболевании.

  • грудное молоко (мать должна давать грудь ребенку чаще обычного);
  • растворы для пероральной регидратации, которые разводятся необходимым количеством чистой воды;
  • рисовый отвар;
  • некрепкий, чуть подслащенный чай;
  • чистая вода из безопасного источника. Если нет чистой воды, ту, которая имеется, следует кипятить или фильтровать;
  • в более позднем периоде: протертые супы на овощном бульоне.

Грудное молоко предотвращает обезвоживание и истощение и помогает восполнять потери жидкости. Иногда матерям рекомендуют давать меньше молока ребенку, страдающему диареей. Это ошибочный совет. Наоборот, при таком состоянии ребенка мать должна кормить его чаще обычного.

При диарее ребенок теряет вес и может быстро прийти в состояние истощения. При этом ему необходимы все виды пищи и питья, которые он готов потреблять. Процесс пищеварения может остановить диарею и помочь ребенку быстрее поправиться.

При диарее у ребенка возможны отсутствие аппетита, рвота, поэтому кормление может быть затруднено. Если ребенку примерно полгода или больше, то его родители и лица, осуществляющие уход за ним, должны поощрять его есть как можно чаще, предлагая небольшие количества мягкой, протертой пищи. В состав такой пищи должно входить небольшое количество поваренной соли. Мягкую пищу легче есть, и она содержит больше жидкости, чем твердая.

Кормить ребенка при диарее рекомендуется следующим образом:

  • в первый день хорошо протертыми смесями каш (прежде всего рисовой и гречневой);
  • со второго дня вводится овощной отвар или протертый суп, рыба и пюре из хорошо проваренного мяса, вечером можно дать кефир или йогурт;
  • при улучшении состояния ребенка с третьего дня возможно введение фруктов и отварных овощей. В каши и овощи с третьего дня можно добавлять растительное масло.

Пища должна быть свежей, и давать ее ребенку следует не реже чем 5-6 раз в день.

После прекращения диареи для полного выздоровления ребенку важно много есть. В этот период необходимо ввести один дополнительный прием пищи или чаще давать ребенку грудь в течение как минимум двух недель. Это поможет ему восстановить силы и необходимый объем питательных веществ, утраченный в результате диареи.

Ребенка нельзя считать полностью выздоровевшим от диареи, если он не восстановил вес, который был зарегистрирован у него до заболевания.

Процессу выздоровления ребенка после диареи способствует прием витамина А или, что предпочтительнее, употребление содержащих витамин А продуктов (например, грудного молока, печени, рыбы, кисломолочных продуктов, овощей и фруктов оранжевого или желтого цвета).

Как правило, диарея проходит в течение нескольких дней без медицинского вмешательства. Опасность этого заболевания заключается главным образом в обезвоживании и истощении в результате потери организмом питательных веществ.

При диарее ребенку ни в коем случае не следует давать лекарства, если они не назначены врачом.

Лучшее средство от диареи — это потребление большого количества жидкости и растворов солей для пероральной регидратации при соблюдении предписанной концентрации водного раствора. При отсутствии специальных солей для приготовления такого раствора обезвоживания организма ребенка можно избежать, давая ему раствор, состоящий из одного литра чистой кипяченой и охлажденной воды, четырех чайных ложек сахара без верха и половины чайной ложки поваренной соли без верха. При приготовлении такого раствора необходима точность дозировки, поскольку избыток сахара только обострит диарею, а слишком много соли крайне вредно для ребенка. Эффективность действия раствора не уменьшится, если насыщенность раствора окажется несколько ниже рекомендованной.

Высокая температура может свидетельствовать о серьезной угрозе его здоровью, поэтому больного следует немедленно показать врачу. До прихода врача для снижения высокой температуры ребенка можно обтирать влажной губкой.

Как уменьшить боль при месячных. Народные средства и лекарства

Когда болит живот во время месячных, женщина или молодая девушка порой становится совершенно нетрудоспособной. Каждая 10 женщина страдает от нестерпимых болей при месячных, нередко приводящих к обморокам и даже судорогам. Считается, что менструация — естественный процесс в организме женщины, который не должен сопровождаться очень сильными спастическими болями внизу живота, тем более не должно быть рвоты, тошноты, головной боли, диареи или запора.

Гинекологи настоятельно рекомендуют при интенсивных болезненных месячных сначала выяснить причину ее возникновения, поскольку это может быть не просто особенностью вашего организма, а быть симптомами серьезного заболевания или нарушения функционирования нервной, половой, эндокринной системы, быть симптомом дисплазии соединительной ткани или аномалией развития половых органов и пр. В этой статье мы расскажем о том, как уменьшить боль при месячных девушке или женщине, что следует предпринять для облегчения боли во время менструации и определить истинную причину такого ненормального состояния организма.

Когда болит живот во время месячных, женщина или молодая девушка порой становится совершенно нетрудоспособной. Каждая 10 женщина страдает от нестерпимых болей при месячных, нередко приводящих к обморокам и даже судорогам. Считается, что менструация — естественный процесс в организме женщины, который не должен сопровождаться очень сильными спастическими болями внизу живота, тем более не должно быть рвоты, тошноты, головной боли, диареи или запора.

Как лечится недуг?

В случае дисменореи, появление которой вызвано воспалениями, лечение направлено на устранение основного недуга. Если же это первичная дисменорея, то рекомендуется прием успокаивающих препаратов и рациональный режим труда и отдыха.

Ее диагностируют преимущественно у женщин после тридцати лет.

20 рецептов фитотерапии и народной медицины при болезненных менструациях

Менструальные боли возникают практически у каждой второй женщины. Существуют рецепты народной медицины, которые помогут вам с ними справиться. Что такое менструация? Менструальный цикл – явление, которое происходит в половых органах женщины и повторяется через определённое время. Обычно этот промежуток составляет 21-35 дней. Нормальные месячные – это когда в их период женщина не чувствует болевых ощущений. Но по статистике каждая третья женщина страдает предменструальным синдромом. Болезненные месячные бывают у 30-50% женщин. А вот тяжёлые случаи у 5-10%, когда даже снижается трудоспособность женщины. При этом необходимо обязательно обратиться к гинекологу.

Болезненные менструации чаще всего бывают у незамужних женщин. До наступления самой менструации внизу живота происходит возникновение болей ноющего характера, которые чувствуются и в пояснице. Так же может присутствовать головная боль, слабость, рвота, тошнота.

7. В одинаковых долях надо взять донник, шишки хмеля и полевой хвощ. 2 десертные ложки полученной смеси заливаем половиной литра кипящей воды. Настаиваем три часа. Употреблять настой можно 4 раза в сутки по 100 мл.

Добавить комментарий